Рассказы реставратора - 4 Командировка

    Николай Иванович не всегда приходил к Сашке на посиделки, но поздороваться являлся всегда.   В очередное дежурство он не пришёл почему то. Сашка  в этот день поработал хорошо и  устал больше , чем в другие дни, поэтому долго засиживаться не захотел.  Закрыв мастерскую, он пошёл в сторожку переодеваться.   
    -- Здравствуйте, Николай Иванч.  --  поздоровался Сашка со сторожем, войдя в сторожку, которая была и раздевалкой .--  А я думал вас нет. Сижу  и жду , когда вы заявитесь, чтобы мастерскую вам сдать.  Без присмотра же не оставишь. А вы тут сидите тихонечко и шкуры перекладываете. Когда вы успели столько лис настрелять.
    -- А ты чего это рано так уходишь. Я думал ты, как и всегда ещё долго будешь работать. Поэтому и не спешил к тебе. Я сегодня принёс себе работу -  шапку , буду шить.  Я  эти шкуры давно выделал , да лень всё  было ими заниматься. А сегодня днём  перебрал все. Из хороших  сошью шубу, кому нибудь, а из обрезков шапку .  Ты из своих, какие я тебе продал,  сшил жене шубу?
    -- Я шить не умею, а жене не когда было отнести в мастерскую. Год пролежали в мешке и моль их сожрала. Плохо вы их выделали. Нужно было чем то от моли обработать.
    -- Я обработал - попытался оправдаться сторож
    --  Если моя шуба сделана по уму, так она уже 10 лет висит и ни кто её не сожрал и шерсть не вылезла. -- прервал Сашка Николая Ивановича.
     Почувствовав свою вину Николай Иванович решил сменить тему: " Ну вот , ты уходишь , а я хотел про рыбалку послушать. Ты мне в прошлый раз обещал рассказать. Что там у тебя случилось?"
       --  В другой раз . Сегодня я устал. Пойду отдыхать.
     Через два дня Николай Иванович придя на смену, сразу же зашёл к Сашке  и что бы не возвращаться к шкурным делам, в которых чувствовал свою вину заискивающе сказал: " Ну , что рассказывай про рыбалку."
    -- Про какую у меня их много было? На какую тему я обещал рассказать?
    -- Да мы тогда про азарт говорили -- напомнил  сторож.
    --  А-а-а.   Я тогда три километра тащил два мешка рыбы на плечах  и  не одной рыбки не съел -- радостно сказал Сашка, вспоминая эту  рыбалку. -- но предупреждаю, история длинная.
    " Я после института был направлен в Хабаровский край и там в Инокентьевском  мехлесхозе должен был работать лесничим, но меня поставили инженером охраны и защиты леса. Обязанности мои были: сидеть в кабинете и составлять мероприятия по защите и охране леса для лесничих и потом контролировать их выполнение.
     Защита леса -- это мероприятия против низших живых вредителей ,то есть против насекомых  и грибов.
     Охрана леса - мероприятия против высших живых вредителей, то есть против человека.
    Тайга  , если человек туда не лезет, сама себя защетит и вылечит.  А вот после человека , начинаются проблемы  и самая страшная это пожары. В лесхозе была ПХС ( пожарно химическая станция), которая занималась тушением пожаров под руководством начальника ПХС. Она подчинялась мне. Мне было скучно сидеть в кабинете и я решил вместо начальника ПХС ездить на пожары вместе с пожарниками.  Пожаров было много и жизнь моя изобиловала разными интересными случаями. Но иногда я  выполнял и  свои непосредственные обязанности, которые были направлены на предупреждение пожаров . Контролировал я и работы по лесозаготовкам. На территории нашего лесхоза было несколько леспромхозов и они при вырубке леса допускали много нарушений, которые вредили лесу. Моя обязанность была в том, что бы выявить эти нарушения, составить акты, собрать подобные акты у лесничих и, оформив их, передать в арбитражные суды, а потом принимать участие в рассмотрении этих дел в судах .  Как правило, каждый год леспромхозы перечисляли огромные суммы штрафов в управление лесного хозяйства.  Лесхозы эти деньги не ощущали. Получалось, что министерство лесной промышленности перечисляло  миллионы рублей в комитет по лесному хозяйству. Все наши леспромхозы работали на Японию.  Денег у них было много, они не жалели их и платили добросовестно, а  борьбой  с нарушениями на лесосеке ни кто не занимался.
    У меня по плану была поездка в самое удалённое лесничество, в которое добраться можно было только по Амуру.  Плыть на своём катере не хотелось. У меня не было прав, а отрывать на несколько дней от семьи водителя жалко было.  На "Ракете" было неудобно, но другого способа добраться  не было. Поэтому я и откладывал всё время эту поездку.
    И вот однажды у нас возле конторы лесхоза сел вертолёт главного летнаба, которому нужно было, что то решить с нашим директором. Я попросил его завезти меня в это лесничество. Пока они с директором разговаривали я собрался и через час уже был в конторе лесничества.  В этом лесничестве я был первый раз.
     Время было после обеденное. В конторе была только бухгалтерша. Я  поздоровался и представился,  рассказал зачем приехал и спросил, где лесничий Василий Михайлович.
    --  А что ж ты не предупредил , что приедешь? Сейчас лесничего не найдёшь. Только завтра утром. -- растерянно  сказала бухгалтер.
     -- Ну, а переночевать то у вас  где то можно ? -- спросил я
     --  Я не знаю. -- ответила бухгалтерша
     --  Ну что ж, в конторе тогда придётся .   
    --  Да у нас тут и постели то ни какой нет. На чём  ты здесь спать то будешь?-- спросила бухгалтерша
   --  На полу.  На улице жара , ночи тёплые  одну ночь переконтуюсь, а завтра лесничий что то придумает.-- ответил я.
   --  А может помощник лесничего, что нибудь придумает. Он дома. Я его сейчас позову. Он тут рядом живёт -- вспомнила бухгалтерша и убежала за помощником лесничего.
     Пока бухгалтерши не было я стал думать , что   смогу сделать сегодня с помощником. Надо документацию проверить, сделать кое какие выписки, короче подготовится к завтрашней поездке на лесосеку. Ну и конечно же решить вопрос с ночлегом.
     Минут через десять вернулась бухгалтерша. Вслед за ней пришёл и помощник. Это был худой мужчина вроде бы и не сильно старый, но какой то сильно морщинистый . Морщины придавали ему какой то болезненный вид, вызывавший сочувствие.
     Познакомившись, я попросил его дать мне посмотреть документы и начал перечислять их. 
      Пётр Михайлович, так звали помощника даже не шелохнулся, что бы найти и показать нужные бумаги. Он стоял и как то странно улыбался. Я повторил просьбу. Опять ни какой реакции. Ни понимая в чём дело я спросил его: "Что нет документов? "
    -- Да я не знаю-- безразлично и спокойно ответил помощник
    Такой ответ меня взбесил.
     -- Помощник лесничего ведёт всю документацию в лесничестве и лучше него ни кто не знает её, а вы не знаете. Какой же вы помощник-- сказал я.
     Пётр Михайлович стоял и как то виновато по доброму  улыбался  ни чего не объясняя.
Я не большой специалист в лесном деле, в добавок ещё и молодой, только , что закончивший институт, но такое отношение взорвало меня. Я потерял контроль над собой и начал громко возмущаться.
       -- Что за порядки у вас?  Лесничий в рабочее время не известно где. Наверняка на рыбалке  или на охоте.  Помощник ни хрена не знает. За что вам деньги платят. К вам добираться только целый день нужно. Я вертолёт сюда гнал, для чего, что бы здесь на улице ночевать.
      Я завёлся и меня понесло. Не обращая внимания на то, что передо мной были люди старше меня в два раза, да в добавок ещё и женщина, я не подбирал нужные слова, а пользовался общепонятным матом. Но при этом  заметил , что эти  мои слова воспринимались совершенно равнодушно и не вызывали ни какого страха передо мной - приехавшим начальником и может быть даже наоборот вызывали сочувствие и  жалость ко мне.
     Выслушав меня, помощник подошёл ко мне положил руку на плечо и сказал:  "Ты наверное не обедал сегодня. Пойдём ко мне, и там продолжим ругаться, а то здесь мы Татьяне Ивановне мешаем работать."
     Я и вправду не обедал,  и после приглашения пообедать подумал: " Ну вот устроил разгон местным бездельникам , теперь дело пойдёт. Уже взятку предлагают."  Я согласился пообедать и мы пошли домой к помощнику.
    По дороге я молчал. А Пётр Михайлович сказал одну фразу: " Ты говорил всё правильно. И я относился сначала к тебе , как к начальнику, а когда ты начал матом ругаться, я понял, что ты свой."
    Новый дом на два хозяина был не далеко от конторы лесничества. С одной стороны в нём жил лесничий Василий Михайлович, а с другой стороны помощник Пётр Михайлович.
    Зайдя в квартиру, Пётр Михайлович сразу усадил меня за стол , а сам начал суетиться
     --  Я только что пообедал.  Сварил себе уху, она ещё горячая. Так что тебе повезло.
     --  А вы , что сами варите? Жене не доверяете? -- спросил я, зная, что рыбаки любят сами варить уху.
     -- Да , я не женатый
     -- Чего так?
      -- Так получилось.
     Поставив на стол  миску ухи , Пётр Михайлович начал резать вяленую кету. Кета  с луком в подсолнечном масле это первая закуска в тех краях .
      -- Икры пока нет. Приедешь через месяц вот тогда икоркой закусим -- ставя на стол начатую бутылку водки сказал  хозяин.
      -- Я вообще то в рабочее время не пью. -- сказал я.
      -- Что тут пить. Тут осталось немножко. Ты выпьешь для аппетита , а я за знакомство. Надо ж нам познакомиться, А то ты меня совсем не знаешь, да и я тебя.  Хотя, правда, уже немного познакомились.
      Принеся пару стаканов, Пётр Михайлович тоже сел за стол: " Приятного Аппетита"- сказал он, после того, как налил стаканы.
    Уха была очень вкусная , сваренная из  косаток (небольшой жёлтой рыбёшки с длинным острым шипом сверху). Эта рыбёшка издаёт противный писк, когда её на удочку вытаскиваешь из воды.  Нанайцы считают её самой лучшей рыбой для ухи .
     Второй тост был за ЗДОРОВЬЕ. А после выпитого третьего за ЗНАКОМСТВО Петр Михайлович начал рассказывать о себе. И начал он неожиданно.
     -- Я тебя не виню за твою ругань потому, что ты ни чего не знаешь. Я не помощник. Я просто числюсь помощником лесничего, а работает  за меня мой  брат Василий.  Лесничий Василий Михайлович  мой старший брат , ты  его знаешь .  Он работает , а я  только деньги получаю. Вот он мне  и квартиру дал. В прошлом году лесхоз построил дом двухквартирный . Трёхкомнатную  он себе взял, а мне двухкомнатную отдал. И это всё сделано не тайно, а с согласия директора. Директор меня принял на работу помощником по просьбе брата, с  таким условием , что он будет сам выполнять мои обязанности . Вот  Васька и работает за двоих. А я в лесном деле ни чего не соображаю. Но в тайгу хожу..., но только  на охоту или на рыбалку.  Ягоды и грибы тоже хожу собирать.
       -- За что ж такая лафа .
       -- Три года назад я освободился . На работу в городе меня ни где не брали. Прописки не было. Паспорт не давали. Такая ситуация , хоть  назад в тюрьму иди. Я тогда приехал к брату. Он мне всё и сделал. Он мне писал , что бы я сразу к нему ехал, но мне хотелось в городе осесть.
        -- Теперь я понял . Я не буду спрашивать за что посадили. Вряд ли это будет приятно вам вспоминать.-- сказал я , желая закрыть эту неприятную тему.
        -- Да нет, я хочу, что бы ты главное узнал, а то будешь относиться ко мне, как к зеку. Было это 28 лет назад. Я закончил школу и готовился пойти в армию. Васька уже отслужил и собирался идти учиться в лесной техникум. У него была невеста Надя. Он с ней со школы дружил. Когда в армию уходил, то мне сказал, что бы я её защищал.  Я три года с ней рядом провёл. Везде вместе были. Она красивая была и очень мне  нравилась. Я не знаю что , такое любовь, но наверное я её любил. В селе у нас много девчонок было, но мне было приятнее  с ней быть. Я не мечтал , что бы она меня полюбила. Я мечтал , что бы она стала Васькиной  женой и что бы мы стали родственниками и я мог всё время её видеть и любоваться ей.
        Все три года прошли спокойно, Васька пришёл из армии и они начали готовиться к свадьбе. И вот к нам в деревню приехал парень. Он сильный был и наглый. Часто на улице дрался по разному поводу с  нашими сельскими. И его начали все побаиваться. Он стал вроде пахана. Ему понравилась Васькина невеста и он начал к ней приставать. Она сказала  Ваське об этом . Узнал об этом и я. И я стал тайно охранять их. Они гуляют ,  а я поодоль незаметно следую за ними.  И вот однажды уже под утро  было дело, Васька с невестой переходили речку по узкому мостику.  Неизвестно от куда взялся этот парень и пошёл им на встречу. Я не знаю о чём они там говорили, но Васка его толкнул  и он поломав перилину полетел вниз. Удар был не сильный, но сломанная перилина падая догнала его и воткнулась в голову. Невеста испугалась и побежала домой, Васька за ней. А я пошёл посмотреть на этого парня . Он был уже мёртвый.
        Утром нашли труп и сообщили в милицию. Милиция очень быстро вышла на нас. Нас вызвали , допросили и отпустили под подписку о не выезде . В семье у нас поднялась паника, родители плачут  распрашивают нас. Мы ни чего не рассказывали  им,  но собрались втроём  и я  предложил: " Я скажу следователю, что это я ударил". Я  решился на это после бессонной ночи . Я понимал , что Ваську посадят, но тогда моя мечта о Васькиной свадьбе не сбудется. А мне так хотелось, чтобы они были счастливы с Надькой. Моя идея была неожиданной для Васьки и Нади, но Надя сразу зацепилась за неё и одобрила моё решение. Васька молчал. Несколько дней все мы обдумывали моё решение. Я считал , что я правильно это придумал, Надя меня поддерживала, Васька долго думал , но мы его уговорили.
        После того , как Васька согласился, мы придумали историю, как всё произошло, и на следующем допросе все трое рассказали её. Меня арестовали.  Мы не знали законы и думали , что суд меня попугает и даст небольшой срок. Ведь был просто один удар и он умер не от него , а от этой злосчастной перилены. Но мне припаяли по полной. После того , как я услышал 25 лет, я не сразу понял это.  И только крики и плачи родственников показали мне, что произошло что то очень страшное.
        25 лет от звонка до звонка. И вот после освобождения брат с Надей решили создать мне сладкую жизнь. Я не веню брата ни в чём. Все 25 лет они старались помогать мне, как могли. В зоне в свободное время я прокручивал этот случай и приходил в конце концов к тому, что поступил правильно, хотя были и сомнения, и жалость к себе и  к своей загубленной жизни.
        Не буду рассказывать, какое житьё было в зоне, но скажу, что узнав мою историю, зеки относились ко мне с уважением.
        -- Пётр Михалч, я не зек, но я тоже вас уважаю . Я восторгаюсь вашим поступком. Хорошо , что  вы рассказали мне эту историю , а то бы я и дальше думал  о вас плохо. Я не могу сейчас сразу дать оценку вашему поступку, я бы наверное так поступить не смог. Жизнь у человека одна, отдать третью часть её,  самую лучшую часть. Подарить её другому, пусть самому близкому. Я не могу сказать правильно это или нет. Но поступок этот достоин всякого восхищения.  Вы меня извините за мою грубость в конторе. Я хочу искупить её. У нас в деревне принято, если виноват, то должен" выставиться". Закуска у нас   ещё есть. Я в магазин сбегаю.
         -- Он  закрыт. Откроется в 4 часа. Там Надя торгует. Она сейчас дома.  У неё дома  должна быть водка. Давай я схожу.-- предложил Пётр  Михайлович.
        Я остановился,  достал кошелёк, вытащил десятку и хотел уже отдать Пётру Михайловичу, но неожиданно передумал и сказал: " Я сам схожу. Посмотрю ради кого вы 25 лет отсидели. Нет не отсидели. Там посидеть не дают.   25 лет отмучились. Как её отчество?"
         -- Николаевна
        За столом в комнате хмель не ощущался . Может просто не обращал на него внимания  из-за зтой  истории.  Но выйдя на свежий воздух понял ,  что уже  "похорошело" и ноги как то  не так идут. Обойдя дом, я вошёл во двор, поднялся по ступенькам к двери и начал стучать в неё.  Никто не отвечал. Немного постояв , хотел уже уходить и тут из- за сарая вышла женщина и спросила не очень вежливо, как спрашивают продавцы в магазине: " Чего тебе надо?"       
        -- Бутылку водки не продадите --спросил я и начал рассматривать её. По рассказу Петра Михайловича, я предствлял Надю молодой  и сказочно красивой, из-за которой не жалко и жизнь отдать, а  не то что 25 лет отсидеть
        -- В магазине  водка продаётся. После 4 часов приходи. Сейчас у меня обеденный перерыв.  И  дома покоя нет. Да ты я вижу уже хорош . Может хватит. - недовольно ворчала хозяйка.
        Почувствовав, что бутылки мне не видать,  я сказал : " Надежда Николаевна,  Пётр Михайлович, посоветовал к вам обратиться. Он сам хотел прийти, но мне с вами захотелось познакомиться. Я инженер из лесхоза , прилетел сегодня на вертолёте из Джонок по делам к Василию Михайловичу. Но его нет и  Пётр Михайлович пригласил меня на уху. Я ж не могу просто так в гости пойти."
       Сразу подобрев, надежда Николаевна молча зашла в дом и вышла с бутылкой водки. Я взял её и протянул ей десять рублей.
        -- А пяти рублей нет, что бы без сдачи? -- спросила Надежда Николаевна, и тут же добавила -- Ладно бери так. Деньги потом.
       -- Потом я могу забыть. Давайте две без сдачи -- предложил я
       -- А не много ли будет?  Петру много пить нельзя.
       --  Я тоже не пью. Мы его бутылку выпили.  Я должен ему вернуть, а с одной посидим. Делать всё равно нечего.
      Моё объяснение успокоило Надежду Николаевну и она , взяв десять рублей, принесла ещё одну бутылку.
      Увидев две бутылки Петр Михайлович спросил: " А зачем две?"
       -- Сдачи не было -- ответил я
       -- Тридцать лет назад она была красавицей. А теперь ей скоро уже пятьдесят будет. -- задумчиво пояснил Пётр Михайлович.
       Я не захотел высказывать своё мнение о его Наде, что бы не обидеть его. И мы переключились на охотничью тему. О тюрьме я выспрашивать тоже не хотел.
      Я не помню сейчас о чём мы говорили. Да и что было дальше я тоже не помню. Помню только, что  проснулся  утром  на раскладушке в саду, и долго не мог сообразить , где это я.
       Потом мне рассказали , что было, но об этом мне стыдно рассказывать.
       Пол дня я пил рассол с прошлогодних маринованных огурцов. И только к вечеру мы с лесничим стали обсуждать цель моего приезда.
     -- Василич,-- так стали обращаться ко мне братья , уважая мою должность и не называя Александр Васильевич, из за моего возраста -- я не советую тебе сейчас ехать на лесосеку. Туда добраться можно или пешком  или на тракторе. Трактор  возит смену два раза в месяц. Лесорубы  работают и живут там две недели вахтовым методом. Одних завозят других забирает. Иногда, правда, горючее и продукты возит. Будешь ждать трактор? Или пешком 20 километров по тайге и по разбитой тракторной дороге пойдёшь. Я дам лесника, но сам не пойду.  Я только вчера с одной лесосеки вернулся, но я трактор ждал неделю.  Я там всё проверил, акт составил. У меня ещё шесть актов готовых есть. Заберёшь их и оформляй  у  себя в лесхозе.  А если сам хочешь на лесосеке побывать, то приезжай 15 числа, когда бригаду менять будут. А чтоб поездка к нам у тебя не зря получилась, с Петром на охоту сходи . Ружьё я дам.
        --  Нет,  мы на рыбалку ночью съездим -- предложил Пётр Михайлович -- проверим кету.
        --  Кета  ещё рано. Через пару тройку недель только начнётся. Следующий раз приедет -точно наловим -- сказал Василий Михайлович. -- Ночью не ездийте. Завтра с утра.
         Я долго планировал эту поездку и мне повезло с вертолётом, а вот здесь не повезло. Отметив командировку и забрав акты , с  утра мы не поехали, а пошли пешком на озеро. Прошли сутки после пьянки, но похмелье ещё не выветрилось, поэтому рыбачить не хотелось. Соорудив на берегу постель из камыша я пролежал до обеда , а Пётр Михайлович за это время наловил порядочно рыбы.
         Возвращались домой напрямик через  лес , а не по берегу озера.  По пути стали попадаться белые грибы. Свободной сумки у нас не было. Я снял майку завязал  её снизу.  Получилась удобная сумка с ручками и в эту сумку  я начал их собирать .
       -- Зачем они тебе нужны. Рыбы столько тащишь, а ты ещё и грибы собираешь. -- удивился Пётр Михайлович.
      -- Я грибы собирать люблю. А на рыбалку и охоту хожу без желания, так  от нечего делать, за компанию. Смотри какой огромный твёрдый ...  и не червивый. Как же такой не взять.
        Пока бегал по лесу: туда сюда, забыл о больной голове. И к  дому подходил уже заметно повеселевшим.
         На обед я приготовил грибы с картошкой. Получилась прекрасная закуска, но от стаканчика водки, которая осталась у нас, я категорически отказался:  "Меня теперь неделю даже от пивного запаха мутить будет. Я после пьянок ни когда не апохмеляюсь". 
        После обеда  мне стало скучно. Заняться было нечем. Голова вроде не болела. Я вспомнил , что сегодня пятница и у меня возникла неожиданная мысль ехать домой сегодня же, чтобы выходные провести дома.
       -- Пётр Михайлович, поеду я наверное домой.
       -- А сколько времени сейчас? " Ракета" последняя на Хабаровск в 2 часа ушла. На чём ты будешь добираться?
      --  Пойду на пристани посижу, может  что то и будет.
      -- В четыре часа почтовый глиссер почту везёт из Амурска в Троицкое. Но он не всегда берёт. Им  не разрешают пассажиров  брать-- вспомнил Пётр Михайлович.
      -- О! Пойду попробую. Может возьмёт. -- решил я, и взяв портфель с документами, направился к выходу.
      -- Может рыбы возьмёшь с собой -- предложил Пётр Михайлович.
      -- Я бы взял и рыбу и грибы если бы знал , что уеду. Ну ладно я пошёл. Не уеду приду ночевать. До свидания. Извините меня за грубость , за неудобства которые я вам причинил. Я хоть свои планы по работе не выполнил, но зато  с вами познакомился и с вашей историей. Она мне в душу запала навсегда.  Удачи вам.
        -- Следующий раз приедешь мы на китовую поедем. Желаю тебе добраться до дома удачно.
       Мы расстались и я поплёлся не спеша на причал.
       На причале ни кого не было. Я зашёл на дебаркадер. Он  был пуст,  касса закрыта, наверху на крыше большими буквами было написано МАЛМЫЖ. Он потихонечку покачивался на волнах .   Посидев на скамейке дебаркадера  и почувствовав , что укачиваюсь, сошёл на берег и сел прямо на песок.  Сидел и посматривал на часы, ожидая четырёх часов.
      Около четырёх часов вдалеке послышался треск мотора и к берегу стала приближаться лодка. Это был почтовый глиссер, который на большой скорости приближался к берегу и не смотря на то, что двигатель был выключен при  причаливании, выскочил прямо на берег. Из кабины вышел почтарь с пистолетом на поясе и начал выбрасывать  из багажного отсека разные свертки ,  коробки и мешки. Выкинув, стал ждать сельского почтальона, который должен был забрать всё это.
       Я подошёл к нему попросил взять меня до Иннокентьевки.
       -- Нам не положено.-- ответил почтарь
       -- Да я знаю. Я лесник из Джонок. Может возьмёшь.-- я сделал акцент на слове  ЛЕСНИК, потому, что знал как здесь все уважают лесников.
       -- Нет. Не могу. Даже и родственников не разрешают  брать. Но я здесь недалеко обогнал катер наших связистов. Как увидишь его, залезь на крышу дебаркадера и помаши чем нибудь.  Может увидят -- полушутя посоветовал почтарь.
        Вскоре приехали за почтой и глиссер уплыл. А я стал всматриваться вдаль, что бы не прозевать катер. Минут через 30-40 этот катер показался и направился к берегу. Так что на крышу залазить не пришлось. Катер класса "Костромич", подойдя к берегу остановился. С него спустили трап и на берег сошли два нанайца, которые, по видимому, стали ждать кого то. Я подошёл к ним и попросился  до Иннокентьевки.
       -- Иди бери билеты-- добродушно ответили они.
       Я бегом побежал в магазин. Я знал , что нанайцы пьют только водку, которую иронически называют "огненная вода" и не признают вино. Но в магазине водки не оказалось, а идти в рабочее время домой Надежда Николаевна отказалась, так как в магазине было много людей.  Я попросил очередь, что бы мне без очереди дали две бутылки вина. И опять бегом побежал на берег.
      -- Ребята, белых билетов  в магазине нет . Я вот два красных взял.-- извинился я.
      -- Ничего пойдут -- согласились они.
      Зря я только спешил. Мы ещё с  полчаса ждали, какого то человека и не дождавшись решили отчаливать.
       Катер оказался большим. Команда состояла из двух человек: капитан и механик. На таком катере я ещё не бывал. Мне было интересно осмотреть его. Я зашёл в рубку капитана, покрутил штурвал. Попросил механика, чтобы он сфотографировал нас с капитаном.Я всегда возил с собой фотоаппарат и всё интересное снимал. Рулить мне не понравилось. Управлять самолётом  было интересней. Я спустился в машинное отделение. Там тоже было не интересно. Сфотографировал механика и он повёл показать моё спальное место. Мы спустились вниз. Там было три каюты: каюта капитана, каюта механика и кают компания, в которой мне выделили место на диване. Походив по катеру я стал фотографировать его. И вдруг заметил, что за нами гонится моторная лодка и человек на ней машет руками и кричит что то. Я сказал об этом капитану. Он сбавил ход и вскоре остановился.  Деревянная моторная лодка подплыла к катеру и нанайцы стали разговаривать  о чём  то  с  приплывшим.   Поговорив с ним, они все трое подошли ко мне и обратились с просьбой:  " Здесь не далеко есть озеро в котором рыба кишит.  Ты не против, если мы туда завернём на часик? Ты не сильно торопишься?"
       Меня удивило такое отношение ко мне и я сказал: " Вы здесь хозяева . Я - пассажир, я ни куда не тороплюсь. Мне даже интересно будет порыбачить. "
        -- Ну тогда поехали. Толя давай ты впереди , а мы за тобой.-- скомандовал капитан и мы поплыли за моторной лодкой.
       Плыть пришлось не далеко. Свернув из основного русла Амура в протоку и пройдя с полкилометра мы причалили к берегу так, что нос катера выскочил на берег. Заглушив двигатели мы сошли на берег  и  вытащили из моторной лодки  мешки с какими то вещами. После этого вытащили лодку на берег, что бы  не унесло волной. Поднявшись на высокий берег и посмотрев вниз на катер, я спросил у капитана: " А назад в воду мы его сможем столкнуть ? "
         -- Залезли на берег хорошо. Придумаем что нибудь.  Зато не унесёт.-- ответил, как мне показалось , неуверенно капитан.
          Идти по суше пришлось далековато, наверное, больше двух километров.  Мы проходили мимо многих небольших озёр , но не останавливались.  Но возле одного, точно такого же остановились . Оно не отличалось ни чем. Все эти озёра были  руслом  одной из проток Амура. Летом в жару вода стала уходить  и  рыба стала собираться в более глубоких местах.  Воды становилось меньше и меньше и рыба собралась в одном самом глубоком месте, которое превратилось  в озеро , к которому мы и пришли.
        -- Вот тут я позавчера ловил. -- сказал Анатолий, доставая из мешка  бредень и  бутылку водки.
       После этого  все присели на песчаный берег. Механик вытащил из кармана пластмассовый раскладной стакан и налил туда водку. Когда стакан был полон , механик опустил туда три пальца, держа их так, как и православные, когда крестятся. Потом брызнул водкой  сначала влево, потом вперед ,затем  вправо и назад. Во время этой процедуры он  говорил, что по нанайски. После этого допил стакан и налив повторно протянул Толику. Тот выпил. Выпил и капитан свой  стакан. Подошла моя очередь. Я отказался: " Я не буду. Я позавчера перебрал и сейчас смотреть на неё не могу".
        -- Нельзя, Поди обидится и рыбы не даст. Поди - это нанайский Бог, Бог рыбалки и охоты. Я попросил его , что бы он нам дал рыбы, а ты его обижаешь. Ты хочешь , что бы мы с пустыми мешками отсюда ушли.  Пей !
        -- Ну , ладно  раз ты полный стакан уже налил, то пей сначала ты, а мне потом немножечко  капнешь. -- согласился я.
       Оставшуюся в бутылке водку допил Толик. После этого все мы встали и стали распределять обязанности, кто что будет делать. В воду лезть ни кто не хотел. Видя это, я предложил себя  и начал раздеваться, а все остальные стали распутывать бредень.  Бредень был не большим. Найдя на берегу палки , привязали их по  концам бредня и я, взяв одну в руки, полез в воду. Вторую на берегу держал механик. Толик и капитан стояли и наблюдали.
     Озеро было не глубоким . Оказавшись в воде я , почувствовал , как в меня кто то тыкается. Это было очень неприятно. Вода была мутная , рыбы не было видно в воде и эти соприкосновения, не известно с чем и с кем, вызывали поначалу какой то страх. Но этот страх прошёл , когда я  по команде с берега начал выходить из воды. Я почувствовал в бредне столько рыбы, что у меня затряслись руки и появился азарт, без которого рыбалка не рыбалка и охота не охота. Помогать вытаскивать бредень из воды подбежали и капитан с Толиком. Выбирали рыбу тоже все. После одного первого захода вся рыба не уместилась в мешок.  После третьего захода пустые мешки у нас закончились. Их было три. Оставался ещё один из под бредня.
       Завязав три мешка начали канаться кому нести тяжелые мешки с рыбой , а кому полегче мешок с мокрым бреднем. Забредать ещё раз ни кто не хотел кроме меня. Азарт мой стал требовать забрести ещё раз , ведь бредень можно было нести и без мешка. Ребята меня отговаривали , но я настоял.
      -- Тогда ты сам понесёшь и мешок с рыбой и бредень .
     Я согласился, о чем через полчаса пожалел. Мне подали на одно плечо самый маленький мешок с рыбой, а на второе плечо мокрый бредень и мы пошли. Через километр я отстал  ото всех. Идти становилось всё тяжелей и тяжелей. Не доходя до берега с пол километра я всё же бросил мешок с рыбой и налегке понёс бредень. Ребята смеялись надо мной и заставили вернуться за мешком: " Принеси хоть пустой". Я принёс полный.
     Пока я ходил за брошенным мешком, ребята высыпали всё рыбу в трюм и набрали туда воды. От этого нос катера немного приподнялся и мы благополучно отчалили от берега. Толик отказался от рыбы и на своей лодке поплыл домой, а мы в другую сторону.
     Солнце уже садилось становилось прохладно, а у меня вся одежда была мокрая от рыбного мешка и ещё больше от мокрого бредня. Ребята  дали мне свои брюки и рубашку, а мои развесили на горячий двигатель. Одежда была мне маловата и я сняв её пошёл спать в кают компанию. После  "прогулки" с таким грузом, я заснул сразу же, но вскоре меня разбудили.
    -- Ты меня извини, как ты смотришь, если мы завернём сейчас на свадьбу. Здесь у наших родственников свадьба и нас пригласили, но мы не обещали, боялись , что не успеем. А теперь получилось, что успеваем. Деревня от сюда не далеко. Может завернём? -- опять начал спрашивать моего согласия капитан.
     -- Вы идите, конечно , а я посплю здесь . Меня не приглашали да и  одежды у меня нет. -- согласился я .
     -- Всё,  я разворачиваюсь. А на свадьбу у нас ходят и без приглашения. Гуляют все, всем селом и приезжих много бывает. А  русским гостям особенно рады. --обрадовался капитан.
     Некоторое время мы ещё плыли. Я продолжал лежать, но уже не спал.
    И вот в кают компанию спустился теперь уже механик с моей высохшей одеждой
     -- Одевайся, уже подходим. Пойдём на свадьбу
     -- А может я здесь останусь? -- вспомнив про водку, попросил я.
     -- Нет , у нас так не положено. Посмотришь нашу свадьбу. Был раньше на наших свадьбах?
    -- Не приходилось.
    -- Пойдём, не пожалеешь.
     Пришлось вставать и одеваться.
     На улице было уже темно. Катер снова выскочил на берег с разгону и не привязывая его, мы  по трапу сошли вниз.
     Дом, в котором полным ходом  шла свадьба, был не далеко. Народа было много.  Хозяева и новобрачные, как мне показалось, были нам  рады. Нас посадили за стол и налили по стакану. Капитан встал , поздравил новобрачных по русски. Извинился , что без подарка и сказал , что подарок за ним. Механик тоже пообещал  что то подарить.
     Я сидел и старался увидеть особенности нанайской свадьбы, но всё было так же, как и у русских. Все разговаривали по русски, невеста была в фате. На столе было всего полно, котлеты из кабанятины с картошкой, красная икра, вяленая кета в масле с луком, сладости и много всяких цветов.  И только тарелки с пельменями вызвали у меня недоумение.  Они мне показались неуместными на свадебном столе: " Они бы ещё борщ сюда поставили" -- подумал я.
     Я себя ощущал не прошенным гостем. И чтобы не объедать хозяев, решил не пить и не есть дорогие закуски . Но, что бы не обижать их, пододвинул к себе тарелку пельменей --считая пельмени самой дешёвой едой на столе и начал не спеша есть. Не заметно для себя пельмень за пельменем я опорожнил тарелку. Я не мог оторваться от них. Вкус был необыкновенный. Пить юшку с  каким то вкуснящим соусом через край тарелки было не удобно за общим столом, поэтому я ложкой долго вычерпывал её и ел.
    Механик, сидевший рядом со мной сделал замечание: " Что это у тебя стакан полный. Надо выпить за молодых"
     -- Я выпью , но дай мне свою тарелку с пельменями -- попросил я
     Он пододвинул ко мне свою тарелку.  Я выпил и начал закусывать пельменями. Они быстро закончились, а мне хотелось ещё. Я попросил у капитана, но он сказал , что уже ел со своей тарелки и попросил у хозяйки, что бы мне принесли добавку. Вскоре принесли мне третью порцию, но тут произошло что то, для меня не понятное. Механик и капитан  отодвинув свои стулья, наклонились  и полезли под стол.  Некоторое время сидели там, как будто прячась  от кого то. Потом выбрав момент шепнули мне , что нам нужно от сюда смываться. Они встали  и стали тащить меня в соседнюю комнату. В это время в зале, где стояли свадебные столы поднялся шум и угрожающие крики. Ни чего не понимая, я последовал за ребятами в  комнату. Там было темно. Ребята подбежали к открытому окну и через него выскочили на улицу. Я вылез следом  за ними. В полисаднике, пробравшись через кусты, мы подбежали к забору. Механик и капитан, перелазия одновременно через него, завалили одну его секцию и побежали  в темноту . Мне не пришлось уже перелазить. Я просто побежал   в образовавшийся провал, и  старался в темноте не потерять их из виду, так как совсем не ориентировался в чужом селе.
     Следом за нами из окна выскочили несколько человек. Несколько человек выбежали из дверей и побежали за нами. Хорошо хоть было темно. Они нас потеряли. 
      Забежав на катер  мы  с капитаном убрали трап. В это время механик запустил двигатель. Услышав шум двигателя, наши преследователи направились к нам, но мы  уже отходили от берега.
      Отойдя подальше, включили,  как положено все фонари и пошли в сторону Иннокентьевки. Немного успокоившись, я спросил , что случилось. Капитан, стоя за штурвалом и всматриваясь в темноту, объяснил, что на свадьбу неожиданно для него и механика, приехали их родственники, с которыми у них конфликт, и которые пообещали им серьёзно отомстить за что то. Поэтому и пришлось убегать.
      -- Могло бы и тебе достаться из-за нас -- добавил он
      -- Ну и слава Богу, что всё кончилось хорошо -- подумал я  и пошёл спать.
     Выспаться мне как следует  не дали.  Механик разбудил , когда был самый сладкий сон.
       -- Вставай , скоро Иннокентьевка. Иди рыбы себе набери.  Возле люка  лежит  мешок ты его себе забирай-- сказал он.
      Сонно одевшись, я поднялся на палубу. На улице было уже светло , но солнца еще не было.  Проходя мимо умывальника намочил руку и протёр глаза. Они перестали слипаться. Плохо соображая , подошёл к люку в трюм и, взяв мешок, спустился туда.  В трюме было темно . На ощупь выбрал четыре карася покрупней и, положив в мешок, вылез.
       -- Что то ты мало взял --спросил механик.
       -- Мне хватит на один раз , а больше мне хранить негде. Лето ведь , а у меня холодильника нет, да и тащить придётся на себе - ответил я.
      -- Ты ж вчера тащил два мешка , а сегодня не хочешь. Я тебе сумку дам. Когда ты  вчера четвёртый раз заставил забредать, я подумал ты  жадный , а тебе оказывается рыба и не нужна совсем. У нас так не делают. Нужно брать столько, сколько нужно, а если не нужно зачем уничтожать. Природу нужно беречь -- сделал замечание механик
      -- На охоте  и на рыбалке у меня азарт появляется. И ни чего поделать не могу. Стреляешь , ловишь  столько, сколько тебе и не нужно. Да она там всё равно через пару недель вся пропадёт  -- начал оправдываться я .
      -- Через две недели дождь пойдёт. Будет второй разлив Амура и рыба в Амур уйдёт-- начал объяснять  механик.
       -- Может быть--согласился я --Пойду руки помою , да умоюсь как следует, а то встал , глаза наспех протёр только.
       Оставив мешок с рыбой  у люка, я пошёл умываться. В умывальнике воды не оказалось. Видно ,  промывая глаза спросонья, плохо закрыл кран и она вся вытекла. Пришлось брать ведро с длинной верёвкой и им наливать воду в умывальник прямо из реки. Умывшись зашёл к капитану в рубку.
       -- Доброе утро. Ты что всю ночь не спал. -- спросил я.
       -- Здорова. А кто за меня будет рулить. В Троицком высплюсь.
      -- А механик?
      -- Он спал, как и ты, но  я его разбудил , что бы он тебя проводил.-- объяснил капитан.
      -- Ты знаешь, вчера на свадьбе мне так пельмени понравились. Я оторваться от них не мог, такие вкусные. Две тарелки умял, а вот третью вы не дали .  Я до сих пор жалею и, наверное , всю жизнь вспоминать их буду.
      -- Это наши нанайские пельмени. Никто так не может готовить их, как мы. Их делают только из щуки и добовляют туда много разной зелени и обязательно к ним делают специальный соус из чеснока или из черемши.
     -- Надо попробовать сделать.
     -- Такие у тебя не получатся.--сказал вошедший в рубку механик.--На вот твои караси. Я их почистил и посолил. Сейчас солнце взойдёт и жара будет , а тебе  ещё до Джонки добираться, а солёные они не пропадут . Только перед тем, как жарить, промой -- и протянул мне бумажный пакет с рыбой -- Я их в пакет положил, чтоб в портфель поместились , а  мешок  нам ещё и самим  пригодится .
     -- Ну , вон и твоя Иннокентьевка показалась -- сказал капитан
   Впереди за поворотом показались дома, освещённые первым лучом утреннего солнца.
     -- Ты нас извини, что мы тебя так долго везли--продолжил он
     --   Мне торопиться не куда. Сегодня суббота , к восьми  часам дома буду. Мне  поездка эта очень понравилась, весёленькая получилась. И  знакомству с вами я очень рад. А кстати , как вас зовут?  Меня Сашкой.
    Ребята назвали свои имена , которые я уже не помню.
      -- Саш, возьми себе  одну бутылку вина. Мы всё равно пить её не будем , будет стоять для каких нибудь гостей,  а тебе с карасями  пойдёт.-- сказал капитан и, обращаясь к механику , попросил его принести из кают компании бутылку вина.
     Высадив меня на дебаркадер,  капитан дал прощальный сигнал и сразу же отчалил.
    От Иннокентьевки до Джонок пришлось идти километров шесть  пешком, так как было  ещё рано. Да и в более поздние часы все ходили пешком. В этих  двух сёлах практически  не было легковых машин. Их не покупали потому, что не куда было ездить. Автомобильные дороги   от других сёл сюда не подходили  и только между этими двумя посёлками было четыре километра грунтовой дороги. По этой дороге да по улицам посёлков ездили всего две машины: инвалидный "Запорожец" и синий "Жигуль".  Все передвигались летом только на моторных лодках. Она была в каждой семье. Моторная лодка была необходима и для рыбалки и для охоты и для поездок в другие сёла. А вот машины никто не покупал, хотя они были там  в свободной продаже. Это  в то, советское время, когда на них везде была очередь.
    Добравшись до своего жилья,  я  обнаружил, что дверь в мою комнату была открытой и там хозяйничала какая то женщина. Я жил в комнате приезжих при лесхозе, в которой до моего приезда в Джонки ночевали работники лесхоза приезжающие из лесничеств. Директор поселил меня там постоянно, после того, как уговорил меня отказаться от двухкомнатной квартиры, которая была  мне положена, как молодому специалисту.  В этой комнате я жил один, но иногда у меня ночевали и приезжие. Мне они не мешали, наоборот с ними было веселей.
     Комната была небольшой. В ней стояли две кровати, тумбочка стол и два стула. Под кроватью в ватных брюках я хранил в разобранном виде ружьё и патроны. Уборку я делал очень редко. В основном её делали мои постояльцы, которым не нравился мой бардак.
      В этот раз дверь была не просто открыта,  а открыта настеж. Поздоровавшись с незнакомой женщиной я спросил у неё: " А меня , что уже выселили? Ко мне женщин ещё не подселяли. "
      -- Да нет. Меня поселили пока тебя не было, временно. Я сегодня уже уезжаю.
      -- А я не против, чтобы и навсегда. Такого порядка у меня ещё ни когда не было . Даже цветы на столе!  А воздух какой, и ни одной пылинки. Придётся мне магарыч ставить. -- и открыв портфель, вытащил от туда бутылку вина и поставил её на стол рядом с цветами.  Откуда ж такая красота?
       -- Сосед вчера в гости приходил и увидев, что я здесь убираюсь, принёс и цветы и всякую зелень -- и она показала на миску с петрушкой, укропом , луком, огурцами и помидорами и ещё с чем то.
        --  А я ему  в этот раз не догадался рыбы взять. Нести на себе не охота было, да я , откровенно говоря , про него и не подумал.-- виновато сказал я. -- Но нам на жарёху я взял -- и вытащил из портфеля пакет с карасями.
       -- О , как раз на сковородку хватит-- увидев рыбу сказала женщина.-- Только вот хлеба у меня нет.
       --  А  я сейчас сбегаю в магазин, тут не далеко.
      Магазин открывался в 9 часов утра, поэтому мне пришлось ждать с полчаса.  Взяв буханку хлеба  и  пол килограмма печенья, я пришёл домой. Моя квартирантка переоделась , прихорошилась и приготовила свои вещи в дорогу. Я объяснил почему задержался, а  она решила меня удивить.
     Подойдя к столу она таинственным движением руки, как это делают фокусники на сцене, подняла крышку сковородки и я увидел шедевр изобразительного искусства. На, вычищеной до белого блеска алюминиевой сковородке, лежали четыре золотистых карася, игравших всеми цветами золотистой гаммы от тёмно коричневых  оттенков до светло жёлтых с белыми бликами. Они не просто лежали , они плавали в каком то очень ароматном красноватом от  помидоров соусе с блестящими масляными пятнами. И по этому красновато золотистому водоёму  плавали зелёные водоросли из зелёного лука и петрушки, а в некоторых местах проглядывались словно белые лилии в озере бело-синие кусочки репчатого лука. Но особую прелесть и нежность содержимому этой сковородки придавали разбросанные по всей её поверхности тоненькие ажурные веточки укропа.
     Отвести глаза от этого натюрморта было не возможно, как впрочем и нос от того запаха , который доходил не только до желудка , но и до самой печени.
     -- Какая прелесть-- искренне восхитился я -- Такую картину на трезвую голову невозможно уничтожить.
      Я достал с полки над столом гранёный стакан и кружку , которые имелись в моём хозяйстве и которые ,  как и всё здесь были тщательно отмыты моей гостьей. Открыв один из моих "билетов на теплоход", налил в них вино.
     -- Тарелок у меня нет. Будем закусывать прямо со сковороды. Да это и к лучшему, так дольше сохраниться эта красота.
      Выпитое вино мы сначала закусили салатом из помидоров и огурцов, и только потом приступили к рыбе. Соус был отменный, только "немного" пересоленный. А вот рыба... .  Я взял большой кусок в рот и не понял, что это такое.  Я ни когда не пробовал соль в чистом виде, но это, наверное, был вкус чистой соли. Эта рыба была не просто солёной, а горько-соленющей. Пока я соображал , что с ней делать, моя гостья выплюнула свой кусок сразу же на стол не думая о приличии и неприличии. Я тоже последовал её примеру. Мы смотрели друг на друга виноватыми глазами , чуть не плача: повариха от того, что её старания оказались напрасными, а я от того , что забыл предупредить , что рыбу нужно было промыть от соли.
     Когда мы разобрались в чём дело, мы допили вино, продолжая закусывать только салатом и  соусом, который понемногу можно было есть.  После выпитого настроение немного поднялось и мы даже посмеялись над собой. 
     -- Спасибо соседу, что он угостил овощами, а то  не чем было бы и позавтракать. -- поблагодарил  я соседа.
      -- Хороший у тебя сосед -- похвалила его гостья.
      --  Я не обижаюсь, только вот он русских да и всю нашу страну ненавидит. И не скрывает этого.
      --  А я не заметила этого
      -- Он добрый к отдельным людям  и уважительный. Я долго не знал о нём ни чего и мы общались хорошо. Я  его  и  рыбой и мясом угощал, а он меня овощами , как вот сейчас. А потом в разговорах выяснилось, что он бендеровский поп, воевал в войну да и после войны против русских и был сослан сюда на вечное поселение. Работает сейчас заведующим складом и  руководство леспромхоза его ценит. Кстати сказать, здесь много украинцев "западенцев".  Директор тоже "западенец". Но все работают хорошо.
      На 9 Мая я поздравил соседа  с праздником. А он мне сказал:  " Колыб нI та перемога , мене тут не булоб". После этого я к нему стал относиться по другому. 9 Мая в нашей семье главнейший праздник. Отец всю войну прошёл от Москвы и до Берлина, мать ленинградская блокадница, дед погиб, дядька НКВДэшник  добивал бендеровцев после войны.
     Немного помолчав, я предложил: " Раз мы остались без завтрака, давай хоть чая с печеньями попьём." Гостья согласилась и поставила чайник.
     После чая я стал чувствовать себя сытней, да и трезвей.
     -- Куда будем рыбу девать? -- спросила гостья
     --  Её и собаки то есть не будут. Пойду вывалю за забор может кто то и сожрёт -- сказал я и вынес на улицу.
      Оставшимся кипятком гостья помыла мне напоследок сковородку и собралась уходить. Вещей у неё было немного и я даже не пошёл  провожать её на берег озера, куда за ней должен был приплыть муж.
      Вот и вся история  ". -- закончил  я свой рассказ  сторожу.
     -- Вот , Николай Иванч,  так ещё раз закончился мой азарт. Наловил четыре мешка рыбы, два мешка тащил на горбу три километра, взял четыре карася и те выкинул за забор.
     -- Благодатное , видно , место эти твои Джонки. -- с завистью сказал сторож.
     -- Места там хорошие, богатые. Люди ещё не успели их испортить. Да и люди там , какие  то добрые все и , главное, не жадные.  Сосланных , правда , много , но и с ними тоже можно жить. У меня дружок был "химик". Жалко убили его свои же "химики".
     -- Кто это такие химики? -- спросил Николай Иванович
      -- Это ЗЭКи условно досрочно освобождённые и работающие на стройках народного хозяйства. Они живут вроде вольно на квартирах, работают, получают зарплату, но не имеют паспортов и , каждую неделю отмечаются в милиции.
           А в одном селе одни проститутки  жили , тоже сосланные. Их поселили за озером подальше от мужиков, но всё равно они и там детей нарожали. К ним  и местные и "химики" в гости на танцы плавали на лодках. Они все молодые и красивые , как на подбор. А к детям относятся , как к дровам. Носят под мышкой словно бревно.
         -- Вот такой это край.Заболтался я. Пора домой.-- сказал Сашка и начал собираться.
       


Рецензии