О музыке

Развитие мыслей Л.Н. Толстого из "Крейцеровой сонаты" (1890 г.):

   "Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.

   Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает...

   ...Несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно".

   Музыка - это насилие над человеческой личностью. Например, у тебя настроение одно, но, предположим, ты случайно услышал 5-ю симфонию Чайковского, и настроение изменилось кардинально. Музыка - это насилие над душой человека.
  * * *
  Мысли Толстого, высказанные им в "Крейцеровой сонате", могут вызвать и обратную реакцию. Недавно я побывал на концерте, посвященном героям Первой Мировой войны. На нем были исполнены отрывок "Монтекки и Капулетти" из 2-й сюиты Прокофьева из музыки балета "Ромео и Джульетта", 2-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, 2-я часть 5-й симфонии и Торжественная увертюра "1812 год" Чайковского, 2-я часть сонаты для альта с оркестром Брамса в переложении Берио. И эта музыка вызвала во мне совершенно другую реакцию. Я почувствовал, что мне хотелось забыть себя, мое истинное положение хотя бы на время концерта под воздействием столь прекрасной музыки. Мне хотелось перенестись в другое, не свое положение, когда ты забываешь о тяготах жизни, и душа стремится вырваться из оков бренного тела и унестись к прекрасному. Под влиянием этой музыки мне хотелось ощущать, чувствовать то, что в обычном состоянии я не чувствую, хотелось понимать то, что в обычном состоянии я не понимаю и не могу понять, хотелось чувствовать, что я могу все или почти что все хотя бы на время концерта. Хотелось чувствовать, что я добрее, умнее, чем есть на самом деле. Пусть это чувство после концерта пропадет, рассеется как дым, но, может, что-то все же останется? Если то душевное состояние, в котором находился человек, пишущий музыку, прекрасно, то почему я должен бояться, что и я буду находиться в этом душевном состоянии? Толстой боится, что не будет знать, зачем он переносится в это душевное состояние. Но всегда ли нам надо знать, зачем и почему с нами происходит то или иное. Может, иногда нам даже полезнее этого не знать? Чувство, вызываемое столь прекрасной музыкой, не может не быть спасительным.

  Музыка - это насилие над душой человека? В каком-то смысле - да. Но когда душа огрубела, зачерствела, иногда нужно применить к ней насилие, чтобы направить ее на путь к доброму и прекрасному.
*  *  *
Интересно сравнить отношение Толстого к музыке с взглядами Кьеркегора, высказанные им в книге «Или-или» (1843 г.): «Отсюда никоим образом не следует, что музыку надобно рассматривать как орудие дьявола,— даже если наш век и дает множество ужасных доказательств той демонической силы, посредством которой музыка может овладеть индивидом, а этот  индивид, в свою очередь, может захватывать и покорять множество людей, особенно женщин, удерживая их в соблазнительной ловушке тревоги благодаря дразнящей и возбуждающей мощи сладострастия. Отсюда никоим образом не следует, что музыку надобно рассматривать как орудие дьявола,— даже если порой с неким тайным ужасом замечаешь, что это искусство более, чем всякое другое, часто терзает своих  почитателей самыми страшными муками…».
   * * *
   Казалось, какие-то неведомые струны души были настроены в резонанс со звуками музыки, и каждое новое звучание отдавалось чрезвычайно сильно...
   * * *
   Музыка производит наибольшее эмоциональное впечатление, когда ты ее впервые для себя открываешь.
   * * *
   Прекрасно, когда музыкальное произведение предстает пред тобой как драгоценный камень - во всем своем сиянии. Правда, держа его все время перед глазами, ты к нему привыкаешь. Его вид перестает тебя волновать. Если же ты будешь любоваться им изредка, он не потеряет своего великолепия никогда. Но гораздо выше стоит та музыка, которая с каждым прослушиванием открывает пред тобой все новые грани, представляется все более совершенной. Человек не любит стоять на месте, и покорить его сердце может только постоянное движение вперед, к красоте.
   * * *
   Из утверждения "человек любит музыку" вовсе не значит, что он хороший. Но мысли, возникшие от хорошей музыки, хорошие обязательно.
   * * *
   Восприятие музыки сильно зависит от твоего окружения, от того, кто сидит рядом с тобой. Если музыка твоему соседу нравится, то и ты ее воспринимаешь более остро, ближе к сердцу, она на тебя в этом случае оказывает большее влияние. Твое окружение действует как параболическая антенна, фокусируя и направляя на тебя магические лучи.

Иллюстрация: Л.Н.Толстой на концерте А.Г.Рубинштейна. 1895 г. Л.Пастернак.


Рецензии
Есть классическая музыка великих композиторов совершенствующая человека,
а есть рок - и поп музыка разрушающая духовное состояние и деградируя
личность.

Юрий Иванов 4   06.08.2018 10:11     Заявить о нарушении
Согласен с Вами! Мне жаль тех людей, которые не понимают классическую музыку.

Семенов Сергей Александрович   28.09.2019 18:32   Заявить о нарушении