2. Революция и банки

Должны ли банки кредитовать новое правительство? По логике они даже обязаны делать это. А если правительств два? Можно лишь предположить, что будут платить тому кабинету, который назначил директора банка.

В дореволюционной России деньги на казенные нужды отпускались по распоряжению Департамента государственного казначейства при Министерстве финансов. Но в октябре 1917 года в Петрограде существовало два центра. Министерство финансов низложенного Временного правительства имело деньги, но утратило власть, а Наркомат финансов имел все возможные полномочия, но не деньги.

Кроме старых закромов, необходимые средства можно было получить в кредит. В Петрограде находился Государственный банк, который был крупнейшим кредитным учреждением России. В начале 1917 года он имел 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, а также 42 агентства при зернохранилищах. Баланс Государственного банка на 23 октября 1917 года составлял 24,4 миллиардов рублей. При этом, сводный баланс всех частных кредитных учреждений страны составлял 18 миллиардов рублей.

Но все эти многочисленные банки и акционерные общества, разумеется не собирались финансировать правительство, поставившее своей целью ликвидацию власти капитала.

Уже в первый день работы нового правительства России служащие банков Петрограда отказались его обслуживать. Закрылись и Казначейство, и Государственный, и частные банки. 26 октября В.Р.Менжинский, исполнявший обязанности наркома финансов в отсутствие находившегося в Москве И.И.Скворцова-Степанова, попробовал убедить служащих
Госбанка приступить к работе, но услышал в ответ заявления о непризнании Совнаркома.

27 октября В.Р.Менжинский пришел на заседание правления Союза служащих кредитных учреждений вместе с председателем ВРК Подвойским, но их отказались выслушать, сославшись на то, что банки выполняют указания только Комитета спасения родины и революции. В этот день банки открылись с 12.00 до 13.00. При этом большинство клиентов об этом даже не поставили в известность.

В субботу 28 октября банки также открылись лишь на один час, лишив большинство предприятий денег для выплаты заработной платы. На сей раз с решением профсоюза банковских служащих не согласились счетчики.

29 октября в Петрограде было не до денег, так как в городе шли бои с юнкерами, а на окраинах начались стычки с отрядом Краснова. На время боев был отозван отряд моряков, охранявший Госбанк. А в это время в помещении Учетно-ссудного банка Персии проходило совещание руководителей саботажа в Министерстве финансов и банках.

30 октября был издан декрет о назначении Менжинского временным заместителем народного комиссара по Министерству финансов. В тот же день было принято "Постановление об открытии банков", в котором говорилось:

"Рабочее и Крестьянское правительство предписывает открыть завтра, 31 октября, банки в обычные часы, с 10 час. утра до 2 с половиной часов дня.

В случае, если банки не будут открыты и деньги по чекам не будут выдаваться, все директора и члены правления банков будут арестованы, во все банки будут назначены комиссары временного заместителя народного комиссара по Министерству финансов, под контролем которого и будет производиться уплата по чекам, имеющим печать подлежащего фабрично-заводского комитета..."

В Государственный банк было направлено предписание открыть в Петроградской конторе Госбанка текущий счет на имя Совета Народных Комиссаров. К предписанию прилагались образцы подписей В.И.Ленина и В.Р.Менжинского. В очередной раз руководство Госбанка отказалось выдать деньги со ссылкой на забастовку служащих.

31 октября на заседании Петроградского Совета В.Р.Менжинский сообщил:

"Из-за забастовки чиновников почти во всех министерствах рабочие не могли получить заработной платы в банках. Исключение составлял Государственный банк, который, хотя не был открыт формально, все же выдавал деньги по ордерам для расплаты с рабочими.

После вчерашнего декрета частные банки приоткрыли свои двери в течение часа. Осталось открыть казначейство. Полевое казначейство удалось открыть. Главное казначейство 31 октября по-прежнему не работало, а частные банки открылись всего лишь на один час."

Своеобразный режим работы банков продолжался до 4 ноября, когда в Смольный доставили товарищей министра финансов M.М.Фридмана, С.А.Шателена и В.В.Кузьминского, которых в очередной раз безуспешно уговаривали начать финансирование Совнаркома.

Тогда же состоялась встреча В.Р.Менжинского с управляющим Государственным банком И.П.Шиповым, который отказал в выдаче денег, предложив получить их по ассигновкам Министерства финансов. Не добившись денег, Шипова арестовали.

В ответ, банковские служащие прекратили работу "впредь до воссоздания власти, пользующейся всенародным признанием". 6 ноября Менжинский снова поехал в Госбанк, где предъявил заместителю управляющего банком А.Цакони письменное требование от имени Совета Народных Комиссаров о выдаче 10 миллионов рублей на экстраординарные расходы правительства.

Вместо денег, банковские служащие опять предложили обратиться в Казначейство. Не получив требуемой суммы, В.Р.Менжинский на следующий день прибыл с отрядом ВРК, который занял Государственный банк. На призыв к служащим банка прекратить саботаж откликнулись только счётчики и курьеры. Остальные сотрудники покинули рабочие места, забрав с собой ключи от касс и сейфов, в которых хранились документы, операционные журналы, и книги текущих счетов.

Однако физический контроль за банковскими помещениями не позволял возобновить банковскую деятельность, для чего требовались опытные служащие, которые по-прежнему отказывались сотрудничать с Советской властью.

11 ноября 1917 года за отказ выдать деньги Совнаркому были уволены без права на пенсию все руководители министерства и управляющий Госбанком Иван Павлович Шипов. Комиссаром Госбанка временно был назначен С.Пестковский, изучавший финансовые вопросы в Лондонском университете. Но один человек исправить ситуацию не мог.

Совет Народных Комиссаров в постановлении от 12 ноября 1917 г. констатировал: "Частные банки закрыты. Служащие и директора собираются, но дверей банков для публики не открывают. Рабочие лишены возможности получить заработную плату, так как банки денег не выплачивают по чекам заводов и фабрик".

Однако и руководители Госбанка не могли возобновить свою работу вдали от своих касс. Они попросили у наркомата финансов провести собрание служащих и ответить на приказ о возобновлении работы. Менжинский и Подвойский  согласились подождать до 18.00 13 ноября, но предупредили членов Совета и директоров банка, что если они не подчинятся, то будут уволены как саботажники.

Наркомат финансов отсрочка окончательного решения в определенной мере устраивала, поскольку 13 ноября из Москвы приехал Осинский (В.В.Оболенский), сменивший Пестковского на посту комиссара Госбанка. 16 ноября Менжинский и Осинский получили ключи от кладовых Госбанка и установили точную сумму хранившихся там денег.

Постепенно возобновили работу служащие главной кассы, бухгалтерии и отделов. По распоряжению Совнаркома начали выдачу денег представителям фабрик и заводов через Петроградскую контору Госбанка. 17 ноября секретарь Совнаркома Н.П.Горбунов по доверенности В.И.Ленина получил 5 миллионов рублей для нужд правительства.

Н.П.Горбунов так описывал свою работу в качестве инкассатора правительства:

"Мы производили приемку денег на счетном столе под взведенными курками солдат военной охраны банка. Был довольно рискованный момент, но все сошло благополучно. Затруднение вышло с мешками для денег. Мы ничего с собой не взяли. Кто-то из курьеров, наконец, одолжил пару каких-то старых больших мешков. Мы набили их деньгами доверху, взвалили на спину и потащили в автомобиль."

21 ноября ВЦИК, обсудив доклад В.Р.Менжинского, предложил Совнаркому принять самые энергичные меры для немедленной ликвидации саботажа контрреволюционеров Госбанка и призвал служащих оказать Советской власти всестороннее содействие в деле обеспечения государственной работы необходимыми денежными средствами.

23 ноября Совнарком утвердил наркомам ставки размере 500 рублей плюс 100 рублей на каждого иждивенца.

4 декабря ВЦИК для контроля над расходованием денежных сумм по ордерам Совнаркома создал финансовую комиссию. Центральный аппарат Государственного банка был укомплектован к 22 декабря 1917 года. На работу вернулись около 400 бывших служащих банка и было принято 650 новых сотрудников.

Получив в свои руки мощный инструмент финансового регулирования, Совнарком усилил давление на частные кредитные учреждения. 27 ноября ВЦИК и СНК утвердили Положение о рабочем контроле, ликвидировавшее в числе прочего коммерческую тайну.

Органы рабочего контроля получили право наблюдать за производством, устанавливать нормы выработки, уточнять себестоимость продукции, контролировать всю деловую переписку предприятий. За сокрытие корреспонденции владельцы предприятий подлежали ответственности по суду. Контроль распространялся и на банки.

После предварительных мероприятий 14 (27) декабря 1917 года во все банки Петрограда были направлены отряды красногвардейцев и была объявлена национализация всех частных акционерных банков и банкирских контор путем их объединения с Государственным банком в единый Народный банк Республики. Чтобы директора банков не могли сговориться между собой, на время операции по занятию банков, согласно распоряжению Совнаркома на телефонной станции 14 декабря были отключены телефоны всех банков с 10.00 до 14.00.

15 (28) декабря аналогичную операцию провели в Москве. Хранившиеся в сейфах золотые монеты и слитки были конфискованы.

15 декабря Совнарком реорганизовал учетно-ссудные комитеты при конторах и отделениях Государственного банка. В состав этих комитетов были введены комиссары контор и отделений Государственного банка и делегаты Советов депутатов, в результате чего доля представителей от торговцев, промышленников и сельских хозяев сократилась до одной трети.

26 января согласно декрету Совнаркома конфисковали все акционерные капиталы бывших частных банков с передачей их Народному банку, аннулировали все банковские акции и полностью прекратили выплаты дивидендов. "Красногвардейская атака на капитал", как ее назвал Ленин, была проведена в течение нескольких месяцев.


1. Развитие советской экономики. М. Государственное социально-экономическое издательство Москва. 1940. 663 с.

2. Я.С.Ганецкий. Ленин и национализация частных банков. "Пролетарская революция". 1926. № 6.

3. Декреты Советской власти. Т. I. М. Государственное издательство политической литературы. 1957. С. 230.

4. В.П.Дьяченко. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М. Наука. 1978.

5. А.А.Артемьев. Принципы формирования и функционирования национальной банковской системы в период с 1917 по 1930 г. Финансы и кредит. 2008. № 7 (295). С. 67 — 72.

6. М.В.Ходяков. "Керенки" и их изготовление в Петрограде в 1917 г. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2014.

7. Наше денежное обращение. Сборник материалов по истории денежного обращения в 1914-1925 гг. М. 1926.

8. Е.Н.Соколов. Денежная и бюджетная политика Советской республики в 1917 - начале 1921 г. Рязань. 2012.

9. Б.Ривкин. Финансовая политика в период Великой Октябрьской социалистической революции. М. 1957.

10. М.С.Атлас. Национализация банков в СССР. М. 1948. 215 с.

11. М.В.Григорьев. Первый год народного комиссариата финансов РСФСР. Новый исторический вестник. 2004.

12. Л.Н.Юровский. Денежная политика Советской власти (1917-1927). М. Экономика. 2008. 416 с.

13. М.Г.Николаев. Государственный банк - год 1917-й (заметки по поводу некоторых сюжетов фотолетописи революционной эпохи).

14. А.М.Гиндин. Как большевики овладели Государственным банком. М. 1961.

15. А.М.Гиндин. Как большевики национализировали частные банки. М. 1962.

16. В.З.Дробижев. Красногвардейская атака на капитал. М. Политиздат. 1976.


Рецензии