Тайна денег

               
Евгений Шейнман

         В предыдущей своей статье о криптовалюте в самом ее конце я высказался в том духе, что, несмотря на то, что я многое узнал о криптовалюте, в причинах ее сравнительно быстрого распространения есть какая-то тайна, и  тайной являются вообще деньги.
         Действительно, вы никогда не задавались вопросом, почему на эти разукрашенные фантики, нарезанные из высококачественной бумаги, можно получить все блага на свете? Как люди об этом договорились и как этот договор соблюдается сотни лет?
         Конечно, как и каждый из вас, в свое время я изучал диамат (о!) и пытался разобраться в такой абракадабре, как «Капитал»  Карла Маркса. Должен признаться, что в отличие от большинства я с интересом отнесся к этому колоссальному труду, пытался его прилежно конспектировать. Из этого времени мне запомнилось такое диковинное понятие, как «сюртукообразный» топор, или что-то в  этом роде..
         Теперь, по прошествии стольких лет, я подумал, что,  наконец, смогу удовлетворить свое любопытство — откуда же появились деньги? Каково же было мое изумление, когда я ознакомился с мнением, что «В настоящее время вопрос о происхождении денег является открытым».          
          Деньги являются  гениальнейшим изобретением человечества, сравнимым с  изобретением алфавита,  письменности и электричества.  Возникновение денег относят к 7-8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные товары. Исторически в качестве средства  обмена использовались скот, сигары, раковины, камни, куски металла и т.п. Но ,чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена.
         Деньги появились  в результате сходных экономических процессов практически одновременно абсолютно во всех цивилизованных человеческих обществах, а именно: в Древнем Египте и в Вавилонском царстве, а также в  Древней Греции, в Риме. Существуют археологические находки ,подтверждающие, что слитки серебра ходили  в Древнем Вавилоне в 3-2 тыс. до н.э. В Египте в 4 тыс. до н.э. деньгами были небольшие слитки золота весом около 14 г с клеймом фараона Менеса. Известна древнейшая лидийская монета 7 века до н.э. - золотой статер (именно ее чаще всего считают первой монетой). Родиной первой монеты называют и древнегреческий остров Эгин во владениях аргосского царя Фейдона, где монеты появились около 748 г. до н.э. Существуют совершенно экзотические теории, например, во французском религиозном издании 1554 года утверждается, что деньги выдумал Адам.
         Но ,если без шуток, существуют 2 основные теории происхождения денег:  рационалистическая и эволюционная.
           Первая объясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми.  Данная теория впервые изложена в работе Аристотеля "Никомахова этика". Он писал: "Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо : по общему уговору появляется монета: оттого и имя её "номисма", что она существует не по природе, а по установлению". Аристотель утверждал, что для обмена должна существовать какая-то единица измерения,  основанная на условности.
          Идея о деньгах как о договоре безраздельно господствовала вплоть до 18 века, пока достижения в области археологии не поколебали ее. Однако данный подход к пониманию вопроса происхождения денег присутствует и до настоящего времени, при, так называемом, субъективистко-психологическом подходе. В частности американский экономист П. Самуэльсон определяет понятие "деньги" как искусственную социальную условность. Экономист Дж.К.Гелбрейт считает, что "закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами - продукт соглашения между людьми".
          Таким образом, рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций.  Данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок.
         Эволюционная теория объясняет появление денег как результат эволюционного процесса, который сам по себе, независимо от желания людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Открытием стали взгляды классиков экономической теории А. Смита и Д. Рикардо, обобщенные и развитые К.Марксом.
         Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. В данной концепции появление денег связывается с началом перехода от натурального хозяйства к товарному, с развитием  форм выражения стоимости. Объектом исследования является товар как единство потребительской и меновой стоимостей.
         К.Маркс объясняет происхождение денег объективным стихийным процессом развития определенной формы производственных отношений. Деньги есть необходимый продукт и непременное условие развития товарного производства. Возникая на основе стоимостной соизмеримости продуктов труда, деньги служат внешней формой для выражения их стоимостных пропорций. Важным выводом этой теории является вывод о товарном происхождении денег. Однако с эволюционной теорией тоже не все просто: ведь  существование современных денег (бумажных и кредитных), не имеющих реальной стоимости, соответствующей их номинальной стоимости, указанной на банкнотах, подтверждает субъективистко-психологический подход к объяснению происхождения денег, основанный на форме общественного договора.
        Первую концепцию поддерживает абсолютное большинство западных экономистов, вторая является общепринятым постулатом российской экономической науки.
        Анализируя исторический процесс развития обмена, К. Маркс выделил четыре формы стоимости.
        Объяснение сущности и происхождения денег Маркс начинает с рассмотрения простейшей формы стоимости: 20 аршин холста = 1 сюртуку.
Стоимость холста выражается в сюртуке и наоборот. Эту форму стоимости К. Маркс называет простой, единичной или случайной.
        Простая (случайная) форма стоимости соответствует самой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как правило, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке. Эта форма стоимости выражается равенством
х товара А = у товара В.
        Здесь товар А играет активную роль, выражает свою стоимость через отношение к товару В, а товар В выступает в качестве эквивалента товара А. Таким образом, товар А выступает как продукт конкретного, частного труда, как потребительная стоимость, а товар В — как выражение стоимости, воплощение абстрактного труда.
         Полная (развернутая) форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда он стал уже достаточно регулярным, но процесс образования постоянно функционирующих региональных рынков еще не был завершен. При этой форме стоимости каждый товар выражает свою стоимость при помощи множества товаров:

х товара А =у товара В z товара С q товара D и т.д.
          В отличие от простой формы стоимости, где пропорции обмена могут оказаться случайными, в полной форме стоимости становится очевидной зависимость меновых пропорций от величины стоимости товаров. Ее недостатком является незавершенность относительного выражения стоимости товара, играющего активную роль (товара А), поскольку его стоимость может быть выражена все новыми и новыми товарами, находящимися в эквивалентной форме.
        Всеобщая форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение специфических товаров, за которыми закрепились функции всеобщего эквивалента. Эта форма стоимости выражается уравнением

у товара В= х товара А.
z товара С
q товара D
и т.д.
        В качестве всеобщего эквивалента у разных народов и в разные периоды времени использовались различные товары — в зависимости от природных условий, национальных традиций, характера производственной деятельности и т.д.
        Денежная форма стоимости пришла на смену всеобщей форме с развитием региональных рынков и международной торговли, когда в качестве всеобщего эквивалента стали использовать благородные металлы, в основном золото и серебро. Денежная форма стоимости может быть выражена в форме следующего уравнения:

 п граммов золота. =х товара А у товара В z товара С q товара D и т.д.
         С утверждением денежной формы стоимость товара получила форму его цены. По мнению К. Маркса, переход от всеобщей формы стоимости к денежной не означал каких-либо существенных качественных изменений, так как проблема денег находит свое решение уже во всеобщей форме стоимости и наделение всеобщего эквивалента статусом денег не оказывает воздействия на его сущность как экономической категории. Золото является всеобщим эквивалентом только потому, что само имеет товарную природу и обладает стоимостью. Становление денежной формы стоимости означает только, что в силу общественной привычки форма всеобщего эквивалента срослась с натуральной формой золота.
         Итак, согласно эволюционной концепции, деньги появились в результате развития форм стоимости (меновой стоимости).
        Существует  еще одна концепция происхождения денег, а именно государственная теория денег немецкого ученого Г. Ф. Кнаппа. Согласно данной теории, деньги возникли в результате решения государства, объявлявшего, какие платежные инструменты могут считаться деньгами, а какие нет.  Господствующая в настоящее время   эволюционная теория денег является неподходящей  для анализа новых видов денег. В этом смысле  государственная  теория денег, хотя и критикуемая экономистами, является более адекватной для анализа новых  денежных инструментов. «Деньги создаются государствами, и так было всегда...  Их стоимость не зависит от объективной ценности какого-либо металла. Ценность определяется верой людей в устойчивость государства»
         Итак, о причинах возникновения денег во все века размышляли крупные философы. Теорий возникновения денег очень много, но ,если обобщить все знания об этом предмете и его роли в человеческой среде, сформулированные философами, то получится примерно так: деньги никто никогда не изобретал. Они возникли самопроизвольно и явились частью более развитых отношений между людьми. А фундаментом для появления денег явилось то, что каждый человек мог произвести больше продукции, чем потребить. Поэтому понадобилось эту продукцию обменять на другую продукцию. То - есть, предпосылкой возникновения и применения денег стала необходимость чем-то расплачиваться за излишки еды, одежды и других товаров.
          В чем же природа современных денег?  Увы, «ни одна из представленных в экономической литературе концепций и точек зрения не дает целостного и непротиворечивого объяснения природы современных денег. Не существует также общепризнанного теоретического определения денег». Сущности денег, их огромной созидательной и разрушительной силы, огромной власти над умами и сердцами людей философы объяснить так и не смогли.
         Наиболее популярна в современных условиях количествен­ная теория денег. Она возникла в конце XVII - начале XVIII вв. и нашла свое развитие в трудах Д. Локка (1632-1704), Ш. Мон­тескье (1689-1755), Д. Юма (1711-1776). Эта теория претерпе­ла существенную трансформацию и стала особенно востребо­ванной в середине XX в. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. Стоимость денег определяется их количеством, находящимся в обращении. Сторонники ко­личественной теории считали стоимость денег фиктивной ве­личиной. Отсюда делался определяющий вывод, что деньги не могут иметь своей внутренней стоимости. Поэтому деньгами могут быть любые предметы (вещи), которые будут удобным средством в процессе товарного обращения. Ее «ренессанс» свя­зан с работами И. Фишера (1867-1947). Серьезное развитие она получила в трудах Лауреата Нобелевской премии М. Фридмэ­на, Дж. Патинкина, Э. Фелпса.         
          Еще  К. Маркс писал, что в качестве денег необязательно должно фигурировать золото. Функции денег могут выполнять и знаки стоимости, однако лишь в той мере, в какой они представляют отсутствующее в сфере обращения золото. Поэтому он определял деньги как диалектическое, внутренне противоречивое единство реального товара (золота) и его противоположности — знака стоимости.
           Мы подошли к самому загадочному -  бумажным деньгам. Возникновению и внедрению ничего не стоящей бумажки   весь мир обязан Китаю. О том, что в этой стране в ходу купюры, Европа узнала в середине XIII века, а сама научилась выпускать банкноты только в XV(называются и другие сроки). Как раз в это время был изобретен первый печатный станок. Еще от 3-х до 4-х веков (по разным источникам) ушло на то, чтобы внедрить бумажные деньги в оборот. А также донести до людей то, что бумажка имеет ничуть не меньшую, а то и большую ценность, чем кошелек с золотыми монетами. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году Екатериной Великой и назывались ассигнациями. Просуществовали первые ассигнации недолго и были публично отменены Павлом I, но вскоре их оборот возобновился.
       Бумажные деньги являются знаками или представителями полноценных денег. Особенность бумажных денег состоит в том, что они, будучи лишенными самостоятельной стоимости, снабжены государством принудительным курсом, а поэтому приобретают представительную стоимость в обращении, выполняя роль покупательного и платежного средства.
          Бумажные деньги, поскольку не имеют собственной стоимости, непригодны для выполнения функции денег как сокровища, следовательно, их излишек не может уйти из обращения. Таким образом, по своей природе бумажным деньгам присуща неустойчивость.
          Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото. Только в этом случае бумажные деньги будут сохранять свою устойчивость, и от них не будут стремительно избавляться.
        В настоящее время все страны имеют определенное обеспечение под выпускаемые в обращение центральным банком деньги. Оно представлено золотовалютными запасами государства. В большинстве развитых стран значительная их часть приходится не на золото, а на конвертируемую валюту как более ликвидный актив. При этом официальное золотое содержание денежной единицы не устанавливается. Например, в России доля валютной составляющей в золотовалютных резервах изменялась с 68% на 01.01.01 до 89% на 01.01.02.
          Одна из главных нерешенных проблем - это проблема стоимостной природы денег. Существующие точки зрения можно свести к двум основным направлениям, которые разрабатывались в российской экономической литературе с 70-х годов XX в. и были известны как золотая и антизолотая концепции.
          Согласно золотой концепции, золото сохраняет за собой роль денежного товара, всеобщего эквивалента, хотя в современных условиях оно изменило формы своего функционирования и выполняет роль денежного товара в скрытой форме (через функционирование рынков золота и выступая в качестве сокровища). Утратив связь с золотом, современные деньги теряют и товарную природу, то есть перестают быть товаром и превращаются в расчетные знаки, технический инструмент обмена.
          Согласно антизолотой концепции, в современных условиях золото перестало быть денежным товаром, не выполняет практически ни одной функции денег и не выступает в роли всеобщего эквивалента. Этой точки зрения придерживается большинство российских экономистов. Утрата золотом функции меры стоимости и роли всеобщего эквивалента обосновывается тем, что оно уже не используется в обращении — отсутствует прямой обмен золота на другие товары.
          Возникновение кредитных денег стало следующим этапом эволюции финансов. Пластиковые карты появились в США еще в 50-х годах ХХ века. Необходимость возникновения кредитных денег объясняется просто: вместо того, чтобы носить с собой пачку наличных, проще иметь одну карточку, которую принимают везде. Изначально карты принимали в ресторанах и на заправках, а позже вышли на рынок в качестве заменителя денег. Кредитная карта — палка о двух концах. С одной стороны, она во многом облегчила отношения между банками и клиентами, а с другой - стала психологической ловушкой для многих людей, смело берущих деньги в долг у банка, а потом не имеющих возможность расплатиться с кредитором.
         В то же время после ухода золота из обращения характеристика современных неразменных на золото кредитных денег как всеобщего эквивалента и выполнение ими функции меры стоимости вызывают острые дискуссии. К кругу вопросов, на которые до сих пор не дала однозначный ответ российская денежная теория, относятся следующие: «Продолжает ли золото выполнять функцию меры стоимости и остается ли оно денежным товаром; если золото полностью утратило денежные функции, то какова природа современных денег, являются ли они товаром; если они не являются товаром и не имеют стоимости, то каким образом они могут выступать в роли всеобщего денежного эквивалента?».
           Существование представительной стоимости кредитных денег дает основание одним экономистам  рассматривать современные деньги как особый товар; другие же экономисты полагают, что, обладая представительной стоимостью, деньги являются всеобщим эквивалентом в нетоварной форме.
            Большинство сторонников этой концепции считает, что современные деньги представляют суммарную стоимость всех обращающихся на рынке товаров, которая воплощает общественно необходимый труд, затраченный на производство этих товаров. Таким образом, кредитные деньги выступают как всеобщая представительная форма стоимости товаров.
         Некоторые экономисты полагают, что современные деньги получают представительную стоимость не от всей массы товаров — они представляют стоимость одного определенного товара, который в современных условиях стал стоимостным эквивалентом вместо золота. В качестве такого товара, например, предлагаются рабочая сила и кредит как товар-услуга.
          Таким образом, в настоящее время соизмеримыми товары делает уже не золото как товар-эквивалент, а сама система товарного производства. В связи с этим становится возможным формирование стоимости денег без денежного товара.
         Однако самым ярким примером перехода к более простым и удобным деньгам является применение безналичных и в основном электронных денег. Они позволяют совершать за считанные секунды сделки на огромные суммы при минимальных усилиях.  Это совершенно новый этап эволюции денег,  новая система денежного обращения. Она при помощи новейших компьютерных систем, систем связи дает возможность достаточно легко переводить деньги с одного счета на другой. Под электронными деньгами принято понимать денежную стоимость, измеряемую в валюте и хранящуюся в электронной форме в виде записей в специализированных электронных системах. Электронные деньги относятся к денежному суррогату
          Расширение коммерческого и банковского кредита в хозяйстве в условиях, когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий характер, привело к тому, что всеобщим товаром становятся кредитные деньги, которые принадлежат к высшей сфере общественно-экономического процесса и управляются совершенно иными законами.
         Развитие кредитных денег, вытеснение наличного оборота безналичным, повышение роли государственного регулирования способствовали формированию нового подхода к анализу денег. Наличные бумажные деньги в сегодняшней структуре денежного обращения не занимают значительного места. В странах с развитой банковской системой при помощи наличных бумажных денег осуществлялось не более десятой части всех расчетов и сделок. Структура современной денежной массы отражает факт перехода к безналичным денежным расчетам, хранению денег в менее ликвидных формах: ценных бумагах, сберегательных и расчетных (текущих) депозитах.       
        Итак, деньги имеют товарное происхождение: они произошли из товарного мира в процессе развития товарного обмена. Первоначально деньги являлись особым товаром, имели товарную природу. Постепенно золото утратило функции денежного товара, произошла его демонетизация. Функции всеобщего эквивалента стали выполнятся бумажными и кредитными деньгами. Современные деньги утратили товарную природу. Именно деньги, не являющиеся товаром, «олицетворяют сущность денег, их внутреннюю природу. Деньги – как деньги, а не как товар – нужны не сами по себе, а ради тех вещей, которые на них можно купить! У нас не возникает желания использовать деньги непосредственно, мы предпочитаем пользоваться ими, избавляясь от них. Даже в тех случаях, когда мы хотим воспользоваться деньгами, сохраняя их, стоимость денег определяется тем, на что впоследствии мы их можем израсходовать»
Кроме экономического аспекта проблемы денег есть основание рассматривать и социальные функции денег. Источниками такого подхода к рассмотрению функций денег являются Библия, социология и мировая художественная литература. Известны крылатые фразы политиков, драматургов, поэтов, позволяющие определять социальную сущность денег. Премьеру Гладстону принадлежат слова о том, что даже любовь не свела с ума столько людей, сколько рассуждения о деньгах. Шекспир писал:«Золото все черное делает белейшим, все гнусное – прекрасным, все низкое – высоким, все старое – молодым и свежим». Гете устами Мефистофеля заявил: «Люди гибнут за металл, сатана там правит бал»          
         Итак, деньги - это тайна? Как будто что-то объяснено, но все ли? Все ли ясно? Что такое деньги? «Это «орудие дьявола» или гениальнейшее изобретение человечества? Неужели деньги — это корень всякого зла? Могут ли деньги решать наши проблемы? Оказывают ли деньги отрицательное воздействие на смысл нашей жизни, на счастье? Может ли бедный человек быть счастлив? Или же все происходит как-то по-другому?» 
Вот еще высказывание: «Тайна денег состоит в том, что они каким-то непостижимым образом сумели подчинить себе все творческие способности человека, сковать их и заставить его всеми уровнями сознания работать на самые черные стороны жизни, на самые низменные чувства и поступки».
         Для меня самого непонятно, почему, например, совокупное состояние беднейших 3,6 млрд. людей мира равно состоянию 8 их богатейших сочеловеков: Билла Гейтса ($75 млрд), Амансио Ортеги ($67 млрд), Уоррена Баффета ($60,8 млрд), Карлоса Слима ($50 млрд), Джеффа Безоса ($45,2 млрд), Марка Цукерберга ($44,6 млрд), Лари Эллисона ($43,6 млрд) и Майкла Блумберга ($40 млрд),(прошу прощения, наверное эти данные несколько устарели).
          Существует мнение, что надо различать два уровня: частный уровень личного обращения с деньгами и общественный уровень функционирования денег в мировой экономике (как развиваются общественное богатство и прогресс?). Тайна денег не связана ни с тем и другим. Ее можно найти только во взаимоотношениях первого со вторым.Тайна денег заключается в отношении между общественным и личным богатством, между духовно-культурным и личным богатством, но также и между богатством внутренним и внешним». Понятно? Не очень. Также неясны следующие высказывания: «Тайна денег заключается в иллюзиях, которые мешают развить ясный взгляд на предмет и ясное мышление. Такие иллюзии следует устранить в первую очередь. Это оздоровительный процесс, часто связанный с разочарованием... Тайна денег заключается в знаниях, которые стараются от нас скрыть и которые обязательно нужно выявить. (Как известно, тайное всегда становится явным.) Тот, кто умеет обращаться с деньгами, умеет обращаться и с властью. Тайна денег — это еще и тайна власти... Тайна денег заключается в умении видеть реальность, скрывающуюся за обманом, видеть существенное за поверхностным. Если деньги кажутся двигателем капиталистической эксплуатации, то это отнюдь не их сущность, это их кажущееся значение. Сущность денег имеет мало общего с капитализмом. Любому врачевателю известно, что капля яда может стать лекарством. То же самое — и в нашем случае: «В тайне денег скрыта их лечебная сила... С иллюзиями следует расставаться. Пора понять, что у богатства границ нет. Каждый из нас не только имеет право «стать богатым», но даже обязан это сделать. Это своеобразная жизненная задача. Жить стоит только богатой жизнью, в которой достаточно и внутреннего, и внешнего богатства. Но самое главное, что свое богатство нельзя создавать за счет других. Это первое измерение тайны денег... Люди, у которых много денег, инстинктивно осознали внутреннюю связь между деньгами и властью. Во втором измерении тайна денег — это тайна власти. Умелое обращение с деньгами подразумевает и умелое обращение с властью».  Как видим, все высказывания весьма туманны...
         К.Маркс в своем «Капитале» поставил цель «сорвать загадочный покров» с истории происхождения денег и дать научное объяснение их природе. Как будто все просто: стоимость холста выражается в сюртуке и наоборот. Эту форму стоимости К. Маркс назвал простой, единичной или случайной. «Тайна всякой формы стоимости, – писал Маркс, – заключена в этой простой форме стоимости».               
          Может быть действительно все так просто?
          







         .
         
 

 

 
         


         


Рецензии
К.Маркс в своем «Капитале» поставил цель «сорвать загадочный покров» с истории происхождения денег и дать научное объяснение их природе. Как будто все просто: стоимость холста выражается стоимостью труда по его изготовлению, а стоимость сюртука определяется стоимостью холста плюс работа портного. Эту форму стоимости К. Маркс назвал простой, единичной или случайной. «Тайна всякой формы стоимости, – писал Маркс, – заключена в этой простой форме стоимости».

Может быть действительно все так просто, если не брать во внимание банковское ростовщительство и бестоварное производство в развитых общинах древности…

А это вам для понимания сущности социализма и коммунизма, когда у всех добросовестных трудящихся должны быть достойные человека социально-бытовые условия жизни, пенсии, пособия по безработице пока нет предложений от службы занятости или не достигли полной занятости, чтобы каждый имел с правом на труд обязательное право на жизнь достойную труда! А также на хорошее образование и медицинское обслуживание из средств социальной сферы собираемых из налогов всех трудящихся. Вот это всё и есть настоящий социализм, когда монополия капитала сменится на монополию законов о социальных гарантиях на производимые обществом и необходимые каждому средства для жизни по количеству и квалификации труда!

То есть социалистическое общество это такое общество, в котором государство на основании своих социально-экономических законов заботится о детях, стариках и больных при всеобщей занятости населения как в производстве необходимого, так и в оказании необходимых услуг для счастливой жизни каждого члена общества. Стоит заметить, что при монополии капитала всё определяют деньги, а не социальные права и свободы человека на основании справедливых социально-экономических законах в обществе, когда государственные службы обеспечения законности обеспечивают соблюдение соответствующих прав и свобод для всех граждан страны.

Когда население будет способно, используя свои физические, природные и социальные возможности, созидать вместе со всеми всеобщее благо для всего народа страны и иметь возможность пользоваться этими благами для своей счастливой жизни по количеству и квалификации своего труда на всей её территории, именно тогда и наступит на территории этой страны эра социальной справедливости под названием социализм!

Когда у каждого с правом на общественно необходимый труд будет право иметь всё необходимое для своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития и у всех будет право на базовые, необходимые каждому производимые в обществе средства для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, то есть не только безопасные условия труда, но и нормальные социально-бытовые условия для жизни и отдыха после работы и всё это будет распределяться количеством относительно равномерно от их общего производимого в стране количества пропорционально труда каждого по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда.

Когда необходимое благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды будет зависеть от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике общества по разрядам, категориям, классности или по другим критериям определения квалификации, или просто по счёту в банке от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны независимо от профессии и формы собственности средств производства, тогда и можно будет сказать, что это общество социальной справедливости, то есть социалистическое.

Когда жизнь людей будет зависеть не от монополии капитала, то есть не от денег, богатства или власти кого-либо, а только от монополии принятого большинством народа ОБЩЕГО ДЛЯ ВСЕХ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ на нормальные социально-бытовые условия жизни достойно труда и хорошо будут работать государственные службы обеспечения законности, а рынок сохранится только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества, то именно такое общество и будет настоящим социально устроенным обществом или социалистическим государством! Ведь рынок и деньги не отменяются, сокращается только их влияние мешающее развитию равноправия и социальной справедливости в жизни общества.

А как ещё может называться социально-экономический строй, в котором жизнь объединённого в свою народную партию трудящегося населения будет зависеть не от монополии чьего-либо капитала или прихотей власть и богатство имущих, а только от своего трудового вклада на благополучие общества, чтобы иметь от общества всё необходимое для своего нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, для своей благополучной и счастливой жизни?

Бескомпромиссным отрицанием всех форм буржуазного угнетения и эксплуатации человека человеком во имя победы идеалов демократии, гуманизма и социальной справедливости, вдохновляя этим некоторые силы нации на борьбу с социальным злом капиталистического режима, мы можем пока только надеяться на объединение этих сил и не более того.

И пока не будет создан костяк из сторонников такой концепции и не будет создана соответствующая этой концепции политическая организация с действенной программой по её реализации, говорить о каких-либо изменениях в нашем государстве в лучшую сторону будет преждевременно.

Или может быть Вы знаете социально развитую страну, где у власти нет избранной народом партии с социально прогрессивной программой развития?

В итоге при социализме у каждого должно быть добротное жильё, полноценное питание и удобная одежда по сезону. Коммунизм это следующая фаза ноократического общества, когда эти же права и свободы распространятся и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а рынок сохранится только на конечные устройства этих средств коммуникации.

И пока сущность общественной системы будет товарно-рыночной, то есть капиталистической, то в итоге мы будем иметь те же нерешаемые проблемы, ту же нищету трудящихся и буржуазную показуху, то же неэффективное социальное государственное управление, ту же коррупцию, тот же произвол представителей власти и те же капиталистические противоречия, из-за которых через несколько лет страна вновь рухнет и развалится на куски.

Аникеев Александр Борисович   24.05.2020 06:52     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную, развернутую рецензию.
Мне близки Ваши рассуждения об истинно социальном обществе.
С уважением.
Евгений

Евгений Шейнман   26.05.2020 22:13   Заявить о нарушении
«Главное противоречие» капитализма это то противоречие, которое с момента его зарождения развивается между общественным характером производства и частной формой присвоения владельцем средств производства производимой обществом продукции, за которую он расплачивается денежным эквивалентом труда без каких-либо социальных гарантий.

Причём независимо от того, частный это капиталист или совокупный в лице буржуазно привилегированного государственного бюрократического аппарата власти. Это противоречие не только не обрело в СССР государственного регулирования с целью обеспечения материальных социальных гарантий хотя бы на необходимые каждому социально-бытовые условия жизни, но и это буржуазное право собственности на производимые в стране средства для жизни не только не было отменено, как предлагал Маркс, чтобы право на труд гарантировало каждому право на жизнь достойную труда, но и было законодательно закреплено в России конституцией после 1991 года как неотъемлемое право частной собственности.

О возможности снижения анархии рынка и его регулирование при помощи социально-экономических законов уже много написано, особенно это хорошо отражено у Маркса. Маркс предполагал, что коммунизм утвердится в передовых странах Запада обычным эволюционным путём в процессе либо вооружённого переворота, либо демократической парламентской борьбы классов победой социально прогрессивной партии.

То есть капитализм сменится социализмом путём обычной сменой формации после организованной борьбы наёмных трудящихся и передовой интеллигенции за право людей жить в человеческих условиях, а тот постепенно трансформируется в коммунизм. Но последний, как и социализм, характерен не столько отсутствием классов и отчуждением производителя от средств производства, сколько отсутствием отчуждения между общественным характером производства и общественной формой потребления производимых в стране не только базовых средств для жизни, но и средств коммуникации, которые тоже не только необходимы каждому, но и должны быть доступны всем по количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике общества. Только так можно и нужно понимать предложения Маркса, которые он неоднократно объяснял в своих трудах, но почему-то его до сих пор либо не понимают, либо специально извращают его выводы.

То есть это не сиюминутная смена формации, а постепенная революционная смена сознания населения и прежде всего на основе развития производительных сил и средств производства, которые должны достичь такого уровня, чтобы мудрое и экологично здоровое производство удовлетворяло все насущные потребности населения для своей свободной от какого-либо угнетения и эксплуатации благополучной и счастливой жизни. Этому будет способствовать технический и технологический прогресс по производству необходимых каждому средств для жизни на основе улучшения старых и разработки новых фундаментальных направлений, имеющих значение для здоровой экологии всей Земли.

Соответственно должна измениться и «надстройка» – условия воспитания и образования, отношение к науке и культуре, будет меняться тип жилища и его «наполнение», средства коммуникаций и многое другое. Но в любом случае необходимо признать, что общность труда и общность потребления безусловно предпочтительнее, но это возможно только тогда, когда необходимость в этой предпочтительности поймёт абсолютное большинство населения страны!

Всё это должно выразиться в такой социально-экономической системе, где общество будет иметь от каждого по способностям и давать каждому по социальным потребностям от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества качественно производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительно равному рабочему времени как относительно равного для всех количества труда или по заслуженным льготам без ущемления социальных прав других граждан страны.

А благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды - от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике общества по разрядам, категориям, классности или по другим критериям определения квалификации, или просто по счёту в банке от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны независимо от профессии и формы собственности средств производства. Или по дополнительным заработкам по каким-либо не запрещённым видам деятельности. При сохранении рынка для удовлетворения потребностей вне базовых норм в социальной сфере от общей массы производимого и на средства для жизни производимые сверх норм необходимых для удовлетворения базовых потребностей населения страны!

Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый будет заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества! В то же время если производить будем больше, нормы будут повышаться, если меньше — снижаться. Но это всё возможно только при условии, что добросовестно будут работать службы государства по обеспечению законных социальных гарантий для населения!

Причём всё это возможно независимо от собственности средств производства, если все производимые обществом средства потребления ежедневно необходимые людям законодательно будут принадлежат каждому по количеству и квалификации их труда!

И те народы, которые приняли за основу социально-экономическую позицию Маркса, уже в первом десятке по социальному благополучию населения!

Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны и её производительные силы, чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и в то же время должны иметь определённые пособия или бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение. А старики должны иметь всё необходимое как уже заслужившие своим трудом достойную старость за заслуженную пенсию.


Аникеев Александр Борисович   26.05.2020 22:27   Заявить о нарушении
А ведь ещё более 150 лет назад Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

Как будто до Маркса об этом никто не догадывался.

Необходимо только учитывать, что подушевые расходы сил требуемые на развитие и содержание военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного, образовательного, медицинского и прочего потенциала страны ничуть не больше, чем требуется для удовлетворения ежедневных и естественных насущных потребностей отдельных здоровых членов общества для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех граждан страны для производительного труда и благополучной жизни всего общества.

Но разве не для их благополучия всё это должно надёжно работать? И разве не трудящиеся должны обеспечивать надёжную работу всей экономики страны? Поэтому управлять нужно не людьми, а производством и машинами по общественному плану для удовлетворения насущных потребностей всех граждан страны согласно прогрессивных социально-экономических законов при хорошо организованном образовании членов общества!

Необходимо понимать, что каким бы не был рынок и деньги для товарообмена, анархия рынка и деньги всё равно всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения производимых в обществе материальных благ теми, у кого их достаточно для товарнорыночного обмена в ущерб тем, кто работает добросовестно, а зарплата маленькая...

И ещё необходимо понять, что превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность не делает необходимые средства для жизни достоянием всего народа. Изменяется только характер собственности средств производства, но если способ распределения социальных благ сохраняется прежним, через рынок, то говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНА, который не только должен быть принят большинством населения страны, но и поддерживаться этим большинством!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на созидательный труд направленный на социальное благополучие каждого достойно его общественно необходимого труда от его количества и квалификации, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни!

Или, как говорил Ф. Энгельс, сущность социальной справедливости заключается в том, что ни у кого не должно быть никаких преимуществ и привилегий перед людьми общества, кроме как по нормированному общественно необходимому труду на благо этого общества.

Именно поэтому никакая диктатура пролетариата, никакое упразднение частной собственности никогда не решит проблемы нищеты менее удачливой чести населения, если это население никогда не мечтало о социальных гарантиях по труду, не желает думать о равных для всех социально справедливых законах и не пытается объединяться для их реализации.

В процессе развития экономики подобное распределение можно применить и к средствам коммуникации (связь, информация, транспорт, энергия, водопровод, санитарная канализация), а их конечные устройства, которые тоже необходимы каждому для своей благополучно жизни, могут приобретаться тоже по зарплате. Вот и вся разница между социализмом и коммунизмом. Естественно, что человек к двадцати-двадцати пяти годам должен получить достойное воспитание и образование.

Или может быть я вижу совсем не так, как надо видеть труд Маркса по становлению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости и всё должны определять деньги, даже если неизвестно, каким способом они получены?

Аникеев Александр Борисович   26.05.2020 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.