Репин, Ярошенко. Стрепетова

    Я хотел бы разместить два портрета этой женщины. Но нельзя. Можно  только одно изображение А надо непременно два. Два портрета. Один исполненный Репином. Другой - Ярошенко.Получилось только то, что было написано Ильёй Репиным. Но другой портрет найти ведь теперь очень просто. В два движения по клаве. Ставим в поисковик:  Стрепетова. И всё. И дело сделано. А сделать надо непременно. Поскольку речь пойдет об обоих этих живописных изображений. Для сравнения. 
 
     А кто такая была                Стрепетова? И кто её знает?  Сегодня почти и никто. Но раз её  портреты находятся в Третьяковской галерее, к тому же написанные двумя очень известными художниками, значит она была кем-то. А для того, чтобы приобрести тот или иной портрет, у создателя галереи  были два критерия. Либо в силу  исключительной художественной, живописной ценности произведения, даже если персонаж был неизвестен никому, да и не мог быть известен. Либо как раз потому, что персонаж слишком хорошо известен, и в силу этого не может не привлечь к себе внимание. И таких портретов в галерее очень много. Это очень хорошо. И совсем хорошо, когда портрет отвечает обоим этим подходам. Я думаю так, что иных портретов в знаменитой галерее и нет.

   Да, правда, многим имя Стрепетовой сегодня неизвестно. Но были времена, когда имя  актрисы Стрепетовой по всему, и по таланту прежде всего, было более знаменито, чем имя  Ермоловой. Сегодня Ермолову знают все. Есть музей и театр, носящий её имя. А вот от Стрепетовой остались лишь эти портреты.

     В чем суть профессии актрисы? В том, что она делает на сцене. И это действие должно быть наполнено  какой-то идеей, чувством, вызывающими  в нас какие-то мысли и настроения. И на этом заканчивается её назначение.

    А что делает актриса на портрете? Почти и нечего.  Одно застывшее её изображение. Но оно тоже может дать богатую пищу для ума и сердца.  Портрет  тоже создается для того, чтобы вызвать мысли, чувства, отношение к представленной личности. Особенно если это изображение создано умелым, талантливым художником.

     И в залах Третьяковке,повторю,  есть много  портретов такого рода. Вот например,  портрет Толстого написанный  художником Крамским. Я стою перед ним и чувствую себя в поле  магнетической силы, исходящей от портрета. Мое сознание пронзает этот  взгляд создателя романа «Анна Каренина».  А здесь, как раз,он и представлен в то время, когда работал над этим романом.
 
     И знаете, художнику Крамскому потребовалось много времени и усилий,  чтобы художник слова согласился бы позировать ему. Никак Лев Николаевич не соглашался. Я иной раз представляю себе такую невероятную вещь. Не было бы  ни одного изображения и даже фотографий великого писателя. И знали бы мы о нём только то, что он написал. И у всего того,  что он написал не было бы физического облика его создателя. А было бы только широчайшее поле для воображения в представлении , каким он был. И у нас появилась бы естественная досада от того, что этого облика мы не знаем. 

   А вот у портрета Стрепетовой мы испытаем другого рода досаду. Изображение есть, а что стоит за этим изображением мы не знаем. То есть мы знаем, что она была актрисой. И это всё. Кто её из ныне живущих видел на сцене? Никто!  И мы будем теряться в догадках, какой же она была  актрисой. Да ещё и знаменитой.   Ну некоторую пищу для ума и воображения портрет,конечно, даёт. Но  всё это так субъективно , так ненадежно. И мы в этом случае остаёмся, как бы при своих впечатлениях. А вопрос всё равно останется, кем же была  эта женщина на таких разных двух портретах разных художников.
 
                *****
    Итак, Пелагея Стрепетова была актрисой. Что остается после нас на земле. Был такой очень хороший фильм В котором главную и последнюю роль сыграл великий актёр Черкасов. Фильм называется «Всё остается людям". Так что же остаётся вот, к примеру, от людей творческих профессий? От архитектора останутся его дома, дворцы, храмы. От художника – его картины. От писателя – его рассказы, повести, романы. У поэта - его стихи. А от актёра, что остается? Естественно, только его роли. Больше ничего. И в этом смысле актёру повезло даже и ещё больше. Останется его голос, весь его облик и человеческая суть.Его творение, это не картина, ни роман, ни дворец. Остаётся он сам. Живой человек, пусть он уже перешел для нас  в мир иной.
 
  Но повезло не всем актёрам, а только тем, чей голос и образ остался записан на носителях всякого рода, известных всем сегодня. А тем, кто жил и творил на сцене до появления этих самых носителей? А вот от них осталось только имя. Да ещё отзывы очевидцев – современников. И это всё. Из ныне живущих их никто не видел на сцене и не слышал. Вот, как например, Волкова – основателя русского театра. Или Щепкина, имя которого носит известнейшее высшее  театральное училище в Москве. Или вот та же Стрепетова. А она была очень знаменита. Что не спектакль – то и аншлаг. Правда от неё остались её изображения. Портреты. Их было много. Два самых лучших  находятся в Третьяковской галерее.

                *****

   Я вот смотрю на два эти живописные изображения актрисы и не могу отделаться от странного ощущения. Черты лица достаточно схожи. А вот дальше… Как будто два разных человека,  совсем непохожих  по переданному состоянию души, настроению, характеру и , прежде всего, по всей человеческой природе.

   И это удивительно. Портреты писались действительно большими мастерами своего дела. Ошибки быть не может.
 
    И вот тут я начинаю думать вот о чём. Портрет, а это что? В живописи – это отдельный жанр. Какова его цель? Ну так ведь это просто. Показать на плоскости изображение человека. При помощи  разных  средств. Карандашом, кистью, резцом и не только. Можно акварелью, пастелью, гуашью, масляными красками, да чем угодно. Вот и мелкий ребёнок впервые взявший в ручку карандаш тоже пытается дать изображение своего папы с усами. И делает это как умеет. И это хорошо.

   Сначала учатся делать портрет так, чтобы он был похож на свою модель. А потом по мере роста мастерства похожесть становится недостаточной. Появляется желание и возможность отразить ещё и внутренний мир человека. А это самое сложное. Этот внутренний мир надо ещё увидеть и распознать. А мы все такие разные. Как распознать? Да и потом, каждый  распознает сидящую перед ним личность по-своему.  Только так, как он видит сам эту модель. Отсюда большое разнообразие портретных изображений. В качестве, доказательства посмотрите на два портрета актрисы Стрепетовой.  И вот тут я думаю нам надо поближе познакомимся с жизнью этой знаменитой актрисы.

                АКТРИСА
 
    Итак, родилась Пелагея (Полина) Антипьевна Стрепетова в октябре 1850 года. Но в какой день вам этого никто не скажет. Потому что нашли её крохотную завёрнутую в пелёнки на крыльце одного нижегородского дома. Подкидыш. Очень может быть, родила её какая-то крепостная баба,залетевшая мещаночка или ещё кто.И таким образом избавилась неведомая мамаша от нежеланного дитяти. И выбирала эта баба место не без расчетливого умысла. Видимо знала,  куда положить свёрток.
 
   Попала малютка в хороший дом и добрые руки. Были в этой семье ещё трое детей, все приемные. Её приняли и воспитали в этом доме. Отец, Антип Григорьевич Стрепетов, был театральным парикмахером, очень серьёзная и нужная должность. Пил, правда. Крепко пил, от чего и умер.
 
    А мама приёмная была, говорят,  даровитой актрисой. И у неё был замечательный голос. Сопрано. Как вы понимаете, это и предопределило дальнейший жизненный путь актрисы. Добавим, что это была очень нравственная семья. Детей старались оберечь от всего дурного в жизни. А ещё в ней культивировалась любовь к сцене. Да иначе и быть не могло. Чему же удивляться, что девочка в самом раннем детстве решила стать актрисой. Но взрослые отнеслись к этой затее  Поли ( так её звали в семье)  без энтузиазма. Им ли было не знать, как горек был этот хлеб с поля театральных подмостков.

   Он и сегодня не сладок, но об этом чуть позже. К тому же девочка не обладали никакими сценическими харизматическими данными. Не очень красива, почти дурнушка, с резкими неправильными чертами лица. С одним физическим недостатком. Сколиоз едва не переросший в горб. Ну куда с этим на сцену. И ко всему прочему  характерец у неё был ещё тот. Диковатая, с комплексами и неуклюжая, что ещё больше накладывало горестный отпечаток на формирование её личности.

   И тем не менее со всем этим она стала выходить на сцену в семилетнем возрасте. Со своими братьями и сестрами. Понятно, играла детские роли.

   Большую роль в формирования её характера сыграла няня. Нет, она не была для девочки Ариной Родионовной. Здесь другое. Рассказывала сказки, да всё со страшными концами.И как этому не отразиться на натуре чувствительной и впечатлительной. И потом она же, эта няня, сейчас уже не известно почему, сказала Поле, что она не родная дочь в этой семье. Её ли было это дело! И какой это был удар по её детской психике.  Может быть и  этот факт объясняет её особую чувствительность и её настороженное, если не сказать больше, отношение ко всему внешнему миру. Её истеричность. Неожиданные слёзы. И её столь же неожиданный смех.

    Как бы то ни было, уже в 15 лет она стала профессиональной актрисой. То есть, стала зарабатывать себе на жизнь вот этим самым трудом. Она обратилась к своему знакомому антрепренёру с просьбой принять её в труппу театра в городе Рыбинск. Ну не столица, конечно. Но уже начало. Её приняли. И не одну, а с её матерью. И с тех пор пошло. Она работала одержимо. Призвание, которому она посвятила себя всю безоглядно. Она играла в разных театрах семи городов. За три года сыграла около ста ролей. Невероятно. И кого только не играла. Играла в драмах и водевилях. Играла подростков и кокоток. Лучше всего у неё получались роли женщин из низов.

   В 20 лет приехала в Самару. И вот там случилось. Любовь. Да что же это за окаянное чувство. Влюбилась сама. По-настоящему. Не на сцене. Это на сцене она играла любовь. А в жизни? А в жизни так пошло и страстно влюбилась в актёра. Звали его Михаил Стрельский.  Что уже должно было насторожить. Да ведь какого актера! Премьера – любовника! Есть такое амплуа.  Красивый, на сцене и в жизни Дон Жуан, у которого и без неё хватало любовниц в жизни. Да и женатого, к тому же. Полюбила  прожженного профессионала, для которого любовь была профессия. И поверила. А тот, как водится, поматросил и бросил. А ребёнок остался. А раз так, ребёнок стал не любим с самого рождения  Девочка Маша. воспитывалась няней, и дальше жили сама по себе. Не любила мать.

                *****

   Как ни странно крах в личной жизни совпал с творческим взлётом. Публика носила на руках. Сплошное браво. Произошло то, что называют сублимацией. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчества. Это впервые было описано Фрейдом. 

   До некоторого время  она была известна больше в провинциальных театрах. Но вот слава её докатилась и до столиц. К тому времени она вышла-таки замуж. Без личной жизни тоже нельзя. Особенно тем, кто постоянно на виду. Второй тоже был партнёром по сцене. Сначала только на сцене, а потом и по жизни. Ох, эти браки между актёрами Сколько между ними, именно между ними,  оказывались неудачными. Вспомните. Даже и между самыми известными. Причем чем больше известность и слава, тем меньше шансов на счастливое супружество. Примеров – несть числа. 

   Вот и с Пелагеей случилось то же самое. Нет, Модест Петрович Писарев был человеком исключительно положительным. Кстати, имя Модест означает скромный. Он был человеком образованным, интеллигентным и благородным. Он сильно поспособствовал продвижению Стрепетовой на сцене. Их брак длился семь лет. А потом явилась молодая, красивая, и смелая. И тоже актриса.   Рухнуло всё. Любовь, понимаете. Мужское гормональное тяготение – перед ним не устоит ничто. Нет такого предательства, которое оно могло бы не пересилить. 

 Второй брак с Модестом  Писаревым, повторяю, человеком образованным, интеллигентным, ее другом и партнером по сцене, длился семь лет, Супружество было поначалу счастливым и во многом помогло  развитию таланта актрисы.Это Модест привёз её в Москву. Только вот мамаша его была против этого брака. Ну как же. У него дворянские корни. А кто она?  Неизвестного происхождения простолюдинка , необразованная, нервная провинциалка. А потом характер, тяжелый и неукротимый.
 
       Словом,   брак рухнул. Влюбился Модест в молодую красавицу актрису Александру Яковлевну Гламу-Мещерскую. Это был, видимо, её такой сценический псевдоним. И ушёл он к ней. Горе! И что после? А после нам уже знакомая сублимация. Вся жизнь теперь только на сцене. В которую она вкладывает всю душу. Радость и горечь, уже испытанные ею в её собственной жизни,нашли свое воплощение на сцене. Каждую роль она играла в каком-то нервном исступлении. Особенно всем запомнилась её роль Катерины из "Грозы" Островского. 

    А друзей не было. Да и не могло их быть. Она плодила врагов. Она видимо забыла простую истину. Не враги, а друзья способствуют успеху в жизни.
 
   А зрителям она нравилась Что не спектакль – то и успех. Есть зритель. А значит и выручка. И всё простим.
 
    Она  10 лет проработала в Александрийке – самом знаменитом питерском театре. Никем не любимая в театральной труппе. Я не представляю,  как это было возможным со всем этим гадюшником выходить на сцену и работать. Что-то играть. Ненавидя. В голове не укладывается.

    Вот,  к примеру, все мы знаем пьесу и фильм "Лев Гурыч Синичкин" с несравненным Василием Меркурьевым. Хотя пьеса не совсем русская. Она французская. И называлась там «Le pere de la debutante» ( Отец дебютантки). Ну да ведь это не важно. Что у них,  что у нас были показаны в этом водевиле нравы, царившие в закулисье между актёрами и их хозяевами. Да ведь как смешно всё показано. Особенно тогда, когда два десятка гусар забрасывают мочёными яблоками приму театра в этом своем жульническом поступке.

  В водевиле всё смешно и весело. А вот в жизни–то было всё тоже самое, разве что без мочёных яблок. Зато была клака.  Были интриги. Была потаённая злоба и зависть. Я думаю так, что она и сегодня есть. Да и как ей не быть, когда там и сегодня идет жестокая  борьба за место под солнцем. И каждому хочется погреться в лучах зрительского обожания и славы. Это в природе человеческой. Работа у них такая. Издержки производства.
 
    Она  поступила в Александрийский театр в 1881 году. А портрет, исполненный Репиным, датируется 1882 годом.Ярошенко написал свой портрет два года спустя. В 1884 г. Вот такой она была. Здесь всё сказано. Характер, простите за каламбур, налицо. Сплошной напряг и нервы. Она поступила в прославленный театр  и быстро стало ясно, что не приживётся она в нём . Началась травля. Тихая и незаметная. Однако,  продержалась она в нём около 10 лет. Наконец достала она  и дирекцию. Пришлось уйти.
               
                *****

  А жизнь идет. И вот в её жизни новый мужчина. Нет, не театрал и не актёр.  Он был внуком очень известного историка А. Д. Погодина. Был на 13 лет младше Пелагеи. Что их толкнуло друг к другу,  непонятно и неизвестно. Что касается характеров – было некоторое сходство. Чувствительность, обидчивость, несдержанность. Вы можете представить себе две частицы, заряженные вот такой энергетикой. И какое между ними может быть притяжение. Брак этот, как считали многие, был обречён. И не ошиблись. Всё закончилось трагедией. Как-то вернулась она после спектакля, вся в измождении и отстранённости от мира. То есть отстранённости и от него, от мужа, тоже. И это не в первый раз.    
    
   Она жила как бы в двух мирах. Причем довлел в ней мир сцены и образов, которые она играла. И муж не мог не ревновать к этому миру. Была бурная сцена. Закончилась она тем, что супруг застрелился на пороге её спальни.

     Страшный удар. Актриса не смогла себе простить, что довела дело вот до такого конца. А она могла бы его и предвидеть. Вот что писала она сама:

  "И знаете, что меня мучит больше всего... ведь я могла еще, пожалуй, удержать его от этого! В последний день вечером он меня предупреждал, что убьет себя, - я не поверила!"

   В последние годы она жила одна. В одиночестве. Ни ролей, ни друзей. Она умерла от рака в 1903 году. А вскоре произошла ещё одна трагедия, о которой, к счастью для неё,  она уже не могла ничего узнать. Застрелился и её сын Виссарион. А он был единственным, кто оставался в её жизни. И прямо ли, или косвенно, но и в этой смерти была виновна она тоже. Говорят он был искалечен материнской любовью. 

 Повторяю,в последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки. Пелагея Антипьевна, судя по всему, была страстной и деспотичной матерью - из тех, кто стремится контролировать каждый шаг своего ребенка, кто способен задушить его силой любви.Сын её учился на дипломата. И мать делала всё, чтобы и учеба его, да и жизнь тоже складывались удачно. За учебу нужно было платить не малые деньги. Она любили сына и все теперь отдавала ему.

    А в жизни сына появилась любимая. Она не могла не появится. Время любить.  Это в известные годы случается со всеми. А дальше… А  дальше обыкновенная история. Мать не захотела делится своим живым творением с другой женщиной. И у таких вот натур  власть их и вся неукротимость распространяется и на сам объект их  любви. Страстная на сцена, она и в быту была деспотичной.  Мое, не отдам. Любила, всю жизнь вложила! И  так вот просто отдай! И остаться после  одной! Не бывать! Никогда!
 
   Брак был расстроен. Не состоялось. Уступил воле матери сын. Виссарион закончил учебу и был послан дипломатом в Турцию. Мать умерла. Страшный удар для молодого человека. Да, мамаша была очень властной и крутой.  Но власть над нами дает ещё и чувство защищенности. И вот рухнула эта стена, ограждавшая его от жизненных невзгод. Да и любовь ведь тоже не ушла из его сердца.К той, которую он оставил. Томила она душу. И эта опора и смысл жизни тоже исчезли. Дальше пустота, как ему казалось. Застрелился.   

                *****
    Жизнь актёра или актрисы. Профессия и дело жизни. И сколь много соискателей у этого дела. Какие жуткие толпы молодых людей в дни приёма у дверей  в театральные училища. Я не знаю какая другая профессия может потягаться с числом желающими заняться этим делом - стать рабами Мельпомены. Но эта богиня не так уж безобидна и простодушна. В одной руке она держит маску, это понятно. Играя роль, актёр надевает маску. Он становится лицедеем. А вот в другой она держит меч или палицу. А это зачем? А это символ неотвратимости наказания, нарушающему её волю, волю богини.

    И сколько страждущих этой профессии почувствовали на себе, на  судьбе своей всю тяжесть этой палицы. Зачем человек молодой обдумывающий свое житьё идет в актёры? Он хочет славы, известности, любви и почитания! И всё это вместе может дать только эта профессия. Как ему кажется – и в этом главный парадокс – попеременно накладывая разные маски, только этим путём он и может выразить себя, показать всего себя,  как есть, со всем своим желанием понравиться и заставить полюбить себя. И слава - высшая оценка твоей человеческой сути. Вот единственный и неумолимый мотив человека, вышедшего на сцену с искренним желанием вызвать восхищение и любовь всех тех, кто скрыт в тёмной глубине большого зала. И ради этого он готов положить саму жизнь на сцене. Что иной раз и случается. Примеры известны.

    Но достигнутая слава далеко, совсем далеко не всегда сопутствует личному успеху в жизни. Я имею ввиду простое человеческое счастье, столь же необходимое каждому человеку. И сколько таких примеров, ставших почти правилом, мы знаем из жизни не только едва известных актёров, но и даже самых известных. Даже великих. Не хочется цитировать. Они всем известны. В каждом дому по кому. Вот, к  примеру,  и жизнь великой актрисы Стрепетовой.

     Многие писали её портрет. Здесь мы видим только два самые известные. Но  посмотрите ещё один раз,  какие они разные. Черты лица вроде бы и схожие,  но как будто два разных человека. Такое ощущение, что на портрете кисти Ярошенко мы видим вовсе не актрису, а  девушку-курсистку. Тем более, что у него уже был такой портрет, который так и назывался «Курсистка». Весь её одухотворенный облик никак не говорит о том, что вся жизнь её связана с театром. Я бы даже сказал, что именно из таких вот дамочек являлись нам Софья Перовская и Вера Засулич. И эта мысль принадлежит не только мне. И причем здесь театр!

   А вот на портрете Репина я вижу актрису. Во всем её нервном возбуждении. Но это моё ощущение. А вы как думаете, кто из художников был ближе к правде, в стремлении дать нам портрет Пелагеи Стрепетовой в сочетании её физического и духовного облика. В свете того, что вы узнали из этого рассказа.


Рецензии
"Я хотел бы разместить два портрета этой женщины. Но нельзя. Можно только одно изображение А надо непременно два. Два портрета. Один исполненный Репином. Другой - Ярошенко."
Фотошоп позволяет совмещать изображения.

Игорь Леванов   11.03.2021 17:19     Заявить о нарушении
Мне техника фотошопа пока не доступна. А жаль.

Геннадий Мартынов   12.03.2021 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.