Марсианские планы американцев

Кадр из фильма КОСМОС МЕЖДУ НАМИ, 2017

Посмотреть фильм меня сподвигла одобрительная статья о нём и вполне романтичная картинка на афише фильма. Очень стало интересно, что нового за последний год в теме фантастики и полётов к дальним мирам в американском кино.

В любом фильме всегда интересно проследить идеологическую составляющую, то есть ради какой идеи фильм, собственно, и затевался, к чему подводят и готовят зрителя, чем с ним делятся.
Посмотрела "Космос между нами" до конца. Оказалось, что вся идеология заключена в первой же сцене проводов астронавтов на Марс, а всё остальное, как воз и маленькая тележка, прилагалось к этому вступлению.
Что же такого говорится в этой значимой сцене на фоне большой вывески с логотипом NASA?
Интонация выступающего была подобна обычной проповеди, в которых не столько разъясняется глубокий смысл текстов Библии, сколько проводится сеанс внушения, так как позиция проповедующего такова: нужно внушать, - разговаривать с сознанием не имеет смысла. О чём же проповедь? Процитирую ПОЛНОСТЬЮ всю проповедь. Впечатления от сказанного в первой сцене фильма записывала сразу, по ходу действия.

 "Я мечтаю полететь на Марс. Не просто как турист, - я хочу жить там. Хочу стать живым доказательством того, что жизнь на Марсе возможна,…" 
Не просто предлагают, а внушают мысль, что жизнь на Марсе — это прекрасная альтернатива жизни на Земле. На наивных, что ли, рассчитано? Жизнь на Земле, где всё полностью соответствует полному обеспечению нашего существования (так как полностью приспособлено к условиям природы Земли), противопоставляется жизни на Марсе, где ничего для нас нет готового, где мы пришлый элемент, которому ещё придётся адаптироваться и приспосабливаться, и только изредка высовываться из своих помещений, как из нор. Предлагается об этом мечтать, как об лучезарной альтернативе жизни на Земле? О вынужденности такого шага не говорится и о будущих проблемах не упоминается. Впадать в такую мечтательность совершенно не практично. Жизнь на Марсе, да и на любой другой планете, кроме Земли, - это сплошные ограничения и преодоления ПО СРАВНЕНИЮ С ЖИЗНЬЮ НА ЗЕМЛЕ.

"… если случится трагедия. Мы могли бы начать всё сначала."
Соломку уже стелят, чтобы мягче было упасть? Землю замусорили так, что уже смотрят на неё как на безнадёжного больного? Предлагают этого безнадёжно больного бросить умирать в одиночестве, а самим лететь на Марс и продолжать жить той же жизнью, что мы жили на Земле, то есть мусорить уже там — на Марсе. Замечательная идея уровня развития кочевников!

"Земля в беде, и это наша вина." Хотя бы это признают... Но сейчас они найдут множество оправданий…

"У нас мало времени, и с матерью-природой нельзя договориться." Оправдание мгновенно находится и выстраивается частоколом. Нельзя договориться или не хотим договориться? Если есть желание договариваться, то следует меняться нам, менять свои привычки, а этого как раз и не хочется. Поэтому воспоследовало следующее утверждение: "Нельзя договориться." Совершенно верно, с невменяемыми людьми никакая природа не станет договариваться, - ни природа Земли, ни природа Марса. Не надо ставить телегу впереди лошади: это мы, люди, на планете живём и должны с ней согласовывать свои действия, а не наоборот. Планета предоставляет нам всё для жизни. Но нам этого мало? Мы требуем, чтобы не мы согласовывали свои действия с планетой, а планета подстраивалась под нас, даже если это приводит к её разрушению и уничтожению. Не хотим ни в чём себя ограничивать или дисциплинировать. Это полное отсутствие всяких обязательств и ответственности за свои действия.

"Но мы не должны сдаваться." Другими словами: мы хотим оставаться в прежнем образе жизни и привычках, мы не желаем ради здоровья планеты менять свои привычки, и в этом мы не будем сдаваться, а будем уничтожать планету столько, сколько у нас будет возможности. А потом постараемся сбежать на другую планету и там всё портить, а дальше — на следующую, и так будем, как блохи, скакать с планеты на планету, нигде не находя применения своим способностям устраивать домашний уют и порядок. У нас же такой размах и столько желаний, что нам мало тех условий, которые предлагают нам планеты, мы сочиним свои системы жизни, даже не вникая, а что же предлагают нам Земля, Марс и следующие? Мы хотим знать только свой, сочинённый на скорую руку, мир и в нём жить, а то, что ни одна планета не будет рада таким жильцам, нас не волнует, пока мы ещё находимся в своих телах и можем действовать.

"Марс — это планета, готовая к встрече с человеком." Откуда такая уверенность? Марс приглашал на жительство? Ждёт не дождётся, чтобы эти сеятели мусора прибыли к нему на прожигание его ресурсов? Вся эта пафосная речь проговаривается на фоне логотипа NASA, которая является как бы научной организацией... Чем в NASA учёные занимаются? Почему не создают никакой обоснованной теории, которая сделала бы бессмысленным звучание подобных нелепостей на её фоне?

"Ресурсы Земли, возможно, и истощены, но есть один ресурс, который пока ещё с нами." Ресурсы Земли истощены для прежнего темпа и способа их применения, но её ресурсы на самом деле неистощимы и восполнимы для тех, кто готов меняться и находить новые возможности по восполнению и восстановлению ресурсов Земли, а не цепляться за старую привычку жить потребительством и эксплуатацией природы.

"Самый ценный из всех. И он не знает никаких границ. Это мужество." Детский сад! Амбициозность в сочетании с тупостью — это большая разрушительная сила. Они "мужеством" называют тупую упёртость, настаивание на своём, как в том анекдоте: "Верх упрямства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласиться."
Или ещё один подходящий анекдот про амбиции и тупость: "Возвращает новый русский недавно купленный компьютер в магазин, а в экране монитора в правом нижнем углу зияет большая дыра. Компьютерщики смотрят с изумлением, а новый русский растопырил пальцы: Вы чё за компьютер мне продали?! Да я весь город держу! Передо мной вся братва строится! А тут мне какая-то СКРЕПКА пальцем у виска крутит!!!"
Вот та же самая обидчивость на природу Земли и у американцев, та же настойчивость, которую они называют "мужеством".

"Я написал эти слова, я написал это, когда мне было 12 лет. И отправил в Белый Дом."
Для 12-летнего мальчика уровень мышления вполне соответствующий: мудрости ещё нет, а грандиозных планов, самоуверенности и незнания равновесия природных законов предостаточно.

"Я не мог представить, что президент прочтёт его всей нации..."
Выступающий хочет сказать, раз он так высоко оценил сию записку, что президент США того же уровня мышления, что и 12-летний мальчишка? Американцы хоть думают перед тем, как выпускать свой фильм на экраны всего мира? Ладно, мальчишка написал по незнанию, но то, что президент США сию записку одобрил и прочитал на всю страну как пример передового мышления, - это уже показатель…

"… скорбя о гибели наших астронавтов. Я не мог даже мечтать, что меня вдруг провозгласят символом мужества! Юношей с дерзновенным взглядом."
Действительно, даже мальчишка тогда мог понять не особенную ценность и глубину своей записки, потому и не мог рассчитывать, что она встретит такое одобрение. Однако, гибель астронавтов, похоже, помутила разум руководства страны, и глава государства зачитал оптимистическое сочинение мальчика, как слабый писк подрастающего поколения, у которого ещё остались амбиции после такого жестокого урока с гибелью астронавтов, который преподнесла американцам жизнь. Молодёжь всегда была и будет оптимистична, если у неё ещё есть глоток свежего воздуха. Пока этот воздух для дыхания есть на планете, молодёжь будет оптимистична в любых условиях.
США сами, как молодой подросток, многого не знающий и не понимающий, но очень оптимистичный и бездумно смелый, а так же трудно обучаемый, судя по тому, сколько жёстких и жестоких уроков было пропущено мимо сознания в руководстве США и сколько трагических ошибок они совершили в своём коллективном "творчестве" на мировой политической арене совместно с мировыми элитами.

"То, что было дальше, - это не история, а только начало."
Без интригующих слов ни одна торговая реклама в США не обходится. Должен же быть крючок с наживкой, вызывающий любопытство и аппетит у рыбок-слушателей.

"И вот мы здесь."
Ох, и интонация выступающего в фильме!))) "Радуйтесь!" Выступающий — как предлагающий свои товары коробейник Бью Безпромах из американского мультика "Утиные истории". Даже речи научных "проповедников" NASA напоминают призывы менеджеров по продажам. США — чего с них взять… Весь уклад их общественной жизни на это заточен.

"Благодаря Спейс-Технолоджис! Через 20 часов корабль "Магеллан" повезёт шестерых астронавтов на Марс." Магеллана в США ещё чтят — не забыли.

"… не туристов, а поселенцев — первых настоящих жителей Марса!"
Очень мне это напоминает колонизацию Америки с тотальным уничтожением местных племён индейцев: ещё только собираются переселяться, а уже звучит утверждение, что именно прилетевшие американские земляне — НАСТОЯЩИЕ жители Марса! С какого это боку они — настоящие жители Марса? Они же не местные! Неправомерно утверждать о настоящести, пока не прожил и не вжился на новой территории, которую ещё предстоит осваивать не одно десятилетие, а то и не одно поколение прежде, чем наши потомки будут иметь право и возможность сказать, что они "настоящие жители Марса". Американцы, ещё не освоив соседнюю планету, уже заявляют о праве собственности и праве распоряжаться тем, что им ещё даже не принадлежит, что даже ещё не освоено. Самоуверенность подростка лет 12-ти.

"От обычной детской мечты мы пришли к величайшему подвигу в истории человечества — к заселению восточного Техаса на Марсе!"

Децибелы речи повышаются, что сигнализирует о кульминации его речи. Кричит о подвиге, как о свершившемся факте уровня чуда тогда, когда ещё никто из землян ничего совершил. И главное, призывает всех присутствующих порадоваться и поликовать вместе с ним. Чему радоваться? Пока ничего не произошло, никто ничего ещё не осуществил. Радоваться тому, что он составил такую возвышенную речь? Или тому, что речь, наконец, кончается? Больше пока что радоваться нечему, - оснований не достаточно для всеобщего ликования. То, что корабль простроен и полетит? Так он ещё должен благополучно взлететь и не взорваться с людьми на борту. А всё остальное — вообще под вопросом: в любом путешествии, а тем более проживании на чужой территории существует масса неожиданностей. Сейчас нужно не ликовать, а сосредоточенно работать, не расслабляясь на ликование. Кричать "Ура!" и говорить "Гоп!" нужно после того, как перескочишь.

"Давайте скажем вместе просто: Надо добавить воды! Да!"
Как в детском саду говорит воспитательница группе детей: "Дети, давайте скажем все вместе…" Интонации точно такие же.
Со второго просмотра этого эпизода я поняла, что подразумевалось под фразой "Надо добавить воды!" Имеется в виду образное выражение "Добавить воды в виски". Нарисованные словами перспективы ударяют и кружат голову так, как спиртное. Осознавая, насколько головокружительные перспективы вырисовываются в воображении слушателей, выступающий призывает всех оценить его вдохновенную речь, которая кружит голову настолько, что её можно сравнить с виски, в который уже стоит добавить воды, чтобы прийти в себя. Это у американцев такое образное выражение одобрения фантастичности перспектив.

"Но все мои мечты не идут ни в какое сравнение с подвигом этих шести героев."
Какой подвиг? Разве что уже подвиг — то, что они рискнули сесть на корабль NASA, который может взорваться ещё на взлёте. О подвиге кричать рановато. Но преждевременное объявление своих высоких оценок самому себе — это свойственно США.

"Живым воплощением мужества, не знающего границ."
Во всяком народе есть мужественные люди. Есть они и в США. В странах, где живётся труднее, чем в США, их гораздо больше, так как мужество в благополучии не вырабатывается.

"И теперь я хотел бы передать слово руководителю этой эпохальной экспедиции, ведущему астронавту Сари Эллиот."
Посещают две мысли при этих словах: одна — "наконец-то, что-то начнёт двигаться, кроме языка выступающего", и другая — "как? Опять?! Снова будет продолжаться новая речь?! Однако, любят поговорить американцы, и похвалить себя за ещё несовершённые подвиги. Это утомляет." А фильм ещё даже не начинался.

Хорошо, что выступление командира астронавтов было кратким, и события, наконец, стали разворачиваться. Дождавшись начала событий, с большим вниманием смотрим происходящее. О самом сюжете не буду распространяться, чтобы не мешать впечатлениям других зрителей, так как каждый видит своё кино, даже глядя на одни и те же события. Это свойство дискретности восприятия сознания: тут вижу, тут не вижу, тут понимаю, тут не понимаю, тут согласен, тут не согласен с тем, что несёт информация. Отсюда и разночтения одной и той же информации.
Любой человек — это набор собственного жизненного опыта, и новая информация всегда отзвучит на тех точках сознания, которые уже освоены, а та информация, которая нова или неприемлема для конкретного человека, проходит мимо сознания и остаётся порою даже незамеченной, невидимой для него. Потому любой опрос свидетелей какого-нибудь события всегда обрастает не только действительными фактами, но и потрясающими подробностями, которых в действительности не было. Недостающую информацию обычно дополняет воображение и привычные образы.

В начале самого сюжета фильма складываются обстоятельства, при которых создаётся основание для рассуждений: "Допустим, мы скажем правду, - и потеряем финансирование…"
Это ключевой довод, который может радикально поменять ход событий и любой процесс в США, да и не только в США.
Далее следуют много человеколюбивых фраз, которые не имеют ничего общего с практикой жизни в США и за их пределами. Обычно вопросы жизни и смерти матери и её ребёнка на практике решаются в пользу финансовой озабоченности предыдущего рассуждения "Допустим, мы скажем правду, - и потеряем финансирование…", а не в пользу человеколюбия. В этом эпизоде американцы в фильме говорят о своей мечте — о том, чтобы вопросы финансирования не довлели над понятиями человеколюбия. Конечно, искусство должно звать к лучшему и образцовому…

16 лет спустя на Марсе.
Робот говорит парню, отказывая ему в доступе к запрашиваемой информации: "Я твой лучший друг. Информация засекречена." А что делает главный герой фильма? Отрывает голову роботу, который был с ним с детства и который взывает к нему, чтобы парень вспомнил понятия "дружбы". Но парню не с руки копаться в нравственных понятиях, тем более по отношению к роботу, и он взламывает компьютерные коды и пароли робота, чтобы найти нужную ему информацию. Конечно, он потом поставит голову роботу на место. Но что он будет делать, если точно так же на пути к его целям встанет не робот, а человек, которому голову обратно на место не поставишь?

Ещё привлёк внимание девиз на борте спортзала, где занимаются земляне, живущие на Марсе: "Используй только те мышцы, которые хочешь сохранить."
Если атрофируются какие-то "несущественные" мышцы, то это неизбежно приведёт к болезням, как это обычно и бывает, так как в организме нет ничего лишнего и всё взаимосвязано. Даже в этом лозунге на борту спортзала заключена идеология американцев, которые сосредоточены на узком направлении и не учитывают всей совокупности данных о той или иной проблеме, надеясь решить проблему в целом путём воздействия на выборочные точки и направления.

Конечно, какой американский фильм обходится без трюков и рискованных скоростных событий? И само собой в каждом трюке главные герои совершают невозможное и выходят живыми и здоровыми, только слегка запылёнными, из сложнейших ситуаций с катастрофами и взрывами. Даже синяков не потирают. Для молодёжи создаётся представление о том, что не нужно считаться ни со скоростью движения транспорта, ни с высотой прыжка, ни со взрывной волной, ни со многими другими физическими закономерностями, которые будут выполняться на практике, сколько бы молодёжь ни думала иначе, почерпнув опыт главных героев многочисленных американских фильмов, где трюки не соответствуют научной и практической правде жизни.

Любовные сцены американцы играть не умеют: у них всё получается наспех и скоропостижно, грубо и далеко неромантично. Зритель ещё не успеет настроиться посмотреть, как будут развиваться личные отношения главных героев, как главные герои уже будут находить не только общий язык, но и чувства, согревающие им душу, как всё в фильме уже решается без ненужных околичностей: совместно помотались по делам, в одной из коротких пауз обнялись и тут же переспали, потом поскакали дальше, - а чего ж ещё размазывать? Кто желает видеть настоящую романтику и выстраивание взаимопонимания и чувств для души, тому лучше обратиться к южно-корейским дорамам. Там есть и приключения, и трагедии (без этого редкий сериал обходится), и детективные стороны, и фантастические, то есть тот же набор, что и в американских фильмах, только гораздо ближе к жизни и более сложно, как всё, что делается на Востоке. Любовь и переживания на Востоке показывают поинтереснее, чем на грубом и прямолинейном Американском Западе. В южно-корейских дорамах есть что и посмотреть и подумать, сопоставляя с реальной жизнью. А американские фильмы, как были ещё во времена вестернов далеки от реальности, так и по сей день продолжается, и одышки от усталости у них не возникает.

Желаю всем зрителям с удовольствием посмотреть эту очередную проповедь на американский лад, чтобы лучше понимать, что для них настолько привычно и обыденно, что они даже не замечают этого, не могут оценить и взглянуть на себя со стороны, чем они дышат и о чём мечтают на будущее.


Рецензии