Путешествие по Пермскому краю-еду в гости

  На фото : Копия "Царь молот" на горе Вышка в Мотовилихе.

 Мне никогда не рассказать всего о Пермском крае - пусть о нём расскажут  живущие в этом  месте люди, любящие свою малую Родину. Я расскажу лишь о том, что могла увидеть и почувствовать за короткий срок половины своего отпуска...

 Кто читал в моих рассказах "Прощание" о Приэльбрусье, помнит, что прощаясь, мы обещали продолжить общение...
   Но на своём опыте я знаю, что такие обещания довольно быстро сходят на нет.
 Вселенная сводит и разводит нас, в соответствии со своими планами, а мы воспринимаем это, как зависимость от жизненных ситуаций... И через некоторое время мы иногда вспоминаем те приятные моменты своей жизни, и людей связанных с этим. ( В скобках скажу, что НЕприятные моменты и связанные с ними люди, тоже вспоминаются). Всё это - наши уроки жизни, или Вселенной, или Самого Создателя, без разницы, как назвать, но ЭТО всё нам всегда на благо. Однако понимаешь это по прошествию многих лет, когда пазлы складываются в целостную картину...
   Итак общение очень быстро закончилось со всеми, кроме братьев - пермяков: Николая и Сергея. Они настоятельно приглашали в гости и постоянно напоминали о моём обещании.
    Однако ехать девушке к парням в гости мне как-то претило по всем морально- этическим нормам. И я, в конце концов,сказала, что я приеду только в том случае, если получу официальное приглашение от их родителей в письменном виде.
    В этом августе я успешно сдала вступительные экзамены в университет, и у меня ещё оставалось половина августа  свободным. Август у нас на юге почти всегда очень жаркий, и я чаще всего сбегала от жары на Чёрное море.
   Но тут я получаю письмо от мамы пермских моих друзей - ребят, где она   приглашает меня к ним в гости и пишет, что они с мужем тоже идут в отпуск, и всей семьёй постараются показать мне достопримечательности Приуралья и Среднего Урала. На сей раз я долго не раздумывала, а собрав вещи, рванула в Аэропорт. В это время года в основном люди едут на Юг, поэтому на "север" билет я взяла без труда.
    В Аэропорту Перми меня встречали Николай и его мама - Лидия Михайловна. Мы познакомились. И сразу прониклись симпатией друг к другу. Эта миниатюрная  блондинка, которая имела таких рослых сыновей, как-то сразу стала абсолютно "своей". Она много рассказывала о себе, о муже, о том, что они урождённые Питерцы, но во время ВОВ их родителей вместе с детьми  и с заводом, на котором родители работали, отправили на Урал. Так они здесь и осели... Потом, она сказала, что они получили новую квартиру на окраине Перми, поэтому мы долго едем на такси, но уже приехали, и сейчас она похвалится новой квартирой и видами из её окон.
    В прихожей нас встречали Сергей и  сам глава семьи: очень приветливый, но малоразговорчивый мужчина, весьма приятной наружности.
    Моё первое впечатление было такое, что в этой семье все разные, но они так гармонично дополняют друг друга, что находиться среди них - одно удовольствие...

   Как только я распаковала свои вещи и приняла душ, всех собрали на обед.
И снова я убедилась в том, что в этой семье все и всё в согласии, и я от всей души радовалась, что я в гостях у таких людей, хотя надо сказать, с людьми мне всегда везло!
    Здесь, за обедом, я узнала "расписание" всех мероприятий, которые запланировали для меня. Это было здорово!
    Чтобы не терять времени зря, я с парнями сразу после обеда пошла знакомиться с городом. Первым я хотела посмотреть  политехнический институт, в котором учился Николай. Это был один из старейших ВУЗов страны с богатой биографией. Николай с упоением рассказывал о своей ALMA-MATER. А я тянула их дальше. Меня поразили тёмные бревенчатые дома в два этажа, которые были построены по-сибирски добротно, без художественных излишеств, настолько основательно срублены, что казалось, они и  потоп переживут.
   У нас на Дону по станицам тоже есть деревянные дома,в два этажа. У казаков было заведено иметь дом из "низов", где помещались кухня, кладовые и другие подсобные помещения, и из "верхов", где находились спальни, большая комната, называемая "залою", а позже -"залом" И обязательно резное крыльцо, с балясами-       резными столбиками - опорами под перила, резные наличники и прочие резные украшения окон и дверей. От всего этого казачьи постройки казались легче, стремились к синему небу, а тут, в Перми, эти дома как бы врастали в землю, обретая упор и силу.
    Я ходила по городу "раззинув "рот, удивляясь многому, а главное - полному отсутствию людей на улицах города. Наконец я не выдержала и спросила:"Мальчики, а где люди?"  Ответом мне был дружный хохот ребят:"А у нас ночь, вообще-то, и все люди спят!" Вот так я узнала, что такое - Белые ночи...
Возвращались домой в трамвае, в котором, кроме нас , никого не было...
 
  А на следующий день мы ехали в историческое место Перми - Мотовилиху.
  Мотовилиха  является промышленным районом, который развивался, как заводской посёлок рядом с Пермью.
  Ещё в начале 18 века в Прикамье строились медеплавильные заводы. С середины 19 века на заводах Мотовилихи стали выпускать пушки.  В 1865 году в Петербург была отправлена первая партия пушек. Жерло пушки были размером в полметра, а ядра весили около полтонны. Дальность стрельбы - около километра. Это было грозное оружие тех времён. Пушки устанавливались на военных кораблях и в береговой охране.   В Мотовилихе до сих пор шутят: "В Кремле стоит царь- пушка размером с наши. Только наши пушки ещё и стреляют!"
   В 1920 году посёлок Мотовилиха получил статус города. Расширялся завод, строились новые жилые кварталы и Мотовилиха не спеша, шаг за шагом, сама пришла к Перми. Теперь это Мотовилиховский район Перми. Кстати, своё название поселок получил от места, откуда он начался, на слиянии двух рек: Большой и Малой Мотовилихи.
   Сами Мотовилихинские заводы обновлялись новой техникой и выпускали всё более разнообразную продукцию. К слову сказать, в феврале 1875 на заводе был запущен гигантский, 50-ти тонный ковочный паровой молот. Он считался самым крупным в мире молотом  "двойного" действия. Его называли  "ЦАРЬ - молот". Когда он работал, во всех домах посёлка дребезжали стёкла.
    Бетонная копия этого молота установлена на горе Вышка Мотовилихи, как её символ.
   А ещё символом Мотовилихи я считаю музей под открытым небом, где экспонируется всё оружие, произведённое на заводах Мотовилихи. От экспонатов, которым уже полтора века, до современного оружия.
   Здесь на открытой площадке можно посмотреть гаубицы, пушки, минометы, самоходки, пусковые установки, "Смерч" в том числе, боевые машины, баллистическую ракету средней дальности, межконтинентальную баллистическую ракету, оборудование нефтедобывающей отрасли, автомобильную и гусеничную спецтехнику.
Всего около 40 экспонатов.
   Именно после эвакуации заводов Ленинграда и специалистов на эти площадки изменился и расширился выпуск различной военной техники. На этом заводе работали и родители Николая и Сергея. К работе инженера на этом предприятии готовился и сам Николай. Это было бы уже третье поколение их рода, бывших Петербуржцев, нашедших на Урале свою судьбу.
   Я бывала у нас в Ростове на заводе "Россельмаш", занимающий огромную площадь, где между цехами  автомобильное сообщение. Но это завод  новый, просторный и современный, а Мотовилиха поражает своей, нет, не древностью, а какой-то безвременностью.
  Я очень устала, но радовалась тому, что я увидела и узнала в этот день...


   


Рецензии