Богунайское чудо -быль о святых старцах

      БОГУНАЙСКОЕ ЧУДО

 Давным давно это было.

Поведала мне старая бабушка Агафья однажды в доверительной беседе про то, что сама видела и слышала.

Выдался тогда тихий зимний вечерок. Засиделись мы, но и повод был большой.
И не восемьдесят, не девяносто лет от рождения бабушки Агафии приключилось, а понимаешь сто первый год сердечная наша в добром здравии встретила и гостей приняла.

Сохранил Бог! Дивны дела Твои!
Верою и правдою жила добрая знакомая наша. Да что мы, молодые гуси, лопочем. Сама она все как есть рассказала, чему была свидетелем.
Пронеслось по Сибири безбожное лихолетье. Но как не рубило оно кони веры народной, сохранила бабушка Агафия светлое предание Богунайском чуде.
Идет кипящее время, все исчезает пустое, а Богунайское диво, как золотой самородок, отмывается, да все ярче сияет всем, кто ищет истинного да вечного.
Откроем все по порядку.

Родилась наша Агафия в семье честного священника. Приняла от родителей самое доброе христианское воспитание. Без которого не смогла бы понять и оценить то, что потом при ее жизни приключилось. А произошло все на Богунае.
Другая тогда была наша земля-природа. Водилось в ней все-все. Умножалась и рыба в реках и птица в лесах. Разводился всякий пушной зверь в кедровой тайге.
Живи да радуйся. Пригодилась людям матушка-природа в смутное в лихолетье. Начались в в столицах тогда злые казни от самозванцев. побежал от расправы народ к нам, в дальнюю сибирскую сторонку.

Ехали через наши места и дальше, за границу. Но чаща оставались гонимые на глухих заимках. приехали к нам тогда и духовные лица.
Священники и монахи из древних монастырей столичных. Думается нам
на Святой Руси батюшкам верная смерть была бы.

Дела их известны там были, что служили они белому царству верой и правдой. А велено было таковых предавать на истребление. Прибыли и в наши богатые края такие редкие святые люди. И расположились недалеко от реки Богунай. Стоял на дворе красным петухом суровый двадцать первый год.
Взялись приезжие монахи за постройки и вскоре поднялся вокруг поляны богунайской крепкий частокол, а за ним бревенчатые избушки.

украсила скромное монашеское селение просторная светлая церковь.
Потянулись в новый монастырь удивленные крестьяне из окрестных поселков. Нравилось сибирской душе тут все. Устроено монахами чистое и радостное святое место. Назвали то место Богунайским скитом.
 
Идешь по летнему первозданному лесу уютной тропинкой, а вокруг птицы так поют, так и заливаются. Перелетают путь яркие путь яркие
бабочки. Стремительно бегут по огромным соснам белочки. Подойдешь ближе и откроется страннику словно древний град Китеж.

Возвышается над крышами келий новенькая сосновая церковь и звучит над лесом чистый перезвон, приглашая путника к вечерней службе.
Приходила по праздникам в Богунайский скит и благостная девушка Агафья. Видела она и самих насельников таинственного для чужих людей места. не предвещало ничто богунайского чуда. были монахи все пожилого возраста, весьма и весьма опытные и заслуженные. Каковых в Росии особенно истребляли. Благословили подвижники сопротивление смутному злу силою.

Да видно воля Божия оказалась чтобы больше пострадать от зла, чем воевать с ним да казнить несчастных жертв заблуждения. Пришлось монахам уходить в далекую Сибирь. Скрылись они совершенно от гонителей. Скрылись в пустыне-густыне и от тех, кто жил на Богунае.

Не называли старцы истинных имен своих грешным людям. и правильно, измена везде проникала. Хотели святые отцы мирной старости для себя, без допросов и бесовской работы. найти их могли по -настоящим именам да чинам даже из Москвы.
Очень важно было старцам божественное спокойствие в то лихое время. И вот почему. Спросили одного из батюшек как-то гости о причине здешнего поселения. Отвечал он твердо и сурово.

Прибыли мы на Богунай по Божественной воле! Состоит эта воля в том. что все мы должны и желаем в полном спокойствии закончить здесь земную жизнь и перейти через смерть в новую жизнь бесконечную.
Знают старцы. что нет уже для них никакого иного пути-исхода. Во все стороны лихо. На все стороны мировая смута. Кому Бог дал ехать в Китай, тот уедет. Поймите, угодно так Богу. Не нам!

Пойми по хорошему. Нет в старости для освященной души никакой скорби. Со Христом рождаемся и живем-радуемся. То же самое смерть со благословением уже не зло, а в радость легкую. Возглашает нам церковная молитва: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны у Господа про-о-сим!»
Оглянитесь, какие войны и казни с разбоями вокруг. Ох!

Хорошо, если священников ли, монахов ли. просто постреляют в торопях да зароют где ни попадя. Так нетже, норовят помучить на прощанье, чтобы обязательно смертный грех ты совершил. требуют даже отречения от Христа-Бога. Какая потом может быть спокойная совесть у нас при смерти? легко заставить старого и слабого человека сказать неправду эту. Или того хуже, оговорить-выдать братьев своих по вере, укрывших от мохнатых лап сокровища церковные.
Мало кто из духовного честного люда может спокойно предстать на Суд Божий. Не думать об этом грешно.

Действительно все насельники здешние по слухам их бывших,особенно если епископ или старец - духовный учитель. Охота на таких людей началась из Москвы от новых властей. Потому видно и Ленин недолго пожил, что руку поднял на святых.
Вскоре начались в новом монастыре странности. И вот с чего. Стали приходить к столичным старцам на Богунай многочисленные желающие принять от них жизненный совет и руководство для монашеской жизни. принимали отцы наши всех с любовью на постой, успокаивали, советовали если нужно, указывали путь. Но никому возле себя остаться не позволяли. Не брали к себе ни старого ни малого.

Отвечали ласково так, мол поймите, не можем мы взять на себя ваши души руководить. Потому что здесь исполняем предназначение Божие. Оно же в безболезненной и мирной кончине состоит. И только и не более.
Как же  так, думали гости, все тут так надежно, благостно, и благодатно, а старцу предвещают, видно месту и монастырю своему невероятное при таких духовных вождях запустение и разорение?

Трудно было паломникам понять все это ти отойти в далекие для Сибири другие обители благочестия. оставались старцы снова одни и будто ждали чего-то светлого и великого. Что в последствии и приключилось.
Потревожило приходящих любителей впервые одно происшествие. Любя премудрых стариков и постоянно с ними беседуя, перестали все замечать одного заметного батюшку. Молчали по началу. потом заволновались гости и спросили монахов прямо.
Куда же пошел отец такой-то? ждем его не дождем. никуда он не выходил из ворот обители. Искали и в церкви и в других пристройках. Нигде нет дорогого отшельника. Побеспокоились и поутихли.

Как вдруг вновь не досчитались приходящие крестьяне еще одного значительного смиренного подвижника. веяло от этих исчезновений чем-то неземным. Куда же могли дедушки подеваться? Узнать ничего нельзя было. Спросят, к  примеру, у самих скитян. Куда исчез батюшка наш Сергий?
А они как будто и не заметят. Отвечают всем одно. Посмотрите в келье его.
Любопытный кто-нибудь из пришлых постучит в дверь кельи отшельника. Подождет, подождет. Тишина. Только трепет священный в грешной душе. И особый Божий страх. Богунайское чудо!

Забеспокоятся конечно мирские гости, пожелают дверь отворить. А она и не закрывалась. Войдут и никого не встретят. уложены скромные вещи батюшки все рядом. Чисто-чисто везде. Да стоит в воздухе лесном сладкое благоухание. Прямо как в церкви патриаршей на праздник.
 
Не выходил и не исходил никто из скита никуда. Смотрят со стен только добрые лики святых образов. Славились потом долго в округе те образа. Ходили даже за ними любопытные и уносили из запустевшего места домой, в город.
Горит и горит старинная лампада у икон в красном углу. Словно вечная светится помногу месяцев. Как в житиях святых такое читали. угодили видно старцы Богу. Достигли Его и взошли к совершенству на небо.
 
Так и пойдут восвояси удивленные зрители и очевидцы. разнесут по округе молву про загадочный свет. Заметно было только, что на всей душе прекрасная от того удивления чистота и ощущение близости Божьего царства необычайное. Поветрие Духа Святаго.

Сказывали дети, здешние рыбаки как однажды тайна богунайского чуда им, по безгрешности возраста неожиданно приоткрылась. Но так, что понять только верою можно.

Случилось это у реки Богунай. За крестьянской надобностью отправились хорошие ребята в лес с ночевой. Засиделись юные до глубокой летней ночи.  Поговорили обо всем у костерка и затихли. Стали звездочки считать. Надо сказать, близко от скита свой ночлег приготовили.
Вдруг разом вспыхнуло что-то над скитом! Столб света яркого до самого вышнего неба к звездам отлетел. Озарилась окрестность и великий свет среди ласковых звездочек скрылся.

Замерли ребята от удивления... На всю жизнь запомнили дети огненный столб от земли до неба! рассказали людям и вошел их рассказ в народную память.
Объяснить того никто не мог. И назвали тайну Богунайским чудом.
поговорили прото крестьяне до самого приезда от властей дознавателя. Но про розыски после.

Не знали жители в окрге что и думать. но тут знакомство со старцами помогло. Запомнил их один добрый юноша в лицо. Видно частенько хаживал с матерью в скит для пользы душевной. Было с ним приключение  уже после видения отрокам светлого столба до неба.
 
В другое красное лето отправился другой юноша -свидетель на залив богунайские луга. Наверное коней в ночное водил. Д и заночневал там у костерка на привале.
Летняя ночь у нас от луны и звезд больших несметных вся светла. Меряют тишину луговые цикады звонкими трелями. Прекрасен на брегу Богуная Божий мир!
И вот глубокой ночью стихло все. Видно было оттуда хлопцам крыши и купола с крестами церкви Богунайского скита. Спать им вовсе не хотелось. Молча друзья на прекрасные звезды любовались.
 Вдруг как молния от двух келий разом возсияли и вознеслись  к небу два ярких больших света. Да так явственно, что даже успел юноша наш те чудесные и великие огни рассмотреть.

Озаренные небесным светом яко ризою, возлетели от земли два наших старца! Узнал знакомых батюшек тот юноша. Назвал даже их по святым именам. Это, говорит, батюшка Зосима, а другой с ним - батюшка Савватий! Узнал я их. Вот что за чудо!
И надо сказать что тем же летом  и временем исчезли из скита еще два почтенных священника. С теми же святыми именами.
После того местный православный народ и вовсе не знал, что думать. А тут еще прибыл мильцанер и пришлось людям ответ давать, куда перебрались старики подозрительные.
Помнит столетняя бабушка Агафия таинственных скитян богунайских достоверно. Интересная у них была жизнь. Не равны они были. Все разного духовного звания, заслуг и достоинства.

       Выделялся особенно преклонным  возрастом и всем видом и особым отношением к нему один начальствующий. Как ни стары были  сами монахи, что и волосы их как чистый снег, всех старостью превосходил владыка - отец отцов. Скрывали тогда его имя. И только недавно один дотошный юноша разузнал, что пожаловал тогда к нам в Сибирь от гонителей столичных один из Священного Синода митрополит Филарет. Из таких людей тогда в Москве патриарха выбирали.

почтил Господь Сибирскую землю таким посещением. И теперь она не пуста стоит. Здесь суждено ему было умереть без допросов.
монахи всегда его окружали бережно так. Заботились двое под руки поддержать. Но сам Владыка, хоть уже согбенный и усохший, отталкивал помошников и опираясь на точеный резной посох тихо движется к церкви.

      Все обступают его, благословения просят. Смотрят на него и дивятся славному примеру его святой жизни. Светится на летнем солнышке белоснежный с наплечным покрывалом головной убор его. Знак высшего достоинства, а на том уборе сверкают золотом крест с белым камнем - алмазом.
       Настоящее все тогда было, истинное и вера, и люди и камни в золоте. Открывается в этом смысл жизни - не в количестве. А в подлинном прекрасном качестве всего с чем живешь.

Скрылись во главе с митрополитом и епископы на Богунае. Владыка Николай и Никодим, те, чьи следы в церковных бумагах в Сибирь ведут и теряются в лихолетье смуты. находился с ними здесь и старый архиепископ Сергий. И про всех тех отцов можно сказать, что никто из них до китайских границ и городов не добрался. Исчезли. Значит правда за богунайским народным преданием.
Говаривали также, что когда пришел черед главному старцу исчезнуть во след прочим, люди добрые унесли тот белоснежный убор из келии митрополита. И хранили тайно в городе как память. Украшал белый клобук драгоценный большой золотой крест с алмазом. 

Не приняли наследников монашества своего старцы в Богунайский скит. Постепенно и долго за несколько лет с двадцатого года до двадцать четвертого один за другим, все они исчезли, как один. Горели негасимые лампады у икон в кельях очень долго. Началось и другое чудо. Стихли церковные службы уже, но церковь скитская стояла чистая-пречистая. более того, заходили верующие люди, смотрели и видели у алтаря перед иконою божьей Матери светилась и не сгорала большая свеча. Дивились много месяцев и даже лет на горящие лампады и свечи церковные. Славили бога удивленные до глубины душевной гости-паломники.
 
Завели и следствие по Богунайскому чуду. Прискакал из Красноярска уездный мильцанер. Весь в ремнях с наганом да на резвом горячем коне.
Дознавал он у всех окрестных селян про богунайских старцев. Горячился. Куда, мол, те подозрительные подевались, куда сбежали из советского рая? Как так исчезли? Нельзя без дозволения пропадать! Может их перебил кто?

Нет. Ничегошеньки выяснить тому мильцанеру не пришлось от простых людей. Хотя местные-то ничего не скрывали. Мнение народное было про старцев одно. Сами они никуда идти не могли да и не хотели. Исчезали по одному или по два. В другой мир уходили. Вот и вещи земные все на своих местах и даже одежды.
Деваться некуда. Признал служивый церковную тайну. Вышло и так от Бога. Окрепла дознанием вера богунайскому чуду. Взять бы да посмотреть те бумаги гербовые. Много там наверно записано. Смутился наконец дознаватель и в Красноярск отъехал. Укрепилась этим вера в наше чудо. Обернулось следствие славою Святым Преподобным Богунайским отцам.

Забыли про опустевший скит измученные люди. Начались потом кровавые для наших хуторов тридцатые годы. Забирали людей за кулачество на каторгу и на смерть. Никто не воротился. Разве из ссылок еще приезжали.

Объявили после войны власти свою волю будет в наших краях великая стройка важного завода. И когда началось дело, стали замечать люди разрушение Богунайского скита. Приказано было снести все лесные постройки, все избы. Посылали солдат с топорами на святой скит, чтобы все разрушать.
Но вот недавно спрашивали мы у знающих людей. И вспомнили они, что местность эта, где скит, летом непроходимая. Там сплошное болото. Пройти туда можно было только зимой, по твердому льду. Поэтому на лыжах туда люди заходили. И прежде всего знали это место военные. Водили туда офицеры солдат на лыжах. Там расстояние подходящее оказалось, ровно пять верст. Сколько офицерам надо, чтобы солдат обучать. Приходили в скит офицеры с солдатами и часто им полковник разрешал оставаться и ночевать. Говорят, там по кельям много можно было расселиться. Печки везде имелись сложенные, очень удобно.

А самое главное, дух места они любили. Природа первозданная, ночью звезды роятся. Воздух как хрусталь, как мед, что и не надышишься. Ужин приготовят, разойдутся по кельям. Там иконы, лампады. Всюду тайна, всюду мудрость природная. Утром в часть шли душевно обновленные, веселые. И это было уже совсем близко до наших времен, году в семьдесят пятом.

Тогда еще стоял скит невредимый.
И вот недавно читал я одну книжку про греческий полуостров- гору Афон. Что живут там тысячу лет одни монахи и вся гора в скитах. Много опыта там собрано. Оказывается там тоже старцы исчезают. И называется это чудо Неизвестные Преподобные.

Говорят, есть там тайная пещера, куда сам Бог избирает семь лучших старцев. Чтобы они молились за весь наш мир, чтобы спасали. Старцы все очень старые и один умирает. Тогда из тех, кто в скитах лучшие старцы на Афоне, исчезает один батюшка хороший.
Сначала ищут отца. А потом говорят, что забрали его Неизвестные Преподобные. Видно это оно и есть.
Богунайское чудо.


Рецензии