Время жечь костры. Ч 1. Счастливый август. Гл 6

          Последняя неделя перед школой, сама по себе, была не очень радостной. Нужно идти с мамой на школьный базар и покупать тетради, пенал и другие письменные  принадлежности. А сколько драгоценного времени было потеряно на поездку в центр города, в ЦУМ: там бесконечно примеряли школьные костюмы, потому что Витёк подрос за лето, «но как-то непропорционально» (так мама сказала). Потом, сразу после ЦУМа, они не поехали домой, а зашли к маминой подруге, тёте Вале, которая когда-то работала вместе с мамой на трикотажной фабрике, а потом вышла замуж за врача, переехала в другой микрорайон и пошла работать продавцом в магазин культтоваров. Подруги пили чай, ели варенье и «перемывали косточки» (опять же мамины слова) общим знакомым. Витёк сначала сидел в другой комнате и ждал маму. Когда просто сидеть и ждать стало невмоготу, он стал осматривать всё вокруг и наткнулся на небольшую библиотеку в серванте. Осторожно отодвинул стекло и начал читать названия книг.

А.И. Петченко «Гинекология», Госмедиздат УССР.

М.М. Герасимова, Н.М. Рудь, Л.Т. Яблонский «Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы», издательство «Наука».

В. М. Запорожан  «Оперативна гінекологія», Одеський медуніверситет.

          Так как Витёк любил рассматривать различные географические карты и атласы, то он знал, что такое УССР, Европа, Венгрия и Будапешт, но все остальные слова были незнакомы. Поэтому, решил полистать самую большую книжку – по рисункам всегда можно определить, о чём там рассказывается. Витёк начал вытаскивать книжку из серванта, но, не рассчитав силы, упустил её из рук. Грохот был такой, что мама с тетёй Валей через секунду стояли уже в комнате.

- Тобі такі книжки ще рано читати, – улыбнулась тётя Валя. – Підростеш, тоді приходь.

- Ні, він в мене льотчиком буде, – сказала мама Витька.

- Тим більше. Це книжки не для льотчиків, а для зальотчиків.
 
          Взрослые посмеялись над шуткой, которую Витёк так и не понял. Кто такие залётчики? Может это какие-то специальные лётчики, о которых детям ничего неизвестно и про которых не пишут в детских книгах?
          Единственным радостным моментом в этой поездке было то, что после гостей они пошли в «Детский мир» выбирать подарок для Саньки – на день рождения. Обычно мама Витька не заморачивалась насчёт подарков его дружкам: в запасе всегда был вариант с трикотажными шапками, которые она тайком проносила под одеждой с ночной смены. Но тут почему-то постеснялась, что её сын понесёт незнакомым людям в подарок шапку, сделанную на трикотажной фабрике, на которой она работает: всё сразу станет ясно. Поэтому, был куплен небольшой конструктор. Витёк бы и сам с удовольствием в такой поиграл, но мама сказала, что подарки вскрывать не положено – пришлось весь следующий день до обеда просто вертеть его в руках: новенький, красивый, но чужой.

- Я тобі куплю на день народження ще кращий! – видя, как сыну непросто будет смириться с потерей такой игрушки, пообещала Мария.

- Ага, добре! – счастливый Витёк уже готов был скрыться за дверью, если бы не мамин окрик.

- Стій! Давай повторимо про поведінку за столом.

- Мам, я все пам’ятаю!
 
          Но, зная мамину непреклонность, повторил всё, о чём они читали утром в книжке «что-то там про этикет».

- Зачекай1 мене! Я йду зараз на зміну, проведу тебе до воєнного городка.

1. Подожди

***

          Вот так всегда бывает: когда чего-то сильно не хочешь и даже боишься, то это непременно случается. «Интересно, заметили ребята или нет, что я переходил дорогу с мамой?» – подумал Витёк. Мало того, она попыталась его поцеловать на прощание, но он быстро сообразил, что на глазах у пацанов этого никак нельзя было допустить, и рванул в сторону подъезда, где собиралась праздничная толпа. Витёк выглядел немного смущён таким поворотом событий, но оказалось, что среди Сашиных друзей, пришедших на день рождения, есть и его знакомые. Они уже весело махали руками, мол, давай шустрее – собираемся заходить.
          В подъезде все как-то притихли, прекратился галдёж, который обычно сопровождает пацанячьи компании. Кто-то нажал на звонок, дверь открылась, и весёлая компашка поздравляльщиков хлынула в квартиру именинника. Саша был наряден, аккуратно подстрижен и выглядел, как паренёк с обложки какой-то книжки – Витёк никак не мог вспомнить какой. Ребята по очереди подходили к виновнику торжества, отдавали ему подарок и говорили дежурное: «Поздравляю!» Витёк, тоже, не стал оригинальничать и что-то добавлять из того, что придумал дома.
          Всех пригласили за праздничный стол. На нём, в самой середине, возвышался огромный тортище: как будто какой-то сказочный замок сделали из шоколада и поставили сюда. «Вот это да!» – у Витька аж дух перехватило от увиденного. Такой большой торт он видел только один раз в жизни, на свадьбе у соседей с третьего этажа. Там были голубки, сердечки, вензельки и всякая другая дребедень, не интересная пацану. А здесь… вы не поверите… на верхушке красовался самолёт, устремлённый вверх, и казалось, что он вот-вот вырвется из своего сладкого плена – взлетит под потолок, сделает несколько кругов над столом, прощально помашет крыльями и, стремительно сманеврировав, юркнет в открытую форточку. Витёк аж глаза зажмурил, представляя всё это.

- Витя, проходи сюда, ко мне!

          Не отрывая взгляд от сказочного самолётика, он прошмыгнул на место справа от именинника, сел, но никак не мог успокоиться, как будто самолётик действительно сейчас  «сделает финт ушами» и взлетит.
          Наевшимся до отвала всякими разными салатиками, бутербродами и пюрешкой с котлетами ребятам предложили выйти на улицу, проветриться, чтобы родители могли организовать им «сладкий стол»: к торту полагалось приложение в виде печенья, вафлей, конфет и сладких домашних пирожков. Обуваясь на ходу и подталкивая друг друга, они выскочили в подъезд, заняли две небольшие лавочки и начали рассказывать анекдоты.

- А такой знаете? «В самолёте, с которого прыгают парашютисты, началась паника. Инструктор спрашивает: 
-  Что случилось? 
- Рядовой Иванов прыгнул без парашюта! 
- Снова?!»

- А этот?
«Идёт прапорщик по улице. Прохожий его спрашивает:
- Куда идёшь?
- Военная тайна.
- А что несёшь?
- Патроны на склад!»

          Смеялись до упаду, не переставая, поэтому начало нового анекдота тонуло в хохоте и все переспрашивали.

-  И я знаю. «В военном городке женщина сообщает соседке:
- Вчера кто-то весь огород вытоптал.
- Может прапорщики?
 - Да ну, какие прапорщики, следы-то человеческие».

          С балкона ребят позвали на чай. В комнате стоял подтянутый мужчина и длинным ножом резал торт. Все дружно, как по команде, грянули: «Здрасьте!» Мужчина ответил на приветствие, улыбнулся в усы и добавил: «Вольно, бойцы! Садитесь за стол – сладкое есть».

- Это мой папа, Владимир Петрович, – в голосе Санька явно сквозила гордость. – Он подполковник авиации, командир эскадрильи.

          Владимир Петрович с любовью посмотрел на сына.

- Я слышал с балкона, что вы анекдоты травили внизу. Чтоб закончить эту тему, расскажу последний и начнём чаепитие, да?

Все закивали головами.

- Так вот. «Прапорщик идёт по улице, а навстречу ему солдат в красных носках. Прапорщик останавливает его и говорит:
- Товарищ солдат, почему у вас красные носки, когда по уставу должны быть либо чёрные (поднимает одну штанину), либо – зелёные (поднимает другую штанину)».

- Вова, ну зачем детям твои военные анекдоты? – это в комнату зашла мама именинника – Подставляйте кружки, налью вам кипяток.

- Да, действительно, – согласился подполковник – пусть лучше расскажут, кто что летом прочитал.

          Он озорно подмигнул супруге и внимательно посмотрел на притихших друзей сына, которые начали усиленно набивать рты кусками торта.

- Я сейчас читаю книжку про Робинзона Крузо! – неожиданно для самого себя, в полнейшей тишине, произнёс Витёк.

          Владимир Петрович с интересом посмотрел на героя.

- И как? Интересно?

- А то!!!

          И Витёк с воодушевлением начал пересказывать содержание романа, остановившись ровно перед двадцать третьей главой, где лежала его любимая закладка в виде бумажного самолётика, сделанного из тетрадного листа в клеточку.

- А ты знаешь, что Даниэль Дефо написал потом продолжение? Да, ещё две книжки: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и «Серьёзные размышления Робинзона Крузо» – ответил на свой же вопрос Владимир Петрович.

- Ладно, Вова, не мешай детям развлекаться, пойдём на кухню.


Рецензии