Вопросы Достоевского и откровение иных миров

                Вопросы Достоевского
                и
                Откровение иных миров.

                «Расскажи, каково Быть мишенью в тире?
                У меня Есть Вопрос, на который ты не дашь мне ответ».
                (В.Р.Цой)
               
                ***

              "Чудно это, отцы и учителя, что, не быв столь похож на него лицом, а лишь несколько, Алексей казался мне до того схожим с тем духовно, что много раз считал я его как бы прямо за того юношу, брата моего, пришедшего ко мне на конце пути моего таинственно, для некоего воспоминания и проникновения, так что даже удивлялся себе самому и таковой странной мечте моей... Умилилось сердце мое, и созерцаю всю жизнь мою в сию минуту, како бы вновь ее всю изживая..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                Мне снился сон. И вот теперь я припоминаю его, пересказываю чрез воспоминание...

              - Вот эти клейкие весенние листочки, вот это щебетание птичек, вот это нежное дуновение ветерка, эта загадочная игра всплеска воды в тихой реке, вот этот слабый шелест листвы деревьев, - во всем этом слышится всем нутром и чувствуется всем сердцем тайна Божия. А над этою земною тайною, с которой чувствуешь непосредственную связь и которая сокрыта в тебе самом, панорамой звёздного купола непосредственно открыта и распахнута душе твоей - тайна небесная. И вот в этих глазах, любящих и благоговеющих к тайне, отражение звезд ночного неба - отражение-откровение иных миров, сокрытых в загадочной душе человека.
                И еще говорят нам, что человек - это лишь продукт естественной природы, что в нем нет и не может быть никакой связи с мирами иными. В тысячу лет приходят странники-чудаки и опровергают мнения людей о мире и самих себе. Такой странник пришел к людям две тысячи лет назад и возвестил им Благую Весть. Спустя почти две тысячи лет, пришел к людям, исшагав неведомыми дорогами, другой странник, достойный муж, поднявший с земли упавшее и забытое ими перышко Благой Вести. Он поднял его, посмотрел на небо, окинул взглядом мир земной, и в сердце его возгорелось Слово, весть которого он возжелал подарить людям. Так Достоевский обрел дар духовидца и вестника, который воспламенил в сердцах искорки любви к человеческому и небесному, веры к Всевышнему и Непостижимому, и тяги к таинственному Небу, как обратной перспективе тому закону(Ньютон), что люди открыли на Земле.
                И тяга к Небу в душе человека оказалась, воистину, сильнее "низких истин" науки о земном притяжении. То, что в век Достоевского считалось лишь мечтой и фантазией таких чудаков, как он, в век современный стало обыденным знанием о том, как человек лишь только прикоснулся к небу, понемногу научился отрываться от матери-Земли, как младенец, зависимый от своей матери пуповиной. Быть может, вскоре сбудется другая мечта Достоевского, и нам приоткроются Двери в заветный храм Отца, который неустанно зовет и ожидает сыновей своих. И Его ожидание связуется надеждой на силу тяги свободы любящего сердца человека, путь которого устремлен к тайне Бездны - в преддверие храма Божьего, в котором, по слову Сына Божьего, обителей много.

                ***

                Достоевский задал людям Вопрос мучительный, ответ на который каждый решает сам для себя.

                Никто так сильно не показал СВЯЗЬ между тайной Земли и тайной Неба, как это сделали вестники - Ф.М.Достоевский и В.Р.Цой. И никто, как они, так сильно и резко не поставил Вопрос о борьбе добра и зла в человеке, как борьбе космической - тьмы и света, связуя воедино тайну человека и тайну Неба.

                "И вижу я, смотрит он пред собой умиленно и ясно. Ночь светлая, тихая, теплая, июльская, река широкая, пар от нее поднимается, свежит нас, слегка всплеснет рыбка, птички замолкли, все тихо, благолепно, всё Богу молится. И не спим мы только оба, я да юноша этот, и разговорились мы о красе мира сего Божьего и о великой тайне его. Всякая-то травка, всякая-то букашка, муравей, пчелка золотая, все-то до изумления знают путь свой, не имея ума, тайну Божию свидетельствуют, беспрерывно совершают ее сами, и, вижу я, разгорелось сердце милого юноши..." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "Я вижу, как волны смывают следы на песке.
                Я слышу, как ветер поет свою старую песню.
                Я слышу, как струны деревьев играют ее,
                Музыку волн, музыку ветра"
                (В.Р.Цой)

                "Я помню прозрачность воды моря.
                Я вижу прозрачность горящего газа.
                Стань сердцем, бейся в моем теле.
                Я стану кровью..."
                (В.Р.Цой)

                "Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин,
                Я люблю дым и пепел своих папирос,
                Я люблю кухни за то, что они хранят тайны,
                Я люблю свой дом, но вряд ли это всерьез..."
                (В.Р.Цой)

                "Так странно проходят часы,
                И так странно не хочется спать,
                И так странно, когда за окном
                Проезжает машина.

                И я не знаю, точны ли весы,
                Но мне не хочется их проверять,
                Мне слишком нравится эта картина"
                (В.Р.Цой)

                "На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом..." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "Но на этой земле я не вижу Тебя,
                Я не вижу Твоих кораблей,
                Я не вижу реки, я не вижу моста,
                Я пытаюсь найти лошадей...
                Я искал здесь ВИНО, а нашел третий глаз..."
                (В.Р.Цой)

                "Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "Ты смотришь на Млечный Путь.
                Я ночь, а Ты утра суть.
                Я - сон, я - МИФ, а Ты нет.
                Я слеп, но я вижу Свет..."
                (В.Р.Цой)

                "Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
                Небесный пастух пасет облака,
                Город стреляет в ночь дробью огней,
                Но ночь сильней, её власть велика.
                Тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь...

                Я ждал это время, и вот это время пришло...
                Те, кому нечего ждать, отправляются в путь,
                Те, кто спасен...
                Те, кто спасен,
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"
                (В.Р.Цой)

                "...Он еще прислушивался, он ждал еще звуков... но вдруг, круто повернувшись, вышел из кельи.
                Он не остановился и на крылечке, но быстро сошел вниз. Полная восторгом душа его жаждала свободы, МЕСТА, широты. Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. С зенита до горизонта двоился еще неясный Млечный Путь. Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю. Белые башни и золотые главы собора сверкали на яхонтовом небе. Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "...Алеша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю.
                Он не знал, для чего обнимал ее, он не давал себе отсчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать её, целовать её всю, но он целовал её, плача, рыдая и обливая своими слезами, и исступленно клялся любить её, любить во веки веков. "Облей землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои..." - прозвенело в душе его. О чем плакал он? О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и "не стыдился исступления сего". Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, "соприкасаясь мирам иным". Простить хотелось ему всех и за всё и просить прощения, о! не себе, а за всех, за всё и за вся..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "...Но с каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его. Какая-то как бы идея воцарялась в уме его - и уже на всю жизнь и на веки веков. Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг, в ту же минуту своего восторга. И никогда, никогда не мог забыть Алеша во всю жизнь свою потом этой минуты. "Кто-то посетил мою душу в тот час", - говорил он потом с твердою верой в слова свои..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "Мне есть чем платить, но я не хочу
                Победы любой ценой.
                Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
                Я хотел бы остаться с тобой,
                Просто остаться с тобой,
                Но высокая в небе звезда зовет меня в путь...

                Не остаться в этой траве,
                Не остаться в этой траве.
                Пожелай мне удачи,
                Пожелай мне удачи!"
                (В.Р.Цой)

                "И мы знаем, что так было всегда,
                Что Судьбою больше любим,
                Кто живет по Законам ДРУГИМ
                И кому умирать молодым.
                Он не помнит слово "да" и слово "нет",
                Он не помнит ни чинов, ни имен.
                И способен дотянуться до звезд,
                Не считая, что это сон,
                И упасть, опаленным Звездой
                По имени Солнце..."
                (В.Р.Цой)

                ***

                Кто такой сей человек, который смог выразить такое таинственное? Наверное, только Поэт-вестник может такое выразить. И слова его загадочны и таинственны, такое мог выразить только человек-загадка.

                "Если я в этом мире гость, то хозяин не Ты"
                (В.Р.Цой "Легенда": куплет, в рукописи стоящий перед последним)

                И борьба в человеке на этой Земле продолжается до сих пор. И человек победит в себе "второго хозяина", как двойную мысль с двойным дном, когда окончательно отвергнет соблазны его ("второго хозяина") предложений, которые однажды утвердительно отверг Иисус Христос в пустыне. Спустя две тысячи лет после Откровения Благой Вести, мифологема борьбы тьмы и света продолжается в мифо-поэтике Достоевского и Цоя, которые, как вестники, приоткрыли в сердцах людей воспоминание о битве добра и зла "между землей и Небом".

                "Если есть тьма, должен быть Свет"
                (В.Р.Цой)

                "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"
                (от Иоанна 1:5)

                ***

                «Расскажи, каково Быть мишенью в тире?
                У меня Есть Вопрос, на который ты не дашь мне ответ».

«…историю творят те беспокойные «странники и пришельцы на земле», которые вечно «ищут отечества», «стремятся к лучшему», града грядущего взыскуют, и только таких Бог не стыдится (Евр. 11: 13-16). Вера ведет их во всех творческих исканиях: «ожидание города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11: 10). История есть строительство такого «града», и в этом строительстве мы «соработники», сотрудники у Бога. И без этого созидания и искания Царства Божия – нет спасения… История творится верою, а не законом. Ибо история есть трагедия и построена только в категориях трагического, как трагедия свободной судьбы, которая избирается не иначе как верою… Вера есть творческая сила, она творит жизнь, «животворит», указует конкретное деяние в своих угадываниях и предвосхищениях…» (Б.П.Вышеславцев).

                «А над городом плывут облака,
                Закрывая небесный свет.
                А над городом – желтый дым,
                Городу две тысячи лет,
                Прожитых под светом Звезды
                По имени Солнце…»
                (В.Р.Цой)

                «Но странный стук зовет: «В дорогу!»
                Может – сердца, а может – стук в Дверь.
                И, когда я обернусь НА ПОРОГЕ,
                Я скажу одно лишь слово: «Верь!»
                (В.Р.Цой)
               
               


 


Рецензии
" О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и "не стыдился исступления сего". Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, "соприкасаясь мирам иным". Простить хотелось ему всех и за всё и просить прощения, о! не себе, а за всех, за всё и за вся..."
(Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").
"Мне есть чем платить, но я не хочу
Победы любой ценой. (Виктор Цой).

Что может быть выше дара прощения и нежелания достичь "победы любой ценой"?

Вячеслав Александров 2   15.12.2018 18:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой человек!

"Путь обретения святости иной. Он совершается вдали от человеческих глаз, он не сопряжён с необходимостью демонстрации своих побед миру, а, тем более, собственному духу гордыни. Человек, в котором пребывает Дух Божий – любовь, заботится главным образом о том, чтобы выявлять и своевременно устранять в себе то, что искажает в нём образ Божий. И он понимает, что пока в мире существует зло и грех, до тех пор и его собственной душе придётся от них очищаться. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий любящий Родившего, любит и Родившего, любит и Рождённого от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо, всякий рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». (1-е Иоанна 5:1-4).
Только водимые духом Божиим способны создавать на своём жизненном пути образцы настоящей красоты. Именно они обладают несомненным чувством прекрасного. Совершеннейшие произведения искусства создаются в результате вдохновенного труда-творчества. Быть вдохновлённым, значит – находится в духе. Сказано, пребывающий в любви, пребывает в Боге, т.е. в Его Духе (4:16)..."
(Александров В. Г. Категории православной эстетики. дух").

Спасибо за Вопрос и с уважением,

Бармин Виктор   15.12.2018 19:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор за понимание...

Вячеслав Александров 2   15.12.2018 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.