На учебу в город Ашхабад

Я получила распоряжение отправиться на экономическое совещание-учебу в столицу Туркмении город Ашхабад. Время совещания с двадцать седьмого марта по первое апреля. Вместе со мной должны лететь руководители экономических служб Сибири и Урала предприятий газовой промышленности. Всего шесть человек.
Проводить занятия должны ученые-экономисты из города Москвы.
Вызвало заботу – в какой лететь одежде. У нас еще господствует в полную мощь зима, а юге цветут и благоухают сады. Решила лететь в легком демисезонном пальто, шляпке и лаковых туфлях без каблуков. Наша компания женщины в возрасте тридцати пяти, тридцати семи лет. Собрались в городе Омске. Одеты как подобает погоде.
Только одна дама Валентина из Уральского города выделялась некоторой экстравагантностью. На сей раз на ней была шляпа с широкими полями.
Все в сборе. Мы готовы отправиться в аэропорт и лететь.
После церемонии с проверкой документов представитель летной кампании повел нас к самолету. Самолет маленький, АН-24. Нам пришлось его обходить, в туфлях скользко, идти затруднительно. Валентина в широкой шляпе поскользнулась и задела крыло самолета. А летчик:
- Девушка, вы поосторожней, самолет сломаете!
Мы расхохотались и он с нами. Обойдя самолет, мы вошли с хвоста, неся чемоданы, поставили их и расселись на сидения. Было удивительно. Такой маленький самолет, а лететь казалось далеко. Вот мы в полете. Все нормально, не укачивает.
Первая посадка на дозаправку в городе Джезказган Казахстана. Мы вышли подышать, но город весь покрыт смогом. Так и запомнилась темнота. Особо не подышали. Минут через тридцать мы снова летим. Следующая посадка в казахстанской столице, городе Алма-Ата, в то время.
Чувствовалось потепление. Мы отправились в ресторан подкрепиться.
Поднялись на второй этаж, расселись за столом. Все чисто, приветливо. К нам быстро подошел молодой человек принять заказ. Я заказала лагман, не знала, что это такое. А это баранина жирная, с бульоном и широко нарезанной лапшой.
Я отведала. Вкусно, но не для меня. Попила чай с булочкой и готова. Да и все подкрепились, долго не задержались. У меня остались в памяти от Алма-Аты зеленые насаждения, красота, но лететь нужно дальше.
Следующая остановка в столице Узбекистана городе Ташкенте.
В городе Ташкенте мы задержались подольше. Днем поехали в центр столицы. Поразила монументальность зданий, видом и серой окраской. В магазинах посмотрели товары, что продается.
На память себе приобрела брошь, круглую, из белой эмали, с отделкой по краям желтым металлом (не золото). А в середине цветы. Можно использовать как украшение, сохранила до сих пор.
Очень удивил запах жаренного шашлыка и дым от мангалов, даже в центре столицы. Я не любительница уличной пищи, поэтому не соблазнилась. Из подруг  кое-кто рискнули, понравилось.
Мне хотелось посмотреть «старый» город Ташкент. Откуда-то в памяти засело это понятие. Я понимала, что такой возможности больше не появится. Надо использовать. В молодости все интересно узнать. Но ни у кого не появилось такое желание. Я расспросила у местных жителей, как и на чём ехать до нужного места.
Села на трамвай и отправилась. Путь продолжался более часа. Я уже начала сомневаться. Пассажиров в трамвае оставалось все меньше.
Минут через десять стали появляться глинобитные домики, окнами внутрь двора. На улицу ни одного окна. Дома тоже огорожены тоже глинобитными заборами. Несколько проехала и поняла, что это и есть старый город Ташкент. На улице ни души, в трамвае я одна, стало жутковато.
На следующей остановке вышла, она оказалась кольцевая, и отправилась обратно. На душе стало легче. И увидела что хотела, и благополучно возвратилась назад. Пора собираться в город Ашхабад. Полет поздно ночью. Взлетели утром рано, нас встретили и разместили в столичной гостинице «Ашхабад».
Здесь же расположен зал для лекций и ресторан. Ученые экономисты из Москвы готовы нас просвещать. Лекции рассчитаны на один день. Основное: в  лекциях для нас, практически работающих с этими вопросами, известно, но на некоторые предложения обращено внимание. Нужно создавать материальную базу для учебы, более жестко спрашивать знания экономики. Заставлять руководителей предприятий уделять экономическому образованию больше внимания. Писать рефераты. Кроме руководителей экономических служб, на совещание приглашены директора некоторых предприятий. Об этом я узнала позже. Преподавателей было трое. Как мы поняли, их интересовал вечер в их честь, в ресторане после занятий.
Все было организовано по высшему разряду. Столы накрыты, музыка заказана. Основное действо началось в двадцать часов местного времени. Наша задача была – как следует угостить москвичей.
Мои коллеги, с кем прибыла, сели за один стол, без единого мужчины. Для танцев вдруг они появились, хорошо повеселились. Мы рано поднялись к себе в номер. Москвичи были в веселом настроении, кто-то их развлекал, но мы не причастны к этому. Но в наш номер зашел директор завода газовой аппаратуры города Оренбурга, по имени Александр. У него появилось желание поговорить со мной. Разговор просто на общие темы. Я почувствовала внимание к себе, была свободна. А зачем?
В городе Омске такого внимания и симпатий проявлялось достаточно. На завтра намечалась обзорная экскурсия по городу Ашхабаду, с выездом в курортное место – Фирюзу, поэтому пораньше успокоились и легли спать. Утром нам прикрепили гида – девушку Галю. Кратко она рассказала:
- Численность города Ашхабада двести восемьдесят тысяч человек, из них шестьдесят пять процентов – туркмены. Туркмения и город Ашхабад пережили два землетрясения: в 1929 и 1948 годах. В 1948 году землетрясение началось ночью, в один час  пятьдесят восемь минут (так показали остановившиеся часы).
За девять секунд разрушился весь город. Осталось шесть-семь зданий. Потери: сто сорок тысяч человек, из них в городе Ашхабаде – сто пятнадцать тысяч человек. Город быстро восстановлен с братской помощью граждан Советского Союза. Восстановление проходило быстро, дружелюбно. Строили сейсмоустойчивые здания. Затем мы отправились на Кара-Кумский канал. Прорыто в земле не очень широкое русло, по которому течет вода для орошения сельскохозяйственных культур. Все возникшие проблемы с зарастанием канала водорослями, нанесению вреда каналу, ученые-ихтиологи предложили запустить рыбу-толстолобик. Она быстро размножалась и очищала стенки и дно канала.
Толстолобик соответствует названию. Крупная, весом килограмма три-четыре продавали прямо у канала, еще живую.
Следующая поездка в место отдыха ашхабадцев – Фирюзу. В Фирюзе располагались дома отдыха, туристические базы, пионерские лагеря. Чудесное место, все цветет и благоухает. Цвел миндаль, розы и много других цветов. Здесь особенно красиво, но нас предупредили – это приграничная зона с Ираном, иметь при себе документы, а то не миновать разбирательства. Документы при себе. Особенно предупредили: есть сопка, покрытая зеленью, подняться можно и увидеть границу с Ираном. А на другую сторону сопки не ступать. Мне, конечно, интересно, ступить на  другую сторону. На сопку поднялась до самого верха. Вот передо мной граница с Ираном. Распаханная земля, натянута с обеих сторон колючая проволока. За границей расположено иранское село, дома обычные. Родственники Туркмении жили в Иране, и Иранские в Туркмении. Как они общались – не объяснили.
На вторую сторону сопки я заглянула, но шагнуть не рискнула. Полюбовались природой, прошлись по магазинам, их там достаточно, приобрели что хотели и что смогли. Красивые ткани, импортная обувь и другие товары. Хорошо пообедали в кафе, к вечеру вернулись в город Ашхабад. Запомнились девушки-туркменки, стройные, высокие, в красивых платьях, с обязательными брючками из-под платья, тюбетейками на голове. Парни высокие, стройные, спокойные. Впечатление осталось самое благоприятное, но это было в советское время. Утром возвращение домой. Приготовились. Я купила красные розы – не могла устоять. Летели обратно через аэропорт «Мары». Была одна посадка, и заметно стало холоднее.
Вот так прошла экономическая учеба.


Рецензии