Африка. В шлюпке на остров

Рейс в Африку для меня первый в жизни. Судно идет в Кению и Танзанию. Моряки радуются, будут ракушки, черное дерево и слоновая кость. Страны нищие и судовой народ готовится набрать колониальных товаров. Верный друг и советник, электромеханик – Владик, рекомендует взять из дома  старую обувь, рубахи и штаны. А перед приходом, запирать робу в рундуке машинного отделения  на замок. Сопрут свои же. Я уже видел нищую Кубу, но нищеты Африки до конца в полном объеме, не представлял.


Любители экзотического секса набрали дешевых пластиковых часов в Антверпене для шлюх Кении. О СПИДе тогда не слышали, и народ был беззаботен.
Первой страной захода, была Кения, там наша стоянка была не очень долгой. Суточные вахты, много работы по заведованию, и в город мне попасть не удалось.
Повезло со стоянкой в Танзании. Там мы застряли уже конкретно. Нигде в странах Африки я не видел спешащих работяг. Никто никуда не спешит. Если грузчик идет по причалу, то идет прогулочным шагом. Наверное, чтобы не потеть.


На борту идет бойкий товарообмен.  Аборигенам продавалось или менялось хозяйственное мыло, обувь, рубахи и штаны не только свои, но и из ветоши. Местные шиллинги не принимались нигде, поэтому их старались тратить тут же в городе. Покупали вкуснейший чай и растворимый «Африк- кофе». Чай подороже был упакован в коробку в пергаменте, более дешевый- в простые картонные коробки,  как наш «Цейлонский». Кофе продавался в банках разного объема. Мелкие банки оставляли на презенты нужным людям.

      
  Я предупрежден комиссаром, что скорее всего ,будет экскурсия для команды на острова за ракушками и кораллами на шлюпке. За мотор в шлюпках отвечаю я. Бывалый электромеханик Владик загодя берется за пусковые аккумуляторы. В прошлую поездку на кардане вала срезало болты фланцев, и народ греб к порту на веслах, а потом тащил шлюпку в порт, стоя по грудь в воде. Было темно и Шеф-повар, по кличке «Батон», пугал молодого малорослого матросика, идущего позади всех, Мамой-рыбой, которая утаскивает  самых маленьких и вкусных моряков в пучину морскую.


    Наконец получено разрешение от властей на поездку. Мой наставник Влад, опытен и практичен , загодя советует одеть на ноги кирзовые сапоги или рабочие гады. Шипы морского ежа прокалывают тонкую подошву кед и обламываются в ступне. Вытащить их трудно, шипы гноятся и принесут много хлопот. Не факт, что судовой врач сумеет их вытащить. По его совету, я одеваю рабочий полукомбез, рубаху с длинным рукавом и беру белую ветошь, чтобы использовать, как косынку для защиты от солнца. Запасаюсь мешком-сеткой из-под картошки для сбора находок и беру свайку-фомку выламывать кораллы. «От меня не отставай, ракушек с тупым концом не трогай. Шипы ядовиты. Там полно мурен». Инструктаж кореша подробен до мелочей.

   Ранним утром шлюпка спущена с борта, народ рассажен. Бак залит топливом под свисток, со мною в шлюпке масло на долив, набор инструмента и ветошь и запасные болты для кардана, если их срежет. Ранее я установил новые,более длинные и , для надежности, законтрил гайки контргайками.


 Трогаемся. Должны подойти к океанскому отливу, хода около часа. Утро, и еще довольно прохладно. Защитный тент с шлюпки, снят и ветер приятно обдувает нас. Я сижу в корме у мотора, слежу за давлением масла и температурой. Как поведет он себя  в тропическом климате под нагрузкой. Горячий воздух от мотора дует на меня. Тревожно за  возможный перегрев мотора с наступлением дня и приходом жары. Но все в порядке, мы благополучно подходим к острову.
Остров коралловый. Песок –ослепительно белый. Он белый, как снег. Ветром колышутся пальмы. Ярко синий океан, ослепительно белый песок узкой полоски берега и ярко-зеленая растительность. Таким он остался в моей памяти, этот остров в Африке. Даже сейчас, много лет спустя, я машинально прищурил глаза, когда он всплыл из памяти.


Высадка на берег. Прочно крепим шлюпку, чтобы не унесло в отлив, который только-только начался. На наших глазах вода отступает от берега. Народ оживлен и бодро разбредается в поисках добычи. По колено в воде идем и мы с Владом. Живности полно и я собираю в мешок шестипалые ракушки, размером с ладонь, морских звезд. «Куда мертвый коралл берешь? Он серый, брось!»-останавливает меня кореш. Время от времени из-под ног, пугая нас, срываются мурены размером до метра, оставшиеся во впадинах, заполненных водою . Мне неприятно и каждый раз я вздрагиваю. «Не сцы, не укусят»-шутит Влад. Под рабочими гадами хрустят мелкие ежи. В одной из каверн я вижу хвост какой-то гадины.  Она полностью не вместилась и из норы  торчит более метра. Я перехватываю свайку и  предлагаю Владу вонзить ее в хвост рыбины. «Подожди Саня, не бей. Я к берегу отойду, ты тогда уже»-говорит кореш с серьезным лицом. «А чего так?»-спрашиваю я. «Это мурена метра под три. Я отойду, а вы уж сами разбирайтесь»-слышу я в ответ.


Наши мешки набиты ракушками. Влад предупреждает ,что это все придется еще и чистить.
Чистка ракушек - это отдельная история. Если останется хот кусочек мяса в раковине, в каюте будет вонять мертвечиной . Поэтому ракушки кладут на сутки в ведро с пресной водой. Моллюск начинает отгнивать от стенок ракушки и его  выбивают о руку, сжав в кулаке. То, что не выбилось, вытягиваешь крючком из проволоки. Вонища... Первые разы я пару раз блеванул, благо вышибал в гальюне, горшок рядом. Проклинал, что столько набрал, но выбил все. С кораллами проще -на сутки в ведро с хлоркой, чтобы убить и отбелить. Если оставить дольше, станет хрупким и ломкими. Морскую звезду кладут сохнуть на решетку каютного кондиционера. Ежа-туда же, только потроха вытащить. Говорят, что ежей едят, но я не стал пробовать.  Пароход, идущий из Африки, воняет тухлятиной ракушек и йодом морских звезд. Воняет и из кают и из подсобных помещений.


 Возвращаемся к шлюпке. Солнце печет в полный рост. Я решаю напоследок наломать кораллов и искупаться. Снимаю рубаху и ныряю в воду. Вода прозрачна, соль Индийского океана режет глаза, но я выламываю несколько кораллов, размером в кулак. Народ ломает кораллы покрупнее. К ним будут сделаны подставки из досок сепарации, коралл будет вклеен туда на эпоксидку, а само изделие продано в антиквариат на Невском проспекте, что почти напротив Гостиного двора или подарен кому-то из друзей-близких. Давно не был в том районе Невского проспекта, может, и магазина уже и нет. От размера коралла, цена колебалась от 25 до 35 рублей. Куда все мое привезенное из рейсов тех подевалось? Много ведь привозил, все раздарил. Ничего не продал.  «Настоящий моряк носками не торгует!» 
  Купаемся перед отъездом на судно. Шеф-повар Батон, как всегда, уцепил какую-то рыбину страшную. Она похожа на студень, хлопает ртом и раздута как шар. Говорит, что ныряя, столкнулись нос к носу. Та начала раздуваться в шар и шеф проткнул ее свайкой. У Шефа мастерство поймать какую-то тварь. То морскую змеюку вытащит, когда все окуня ловят. То еще какую-то тварь морскую. Все люди, как люди рыбачат, а этому везет на такую экзотику.


   Все, наша экскурсия закончена. Командир шлюпки, третий помощник, пересчитывает людей перед отъездом. Все на борту, никого не забыли. Пускаю мотор, трогаемся в обратный путь. Печет солнце и только тут народ начинает ощущать свою неосмотрительность в одежде. У людей сгорели все открытые места тела. Остров отомстил за грабеж. Солнце, отраженное от ослепительно белого песка и воды, немилосердно сожгло лица, руки и уши. Мое 15-минутное купание без рубахи тоже дает себя знать. Я обожжен по пояс через воду. Горячий воздух от мотора обжигает обожженное тело. Скорее бы в холод кондиционера каюты и упасть в прохладу , скинув с себя давящую одежду. Мозг плавится от жары, быстрее бы добраться до порта.


Я был в косынке, спасибо за советы корешу, сжег только щеки. Многие долго сдирали сгоревшую кожу на лбу, щеках и ушах. Судовой врач вытаскивал шипы морских ежей из ног.
Через дня три, была организованна вторая поездка экипажа, для тех, кто был на работах и вахтах.  В нее я отправился одетым в рабочий комбинезон и был более аккуратен. Купаясь, его уже не снимал.


Рецензии