Несостоявшаяся любовь

                В жизни за все нужно рассчитаться

Мой земляк, Леня Клюев, знал, что я живу и работаю в городе Свердловске. Может быть, он поэтому и поступил в Свердловскую школу «чекистов», как тогда открыто называли Высшую школу КГБ СССР. Я чувствовала на себе его внимание, но из-за природной стеснительности никак не проявляла взаимности.
Работала я в Сельхозбанке по направлению после окончания Омского финансово-кредитного техникума. Он как-то узнал мой рабочий телефон, хотя при его месте обучения это было несложно узнать. Звонил время от времени, сообщил свой номер, но я ему не звонила. Была очень занята, но это не было достаточно веской причиной, если бы захотела, то позвонила бы. Командировки, командировки, хоть и не продолжительные, но занимали достаточно много времени, особенно подготовка к ним. Надо было подготовить справочный материал, написать себе вопросник для аргументированной проверки. Не должна же я выглядеть, не смотря на весьма юный возраст, совсем уж несмышленой девчонкой.
Для повышения своей квалификации и перспективного роста поступила в Свердловский филиал Московского заочного финансово-экономического института. Вечером четыре раза в неделю занятия, лекции с девятнадцати до двадцати двух часов, кроме основной работы, еще необходимо оформлять задания и отсылать их в Москву на рецензию. В Свердловске был только учебно-консультационный пункт.
Для выполнения некоторых работ в выходной день посещала библиотеку, читальный зал. Часто в выходные приходила в кабинет и занималась. Иногда в воскресенье сдавали экзамены или зачеты, когда приезжали преподаватели из Москвы.
Однажды Леня спросил:
-  Когда у тебя отпуск и поедешь ли ты домой, в Омск?
- После весенней сессии в июле обязательно. Как же, мама живет в деревне, хозяйство, необходима помощь, женская рука. Братья были еще маленькие, от них большой помощи ждать не приходилось.
- Тогда, как будешь знать точную дату отъезда, скажешь мне, помогу с приобретением билета.
В летнее время с билетами всегда была напряженка. А чекистам был приоритет, они же военнослужащие. Когда мы договорились о дате и времени отъезда, у меня, как говорится, камень с души упал. Билеты в кармане.
Тщательно взвесив, что одеть, взять в дорогу, гостинцы маме, братьям – подарки и к поездке готова.
Прибыли на железно - дорожный вокзал, настроение приподнятое, еду к маме. Леня предупредил, что с нами в купе будут еще два молодых человека, его однокурсники: омич Иван Панин и Саша из Тюмени.
Провожали подруги, встретилась с друзьями, познакомились, оказалось все намного проще, чем я предполагала. Он представил меня как его девушку. Зашли в вагон, разложили свои вещи по местам, стали готовиться к обеду. В поезде, как только разложишь вещи, спадет волнение отбытия, почему-то всегда хочется перекусить. Для меня, молодой девушки, ехать с молодыми ребятами вместе очень волнительно. Но это все-таки лучше, чем совсем с незнакомыми людьми.
Поезд тронулся. За окном проносятся дома, поселки, перелески. С интересом смотрю на меняющийся пейзаж. Разговариваем, фотографируемся, у Ивана был фотоаппарат «Зоркий». На больших остановках кто-то из ребят выбегал, покупал вкусности, угощались, смеялись, пели песни. Запомнилась свежая вареная картошка с малосольными огурчиками. Никакой выпивки, все просто, по-домашнему.
В то время поезд до Омска шел сутки, как говорится: останавливался у каждого столба, поэтому часто кушали разнообразные продукты, коими богата сибирская земля, обработанная добрыми трудолюбивыми руками советских тружеников полей. Саша из Тюмени уже давно вышел на своей остановке, и дальше наш путь продолжался втроем.
Леня особого внимания мне не уделял, вел как все, ровно. Позже узнала об удивлении Ивана о таком отношении. В разговоре проскользнуло,  что я буду не только в Омске, но и в деревне Спирановка в двадцати километрах от Омска  на живописном берегу реки Омь. Чувствовалось, что от Ивана исходят какие-то волны, но явно это не проявлял, считал запретом.
Омскими адресами не обменивались. Леня жил рядом по соседству, но за все время отпуска не встречались до самого отъезда. Адрес Ивана не знала, но поняла, что живет через несколько улиц от моей.
Едем по родной Омской области, трепетно бьется сердце. И чем ближе к Омску – тем волнительнее. А главный сюрприз ожидал на вокзале: меня на такси приехали встречать мои родные дяди: дядя Саша и дядя Костя, а дядя Саша еще и мой крестный. Дядя Саша – летчик, в красивой летной форме, дядя Костя в гражданской одежде, оба молодые, красивые, сорокалетние, весьма достойные люди. Я заранее сообщила тете Вере, когда приезжаю: номер поезда и вагон.
Быстро подхватили вещи и в такси. Да так быстро, что двоим своим попутчикам не успела даже сказать «До свидания».
Выехали за город, проносятся колки березовые, все родное, приветливое. Мама встретила, как всегда, со сдержанными чувствами, хотя в душе, наверно, все трепетало от такой встречи с любимой взрослой уже дочерью, да с такими своими братьями. Приготовила обед, посидели, поговорили. Расспросы: что, да как в Свердловске, на работе.
У мамы на квартире жили трое солдат-сверхсрочников. Они проводили топографические съемки местности. У мамы всегда располагались специалисты сельского хозяйства на посевную, на уборочную, на сенокос. Омская область всегда была на передовых позициях сельского хозяйства, на помощь в уборке без потерь привлекались специалисты из Горьковской, Калужской и других областей страны.
Так как это было привычно, то мне пришлось расположиться на кухне. Ребята были спокойные, постарше меня, уже отслужили действительную службу и решили остаться на сверхсрочную, видно, понравилась работа.
Помогала маме по хозяйству. Знала, что через несколько дней уеду в Омск, проявился какой-то интерес к Ивану, хотя адреса его не знала, не успели обменяться.
И очередной сюрприз – через два дня в деревне появился Иван, пришел пешком. Очень удивительно, как он нашел путь, не зная дороги. Шел пешком вдоль берега Оми. Надо сказать, что речка очень извилистая, берега изрезанные оврагами, каждый надо обойти, так что путь был далеко не близкий. Встреча для меня была и радостная и обескураживающая – принять гостя негде. В то время в деревне не было принято, чтобы парень заходил в дом к девушке.
Мы пошли в дом к бабушке. Она на работе, а дома двоюродная сестренка Люба, семи лет. Зашли, а Любашка сразу начала дразнить:
- Жених и невеста, жених и невеста.
Бегает вокруг и дразнится.
Иван пришел в форме курсанта училища, мне было так неудобно, что чаем не угостила. Сфотографировал нас с Любой, фото есть до сих пор. Немного поговорили о разном, рассказала, как пройти обратно в Омск по более короткой дороге. Главное, во время этой встречи обменялись адресами, назначили время и место встречи. Понимая обстановку в моем доме, он через некоторое время ушел, без обиды. Видимо был доволен встречей и ожиданием следующей.
В назначенное время я приехала в Омск. Он пригласил меня в самый лучший в то время кинотеатр «Художественный» на последний сеанс. В кино с нами пошел его старший брат Геннадий и несколько друзей. Геннадий, знакомясь со мной, держа мою руку, повернулся к Ивану:
- Эти глаза тебя обманут.
Жизнь сложная штука, многое произошло, но пока все завершилось благополучно.
Встречались ежедневно, гуляли в городе и фотографировались. Он познакомился с моей бабушкой и тетей Верой. Если все хорошо – время летит стремительно. Тем более, что мне приходилось уезжать в деревню: побыть с мамой и братьями. Я посетила мою любимую учительницу Августу Павловну Рожкову по русскому языку и литературе в пяти километрах от меня в деревне Андреевка. От нее я многое почерпнула. Еще раньше из Омска в период учебы в техникуме я писала ей благодарственное письмо. Она заслужила большего. Мне на втором курсе техникума за сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети» определена первая премия. Вручали публично в присутствии учащихся всего курса. Премия – книга Л.Н. Толстого «Анна Каренина» с подписью директора техникума Пахолко Г.Т. и гербовой печатью. А мне четырнадцать лет. Этим произведением я «упивалась». А самое первое полученная от Августы Павловны оценка за сочинение в пятом классе Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Молодец!
- Отлично!
- 5+. Крупно и красными чернилами.
Лена предложил снова помочь с билетами. А в период отпуска мы не виделись, достал. Я рассчиталась. Объявил, что с нами едут другие ребята, а Иван в этом поезде, но вагон другой. Лишние вопросы я не задавала.
Едем в Свердловск. Вечер – мы в пути. Вдруг появился Иван, поздоровался и пригласил меня пройти к нему в гости. Долго я не соглашалась, но он привел такой довод:
- Мама знала, что ты едешь, наготовила вкусного.
Хотя я с мамой не была знакома.
- Чаю попьем и я провожу на твое место.
Ранний вечер. Моя интуиция подсказывала: «Не надо идти». Но пошла, и вагона через три – его, а мне показалось, так далеко. Особенно неприятно переходить из вагона в вагон через тамбуры. Ко мне быстро подошла проводница и начала меня выпроваживать: «Ходят тут без билета». Как ей не объяснял Иван – она ни в какую. Ему видимо надо было предварительно спросить разрешение на посещение, может быть, угостить ее, а я шла из уважения, а получила: «От ворот поворот». Меня он проводил до законного места, а днем приходил.
По приезде в Свердловск разошлись по своим местам. Встречу мне Иван не назначил.
Через несколько дней пришел к нам на Кирова, 12, пригласил в кино, кинотеатр рядом. Касса закрыта. Мы в очереди за билетами. Он вдруг выдал: «А у меня денег нет». Было принято, если молодой человек приглашает, значит, он рассчитывает. Касса открылась, он подошел и купил билет. А мне «укол». Настроение испортилось. Да, у меня с собой были деньги, но проверка моей реакции – видимо применение учебы на практике. Фильм «Дама с камелиями» красочный, постоянно звучал вальс «Сказки Венского леса», но настроение испорчено. И так часто бывали стычки по мелочам.
Однажды гуляли по городу втроем: я, моя подруга и он. Решили идти до дома пешком. Вдруг ему показалось, что идем медленно, и пошел быстро к нам домой. А мы с Дусей потихоньку дотопали. Входим, а Иван картошку жарит. Мы поужинали, и он ушел. Днем, как всегда, фотографировались. Пригласил меня в оперный театр на спектакль «Евгений Онегин», я с удовольствием согласилась. Прослушали первое отделение, в антракте приглашает в кафе, я отказалась, пошел один, принес пирожное. Я сказала:
- Не хочу, значит, не хочу.
Повернулся и ушел. Прослушала в одиночестве второе отделение и тоже ушла. Мне стыдно перед окружающими. В гардеробе объявили:
- Ваш молодой человек ушел.
- Знаю.
Оделась, поехала домой. Зима, холод. Ехать одной в это время неприлично. Рассказала подругам по жилью, а нас было четверо, посмеялись, поболтали, успокоили меня. Он на второй день извинился и объяснил, что возвращался, а меня уже не было. Наверно, было стыдно. Таким обращением убивают чувства.
Встречи продолжались. Как-то прозвучало такое предложение:
- Давай жить вместе!
- Как понимать, без регистрации. Для меня это неприемлемо и не допустимо. Не вижу перспективы!
На этом отношения  понемногу затихли. Моя жизнь продолжалась и привела к возвращению в Омск. Работа та же, в Сельхозбанке. Командировки длительностью три-четыре дня, но сильно вмешивались в мою судьбу, это поняла позже. Приходилось выезжать на село на уборочную и жить там до трех месяцев. Но терпела: так надо.
По возвращению из командировки мне тетя Вера объявила, что приходил Иван, а я должна была уезжать в Свердловск на весеннюю сессию. Готова к отъезду, билет на руках. Пришел Иван, и отправились на вокзал. Весь период, что ехали, шел дождь. На вокзале через некоторое время объявили посадку. И вот мы в вагоне. Оба держимся за ручку чемодана. Он говорит:
- Останься!
- Поеду!!! Всю зиму выполняла работы, допущена к экзаменам, и ради чего все бросить и остаться?
Серьезного предложения не делал, просто останься, а для чего? Мое решение серьезное и правильное. Просила, чтобы сообщил, как долетит до Хабаровска. Выслал телеграмму: «Долетел благополучно. Целую». И так все лето.
Уже осень. Принимаюсь за выполнение новых курсовых работ. От него молчание. В сентябре пришла в гости двоюродная сестра, выйдя за калитку проводить ее, она вдруг объявила: «Иван женился!» Это удивило очень, пожелала ему счастья. Долго думала, откуда она узнала? Позже поняла. Ее муж и отец Ивана вместе работали, видимо обменивались новостями. От Ивана молчание более двух лет.
Встречались молодые люди, мне шел двадцать первый год. Серьезно не складывалось, ждала «принца на белом коне». Наконец он появился.
Познакомили с Михаилом. Внешне красив, душу узнала позже. Он быстро сделал предложение о регистрации брака. Дала согласие. Через два месяца мы расписались и даже организовали свадьбу.
Жил с мамой в частном домике рядом с моими родственниками. Соседи, кто знал эту семью, меня жалели. Но уже замужем. Быстро поняла, что ошиблась… изменить ничего нельзя. Нужно закончить институт, и жду ребенка. О семейной жизни рассказывать не буду. Это долгий, тяжелый рассказ.
Предстояли экзамены в марте – зимняя сессия, и в июне – весенняя, и госэкзамены по двум предметам. Экзамены в марте-июне сдала хорошо.
В период подготовки к госэкзаменам шли лекции. В один из перерывов ко мне подошел однокурсник Сергей Птушко, выбрав время, когда стояла одна. Приблизился и сказал просто:
- Надя, выходи за меня замуж!
- Поздно, я замужем.
- Извини. И отошел.
За долгие пять лет учебы мы почти не общались. Мое место в первом ряду, второй стол, его место третий ряд, последний стол. Я не знаю, кем он работал, и где жил. Видимо присматривался. Некоторые предметы мне давались легко после техникума.
На фото курса память осталась. Студенты Урала и Сибири. Госэкзамены сдала отлично, и домой в Омск.
В Свердловске останавливалась у подруги Дуси. Мы с ней работали и жили вместе в банковском домике три года. Общаемся по настоящее время по телефону и скайпу.
В октябре того же года родила дочь, в ноябре получила диплом. Отношение на работе изменилось в лучшую сторону. Перевели в планово-экономический отдел Облгосбанка на должность экономиста. Работа интересная, с большим кругозором об экономике области и отдельных предприятий города. Семейные отношения не налаживались, причины банально простые, но жить невыносимо трудно. Вернусь немного назад. Будучи в декретном отпуске в декабре я развешивала во дворе белье. Приходит тетя Вера:
- Идем к нам!
- Зачем?
- Бабушка зовет, только переоденься.
Одела пальто, без рукавиц руки замерзли, красные. А идти – завернуть за угол. Захожу, меня приглашают пройти в комнату. Не снимая пальто, зашла. На диване сидит Иван. Я присела не надолго. Он взял мои замерзшие руки, начал греть, дуть на них. А слезы!!!, текли по щекам градом в три ручья. Я не видела таких слез у женщин. Я молчала. Засобиралась минут через десять уходить. Он:
- Напишу до востребования, и ты, пожалуйста, ответь.
- Хорошо.  И ушла.
Не зря существует пословица: «Что имеем - не храним, потерявши плачем».
Пошли письма полные очарования и любви. Я отвечала скромно. Позже поняла, чем недоступнее себя ведешь, тем больше привлекаешь и вызываешь любовь.
Я никогда не спрашивала, какая семья у него, есть ли дети, о себе тоже подробно не говорила. Он чувствовал, в семье у меня не все в порядке. Такой же вывод можно сделать и о его жизни, если вдруг выливаются такие объяснения.
С праздниками поздравления, открытки или телеграммы. Я попросила, чтобы писал на Облгосбанк. Получала сразу. На почту ходить не всегда было время. Быстро отвечала. В одном из писем предложение: Едем со мной отдыхать на юг. Ответ: В качестве кого я поеду? Молчок. Больше об отдыхе разговора не было. Приехал в отпуск, встретились, он в форме и звании капитан. Поговорили минут пять. Вечером зашли на стадион, немного походили, поговорили. Конечно, целовались, и не более того.
Сообщил, что на днях улетает в Хабаровск, думает разводиться. Я не отреагировала.
Время шло, шло, ничего особо важного не происходило, но в работе произошли изменения. По рекомендации уважаемой мной Зинаиды Сергеевны ушла работать во вновь созданное Строительно-монтажное Управление №1 Треста «Союзсибгаз», впоследствии Производственное объединение «Сибгазификация» Московского Главгаза Мингазпрома СССР на должность экономиста. Зарплата выше и в строящемся доме пообещали квартиру.
Зинаида Сергеевна сказала:
- Нужно поработать на производстве. В Госбанк всегда успеешь.
Долго колебалась, управляющий не отпускал, обещал тоже квартиру. Но решение принято.
Работа в СМУ-1 в начале показалась мелковатой по кругозору, но материально гораздо выше. В этом же году с приятельницей поехали по путевке в Хосту, район Сочи. Много объездила, много видела.
Переведена на должность старшего экономиста. Через некоторое время – начальника планового отдела. Тут уж работа трудная, но интересная. Связь с городами Сибири, Урала, где велась газификация.
Ивану не сообщала, что я ушла из Госбанка. Звонок по телефону, он сообщил, что в Омске, хотел бы встретиться. Назначили время и встретились. О разводе молчок. Погуляли в центре города, посидели на берегу Иртыша. Мне же домой нужно, забрать дочь из садика по пути. Он пригласил к себе в гости, объясняя тем, что мама просит чтобы я пришла. Ответила уклончиво, ссылаясь на занятость по работе и дома.
Раза два еще виделись после работы не продолжительно, и улетел с тем же обещанием развестись.
Брак мой завершился разводом, дочь со мной, живем в двухкомнатной квартире тихо, спокойно, она учится, школа рядом. Рано стала самостоятельной, пользовалась газовой плитой, дома порядок, училась хорошо.
По окончании пятого класса на собрании по итогам года мне Валентина Ивановна – классный руководитель, сказала:
- А Вам, мама, делать здесь нечего.
- Никаких претензий?
- Вы свободы.
Я поблагодарила и радостная ушла.
В отпуск я поехала к маме в деревню, а дочь к бывшей свекрови, так Ирина захотела. В деревне мы с братом пилили дрова, начали колоть. Я тоже колола. Получалось, даже сучковатые поддавались.
Вдруг приходит Иван. Сразу принялся колоть. Быстро все убрали, а мой братишка увидел упавшую на бок утку, схватил и прижал к себе. Оказывается, с ними так нельзя обращаться. Короче говоря, из этой утки мама приготовила отличный обед. Мы хорошо пообедали, Ивану уходить. Я его проводила за деревню. Он меня сфотографировал, прощаясь, снова произнес:
- Приеду, разведусь!
Маме он очень понравился, часто спрашивала о нем. Я отвечала:
- Он ведь женат, не стоит говорить.
А ей я подарила его фото, приговаривая: «Возьми на память».
От Ивана получила письмо с такими объяснениями, что и не перескажешь, в каждом слове любовь, очарование, обещание быть вместе.
Время идет. Познакомились двадцатилетние, а годы приближаются к тридцати пяти – тридцати семи годам.
В очередной приезд попросил придти в аэропорт проводить, я согласилась, поскольку была суббота. Чувствуя себя в порядке, я поехала. Меня встречает Иван и его племянница Лидочка, молодая девушка.
 Он пригласил в ресторан, немножко выпили коньяку, закусили. И началось объяснение обо мне для Лиды. Я не ожидала.
- Смотри, Лида! Вот эту женщину люблю больше всего в жизни. Дороже нет ничего на белом свете.
Долго и много говорил. Говорил и объяснял. Я молча слушала. Приятно слышать такие объяснения. Пошел пушистый снег. Рейс отложили до утра. Нужно возвращаться домой. До центра доехали, распрощались. Я в свой район, они к себе.
У меня мысли в голове, напоминают: столько красивых слов, объяснений и никаких действий.
После таких раздумий я взяла всю переписку с объяснениями, порвала в мелкие клочья, фотографии тоже уничтожила.
Прошло некоторое время, захотелось прочитать, но увы. Вспомнила, что у мамы есть фото, и взяла. Иногда смотрю.
В следующий приезд пригласил в ресторан. Зашли, посидели. Осень, темнеет быстро, и мы пошли пешком в сторону моего жилья. Он может быть надеялся, что я приглашу его домой, наконец-то.
Подойдя к подъезду, я остановилась, подала руку на прощание и сказала:
- Спасибо тебе, Иван, за все, прекрасно сказанное, за обещания. Желаю тебе благополучия, любви, счастья. Всего доброго.
И ушла.
Позже стало так горько и обидно, слез не было. Писем не было, свиданий с приездом тоже не было. Но на этом не закончилось. Прошло лет пять. Вдруг мне приходят открытки инкогнито, к каждому празднику, с хорошими пожеланиями. Моя фамилия немного изменена, почерк изменен, но отдельное написание букв осталось в памяти, их не сотрешь. Эти четыре открытки храню. У меня впечатление, что он приехал в Омск.
Как-то я шла домой, а на встречу мужчина, кого-то напоминающий. Быстро разминулись. Я поняла, что это был Иван. Пальто расстегнуто, волосы зачесаны также, как раньше, не седые. Это была последняя встреча.
Вот так закончилась «несостоявшаяся любовь».

P.S. А с Леней не общались. Прошел слух, что он сразу ушел из органов, но привет как-то мне передал через моего руководителя. Я поинтересовалась, а где он работает? Ответ: заместитель директора крупного оборонного завода. А жена его работала у нас в объединении в отделе труда и заработной платы.

Все приведенные факты автобиографичны.


Рецензии