Солженицын vs Сахарова. Часть 1

В начале 1968 г. Андрей Дмитриевич Сахаров, академик и трижды Герой Социалистического Труда, приступил к работе над статьей «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Академик заранее определил свои намерения: « В ней я хотел отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - о войне и мире, о диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении среды обитания, о той роли, которую может сыграть наука и научно-технический прогресс». Статья не могла быть напечатана в СССР по идеологическим мотивам и Сахаров вынужден был прибегнуть к услугам Самиздата. Для тех времен,  это был единственный способ довести до читателя мнение, которое расходилось с официальной точкой зрения. Была ещё и публикация статьи в «New York Times», после чего Сахаров был отстранен от работы по специальности.
Заглянув в хронику Самиздата за 1968 год можно увидеть, что статья Сахарова оказалась едва ли не самым объемным авторским материалом. В отличие от прошлого 1967 года не было публикаций известных прозаиков; их место занял «поток  документов,  писем, речей, записей, статей, информационных сообщений и т.п. - Самиздат начал выполнять функцию не только книги,  но и газеты». Среди авторов – Анатолий Марченко, Лидия Чуковская, Петр Григоренко, Григорий Померанц. Большинство статей первого полугодия посвящено правозащитным проблемам, вторая половина целиком занята пражскими событиями. В полном объеме напечатаны знаменитые «2000 слов» - известное обращение чешских коммунистов к соотечественникам. 
О статье Сахарова диссиденты знали – в частности во время обыска у П.Григоренко в ноябре 1968 г. изъят тракт Сахарова (так записано в протоколе).
И совсем не удивительно, что 26 августа 1968 г. на московской квартире академика Евгения Фрейнберга, ближайшего друга Сахарова,  состоялась тайная встреча автора с известнейшим на тот момент писателем Александром Исаевичем Солженицыным.  Небольшая разница в возрасте позволила им откровенно обсудить и статью, и прошедшую накануне демонстрацию на Красной площади.
Реакцией Солженицына на статью Сахарова стало публицистическое эссе «На возврате дыхания и сознания», увидевшее свет в сборнике «Из-под глыб» парижского издательства «ИМКА – Пресс» на русском языке в 1974 году.  Спустя шесть лет; здесь мы отметим два существенных обстоятельства:
-  в 1970 году Солженицын был уже не просто известным, но и европейски признанным писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе 1970года;   
- 13 февраля 1974 года он был выслан из СССР, о чем через пару дней граждан страны информировала газета «Известия», употребив выражение «выдворен».
В СССР эссе нелегально распространялось в Самиздате и дождалось публикации только  в 1991 году в журнале «Новый мир» (№ 5, 1991).
Основная часть текста написана в 1969 году как ответ на статью А. Д. Сахарова, но в  октябре 1973 года к этому тексту было дописано добавление, после чего эссе получило распространение в Самиздате. Текст значителен, язык его по-солженицынски своеобразен.
Я остановлюсь только на тех моментах, которые не потеряли актуальность и сегодня.
Отдавая должное направленности работы Сахарова, Солженицын отмечает важные моменты:  «Сахаров советует… отказаться от "эмпирико-конъюнктурной внешней политики", от "метода максимальных неприятностей противостоящим силам без учета общего блага и общих интересов". По мысли академика  СССР и США надо «перестать быть противниками, перейти к совместной бескорыстной широчайшей помощи отсталым странам, а из высших целей внешней политики пусть будет международный контроль за соблюдением "Декларации прав человека".
Забегая вперед,  отметим, что 1 августа 1975 г. 35 лидерами европейских стран и США был подписан «Заключительный акт» Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором соблюдение прав человека признавалось приоритетным. До международного контроля, естественно, дело не дошло, да и не могло дойти. Из подписантов акта к настоящему моменту жив только Валерии Жискар д’Эстен. Трое подписантов – Альдо Моро, Улоф Пальме и Николае Чаушеску умерли насильственной смертью.
   
Солженицын комментирует жестче:  «Рассуждать о международных проблемах, а тем пуще о проблемах других стран мы имеем моральное право лишь после того, как осознаем СВОИ внутренние проблемы, покаемся в пороках своих».
И еще конкретнее: «И если уж "трагизм нищеты... 22 миллионов негров", то не нищей ли 50 миллионов колхозников?  Называть вслух пороки нашего строя и нашей страны робко кажется грехом против патриотизма».
Возвращаясь в сегодняшний день - метод кивания на происки соседей оказался не только на удивления живучим и годным к совершенствованию. Вопреки пожеланиям Сахарова США по-прежнему остается главным соперником, но уже не СССР, а нынешней России.
Не обойден стороной и другой тренд нашего времени – возрождающийся  сталинизм.
На рассуждения Сахарова о «крайних выражениях догматизма и демагогии», в ряду которых не только расизм и фашизм, но и сталинизм, Солженицын реагирует: «Но это – худая подмена».
По его убеждению «справедливо усумниться: а есть ли такой отдельный "сталинизм"? СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ОН КОГДА? Сам Сталин никогда не утверждал ни своего отдельного учения (по низкому умственному уровню он и не мог бы построить такого), ни своей отдельной политической системы…
Но пристальное изучение нашей новейшей истории показывает, что НИКАКОГО СТАЛИНИЗМА (ни -- учения, ни -- направления жизни, ни -государственной системы) не было, как справедливо утверждают официальные круги нашей страны, да и руководители Китая. Сталин был хотя и очень бездарный, но очень последовательный и верный продолжатель ДУХА ленинского учения».
Момент любопытнейший – нынешнее отношение к первому из вождей либо умалчиваемое, либо сугубо негативное. А вот его ученик определенной частью общества востребован.
Продолжение следует.


Рецензии