Долгое эхо детства 20 ч

 (Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)

Предыдущая  19 часть

http://www.proza.ru/2018/03/10/63

         В последние годы учёба у Гриши в основном проходила по специализированным курсам – по мостам, проектированию и изысканию железных дорог. Особенно интересно было работать на кафедре мостов .  На этой кафедре сохранялись традиции, заложенные ещё профессором Г.П. Передерием *(1).  Занятия происходили совместно со студентами факультета мостов, а возглавлял кафедру в то время сам ректор института профессор К.Г. Протасов *(2).  Курсовое проектирование было по всем видам мостов, студенту выдавалось задание на устройство моста через какую-то преграду, следовало сделать несколько вариантов решения проблемы, выбрать лучший, а потом по утвержденному варианту разработать проекты в деревянных, металлических и железобетонных конструкциях. Это была интересная, творческая работа, развивающая инженерное мышление.

            Специализироваться же Гриша решил на кафедре изыскания*  (3) и проектирования железных дорог.  В какой-то мере его выбор определила романтика профессии и прочитанная документальная повесть В.Чивилихина «Серебряные рельсы» — об экспедиции Александра Кошурникова* (4) в Восточные Саяны в 1942 г. в  целях изыскания маршрута железной дороги Абакан — Нижнеудинск  (реализован был вариант Абакан — Тайшет).

         Отбор на кафедру изысканий  был серьезный,  и  из 75 студентов всего потока было отобрано только пять  человек, самых сильных, Гриша в том числе. Им предстояло пройти преддипломную практику в настоящей  изыскательской экспедиции, которую проводил Ленгипротранс. Гриша и его сокурсник Саша были направлены на Север, в район станции Кандалакша, где начались изыскательские работы для укладки вторых путей и электрификации железной дороги. До войны эта дорога была электрифицирована лишь на участке Мурманск – Кандалакша, на остальной части – более 1000 км – тяга осуществлялась паровозами, некоторые участки были очень крутыми, там применялась двойная тяга. Однако всевозрастающая сырьевая база Кольского полуострова требовала развития хорошего железнодорожного  сообщения.  Начали развиваться и расти города Мончегорск и Оленегорск, увеличивались лесопромышленные комплексы. Существовавшая однопутная дорога уже не удовлетворяла потребностей региона.  Места эти были очень суровые, малообжитые. (Некоторое представление о них можно иметь по фильму «А зори здесь тихие» 1972 г., который там и снимался).
 
          Экспедиция начала свою  работу на станции Кузема и прошла далеко на Север, за  Кандалакшу.  Для размещения сотрудников имелось несколько пассажирских вагонов старого типа, которые перевозились по мере передвижения партии на Север. Изыскатели делали съёмку плана и профиля железнодорожной линии для проектирования вторых путей, искусственных сооружений и электрификации. Работа была настоящая,  не учебная. Ребят зачислили в штат Легипротранса с окладом в 600 руб., за работу в районе Севера полагалась надбавка – коэффициент 1,5 , то есть выходил оклад 900 рублей, на эти 900 рублей начислялись полевые – 60 % (ещё 540 руб.) и 210 руб. квартирных. Итого выходило 1650 рублей. Из этих денег следовало оплатить котловое питание, остальное можно было получить уже в Ленинграде в кассе Ленгипротранса. Учитывая ещё то, что Грише причиталась повышенная стипендия, он осенью по возращении из экспедиции получил довольно солидную  сумму.  Часть денег он отдал отцу, немного приоделся, а остальные деньги ему пригодились позже…  На что пригодились,  вы узнаете в следующих главах.

             Изыскатели работали очень напряженно. Экспедицию возглавляли начальник и заместитель. К моменту приезда практикантов  партия ещё полностью не собралась на месте. Часть работников была  занята на целине, где они занимались изысканием железных дорог к элеваторам для приёма зерна.  Теодолитные хода  и  нивелировку *(5)   пути по головке рельса выполняли довольно опытные  штатные  геодезисты.  Студентам Грише и Саше была поручена съемка поперечных профилей, им помогали   две   девицы-техника, лет за 25 возрастом, из  Ленгипротранса .  Каждый специалист партии имел двух подсобных рабочих  для перестановки реек, расстановки пикетов и реперов *(6).  Их набирали из местной молодёжи  и подростков 15-18 лет, которые вместе с экспедицией продвигались вперёд на Север. Они были рады возможности подработать и помочь небогатым своим родителям.  Подсобники  также  жили в вагонах вместе с  изыскателями.
 
               На полевые работы приходилось брать с собой инструмент (нивелир, теодолит,  рейки, ленты, шпильки и прочее снаряжение). Договаривались с машинистом, что он в определённом месте снизит скорость, на ходу  надо было выбросить из поезда всё снаряжение и выпрыгнуть вместе с инструментом и приспособлениями. Вечером та же процедура повторялась в обратном порядке.

         Когда ребята только прибыли и вышли из поезда на ст. Кузема, стояла холодная погода. Нужно было ходить в ватных брюках и в фуфайках. Затем, уже в июле,  установилась прямо южная жара.  Изыскатели загорели, как негры, на этом заполярном солнце.   В лесах по трассе было много ягод – морошки, черники, много грибов и дикой птицы. Начальник экспедиции сумел выловить несколько больших лососей и засолить, поэтому иногда к завтраку выдавалось по порции свежезасолённой красной рыбы. В партии держали также повариху,  женщину из Архангельской области.  Все питались из общего котла, так как с утра до вечера были заняты на полевых работах и заниматься  едой  возможности не было.  Впрочем, понятие «вечер» в этих местах было относительным – начинались белые полярные ночи, так что почти до утра было светло.

        Работы по изысканию проводились очень интенсивно, несмотря на суровые условия. В пасмурную погоду очень мешали комары – из-за них взять отсчет теодолитом или нивелиром было почти невозможно.
           Особенно тяжёлым  был участок дороги около ст. Кандалакша, где железная дорога проходит прямо по территории Кандалакшинского залива. Во время прилива вода из Белого моря попадает в залив, а во время отлива  уходит назад в море. (Дамба эта  была  построена из каменной отсыпки и свободно профильтровывала воду в обе стороны. Строили её ещё в 1914 году во время экстренной прокладки железной дороги на Мурманск. В связи с бурным развитием Кольского полуострова и открытием фосфоритных месторождений в районе Апатит и Кировска, до войны, в 1939 году начались изыскания на этой дороге. Во время войны работы были свёрнуты, а в пятидесятые годы возобновились. Гришина экспедиция  постоянно находила следы геодезических работ 1939 года – репера, разбивку пикетов и пр. ). Так вот, работать на этой Кандалакшинской дамбе было особенно сложно из-за интенсивного движения поездов  – только  установишь инструмент, как опять приближается поезд, работы приходилось прекращать, чтобы не свалиться в холодную воду с дамбы. Когда Гриша делал съёмку дамбы, стояла  уже холодная, ветреная  осенняя погода, и Гриша страшно промёрз.  Вечером,  после работы, ребята пошли в библиотеку местного дворца железнодорожников, где стояли мягкие удобные кресла, можно было посидеть в тепле, полистать журналы «Огонёк».  Это кресло тогда ему показалось самым уютным местом на земле, и Гриша прямо там и заснул.

        Ночевали в вагонах, спали на полках. Неопытные практиканты были экипированы плохо, спасаясь от холода, натягивали на себя всё, что попадалось под руку, и так спали.  Бывалые же изыскатели имели с собой спальники из собачьих   шкур, поэтому им эти холода были не страшны.

            В Заполярье наступала золотая осень, все сопки покрылись узорами  желтеющих берёз, и особенно живописно смотрелись в лучах заходящего солнца по вечерам. Красота вокруг была фантастическая. В Хибинах в восторг привели небольшие и быстрые горные речки с порогами и сердитое клокотание их вод.

        На несколько дней Гриша отпросился съездить посмотреть Апатиты, Кировск и Мурманск.  Это было возможно благодаря тому, что у него, как и у всех изыскателей, был постоянный служебный билет в купейном вагоне от  Ленинграда до Мурманска, так называемая форма 3К.  На станции  Апатиты увидел  много товарных вагонов под погрузкой апатитовой руды. Пыль в воздухе там стояла  невероятная. Это было причиной возникновения силикоза у многих  проживавших и работавших в Апатитах людей, силикоз возникал из-за поражения лёгких мельчайшей пылью, что приводило к онкологическим заболеваниям органов дыхания. Кировск же показался очень красивым городком с живописной природой. Хибины в этом месте изгибаются в виде подковы, внутри которой и располагается город. В Кировске тоже рудники, обогатительная фабрика, тоже пыль в воздухе, но несколько меньше, чем в Апатитах.  В городе был высокогорный полярно-альпийский ботанический сад.  Во время Гришиной поездки    уже сильно похолодало, появился первый снег и лёд. На ночлег Гриша устроился в местной гостинице, вечером посмотрел фильм, побродил по городу, а назавтра уехал в Мурманск.  Мурманск в те времена бурно строился, в магазинах было полно всякой рыбы, а на улицах – много пьяных.  До поезда Гриша бегло осмотрел город, издалека полюбовался на множество кранов в порту. Город   показался очень своеобразным и интересным. Всю ночь Гриша ехал обратно в поезде и под утро уже был на месте, в Кандалакше, где партия продолжала свои работы.

           Как-то раз, ещё в начале изыскательских работ Грише пришлось побывать на станции  Лоухи. Ребята зашли в станционный буфет, где угостились прекрасным напитком на спирту из красной рябины. Напиток этот очень вкусный, голова остаётся после него чистой, свежей, но совершенно отнимаются ноги.  Во время посиделки в буфет вошла девочка лет 10-12,  и Гриша с изумлением узнал в ней дочь своей ленинградской родственницы .  Он глазам своим не поверил  сначала, но не ошибся. Как оказалось, девочку привезли к бабушке и деду, карелам по национальности, которые и проживали в этих местах.  Гришина родственница овдовела после войны, но со свекрами связь поддерживала, и они ей помогали растить детей.  Гриша расспросил  девочку, где живут её дед с бабушкой, и обещал при первой возможности приехать их навестить, что и сделал в ближайшее воскресенье.  Дед и бабка  жили в небольшой деревне, километрах в семи от станции.  Вокруг – сплошные озёра, население занималось  рыбой, выращивало капусту – больше там ничего вырастить не удавалось. Жизнь в этом краю в те времена была довольно тяжёлая – вокруг вода и тайга, больше ничего не было, но люди всё равно как-то устраивались.  Родственники приняли Гришу очень радушно, он переночевал в деревне, а утром двинулся в обратную дорогу.

      Работа в экспедиции подходила к концу, партия выехала в Ленинград на камеральную обработку накопленного полевого материала.  В Ленинграде  Гриша получил, как уже упоминалось, довольно приличную сумму денег, сумел себе купить пальто, пару костюмов. До этого у него  совершенно не было одежды – все студенческие годы он отходил в воинской амуниции,  которую ему отец справил перед отъездом в институт на первом курсе. Это была перешитая старая амуниция старшего брата Ильи.

         Домой он вернулся в начале октября.  Все дела дома свелись к помощи папе в подготовке к зиме.   Летний сезон закончился, друзей-товарищей не было в городке, все уже разъехались по местам учёбы, в том числе и Лена.  Короткие каникулы прошли быстро, назад удалось впервые в жизни уехать без проблем с билетами.  Предстоял последний год учёбы...

Примечания.
   
*(1) Георгий Петрович Передерий (1871-1953), четырнадцатый ректор ЛИИЖТа (1921-1922), одновременно совмещавший научную и педагогическую  деятельность с практической инженерной работой по проектированию и строительству мостов, открывший эру железобетонных мостов, в 1912 г. Г.П. Передерий опубликовал «Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет», способствовавший расширению применения железобетонных мостов на русских железных дорогах. Этот курс впоследствии многократно переиздавался.
*(2) Двадцать третий ректор ЛИИЖТ  (1951-1965) Константин Георгиевич Протасов (1903-1975).  Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры. Ученик академика Г.П. Передерия, К.Г. Протасов был одним из руководителей советской мостостроительной школы. В течение нескольких десятилетий он был признанным авторитетом мостовиков страны.
*(3) изыскания железных дорог – это специальные обследования  специальные обследования района проектируемой ж. д. в условиях полевой обстановки В процессе изысканий   ж.д. производится сбор всех данных, необходимых для проектирования и прокладки ж.д.
*(4) Экспедиция происходила в экстремальных условиях, к сожалению, все  изыскатели трагически погибли. Только через год местные жители нашли останки погибшего А. Кошурникова и  дневник изысканий.
*(5) нивелирование, теодолитные хода – виды геодезических измерений
*(6) рейки, пикеты,репера – геодезические знаки


Продолжение 21 часть
http://www.proza.ru/2018/03/16/2138


Рецензии
Кандалакша вообще мой любимый город. Тихий спокойный. В общей сложности проработал там около года. Приятно было вспомнить Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   08.12.2023 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо,Сергей
Я не зря подумала, что возможно вас заинтересует

Эми Ариель   08.12.2023 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.