Учусь быть. Глава 1. Время
Анонс моей книги «Медитируем стоя» - http://proza.ru/2020/07/11/754
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ВРЕМЕНИ
НЕПОСТОЯНСТВО КАК ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРИРОДЫ
ЭТАЛОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПЛАТОНОВ ГОД
ВРЕМЯ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
ВРЕМЯ ПО НЬЮТОНУ
ОБЪЕКТЫ И ПРОЦЕССЫ
ДЕТЕРМИНИЗМ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТИ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ВРЕМЕНИ
НАСТОЯЩЕЕ И НЕНАСТОЯЩЕЕ
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
НАБЛЮДАЯ МОМЕНТ "СЕЙЧАС"
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ДО СМЕРТИ
ДЛЯЩЕЕСЯ СЕЙЧАС
ЗАМЕДЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ
ВРЕМЯ КАК РЕСУРС
УЧЕТ ВРЕМЕНИ (Любищев)
САМОДИСЦИПЛИНА (Кант)
О ВЕЧНОСТИ
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ВРЕМЕНИ
Практически вся современная техника имеет индикаторы времени: телефоны, стиральные машины, персональные компьютеры, дисплеи автомобилей и проч. Бизнесмены обращают его в деньги, а ученые умеют измерять с потрясающей точностью. Нам вечно его не хватает; оно утекает, как «вода сквозь песок», а потом мы сожалеем о «бесцельно прожитых годах». Наша повседневная жизнь настолько плотно связана со временем, что обычно кажется, что всем хорошо известно, что это такое.
Но оказывается не так–то просто дать определение времени. Более 1600 лет назад Августин Блаженный в своей «Исповеди» сформулировал афоризм, который продолжают повторять и поныне: «Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».
Мы, не задумываясь, употребляем выражения, характеризующие общепринятые представления о времени. Например, мы говорим: «Пришло время обедать», – то есть вроде как оно шло, шло и пришло. А чтобы не опоздать мы должны «идти в ногу со временем». Часто встречаются словосочетания, в которых оно представляется живым и даже одушевлённым, например, «время покажет», «время лечит», «время рассудит».
В своих рассуждениях мы используем такие обороты, как «пришло время, и произошло то–то», «этого сейчас не может случиться, потому что всему своё время», «придёт и наше время». Смысл подобных высказываний заключается в том, что время как бы является неким катализатором, без которого ничего не может произойти. Получается, что время существует само по себе и способно оказывать влияние на события.
Уже в Ветхом Завете мы встречаем описание времени, как самостоятельной силы (Екклесиаст, глава 3):
Всему своё время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать;
время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться;
время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять;
время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать;
время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть;
время войне, и время миру.
Обычно говорят - не торопи события, не спеши, всему свое время. Но что это значит? Плод созревает в свое время, это понятно. Но какую роль в его созревании играет время?
Нам представляется, что время имеет некоторую протяжённость. Поэтому его часто сравнивают с рекой или дорогой. Может так оно и есть, и время – это поток, в который погружены все материальные объекты, от элементарных частиц до космических тел? Внутри него существуют события, которые уже свершились, которые происходят сейчас, в этот момент, и которым ещё только предстоит свершиться.
На схемах время обычно изображают в виде бесконечной прямой линии, которая делится точкой «сейчас» на две части – прошлое и будущее. Эта точка непрерывно движется вдоль линии времени и определяет момент настоящего.
Время неподвластно человеку. Мы не в силах изменить его ход или повернуть вспять. То, что вчера было будущим – сегодня уже промелькнуло и стало прошедшим, и мы даже не успели уловить тот миг, когда оно было настоящим…
Все, что сказано о времени выше, обычно называют линейной моделью времени. Согласно этой модели время:
- обладает самостоятельным существованием;
- представляет собой поток, внутрь которого погружены все материальные объекты;
- состоит из трёх частей – прошлого, настоящего и будущего;
- течет только в одну сторону: от прошлого к будущему;
- является катализатором наступления событий («пришло время, и поэтому произошло определенное событие»).
Таково традиционное представление о времени.
НЕПОСТОЯНСТВО КАК ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРИРОДЫ
Наши далёкие предки достаточно сильно зависели от погодных условий. Дождь, снег, жара, холод – это был вопрос жизни и смерти. Регулярное изменение погоды служило для них очевидным и наглядным проявлением того, что в жизни постоянно что-то меняется. И они не могли не заметить того очевидного факта, как постоянная повторяемость природных явлений. Наблюдая за чередованием времен года, дня и ночи, и других процессов, люди обозначили это как «время». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «время», кроме привычных нам значений, имеет ещё такие, как «погода, состояние воздуха». Связь погоды и времени видно и в самом слове «погода», которое имеет корень «год».
Значительно позже, люди, наконец, стали понимать, что время – это нечто большее, чем просто погода. И хотя погода всё ещё оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни и быта людей, тем не менее, в какой-то момент им стало казаться, что многие процессы мало зависят от погоды, что, например, старение (людей, вещей), и сама погода зависят от чего–то более могущественного. Так из области прикладной, время постепенно получило статус самостоятельного существования.
Кроме того, наличие такого понятия оказалось очень удобным с практической точки зрения. Имея часы и календари, люди точно знают, когда обедать и когда собирать урожай. По сути, время позволяет нам создать порядок в жизни: не придумай мы такое понятие, как «время», непонятно, как бы люди смогли упорядочить личную и общественную жизнь и координировать действия друг с другом.
Позже слово «время» стало обозначать какие-то обобщающие впечатления о переменах, длительности, повторяемости и цикличности. Иными словами, время стало обобщенно отражать факт того, что «все течет, все изменяется».
Нет такого объекта, который мог бы существовать даже несколько мгновений в совершенно неизменном виде. Движутся элементарные частицы, движутся атомы и клетки, происходят различного рода излучения. В клетках живых существ постоянно идут процессы обмена с окружающей средой. Идет снег, дует ветер, растут деревья, перемещаются живые существа, движутся планеты и звезды. Всё находится в непрерывном движении.
Например, вы лежите на диване вполне неподвижно, проходит несколько минут, и вы задаетесь вопросом - что-то изменилось, что-то произошло? Нет? А как же тот простой факт, что наша планета пронеслась огромное расстояние со скоростью 30 км в секунду вокруг Солнца? Представляете, насколько вы далеки от того места, где вы были несколько минут назад?
Если вдуматься, то понятия «существовать» и «изменяться» родственны друг другу и едва ли не синонимичны: существование – это непрерывная цепь изменений.
ЭТАЛОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Возможно ли познание природы «таковой, как она есть»? Да, отвечали основоположники классического естествознания, но при условии, что это познание проверяется опытом, который и есть высший критерий истины. Чем же, в таком случае, является время? Можно ли опытным путем подтвердить его объективное существование? Очевидно, что все способы определения времени опираются на какие-либо процессы (чаще периодические), происходящие с материальными объектами.
Как обычно производятся какие-либо измерения? При измерении чего-либо выбирается эталонная единица измерения (как правило, на выбор эталона оказывает влияние удобство, доступность, простота, традиции и проч.), остальные единицы измерения рассчитываются как кратные эталонной. Измеряемый объект сравнивается с эталоном, и в результате мы можем сравнивать между собой различные объекты, в том числе удалённые друг от друга, используя общую для них эталонную единицу измерения.
Если рассматривать такие единицы измерения как длина, площадь, объём, вес, то можно заметить такую особенность. Длину какого-либо предмета мы измеряем, например, метром, то есть неким эталонным предметом, который сам имеет длину. Вес сравниваем с гирей, которая сама имеет вес. То же самое можно сказать про площадь и объем.
Теперь рассмотрим часы. Песочные часы отмеряют время движением песка, в солнечных часах изменение времени соответствует переместившейся тени, а в механических за ход времени отвечают пружины и маятник. Однако какой-либо субстанции, принадлежавшей именно времени, мы ни в одних часах не обнаружим.
Нужно признать, что для времени пока не найден эталон той же природы, что и само время. Если подобное обычно измеряется подобным, то время мы сравниваем с эталонами другой природы, нежели само время.
Отсчитывая время, мы смотрим на циферблаты часов, наблюдая обороты стрелок, или листаем календари, где видим выстроенные в ряд дни, месяцы и годы, или ищем в томах истории известные факты и события, пытаясь их даты уложить в ряд, чтобы получить непрерывную цепочку времени. Во всех этих случаях мы пользуемся инструментами, которые имеют физическую природу.
Когда люди ещё не придумали измерять время с помощью часов и календарей, понятия о времени основывались на различных периодических природных явлениях. Вращение Земли вокруг своей оси даёт смену дня и ночи. Вращению Луны вокруг Земли мы обязаны такой единице измерения, как месяц. Вращение Земли вокруг Солнца дало представление о годе.
В качестве основы измерения времени используется некая, обычно периодическая, последовательность событий, которое признаётся эталоном.
Сегодня за эталонную единицу времени принята секунда: ученые договорились, что она равна девяти миллионам периодов излучения атома цезия-133. Все остальные единицы измерения являются кратными этому эталону. Так, минута – это 60 секунд, час – 60 минут и так далее. Удобство их наличия можно оценить, если представить, что вместо «через час» надо было бы говорить «через 32 400 миллионов периодов излучений атома цезия-133»!
В мире принята условная дата начала летосчисления – от Рождества Христова, что понятно жителям разных континентов (хотя в некоторых странах параллельно используют свою систему летосчисления – например, за точку отсчёта принимается библейское сотворение мира). Рождество Иисуса Христа соответствует в этой системе началу нашей эры, и всё, что происходило ранее этой даты, приходится считать в обратном порядке – например, Александр Македонский родился в 356 году до нашей эры, а восстание Спартака началось в 73 году до нашей эры. Первое событие произошло раньше, чем второе, хотя 356 больше, чем 73, ведь отсчёт ведётся в обратную сторону от «нулевой точки».
Кстати, до 1700 года летосчисление в России велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира – эта система была принята в Византии и пришла на Русь вместе с принятием христианства. Сотворён же наш мир был, как считалось, за 5508 лет до рождества Христова. При желании можно посчитать, какой у нас на дворе год от сотворения мира.
При расчете примите во внимание, что нулевого года как такового не было, был сразу первый. Считают так: минус два, минус один, один, два, три и так далее. Нулевая точка отсчёта, от которой идёт первый год – «минус первый»! Это привело, кстати, к массовой путанице с датой начала третьего тысячелетия – оно началось не в 2000–м году, а в 2001–м, когда прошло ровно 2000 лет от 1-го года.
ПЛАТОНОВ ГОД
Древние греки считали, что время течёт линейно, но циклично, и всё рано или поздно возвращается «на круги своя». Время изображалось в виде змеи, которая кусает себя за хвост. Большой цикл именовали Платоновым годом, считалось, что он длится около 26 тысяч лет. Эпохи, сменяющие друг друга, периодически повторяются, и некогда существовавшие люди и события вновь возвращаются по истечении Платонова года.
Христианство лишило ход времени цикличности, введя в мировую историю неповторимые события: сотворение мира, рождение и смерть Иисуса Христа, суд Божий (конец истории).
Однако, что это за Платонов год, откуда он взялся у древних греков? Почему именно 26 тысяч лет? Много позже учёные открыли периодический процесс, который объяснял происхождение Платонова года: это прецессия, медленное раскачивание оси земного шара. Полный круг наша ось делает чуть меньше чем за 26 тысяч лет. Платонов год – это время, за которое Солнце, Луна и планеты солнечной системы возвращаются в изначальное положение с точки зрения наблюдателя, находящего на Земле.
За один день Земля проходит примерно 1 градус своей орбиты (365 : 360). Поэтому один день Платонова года равен условно 72 нашим годам, время, за которые земная ось поворачивается на 1 градус (26 000 : 360 = 72 года). Получается, что в среднем человеческая жизнь длится один день Платонова года.
В своём вращении земная ось последовательно проходит через все знаки зодиака, которых, как известно, двенадцать. Только движение это идёт в обратном порядке по сравнению с месячным. Эра – это 1/12 часть Платонова года, или около 2 160 лет. В каждую эру в день весеннего равноденствия Солнце встаёт в определённом знаке Зодиака, название которого и носит эта эра.
Нулевая отметка летосчисления, то есть рождение Иисуса Христа, совпадает с началом Эры Рыб. «Такой–то год нашей эры», в сущности, можно трактовать не просто как «такой–то год от Рождества Христова», а как «такой–то год Эры Рыб», в которой мы сейчас и живём. Символ рыб неоднократно встречается в Новом завете. Так, Иисус накормил пять тысяч человек хлебом и двумя рыбами. Когда он вступил в Галилею, то встретил двух рыбаков, которые последовали за ним.
Эра Рыб близится к своему окончанию, и приблизительно в 2160 году человечество войдёт в Эру Водолея.
В Евангелии от Луки говорится, что ученики спросили у Иисуса, где они встретят его после ухода. Он ответил им: «Вот при входе в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдёт он».
Человек с кувшином воды – это Водолей. Он представляет эру, следующую за эрой Рыб. Тогда Солнце (сын Божий) должно покинуть созвездие Рыб и следовать в созвездие Водолея, согласно закону прецессии.
Христос также говорил своим ученикам: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», иногда «…до окончания мира». При этом слово «век» – это неправильно переведённое латинское слово «aeon» (эон), или «эра». Так что вопрос с концом света возможно откладывается: скорее всего Иисус говорил об окончании Эры Рыб.
ВРЕМЯ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
Имеется достаточно большое количество слов, где задействован греческий корень "хрон", означающий время - хронология, хронометраж, хроника, хронический и проч.
Согласно древнегреческой мифологии до появления чего бы то ни было был Хаос. Это персонификация изначального состояния мира до появления Вселенной. Хаос породил первых богов - Гея (Земля), Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь) и Уран (Небо). Первым стал править миром Уран. Своих детей, ужасных видом, он ненавидел. Пряча их в утробу своей жены Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания. Последний их сын титан Кронос (Хронос), дабы облегчить участь матери и якобы по ее наущению, оскопил отца и сам стал верховным богом. При этом Уран предсказал ему, что будет свергнут одним из его сыновей. Поэтому Кронос пожирал своих детей. Это длилось до тех пор, пока его жена Рея, которой надоело лишаться своих детей, не обманула его и вместо родившегося Зевса подсунула камень. Кронос видно не слишком разбираясь в тонкостях кулинарии, проглотил камень, не заметив подвоха. Далее Зевс вырастает, побеждает Кроноса, заставляет его отрыгнуть всех своих съеденных братьев и сестер и отсылает отца в бездну вместе с вставшими на его сторону титанами.
Для нас интересно отметить, что Кронос (именно, он олицетворял время) есть одновременно созидающая (порождал детей) и разрушительная сила (уничтожал их). Здесь подмечена самая главная черта времени - нет ничего постоянного, формы появляются и исчезают, появляются и исчезают. Иными словами, время есть процесс. Что-то возникает, что-то исчезает. Одна и таже материя принимает разные формы.
ВРЕМЯ ПО НЬЮТОНУ
Время является важнейшим понятием в философии и физике. Аристотель определял время как «меру движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике», и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени. Естественнонаучное понимание времени углубляет Исаак Ньютон, введя концепцию «абсолютного времени», которое течёт совершенно равномерно и не имеет ни начала, ни конца.
В 1687 Исаак Ньютон публикует свой фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии. В этом труде Ньютон пишет:
«Время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные.
Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью.
Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год».
Ньютон представлял себе научную картину мира как мировую арену с её пространством и временем, на которой и происходят все события. Поэтому время было для него тем же событийным феноменом, более того Абсолютом, данным нам в ощущении раз и навсегда в виде равномерно текущей длительности как таковой. Типичным проявлением движения в ньютоновской механике считалось изначально установленное самим Господом обращение планет вокруг Солнца, которое можно было рассчитать с большой точностью, как для прошлого, так и для будущего. Это означало, что время абсолютно. В итоге классический мир Ньютона–Спинозы, в котором «Ничто не ново под луной», оказывался по существу застывшим во времени, но зато считался вполне познаваемым.
Таким образом, Ньютон считал, что существует абсолютное время, а то, что мы постигаем как время с помощью органов чувств, есть относительное время. Он рассматривал пространство и время, как независимые друг от друга категории, а время укладывалось в линейную модель, то есть представляло собой некий однонаправленный поток, состоящий из прошлого, настоящего и будущего. Эта модель времени признавалась большинством учёных практически до середины ХХ века.
ОБЪЕКТЫ И ПРОЦЕССЫ
В начале ХХ века 200-летнюю механику Ньютона изрядно потеснила Теория относительности. Это в корне изменило восприятие мира. Классическая механика Ньютона оказалась верной лишь в земных и близких к ним условиях: при скоростях много меньше скорости света и размерах, значительно превышающих размеры атомов и молекул. Ньютоновские понятия о движении были кардинально скорректированы посредством применения принципа относительности движения. Время уже не было абсолютным и равномерным.
Теорией относительности было введено понятие пространственно–временного континуума, а время стало четвёртой координатой в координатной плоскости «пространство-время». Согласно этой модели, Вселенная имеет три пространственных и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое. Таким образом, времени было отказано в самостоятельном, независимом существовании.
Согласно этой модели, три пространственные координаты отвечают на вопрос «где?», а четвёртая, временная, даёт ответ на вопрос «когда?». В результате эта система координат позволяет дать «объёмное» описание процессов, происходящих с объектом, представив их в виде последовательной смены состояний объекта, при этом сам объект – это мгновенный срез происходящих процессов.
Вспомним наше наблюдение за ростом цветка. С одной стороны, и росток, и цветок, и плод – это всё материальные объекты, а с другой стороны – это мгновенные срезы единого процесса метаморфоз, происходящих с растением. Если бы этот процесс мы записали на видеоплёнку, то каждый кадр этой пленки и был бы таким срезом. Семечко превращается в росток, росток в цветок, цветок в плод, плод в семечко. Круг замкнулся.
Второй удар по здравому смыслу был нанесён квантовой механикой, когда был открыт корпускулярно-волновой дуализм. Оказалось, что частица в микромире ведёт себя как волна, а волна – как частица. Это известно любому образованному человеку, но мало кто вдумывался в значение этого открытия.
Объект – это материальное тело, он имеет массу, находится в некоей точке пространства. Волна – это процесс. Это невероятно, но квантовая механика стёрла различия между ними!!! Вот несколько примеров:
- Солнце - объект, излучение солнцем электромагнитных волн - процесс;
- Автомобиль - объект, езда на автомобиле - процесс.
Морская волна – это непрерывный процесс колебаний мелких частичек среды. В некотором смысле волна – это иллюзия. Молекулы воды синхронно и ритмично движутся вверх-вниз, создавая видимость бегущей в горизонтальной плоскости волны. На самом же деле молекулы воды никуда не бегут, а колеблются в вертикальной плоскости.
И вот выясняется, что в микромире объект – это процесс, а процесс – это объект! Электрон, будучи объектом, оказывается в то же время и волной, то есть процессом. Объект – материя, процесс – движение материи, но оказывается, что это одно и тоже!
С волной перемещается возбуждение среды, а не материальные частицы. Поэтому, когда в квантовой теории мы говорим о том, что частица одновременно является еще и волной, мы не имеем в виду траекторию частицы. Мы имеем в виду, что волнообразность сама по себе есть проявление частицы. Поэтому перемещающиеся волны – совсем не то же самое, что перемещающиеся частицы, точно так же как представление о волнах на озере далеко от представления о косяке рыб, плывущем в том же направлении. В волне нет переноса материи, а только перенос «возбуждения» внутри материи. (Фритьоф Капра «Дао физики»)
Но если присмотреться чуть лучше к макромиру, к миру, видимому человеком, то окажется, что всё, что мы видим вокруг себя – это процессы. Любой предмет, любая вещь, любой объект – это процесс. С ними происходят различные изменения из-за воздействия на них внешних сил. И даже, если объект неподвижен, то на уровне атомов и молекул в них ни на миг не прекращается движение.
Что касается живых существ, то в их телах постоянно идут десятки и сотни процессов, связанных с их жизнедеятельностью: ток крови, работа пищеварения, непрерывно работают почки, печень, поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа и прочая, и прочая.
Иными словами, всё, что существует в мире, это процессы. Даже горы текут. А куда же делось время? Может быть его просто не существует? Вполне возможно, что «время» является человеческой интерпретацией того факта, что мы живем среди процессов?
Про время мы можем сказать, что:
• оно имеет направленность или ход от прошлого к будущему;
• оно асимметрично, то есть будущее не равно прошлому;
• оно неостановимо;
• оно необратимо;
• оно невосполнимо, то есть уходит безвозвратно и поэтому
• его нельзя накопить
• или передать в пользование.
Как видно, все основные характеристики времени есть характеристики любых процессов. Именно поэтому фарш невозможно провернуть назад.
«Время есть лишь некая придуманная величина, удобная для расчётов. В мире нет времени, есть только движущаяся материя», – пишет Александр Никонов в своей книге «Апгрейд обезьяны».
«Вне нас времени нет, время существует для нас только как внутреннее переживание», - мнение Георгия Гурджиева («Взгляды из реального мира»).
Философ Кант определял время, как форму чувственного созерцания. То есть, он считал, что времени как феномена не существует, что время – понятие, идея, продукт нашего сознания, форма восприятия человеком действительности.
Прошлое, будущее имеются в нашем сознании, на самом деле существует только сейчас. Длящееся сейчас.
ДЕТЕРМИНИЗМ
В природных явлениях всегда имеется причинно-следственная связь между явлениями. Так в «Диалектике природы» Ф.Энгельс дает определение времени: время есть следование одного после другого. Другими словами: время есть последовательность причинно-обусловленных событий.
Это называют детерминизмом. Детерминизм рассматривается как доктрина о всеобщей причинности, его положения представляются весьма логичными и естественными.
«Причинность – философское и физическое понятие; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие)».
Наука по своей сущности основана на принципах детерминизма. На заре развития наук царствовала механика Ньютона, и никаких сомнений в однозначности законов природы не могло быть. Знание положения тел, скоростей и сил позволяло предсказать все изменения взаимного расположения тел в любой момент времени. Умение рассчитывать движение светил, предсказывать солнечные и лунные затмения вселяло в людей заслуженную гордость в деле познания Природы.
По мере проникновения человека в тайны строения вещества было открыто существование атомов и элементарных частиц, обнаружено явление радиоактивности. Для описания явлений микромира была разработана квантовая механика, которая привлекла к описанию состояния объектов вероятностный подход, а также постулировала принцип неопределенности. Появилось мнение, что положения квантовой механики опровергают принципы детерминизма. Так ли это?
Одним из краеугольных камней квантовой механики является принцип неопределенности. Он устанавливает предел точности одновременного определения двух параметров системы: чем точнее измеряется одна характеристика частицы, тем менее точно можно измерить вторую.
Многие философы придерживаются мысли, что все в природе имеет свою причину, случайность – это непознанная закономерность. Многие явления, например радиоактивный распад ядер, прекрасно описываются с использованием теории вероятности. Но означает ли это, что само явление по своей природе носит случайный характер? Или это говорит об ограниченности наших знаний?
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТИ
Теория относительности нанесла еще один удар по представлениям о времени как об универсальной и независимой постоянной величине.
Если два события происходят в одно и тоже время, то мы говорим, что они произошли одновременно. Это бытовая истина вроде бы очевидна. Но согласно теории относительности, нет никакого способа определить события так, чтобы их можно было обозначить как протекающие одновременно. Для вас некоторые два события могут протекать одновременно, но для человека, который движется относительно вас с некоторой скоростью, эти два события одновременными не будут.
Таким образом, события, которые один наблюдатель воспринимает, как одновременно происходящие, для другого, движущегося с какой-либо скоростью, относительно первого, не будут восприниматься, как таковые. Правда, чтобы это было заметно, этот самый человек должен иметь скорость, сравнимую со скоростью света. Но тем не менее, само утверждение об относительности одновременности, напрочь отменяет время в ньютоновском понимании.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Когда мы говорим о существовании времени, то нужно уточнить, о существовании чего мы говорим. Фантастические истории о передвижениях во времени подразумевают, что прошлое и будущее существуют прямо сейчас. То есть можно сесть в машину времени и, словно по дороге, доехать, скажем, до 1955 года, как в фильме «Назад в будущее». Это возможно, если все моменты времени сосуществуют одновременно. Также как каждый сантиметр дороги существует одновременно со всеми другими. Если изобретут машину времени и человек сможет путешествовать в объективное прошлое, а не блуждать в дебрях собственного разума, думая, что он находится в прошлом… Если кто–то сможет увидеть реальное будущее, а не фантазии и мечты в своём сознании о том, что будет… Вот тогда, наверное, можно будет говорить об объективном существовании прошлого и будущего, так сказать прямо сейчас. Это один вариант того, о существовании чего мы говорим.
Другой вариант заключается в том, существует ли время, как характеристика процессов. Возьмем например интервал времени. Как уже говорилось, длительность интервала определяется из сравнения с эталонными циклическими процессами (колебания маятника, колебания атомов). Однако, если времени не существует, то можно ли быть уверенным, что длительность одного колебания маятника равна любому другому колебанию этого же маятника? Оказывается, почему-то можно. Если бы колебания были разными по длительности, то мы никогда бы не смогли синхронизировать даже двое часов. Но стрелки всех часов по какой-то неведомой причине ходят с одинаковой угловой скоростью и можно быть уверены, то будучи единожды синхронизированными, они будут показывать одинаковое время в обозримом будущем.
Кроме того, если бы промежутки времени были бы несравнимы друг с другом, то такой показатель как скорость вообще не имел бы место быть. Но мы прекрасно пользуемся этой характеристикой движения и ничуть не сомневаемся в её истинности. Таким образом, время, как некая характеристика процессов, вполне имеет место быть.
Выше мы рассматривали время вне зависимости от того, кто это время воспринимает. Назовем такое время физическим. Существует ли оно объективно, независимо от человеческого разума? Эта загадка, думаю, будет разгадана ещё очень не скоро. Но нам в рамках задачи, поставленной автором, это не слишком важно. Нам интересно то, как воспринимаем время мы, люди. Такое время можно назвать психологическим.
Итак, поговорим о психологическом времени, то есть о восприятии времени нашим сознанием.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Обычный среднестатистический человек воспринимает время в парадигме «прошлое/настоящее/будущее». Причем все три компоненты времени для него одинаково реальны.
Наша память хранить воспоминания о прошедших событиях, а наше воображение рисует нам картинки из нашего предполагаемого будущего. Вроде бы память и воображение есть нечто различное. Но это только кажется. По сути это одно и тоже в том смысле, что на внутреннем экране мы смотрим кино или читаем дневники (в дневниках ведь пишут не только о прошлом, но и свои самые сокровенные мечты и самые страшные страхи!).
Расположив события прошлого последовательно одно за другим, у нас возникает ощущение течения времени из прошлого к текущему моменту.
Будущее представляет собой наши планы, желания (они же мечты) и страхи. Относя в своем воображении реализацию планов и желаний, а также наступление событий, которые вызывают у нас страхи, в некоторую точку в будущем и выстраивая последовательность предполагаемых событий, мы порождаем будущее.
Но и прошлое, и будущее существуют в нашем сознании в виде образов и мыслей. Больше их нигде нет. Но с помощью этих представлений мы порождаем время, психологическое время. Наше тело живёт только в настоящем, а время, то есть прошлое и будущее, как феномен психики, создаются сознанием.
Чтобы отойти от этой концепции, требуется серьезный сдвиг в сознании. При этом никто не предлагает отказаться от времени в практическом смысле, то есть планировать свои дела, назначать встречи и рассчитывать количество дней до зарплаты.
Время очень удобное изобретение человечества. С помощью него мы ориентируемся в последовательности событий, время прекрасный способ координировать действия и организовывать любую деятельность. Календарь есть великое изобретение человечества, так как позволял определять время сева и сбора урожая.
Благодаря разграничению «до» и «после» время помогает нам устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. (Хотя мы нередко и впадаем в логическую ошибку, которая гласит, что «после» не значит «вследствие».) Это организующая функция времени.
Но как сложно осознать, что время мы порождаем сами, это продукт нашего сознания! Ну конечно что-то было до текущего момента, и что-то случится после него. Но сейчас все это не более, чем кадры кинофильма или строки из дневника. Есть только то, что есть прямо сейчас. Есть различные процессы, например, я сейчас печатаю эти строки. Но кроме этого изменяющегося, вечнодлящего сейчас ничего не существует. На первых порах с этим сложно смириться. Но трезвый взгляд на вещи неумолим - нужно попробовать отойти от парадигмы линейности времени.
Зачем это нужно? - спросите вы. Чтобы получить доступ к силе момента сейчас. Ведь только что-то делая сейчас, можно влиять на будущее. И только действуя в текущем мгновении, можно попытаться исправить ошибки прошлого.
«То, о чем ты думаешь, как о прошлом, – это лишь след в памяти, хранимый в сознании, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то ре–активируешь след в своей памяти – сейчас ты поступаешь именно так. Будущее – это воображаемый момент Сейчас, проекция разума. Когда будущее наступает, то оно наступает как момент Сейчас. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее с полной очевидностью не имеют своей собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее – это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность заимствована у момента Сейчас» (Экхарт Толле «Сила момента «сейчас»).
«Настоящее – это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими» (Делёз Ж. «Логика смысла»).
«Время есть мысль или мера, а не сущность»(Антифонт Афинский).
ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ВРЕМЕНИ
Благодаря памяти и воображению мы склонны наделять прошлое и будущее самостоятельным бытием, то есть чем–то, существующим отдельно от нашего сознания. Но здравый смысл говорит, что объективно их нет.
Единственно, что мы можем «пощупать», так это то, что есть прямо сейчас. Но что такое это самое «прямо сейчас»? Вы просыпаетесь утром, умываетесь, завтракаете, идете на работу, встречаетесь с различными людьми, обедаете, решаете производственные вопросы, идете домой, общаетесь с семьёй, смотрите телевизор, ложитесь спать. Ваше «сейчас» постоянно изменяется, как мыльные пузыри на поверхности воды. Непрерывно что-то исчезает, что-то появляется. Перед вашим взором, не задерживаясь чередуются различные видения, ощущения, впечатления, эмоции. Это «теперь» никак не схватить, оно постоянно выскальзывает из рук. Перефразируя песенку Вини–Пуха:
Время очень странный предмет,
Если он есть, то его сразу нет!
Безостановочная сменяемость мгновений дало древним индусам усомниться не только в реальности прошлого и будущего, но и в реальности настоящего. В индийском эпосе «Бхагават–гита» Кришна говорит: «Maya tatam ida sarvam», – что означает: «Весь мир – есть майя (иллюзия)».
В индуизме и буддизме понятие «майя» – это причина кажимости, иллюзорности мира, особая сила, с помощью которой вечный, бесконечный, единый Брахман (Абсолют, Бог) предстает конечным, множественным, изменчивым. Таким образом, майя постоянно изменяет мир форм, скрывая от нас истинную сущность бытия.
Неуловимость момента «сейчас» было подмечено многими философами. Приведу цитату из книги Николая Бердяева «Смысл истории»:
«Время нашей мировой действительности, время нашего мирового эона, есть время разорванное; оно есть время дурное, заключающее в себе злое, смертоносное начало, время не цельное, разорванное на прошлое, настоящее и будущее. Время не только разорвано на части, но одна часть восстаёт на другую. Будущее восстаёт на прошлое, прошлое борется против истребляющего начала будущего. Эта разорванность так страшна, что, в конце концов, превращает время в некий призрак, потому что, если мы проанализируем три части времени, то мы можем прийти в отчаяние: все три момента оказываются призрачными, потому что нет прошлого, нет настоящего, нет будущего. Настоящее есть лишь какое–то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего ещё нет, но которое, само по себе, представляет некую отвлечённую точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его ещё нет. Будущее есть убийца всякого прошлого мгновения. Будущее пожирает прошлое для того, чтобы потом превратиться в такое же прошлое, которое будет пожираемо последующим будущим».
Жуткая картина нарисована в этом отрывке, где будущее является убийцей прошлого, а сейчас – есть момент этого преступления. (Как это может выглядеть, можно увидеть в фильме "Лангольеры", снятого по повести С.Кинга). Бердяев также говорит, что настоящее настолько призрачно, что его реальность не очевидна. Оно представляется ничтожно малой величиной, тончайшей границей, отделяющей прошлое от будущего.
Хочется заметить, что ни Бердяев, ни индуизм не ставят под сомнение существование реального мира. Мир существует!
Но когда понимаешь, что прошлое и будущее являются плодом нашего сознания, а настоящее ничтожно мало, то что же остается? Существование мира при таком раскладе сводится к ничтожно малому мигу и потому становится неочевидным. А то, что мы видим, есть бесконечная череда изменений, которая больше напоминают мираж, чем объективную реальность.
НАСТОЯЩЕЕ И НЕНАСТОЯЩЕЕ
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы редко говорим «настоящее время», обычно ограничиваясь одним словом «настоящее»? Если заглянуть в словарь, то мы увидим, что это слово имеет два значения:
- Данное, теперешнее время;
- То, что является натуральным, неподдельным, подлинным, истинным.
Чем больше задумываешься о языке, о словах, их которых он состоит, тем больше и больше склоняешься к мысли, что тот, кто их придумал был необыкновенном мудрым существом. Поразительно, но в нашем языке заложен важный нюанс: есть время настоящее, а есть ненастоящее. Настоящее время - истинное, подлинное время, а будущее и прошлое - не настоящее, ненастоящее, ложное время!
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Прошлое – это то, что прошло, то, что уже свершилось. В самом этом слове отражён взгляд на время как некий путь, который был пройден: прошлое – то, что уже прошло, осталось позади.
Откуда мы можем узнать о том, что когда-то было?
Имеются различные свидетельства произошедшего в прошлом. Так, застывшая лава указывает на то, что когда-то случилось извержение вулкана. А шрамы на теле подтверждают, что, скажем, в детстве человек сильно порезал ногу осколком стекла.
Есть устные и письменные свидетельства очевидцев, существуют артефакты – предметы, сделанные или обработанные человеком. Есть и наши личные воспоминания – мы помним, что происходило с нами и нашими знакомыми вчера, позавчера, на прошлой неделе и так далее.
Всё это позволяет нам говорить о том, что прошлое реально, оно действительно было. Это не сон, не фантазия, не иллюзия. Однако то, что было – оно уже прошло. Да, есть воспоминания о нём, есть подтверждения того, что оно было, но самого его уже нет сейчас, оно закончилось, завершилось. Поэтому можно также утверждать, что прошлого уже не существует, и в текущий момент времени – это не что иное, как наши представления о том, что было. Причём представления далеко не бесспорные, ибо зачастую артефакты представляют собой некую мозаику, где выпадают целые фрагменты произошедших когда-то событий. Свидетельства очевидцев также неоднозначны. Отчасти потому, что, как известно, сильные мира сего (да и не только) нередко подправляют историю, стараясь оставить лишь те свидетельства, которые подтверждают более выгодную для них версию произошедшего. Отчасти от ненадежности памяти. Иногда в результате искренних заблуждений.
Даже относительно недавние события, случается, подвергаются сомнению. Так, в фильме «Козерог–1» рассказывается о полёте американских астронавтов на Марс. Люди всей Земли следили за историческим полётом героев, наблюдала их высадку на красной планете и возвращение на Землю. Но оказалось, что это массовая фальсификация, ибо полёт снимался в павильоне киностудии.
И несмотря ни на что, изучая артефакты и документы, учёные пытаются понять, что же происходило на самом деле, воссоздать «объёмную картину» прошлого, основанную не на одном, а на множестве разнообразных материальных подтверждений, двигаясь от субъективных версий в сторону объективной реконструкции.
Однако достичь полной объективности всё равно невозможно, и остаётся много вопросов. Не прекращаются споры вокруг многих моментов истории: так ли уж грозен был Иван Грозный? Действительно ли именно человек по фамилии Шекспир был автором бессмертных пьес, или это талантливая литературная мистификация? Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич – это один и тот же человек или нет?
При изучении прошлого нужно принимать во внимание, что приходящие к власти правители стремятся его подправить, интерпретировать таким образом, чтобы оно помогало им сегодня в укреплении их власти. Так Екатерина II стремилась очернить своего свергнутого мужа Петра III. Немецкие ученые, приехавшие в Россию в XVIII веке доказывали, что Рюрик был шведом (с чем были категорически несогласны Татищев и Ломоносов), обосновывая, что русские не в состоянии править своей страной. Получается, что прошлое при всей его реальности достаточно неоднозначно.
Будущее же и вовсе обладает вероятностным характером: его ещё не было, никто не знает, что нас ожидает, и есть множество вариантов развития событий. Понимая причинно–следственные связи, мы можем лишь предполагать, каким оно будет. В некотором роде это напоминает прогноз погоды: основанные на научных наблюдениях предсказания иногда сбываются, а иногда нет.
И всё же прошлое – действительно существовало. Более того, его никак нельзя изменить, можно изменить лишь наши представления о нём и толкования тех или иных событий. Будущего же пока ещё не было, и невозможно не только со стопроцентной вероятностью предсказать, каким оно будет, но невозможно даже и определить, когда именно оно начнётся. Парадокс в том, что оно никогда не начинается, потому что не может начаться. Ведь оно будущее, и у него нет ни определённого начала, ни тем более конца. Оно всё время «отступает» на линии времени перед движущейся точкой настоящего.
Что такое прошлое и будущее вне нашего сознания? Ведь прошлого уже нет, а будущего ещё нет. Они являются лишь нашими представлениями о том, что было, и о том, что будет.
Экхарт Толле в своей книге «Сила момента сейчас» пишет: «То, о чём ты думаешь, как о прошлом, – это лишь след в памяти, хранимый в сознании, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в своей памяти... Будущее – это воображаемый момент Сейчас, проекция разума. Когда будущее наступает, то оно наступает как момент Сейчас. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее с полной очевидностью не имеют своей собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее – это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность заимствована у момента Сейчас».
Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:
– Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, по тому, что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений.
– А с этим невозможно согласиться, – сказал другой. – Если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен мне потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.
– Вы совсем упустили из виду, – вмешался третий, – что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни; ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент.
НАБЛЮДАЯ МОМЕНТ "СЕЙЧАС"
Но если, мы придем к заключению, что настоящего времени не существует, то из этого будет следовать, что «вообще ничего нет», а мир – есть иллюзия! Честно говоря, не хотелось бы, но, как говорится, «истина дороже».
Итак, что же такое настоящее? Попробуем за ним понаблюдать. Представьте, что вы находитесь в небольшой уютной беседке и перед вами ставится задача: вы должны смотреть на небольшой участок поля, что в 2-3 метрах от вас. При этом имеется несколько важных условий, которые по неизвестным причинам вам вполне по плечу. Вы должны наблюдать постоянно, без перерывов на сон и прием пищи, вас не должны отвлекать собственные мысли, вам неведома скука, а взгляд ваш все время сохраняет осмысленность и заинтересованность.
И вот, наблюдая, вы через какое-то время замечаете крохотный росточек. Он начинает расти, увеличиваться в размерах, и вскоре на нём появляются первые нежно–зелёные листочки. Небольшое утолщение на конце ростка постепенно превращается в бутон – постепенно набухающую зелёную каплю. Когда капля, наконец, лопается, не выдержав давления соков изнутри, перед вами расправляет свои лепестки прекрасный цветок. Чудесный аромат разносится вокруг. Ночью цветок засыпает, укрывшись собственными лепестками, а утром раскрывается навстречу первым лучам солнца. Луна сменяет Солнце, Солнце – Луну. Жужжат пчёлы, роса ложится на лепестки и затем высыхает под лучами светила. С цветком играет ветер, раскачивая его в разные стороны. Но ничто не вечно – и вот перед вами небольшая ягодка. Сначала она зелёная и твёрдая. Проходит совсем немного времени и она начинает краснеть. Потом она становится ярко–красной и однажды перестаёт быть свежей и привлекательной, сморщивается, и на землю падают семена, чтобы дать начало новой жизни.
А теперь позвольте спросить, где в этой непрерывной череде изменений прошлое или будущее? Где их борьба? Где линия времени? Всего этого вы не видели. Нет никакой «скользящей точки настоящего», нет «поедания прошлого будущим». Есть один объект, который постепенно трансформируется, изменяется. Есть одно явление, один непрерывный процесс, одно длящееся событие.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ДО СМЕРТИ
Очень часто у Мастера спрашивали, что будет после смерти. Мастер никогда не отвечал на такие вопросы.
Однажды ученики спросили, почему он всё время уклоняется от ответа.
— Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, — ответил Мастер.
— И всё-таки, есть ли жизнь после смерти или нет? — не унимался один из учеников.
— Есть ли жизнь до смерти — вот в чём вопрос, — ответил мастер.
(притча от Энтони да Мелло)
ДЛЯЩЕЕСЯ СЕЙЧАС
Давайте ответим на вопрос, почему мы воспринимаем процессы, которые происходят вокруг нас, в виде прошлого, настоящего и будущего.
Вспомним цветок, за развитием которого вы наблюдали. Ваше наблюдение по условиям мысленного эксперимента обладало одним отличительным свойством – оно было непрерывным. Однако редко кто-то таким образом наблюдает за цветком или другим объектом. Это можно сделать, установив, скажем видеокамеру, а потом запустив просмотр в ускоренном режиме. Но в жизни наши впечатления отрывочны: мы видим сначала бутон, через несколько дней обращаем внимание на цветок, затем обнаруживаем на месте цветка ягоду. Такое фрагментарное восприятие побуждает нас мыслить категориями линейного времени и материальных объектов. Что-то было вчера, что-то есть теперь, что-то будет завтра. Был бутон, теперь цветок, потом ягода. На самом деле была трансформация, постепенное превращение. Но мы из этого процесса видели лишь несколько случайных моментов, несколько промежуточных состояний. Мы не видели процесса, не видели череды изменений, и потому зафиксировали несколько разных образом: росток, бутон, цветок, ягода.
Но для вас, сидящего в беседке, и наблюдающему за ростом растения, все совершенно не так, ведь ваше наблюдение безотрывно. День сменяет ночь, утро вечер, а вы неустанно смотрите и смотрите на растение, не отводя взгляда. Ваше обоняние чувствует аромат цветка. Слух различает то танцующего шмеля, то шум дождя, то шелест ветра. Ваше недремлющее око бдительно следит за всеми метаморфозами. И это наблюдение длится, длится и длится. Без сна и отдыха, без отвлечения на воспоминания о том, каким цветок был раньше, без предположений о будущем, без ожиданий и страхов. Ваше внимание целиком и без остатка направлено на процесс. Вы превратились в чистое наблюдение.
Для вас не существует отдельно бутона, отдельно цветка и отдельно ягоды. Для вас исчезает деление времени на мгновенья, минуты, часы и дни. Для вашего наблюдения постепенно, очень незаметно, практически неуловимо одно сменяется другим. Вы свидетель череды превращений. Для вас есть один процесс и есть только момент «сейчас».
Это можно назвать «длящееся сейчас». Говорят, что существует один миг, и этот миг длится вечно.
Таким образом, вы получили недифференцированное, то есть неделимое на отрезки, восприятие процесса. Формы появляются и исчезают. И их превращениям нет начала и нет конца.
ОЩУЩЕНИЕ ДЛЯЩЕГОСЯ СЕЙЧАС
Когда мы слышим слово "прошлое", то мы представляем годы, десятилетия или столетия, которые были когда-то. Мы вряд ли подумаем о прошлом месяце или неделе. Для нас прошлое обычно это достаточно отдаленное событие. Тем более, мы не называем прошлым то, что было вчера, час, минуту, секунду назад.
Все эти рассуждения касаются и слова "будущее". Будущее для нас это скорее то, что будет через несколько месяцев, лет и так далее.
Но когда мы делим время на три категории относительно длящегося сейчас, то секунда вперед или назад - это уже не сейчас. Поэтому для более правильного ощущения времени лучше использовать такие категории как:
- уходящее,
- происходящее,
- приходящее.
ЗАМЕДЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
«Сейчас» - это сколько? Как долго длиться настоящее? Например, мы разговариваем с кем-либо и находимся в середине произносимого предложения. Начало предложения в прошлом, сам разговор все ещё в настоящем, а его окончание в будущем.
Вопрос можно сформулировать так: сколько событий можно «упаковать» в момент «сейчас»?
Оказывается в одно и то же «сейчас» можно воспринимать разное количество событий. И здесь интересным феноменом является эффект замедления времени.
Александр Гордон, известный телеведущий, рассказал как-то такую историю:
«...Во дворе маленький Гордон играл с ребятами в хоккей. Играл, причем, постоянно. И все было хорошо, пока однажды в команду не пришел новенький, который переехал с родителями в соседний дом. И мальчик этот отчего-то невзлюбил Сашу Гордона. И однажды напряженность отношений между ними разрешилась весьма трагическим образом.
После игры этот парень вдруг крикнул: «Лови!» И щелкнул шайбу в Сашу. Удар был настоящий, хоккейный, сильный. Скорость шайбы в полете достигает 200 километров в час. Убийственный снаряд. В момент щелчка клюшкой Гордон на парня не смотрел и удара не ожидал. Слово «лови» было сказано парнем после щелчка - чисто для проформы, мол, предупредил...
Шайба шла Гордону прямо в открытое горло. Удар такой силы по горлу может оказаться смертельным.
- И в этот момент время для меня практически остановилось, - рассказывал Гордон. - Я увидел, как шайба медленно-медленно плывет к моему горлу. Она плыла, тихо вращаясь вокруг оси и слегка покачиваясь в полете...
Чтобы изобразить это покачивание, Гордон расположил ладонь с вытянутыми сомкнутыми пальцами на уровне горла и слегка покачал ее вдоль оси, совпадающей с направлением руки. Такое колебание шайбы действительно можно увидеть - при сильно замедленной съемке.
Мир жил в обычном времени, мальчик Саша - в совершенно другом. Только эта замедленность и спасла его. Он успел осознать происходящее и увернуться...»
Подобных историй замедления индивидуального времени довольно много. Скажем, журнал "Техника - молодежи" много лет назад описывал ощущения одного фронтовика, рядом с которым шлепнулся снаряд и начал взрываться. Не взорвался, а именно "начал взрываться"!
Как только снаряд упал у ног солдата, время для него остановилось и звуки пропали. Солдат увидел, как сначала по снаряду побежали трещины - одна, вторая, третья. Трещины светились изнутри, поскольку стальную оболочку снаряда распирал огонь взрывающегося тротила. Вот уже весь снаряд распался на осколки, которые медленно-медленно начали свой полет во все стороны... Дальше время пошло в обычном темпе. Грохот близкого взрыва, перекрывший грохот боя... Оглушенный солдат лежит на земле. Ни один из осколков в него не попал.
А вот еще такая фронтовая история из коллекций российских исследователей аномального. На Дальнем Востоке пограничник преследовал нарушителя. Тот сначала исправно убегал, как положено нарушителю, а потом "остановился, развернулся к настигающему и, прочно утвердившись ногами на земле, вскинул ручной пулемет Льюиса".
Ситуация для преследователя была вполне безнадежной: расстояние короткое, местность голая, да и залечь просто не успеешь. Оставалось бежать опрометью, надеясь на чудо. И чудо произошло. Все остановилось вокруг. Рассказчик увидел, как ему навстречу вылетело с десяток пуль. Они одна за другой выплыли из ствола и неспешно поплыли к пограничнику. Одна за другой, веером. Стреляющий бандит при этом казался пограничнику "оцепеневшей огромной фотографией, он выглядел плоским, неживым, странной картинкой".
Не использовать такое преимущество, как замедление времени, в такой ситуации было бы глупо. И пограничник его использовал по полной - он взял и обогнул ползущую цепочку пуль. Просто оббежал сбоку и прикладом карабина сбил с ног нарушителя. Дальше время пошло с обычной скоростью.
Такие истории весьма напоминают супервозможности Нео из культового фильма «Матрица», когда он запросто уклоняется от пуль. Вот еще одно свидетельство, от жителя Минска:
"Дело было в пионерском лагере... Я и еще один паренек Ваня вышли на стадион и начали прыгать "тарзанкой" через спортивное сооружение.
Не помню, как оно называется, но выглядело так: четыре металлических столба попарно соединены горизонтальными палками - на каждой паре по две. Одна вверху, вторая внизу... Разгонялись, в прыжке хватались за верхнюю перекладину, поджимали ноги, пролетая под двумя нижними, отпускали руки и вылетали по другую сторону.
И вот опять моя очередь прыгать, Ваня стоит справа, наблюдая все происходящее сбоку. Я разгоняюсь, прыгаю, хватаюсь за перекладину, но не успеваю поджать ноги. Получается маятник, руки выворачивает, и теперь я несусь головой на вторую нижнюю перекладину. И в этот момент время замирает.
Вполне нормально себя чувствую, но удивления от остановки времени нет. Чувствую свои руки за спиной, но пошевелиться не могу. Мне даже показалось что "внизу экрана" пошла "бегущая строка" текста, которой я не различал, но понимал, что там написано. Смысл был примерно следующим: "Ты летишь головой на металлическую балку, и, если что-либо не предпримешь, - все тебе... Нужно попытаться вывернуть из-за спины руки и перехватить ими трубу".
Бегущая строка пропала, указания были получены... Я еще секунду-другую (моего времени) собирался с мыслями о предстоящем маневре. Поражала тишина, которая в тот момент окружала меня. Это не та тишина, когда выключаешь компьютер и ложишься спать. Не было ни единого звука.
И вдруг тишина пропала. События опять понеслись мгновенно... Руки из-за спины вдруг появляются в поле зрения, и я останавливаю себя в 2-3 сантиметрах от сотрясения мозга или чего большего.
Сползая с перекладины, успокаивая шторм в голове, смотрю на Ваню. Его глаза медленно вылазят из орбит... Молчание. "Пошли отсюда", - говорю Ване. "Пошли" - соглашается он...
Жаль, что тогда я не расспросил его, как все это выглядело со стороны. Ибо остановить руками летящее с большой скоростью тело в доли секунды было практически невозможно, учитывая мою тогдашнюю силу. Да и перемещение рук из-за спины было "мгновенным".
И это не единственный случай "остановки времени" в моей жизни!.."
А вот ещё.
«…Я так залюбовался красивым полетом летящей прямо в меня пули, что даже увернуться не догадался, хоть время для этого у меня было предостаточно!» (капитан Н.З.)…
«…Душман выстрелил мне в голову, сам выстрел я не слышал, но ясно видел, как медленно росло облако порохового газа возле его ружья и как разрывная пуля высекла осколки из камня!» (рядовой Алексей К., 1986)…
Понятно, что во всех этих случаях наступала прямая угроза жизни человека, и организм включал какой-то неведомый механизм, когда сознание воспринимало гораздо больше событий в единицу времени, чем в обычном режиме функционирования.
ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ
В принципе, мы мало чем отличаемся от животных. По сути, мы делаем то же самое, что и они: двигаемся, едим, размножаемся. Например, чем отличается обезьяна, которая сидит на дереве и ест банан, от человека, который сидит на лавочке и тоже ест банан? Практически ничем.
Кроме одного. Обезьяна ест и получает удовольствие. Человек тоже может получать удовольствие. Но человек может делать то, чего точно не будет делать ни одна обезьяна и вообще ни одно живое существо на этой планете. Он может задать себе вопрос – зачем я это делаю? У обезьяны не воникнет даже мысли задуматься об этом! Ем и ем, ты вообще о чем?
Человек же, вполне может себя спросить: «Зачем я это делаю?» Что же произойдет, если задать себе вопрос «зачем?». Итак, зачем я ем банан? Отвечаю - чтобы утолить голод. Зачем утолять голод? Чтобы жить. А зачем жить?
Видите, какая интересная получается штука! Начав с банального «зачем я ем банан?», всего через три шага мы пришли к вопросу о смысле жизни!
Каждое «зачем» задает определенный вектор, который побуждает человека что-то делать или не делать. Множество векторов «зачем» образуют для конкретного человека пространство смыслов. Таким образом, кроме физического пространства мы все живем еще в одном пространстве, в котором черпаем мотивацию своих поступков.
Мы существуем в физическом мире, и этим мы не отличается от других животных. Но одновременно мы живем еще в одном пространстве, это пространство смыслов. То есть что-то делая, мы постоянно отвечаем себе на вопрос - зачем я это делаю. Пусть даже не осознавая этого.
Мы такие странные существа, которые живут сразу в двух пространствах, в двух мирах. Мир физический подчиняется законам физического мира, в нем действуют законы физики, инстинкты, борьба за существование. А в пространстве смыслов есть представление о добре и зле, о достойном и недостойном, там не убий.
Пространство смыслов - это идеальный мир, потому что в нем не работают наши пять чувств. Если в физическом пространстве мы можем поставить эксперимент – поставили стул, ушли, вернулись, стул стоит. То со смысловым пространством так не получится, потому что оно не существует независимо от человека. Если он ощущает, что любит, то он не может сказать своей любви, как стулу, ты постой, я погуляю, вернусь и посмотрю, ты есть или нет. Как определить: это подлость или осторожность? Это искусство или банальщина? Это красиво или безобразно? Нельзя подобрать систему критериев и оценок, заложить ее в компьютер и определить – этот поступок нравственный или нет. Наличие или отсутствие чего-то в смысловом пространстве обнаруживается только одним способом, одним детектором. Этот датчик-детектор – моя душа.
Ежесекундно мы что-то делаем. Даже если сидим и смотрим телевизор. Но мы «сидим» и «смотрим». Или идем на работу, или моем посуду, или умываемся, или обманываем. Вот она - ткань нашей жизни, наше бытиё. Бывает, что мы понимаем, зачем мы что-то делаем. Нередко не понимаем, хотя и не признаемся себе в этом.
Зачем ты смотришь этот фильм? Чтобы отдохнуть, ответит человек, отвлечься от забот. Зачем ты пьешь пиво, часами болтаешь о чепухе, блуждаешь в сетях, играешь в электронные игрушки? Мне это нравится или мне это интересно, скажет человек. Но «мне нравиться» и «мне интересно» это не о твоей жизни, не о твоих насущных проблемах. Потому как интерес этот, как правило, сиюминутен. Твое нравится есть просто потакание своим слабостям. А время, твое время, твоя жизнь на все это ежесекундно расходуются.
Твое сознание падко на всякую ерунду, которая тебе совсем не нужна. А на то, что действительно нужно, времени почему-то не хватает. Мы не можем не тратить время, но мы можем выбирать, на что его тратить.
http://www.poezia.ru/works/128036
«Чтобы узнать цену года, спроси студента, который провалился на экзамене. Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно. Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника. Чтобы узнать цену часа, спроси влюблённого, ждущего свою возлюбленную. Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд. Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого человека в автокатастрофе. Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр. Стрелки часов не остановят свой бег. Поэтому дорожите каждым моментом Вашей жизни. И цените сегодняшний день, как величайший дар, который вам дан». Это написал Бернард Вербер, современный французский писатель.
ВРЕМЯ КАК РЕСУРС
Заглянем в словари. Ресурс - это запас, источник чего-либо, используемый при необходимости, а также средство, возможность для осуществления чего-либо. Очевидно, что время является ресурсом. С небольшой, правда, оговоркой - время нельзя не использовать. Поэтому мы его обязаны использовать как при необходимости, так и без таковой. Отсюда имеется важное следствие - время нельзя накапливать.
Любой другой ресурс, как правило, можно использовать тогда, когда человек принимает решение его использовать. А вот время хочешь, не хочешь, а тратится всегда.
Есть время, потраченное бестолково,
Есть время, выброшенное на свалку.
С одной стороны – что здесь такого?
С другой стороны – жалко!
Льётся, как река в пески,
Как вино из опрокинутой бутылки!
Почему нельзя, как медяки,
Складывать его в копилку?
Это ж моё добро!
Разве оно бывает лишним?
Почему, как злато-серебро,
Складывать его нельзя в кубышку?
Почему расходуется зазря?
Зачем просто так течёт?
Почему, скажем, нельзя,
Положить его на банковский счет?
Возьмем к примеру деньги. Их можно накопить, а потом можно потратить. Причем момент траты и количество потраченного определяется их владельцем. А вот момент и количество потраченного времени нами не определяется и нами не контролируется.
Представьте, что вам дали неизвестно сколько денег, но сказали, что необходимо тратить, скажем, 5 тысяч рублей в день. Можешь их нищему отдать, можешь купить то, что тебе нужно. А если не знаешь, что тебе нужно, то можешь купить что-нибудь ненужное, что угодно, но без этого никак.
Когда подумаешь в таком контексте о времени, то можно прийти к тому, чтобы как то более разумно распоряжаться этим ресурсом. Для этого придуманы различные системы планирования и контроля времени.
УЧЕТ ВРЕМЕНИ
Стремление свести психологическое время к «длящемуся сейчас» не говорит о том, что мы перестаем использовать время в практических целях, например, назначить встречу или составить распорядок дня. Поэтому его учет, то есть фиксация своих дел, может быть хорошим способом развития внимания и осознанности.
Есть замечательная документальная повесть Д. Гранина «Эта странная жизнь» про ученого-биолога А.А.Любищева (1890-1972). В ней речь идет не о его научных достижениях, а про систему учета времени, которой он придерживался с 26-летнего возраста до конца жизни, а прожил он 82 года.
Ежедневно он записывал расход своего времени с точностью до 5 минут, где было все - и основная работа, и вспомогательная, и общение, и письма, и слушание музыки. Учет велся наподобие дневников. Ежедневно, аккуратно, в любой обстановке (даже в день, когда узнал о гибели сына на фронте!) в течение 56 лет(!). Ежедневный учет занимал ничтожно мало - всего несколько минут. Каждый месяц он составлял отчет, суммируя все время, затраченное отдельно на основную и вспомогательную работу, письма, общение, посещение театра и слушание музыки. Таким образом, он видел, на что уходит его время, обнаруживал его пустоты и сгустки. Месячные отчеты в конце года сводились в годовые, которые он тщательно анализировал, следил, как меняется производительность, что не дается, почему и составлял план на следующий год, пятилетку. Он вглядывался в эти отчеты как в зеркало.
Для человека не должно быть времени плохого, пустого, лишнего. Любое время ценилось А.А.Любищевым одинаково дорого. Он использовал каждую пешую прогулку для сбора насекомых. На тех съездах, заседаниях, где много пустой болтовни, он решал задачки. Утилизация «отбросов времени» у него была продумана до мелочей. При поездках - чтение малоформатных книг и изучение языков. Английский язык он, например, выучил главным образом в «отбросах времени». Он не признавал отдыха как «ничегонеделания». Отдых - это смена занятий, это как правильный севооборот на поле.
Его система улавливала в свои ячейки текущую, всегда ускользающую повседневность - то время, которого мы не замечаем, недосчитываемся, которое пропадает невесть куда. При этом его работоспособность не снизилась, а по некоторым показателям даже возросла к концу жизни.
Я по хорошему завидую этому человеку. Он установил со временем особые, я бы сказал взаимоуважительные, нравственные отношения. Это была система осмысления времени, духовного его наполнения. Чтобы придерживаться данной системы, чтобы вести подобный контроль за расходованием своего времени, несомненно, надо постоянно быть в настоящем моменте.
Я слышал версию, что задание фиксировать время Любищев получил от самого Гурджиева. Дело в том, что 26 лет ему было в 1916 году, в это время он преподавал на Бестужевких женских курсах в Санкт-Петербурге. Гурджиев работал со своими учениками в Москве и Петербурге 1915-1917 гг. Так что их встреча вполне могла состоятся. Учитывая это, а также специфичность того, что делал Любищев по учету времени, это вполне возможно. Надо сказать, что подобные задания - замечать и фиксировать в тетради что-либо, например, каждое произнесённое слово «я», давал своим ученикам и Гурджиев. Произнес - ставишь черточку, еще произнес - еше черточку. Очень хороший способ развить внимательность и осознанность. Так что - вполне возможно.
В настоящее время имеются последователи хронометража времени по Любищеву. Технически эта систем не сложна. Имеем всегда с собой блокнот и ручку. Блокнот записываем окончание любого дела. Утром встал - записал в блокнот 7:00 Подьем. Сделал бытовые дела, записал 7:15 Быт. Сделал физзарядку, записал 7:45 ФЗ. Позавтракал 8:ОО Завтрак, доехал до работы 8:30 Дорога и т.д. Далее вечером переносим это в Excel, где можно анализировать на что уходит ваша жизнь.
Основная сложность заключается в том, чтобы иметь достаточно внимания, чтобы удерживать в памяти эту задачу. А для этого нужно укреплять свою ментальную силу, о чем будет рассказано в последующих главах.
Самый главный эффект от этой системы: когда ваше время тратится непродуктивно, у вас будет возникать внутренний дискомфорт. В результате время вы будете стремиться избегать такого времяпровождения. Например, Любищев подсчитал, что по сравнению со среднестатистическим человеком по этому критерию он прожил три жизни.
Перу Бенджамина Франклина принадлежит фраза «Деньги - время». И это правда, если все наше существование пытаться оценить лишь в материальных благах. Но если мыслить шире, то время – это жизнь. По сути это синонимы. Но распоряжаться этим богатством, мало кто умеет. Однако очевидно то, что этому можно и нужно учиться.
САМОДИСЦИПЛИНА
Иммануил Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде). Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.
Соседи шутили: «По нему можно сверять часы» - он выходил на прогулку ровно в 15:30. Потом возвращался домой закончить работу и ложился спать в 22:00. Как не посмеяться над таким человеком. Серьёзно, чувак, начни уже жить!
Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в сорока годам Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.
Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Поэтому разбазаривает время на пустое.
Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своим времен и своими поступками. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться.
Надо сказать, что свобода - это самодисциплина. Ведь иначе человеком управляют его сиюминутные желания, привычки, эмоции, страсти - то что не относится к его сознательному выбору. Разве это свобода? Только самодисциплина есть настоящая свобода.
О ВЕЧНОСТИ
Можно услышать такой тезис, что время нашей жизни бесконечно мало, по сравнению с вечностью. Обычно под вечностью понимают бесконечно длящееся время. Это одно понимание вечности, наиболее понятное бытовому сознанию.
Но есть и другое понимание, в рамках которого время и вечность сравнивать некорректно. В философском и богословском значении, вечность - это не есть вечно длящееся время. Это не длительность. Если верить в бессмертие души, то дело не в том, что мы будем существовать миллиарды лет после смерти. Мудрецы говорят, что нельзя наделять вечность качествами времени, а именно длительностью и событийностью. В вечности нет сменяющих друг друга дней, лет, столетий. Если время есть череда перемен, то в вечности нет событий, нет перемен.
В нашей земном воплощении происходят события, здесь мы творим свою судьбу, творим свою душу. В момент смерти события заканчиваются. Об этом слова Христа - в чем застану, в том и сужу. На том свете, в вечности нет событийности и поэтому нет изменений. Феофан Затворник вот что говорит о вечных мучениях в аду: «Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так».
Пока мы живем - мы изменяемся. Изменения эти могут иметь разную направленность. Либо вниз - когда мы живем, не заботясь, что с нами происходит в физическом, психическом и духовном плане. Но чтобы хотя бы не потерять высоту птице приходится затрачивать усилия. Чего уж говорить о движении вверх!
Свидетельство о публикации №218031101455
Эту замедленную картину я помню до сих пор, хоть прошло с того времени около 60 лет.
Леонид Котов 11.03.2018 18:48 Заявить о нарушении
Павел Кавалеров 11.03.2018 22:38 Заявить о нарушении