Я из СССР!

     СССР для меня?...Это огромная, могущественная держава, от величия которой у врагов дрожали коленки. Выехать за границу, без причин? Просто так? Было невозможно. Железный занавес! Но мы простые смертные об этом и не мечтали, нам это было и не нужно. А мечтали мы о том, чтобы скорее наступило утро. А утром на работу. А на работу мы ходили как на праздник. На работе любимый коллектив, комсомол, партком и профсоюз. Партия ставила новые задачи и мы рьяно рвались вперёд выполнять призывы любимой коммунистической партии. Ставили рекорды, достигали высот, боролись за вымпелы и знамёна. Кто выше? Кто больше? Кто быстрее? Лозунги, лозунги, лозунги...Соревновательный настрой чувствовался в каждом человеке. Будь то пионер, комсомолец, коммунист. Рабочий класс был в почёте. "Нет на свете выше звания , чем рабочий человек !!!" Был моральный кодекс строителя коммунизма: кто не работает тот не ест; один за всех и все за одного; человек человеку друг, товарищ и брат; скромность, чистота и простота. Да были люди в наше время. А наставники? Они же становились человеку ближе отца и матери. Наставник вёл молодых людей, через тернии к победам. 24 часа на связи. Ни один человек не оставался без внимания комсомола и партии. Зоркое око никого не выпускало из виду. Не было равнодушных. Чтобы девушка курила или пила? Тут же собрание, на ковёр, коллективный разбор, назначался ответственный человек, осуществлявший контроль. А народный контроль? А? Сила!
      В Советском Союзе кадровая политика была хорошо отлажена, существовали определенные фильтры, ступени, через которые люди проходили. Не буду скрывать, за ними смотрели — в хорошем смысле этого слова — наставники, людей вели — в хорошем смысле этого слова. Если сотрудник доказывал свою эффективность, его активно продвигали по карьерной лестнице и было реально попасть к примеру из горкома комсомола в ЦК ВЛКСМ.
      Пионерский костёр! Не помню события более яркого, зрелищного, весёлого. Бесплатное мороженное, хороводы, песни у костра. Пионерский лагерь. Пионерская линейка каждое утро. Белые рубашки, красный галстук. Маршировки, речёвки, песню запевай! Счастливый детский смех. День Нептуна. Турпоходы, картошка горячая в ладошку, прямо из костра. М-м-м...ах! Чёрт, у меня сейчас слюна скатилась по подбородку непроизвольно...
     Когда я работала ответработником в Ошском горкоме комсомола и одну нашу сотрудницу хотели исключить из комсомола. Боже мой, какие переживания, слёзы, мысли о суициде, стыд. Ответственность была перед обществом. Мой родственник потерял партбилет, кто-то умыкнул...Партбюро! Встать, как мог? Халатность, безответственность, строгий выговор. Мало не показалось. Следующий партбилет он уже хранил как зеницу ока.
     Коммунистические субботники! Каждый год, на день рождение В.И. Ленина 22 апреля. Своим ратным трудом, с песнями и смехом вычищали весь город. Как можно пропустить столь почётное, традиционное и приятное мероприятие. Лентяев не было вообще. К тунеядцам нетерпимое отношение. Тунеядец изгой и место ему в тюрьме!
     1 мая - международный день солидарности трудящихся, отмечался широко и красиво. Рисовали плакаты, делали огромные гвоздики из гофрированной бумаги, покупались обновки всем членам семьи. Ни одна демонстрация не обходилась без наглядной агитации. Плакаты с лозунгами рисовались заранее" "Мир! Труд! Май!", "Да здравствует 1 мая!". Кстати, нести портреты руководителей партии доверяли только передовикам производства.Помню как сердце переполняла гордость, что мы живём в такой стране. Я другой такой страны не знаю, где так гордо жил бы человек. Как мне не хватает этих демонстрации дружбы и солидарности.
     Образование. Доступно каждому кто поистине достоин этого. В нашем классе училось 23 ученика и 15 из них поступили в Центральные ВУЗы. Я простая девочка из провинциального посёлка поступила в Московский горный институт.
      Студенческие советы в общежитиях. Жизнь в общежитиях била ключём. Диву даюсь как мы успевали? Учиться на отлично. Принимать активное участие в общественных делах института и ещё вести активный образ жизни в общежитии. Стенгазеты на стендах менялись каждую неделю. Концерты и диспуты в Красном уголке. Кураторы, заменяли нам пап и мам.
      Студенческие стройотряды. За лето успевали построить серьёзные объекты. А романтика? Общение живое не виртуальное! Тёплое и дружеское.
      Студенческие отряды проводников. Приятные волнения перед рейсами, предвкушение новых приключений, безумные красоты природы, новые знакомства, бывали случаи когда "случайный твой попутчик" становился твоим попутчиком на всю жизнь.))) Полстраны объездили.
      Мне вспомнилась история моего поступления в Московский ордена Трудового Красного знамени горный институт имени 60-летия СССР. Прямо из аэропорта Домодедово я поехала в институт. Это был уже вечер. Пропущу описание моего пути до института и мою первую поездку в метро, так как это тема для сценария комедии. Подхожу к секретарю приёмной комиссии и подаю документы, а он мне отвечает, что приём документов окончательно прекращён в 20.00 часов. Видимо у меня был очень жалкий вид и он мне посоветовал обратиться к ответственному секретарю. Женщина-ответственный секретарь отправила меня к ректору. Иду я по длинному и пустому коридору, читаю таблички на дверях и вдруг натыкаюсь на длинного седовласого мужчину, он спрашивает кого я ищу, я отвечаю, что ректора. Он спросил зачем. Я ему объяснила, что приехала из Киргизии по направлению от Хайдарканского ртутного комбината и денег на обратную дорогу у меня нет и ночевать мне негде. И что приём документов закончен. И видимо я пролетаю как фанера над Парижем. Он пригласил меня следовать за ним. Подходим мы с ним к ответственному секретарю и он распоряжается, чтобы у меня приняли документы и уходит. Я спрашиваю у ответственного секретаря: "А кто это был?", она улыбаясь отвечает: "Ректор!". Такой простой?
     Ответственный секретарь сказала мне тогда следующие слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Будь всегда такой же настойчивой!" Потом она отправила меня к председателю студсовета Бочкарёву Сергею и меня заселили в прекрасное 15-этажное здание общежитие "Горняк 1" по проспекту 60 лет Октября в комнату люкс на 2 человека. Хотя остальных абитуриентов отправляли в Ашукино загородное общежитие МГИ. Ну вот так простая сельская девочка из Киргизии приглянулась и умилила членов приёмной комиссии своей детской чистотой, наивностью и искренностью.
      Ну да, не было у нас такого изобилия в магазинах. Полки были пусты и за колбасой все ехали в Москву. Но мы Родину не за колбасу любили). Опять же ели мы колбасу с полной уверенностью, что она из мяса была изготовлена. А сейчас? Всё что угодно в колбасе есть, всё, кроме мяса.
     Стипендия у нас в горном институте была на 15% больше, чем в других институтах. Надбавка от Министерства тяжёлой промышленности. 15% у меня была надбавка от предприятия как у направленца и 15% за отличную учёбу и того я получала стипендию больше, чем уборщица в нашем институте зарплату. Потом я ещё подрабатывала, нянечкой выходного дня. Я помню раз в месяц я отправляла домой посылку. Тушёнку, сгущёнку, гречку, макароны длинные на лагман. Сидела на почте, зашивала мешок и подписывала его.
      Вообще-то мы студенты коммерсанты были ещё те! Так например, в свободное от учёбы время мы ходили в Дом обуви, там выбрасывали финские, голландские и др. сапоги. Мы вставали в очередь и через каждые 7 человек можно было занимать ещё очередь. Сапоги давали по одной паре в одни руки, мы выходили из магазина подходили в конец очереди, продавали по двойной цене и бежали в следующую свою очередь и так раз 5-6. В ресторане Минск продавали торт "Птичье молоко" по 2 коробки в одни руки. Целый день мы вставали в очередь покупали, продавали, а потом отрывались, гуляли на полную катушку. Был ещё валютный магазин "Берёзка" и мы даже умудрялись там скупать доллары у иностранцев, а затем отоваривались в этом крутом по тем временам магазине, благо внешность экзотическая позволяла). Кстати это было небезопасно. Мог хлопнуть ОБХСС! Валютные операции - уголовно наказуемое деяние.
      Коммунальные квартиры, это кузница счастливых и дружных людей. Ведь подумать только, это же уму не постижимо как в пятикомнатной квартире умудрялись проживать одновременно человек 20? И как жили ведь! Дружба народов разных национальностей и разного возраста. Я одно время проживала в гостях у дочери друга моего отца Давкина Григория Петровича. Дочь звали Елена, а зятя Костя.Костя был метрдотелем в ресторане "Метрополь". А жили они в коммунальной квартире на улице Бутырской, дом 86-а. А ещё в одной комнате проживал заместитель директора какого-то крупного завода и его супруга. В их комнате был единственный на всю квартиру большой цветной телевизор. И каждый вечер мы каждый со своим стулом заходили в их комнату смотреть бесконечный телесериал "Санта Барбара".А после просмотра ещё и чай пили за их круглым столом. К чаю каждый нёс свои вкусняшки. Пели песни русские народные. Все праздники и дни рождения справляли всей квартирой.
      А как все готовились к приходу гостей? Было принято приглашать друг друга в гости. А сейчас никто не знает даже соседей через стенку.
      Не было понятий фальшивых паспортов, дипломов, правительственных наград, да и поддельных денег тоже. Люди верили друг другу. У нас в посёлке никто не закрывал входные двери в дом на ключ.
      Служба в Армии! Была почётной миссией каждого кто считал себя мужчиной. Помню случай когда парень рыдал и бился лбом об асфальт, за то что его комиссовали по причине дефицита веса, он умолял членов призывной комиссии взять его на службу в Армию, так как вернуться назад в село, после пышных проводов было для него невыносимым позором. А какие проводы устраивали, в нашем посёлке,молодых парней на службу в Армию? Попробуй после таких напутствий осрамить родной посёлок. А девушку которая оставалась ждать своего парня охраняли все.
      Проводы в последний путь. "Ах как хочется ворваться, ах как хочется вернуться в городок...где навеки провожают всем двором"(. У нас провожали всем посёлком. Гроб с телом устанавливался в кузов ГАЗ-53. За машиной пристраивался духовой оркестр, за ним родственники и человек 100-200 провожающих. Все плакали и жалели усопшего. На могиле говорилось много хороших слов, а потом начинались поминки плавно переходящие в песни и пляски, под воздействием большого количества выпитого алкоголя на душу населения. Стыдно признаться, но мне очень нравилось принимать участие в погребении односельчан. Мы детвора как только слышали заветный звук духового оркестра, стремглав бежали догонять похоронную процессию. Однажды даже моя старшая сестра успела снять меня с автобуса в который я уселась, чтобы проводить в последний путь земляка к месту погребения в село Караван. А это где-то за 90 км от нашего посёлка).
      Не хотелось бы заканчивать свой рассказ о Советском Союзе на печальной ноте. Поэтому расскажу каким почётным было звание мать-героиня в СССР. Звание «Мать-Героиня» и одноименный орден ввели в 1944 году. Это был своеобразный аналог «Героя СССР», но давали его за «женский» подвиг – воспитание десяти и более детей.За рождение 11 ребёнка счастливой матери давали 5000 рублей, а это половина стоимости Жигулей.
      Я счастлива, что мои детство и молодость прошли в СССР. И мои воспоминания о нём до сих пор греют мою душу. Я из СССР!)))
      


Рецензии