Чемодан без ручки

Мой  старый  чемодан , Чемодан  памяти  моей.. С  ним  новеньким, в 1958 году мчался в   Харьков..Потом  в  Сталино \ныне  Донецк/,   потом ,в 1960 году ,- домой в  Караганду ,потом ,-в 1966,- поезд - теплоход- самолет - Магышлак-Шевченко..И,  в 1969-  в Кустанай…  Мой   старый , верный  друг,  чемодан..  Долго  ты  хранил  мои   рисунки , мысли , впечатления , В 1997 году..Лариса  Тарасова ,тележурналист "Замана",заставила открыть   папку  памяти ,пересмотреть..  Ведь   50  лет  этот  старый,  фанерный,  уже  без  ручки ,верно  хранит  для  меня,  для потомков ,что такое ,чего  еще  не открыл  мне  до  конца , чего я еще  ни  открыл  в  себе , и не  помог открыть  другим ,их  папки, файлы абзацы ,и  строчки в  уголках  и складках  душ.  Камера   Кадырали  Ахметбекова, комментарии  Ларисы  Тарасовой  зафиксировали  то , чего уже  нет(акварельные  портреты Татаринова,  Полячека , Федина ,Гусинского и  других) "Нет  уже  Кокубенка,  слетела   буйная  голова.." как  там  дальше  у  Гоголя  про  Тараса   Бульбу.. .  Только  и остались на  видеопленке ,Бедный  чемодан ! Выбросили  тебя  на  балкон, дождь, снег, превратили рулоны кино  и  фотопленок, пачки  рисунков  и   акварелей в  безобразное  месиво.   "Я  убью  тебя  поэт ..",-тихо  позванивал   матрац" (И.Ильф, Е.Петров."12 стульев, или  Золотой   теленок").

Последние 20 лет почти  не  рисовал.. Очень уставали глаза. Трудоемко построение вручную  гороскопов по эфемеридам, где очень мелким  шрифтом напечатаны координаты в  градусах  и знаках зодиака, положения 17 планет и  астероидов (Не  дай  бог  ошибиться, это  же  графическое  изображение  судьбы  человека !) А  потом вообще с  одним  глазом.. А 5 лет  тому  назад вдруг  захотелось сделать свой  автопортрет (последний раз сам себя рисовал  30 лет  тому  назад!) 2 зеркала.. 15  минут…Вот он, на заставке  сайта  в  Интернете.. И  руки  помнят, и даже один  глаз верно схватывает.. Почти  каждому  клиенту  стал  делать  его  профиль на  обороте  гороскопа.. Пока  не  освоил  компьютер. .А в  Миасе, в 1990  году, на  цикле по астрологии в центре "Уралия",(где  тогда собрались  со  всей   Западной   Сибири  и Урала  экстрасенсы, целители, шаманы, колдуны, астрологи ,йоги и прочие, вплоть  до "рериховцев")обратилась ко мне  за консультацией одна  женщина. Нелады в семье. Проблемы с дочерью. Посчитал  биоритмы, совместимость. И вдруг  глянул на  нее  в  профиль.. Греческая богиня ! Сделал набросок.- "Повесь над  кроватью.. Как  приснится, что  он  повернулся к тебе, превратится  из профиля в фас, значит ты  уже вышла на  понимание  себя.."  Через день, рано  утром, в нашей  комнате  все  еще  спят,  стук  в  дверь.."Станислав  Николаевич! Станислав  Николаевич!" Спросонок  спрашиваю-"Что ? Что  такое?" -"Повернулся ! Повернулся!"  -"Кто  повернулся ? Кто это?"-"Это я, Галя  из  19-й  комнаты.. Портрет , что  вы рисовали ,приснился! Повернулся и  я  на  нем  улыбаюсь! Сама  себе !"


 


Спасибо , Маг ! Спасибо , друг !


За  мой  портрет, за  силу  рук !


Пусть  не иссякнуть силе  той ,


Что  дарит  радость  встречи  с  Вами ..


Но я  дарю  листок  простой ,


На  добрую , как  встреча , память !   


 


Галина Мовченко  29,12,1990 Миасс


Потом  писала из  Челябинска -все  наладилось… Сколько  таких  портретиков-набросков  нарисовал  и раздарил.. Иногда захандришь, биоритмы  внизу, аспекты  планет в  смертельном ракурсе, магнитная  буря, запуск  космического  корабля, озоновая дыра  по  макушке бьет, нелады.. И  мысленно приказываешь:" А поворотись -ка, сынку !" И,  как  сотни золотых  лучиков  со  всех  сторон  , из  разных  городов-" Чую!.Чую!".. На  цоколе памятника доктору Гаазу (Москва, ул.Погодинская,5, Бывший НИИ  гигиены детей и  подростков АМН СССР) сверкает  золотом  надпись:"СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО"(Булат Окуджава написал  про  него  повесть .Придворный  врач, все  состояние  отдал на организацию детских  приютов и тюремных  больниц.  Умер в  нищете…) К 40-летию со  дня  смерти  последнего  Великого  старца  Оптинского  Севастиана  Карагандинского(19.04.1966) ,крестившего  тайно  меня  в 1945, и давшим имя  Святослав, собрался издать свою  методичку  и воспоминания  о  нем.. Получил пенсию, зашел на Аль-Фараби в ТО "Центрум" к Игорю Юрьевичу Бабинцеву. Отдал всю пенсию, и, через неделю, точно  накануне  сорокалетия смерти  крестного, получил  сотню брошюрок с  иконой  Севастиана  на  обложке. Пришел  домой  разложил.. Сто  три иконы  Севастиана в  моем  доме !


А к  190-летию  Кобзаря, старый  хрыч  открывает  свой старый  чемодан, и, с двумя   сумками  его  содержимого,  пошел  по  редакциям.. Никому  не  надо - У  нас   на  носу 50  лет  Целины   А  разве  Шевченко  был  в  Казахстане!? 10 лет ? А  он  разве  художник? -Он  же  поэт!   Идите  в  Украинскую общину, может их  это   заинтересует..   По  пути  зашел в  ОТРК. К   Шамату  Таутбаеву  . Тот  разложил  рисунки  по   полу ( застелили  весь  пол  в  студии , часть  на  стену  скотчем прикрепили ).Тут же , экспромтом ,интервью .Вечером  вся  область  увидела и  узнала про  190-летие   Тараса. Про любовь  Тараса   к  той , что  изображена  на  картине   " Казашка  Катя", что  это  первый   портрет  казахской   женщины, опубликованный  и  ставший достоянием  мирового искусства  еще в 1863 году..


Июль 1958г. В  Харькове в  художественном  музее, им. Шевченко, поднимаясь  на  второй  этаж ,упираешься взглядом:- в узком  пространстве,  сверху,  насмешливо  ржут в лестничном  проеме  репинские "Запорожцы".. Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану.. Это  первый  вариант  картины,  второй в -  Третьяковке Под  картиной  в  маленькой  рамочке-  текст  самого  письма , с многочисленными пропусками  букв,  в  не очень  приличных , но  очень  крепких и смачных словах ( умри   Сократ, лучше  не скажешь) -"  Який  же  ты  лыцарь , коли  не  можешь  вбиты  голою  срацею  гусака .."и  т  п.   Часто  я  вспоминал эти  слова за прошедшие  полстолетия , и   теперь  можно  поставить их  эпиграфом…


 Надо  побывать  на  Мангышлаке , протопать его  тропами,  пропотеть   тарасовым    потом, прочувствовать душой( если  она  есть !), а  не  воровать , то  у Юрия  Татаринова,  то  у  Есбола   Умербаева .. ….Лыцари   пера  и  топора!  У  меня воровать  можно ! Берите  даром!  Мой  чемодан  без  ручки, мой  рюкзак  неподъемный..


 Уложу  в  рюкзаке , что  хранил  и берег


  Что  подарено  мне  от  полей  и  дорог


 Неба  синего  синь ,  скал  слепящий  оскал ,Сроки  мне отодвинь,


 Я  свое  не  сказал…


Стал         на  мгновенье  тяжелее  рюкзак,


 Давит  на  плечи  жестоко…


 Значит  ты  сделал  еще  один   шаг,


 К цели  далекой, к  цели  далекой…


             Этих  шагов  еще  тьма  впереди..


             Сам  себе  выбрал  ты  путь  необычный


             Стискивай  зубы  и  дальше иди


             Шагом  привычным, шагом  привычным..


 


             Иль утону  на  Северной   Двине,


             Или  погибну  как-нибудь  иначе,


             Страна  не  пожалеет  обо  мне,


             Пусть обо  мне   товарищи  заплачут.


 


             Не  выйдет  утром  траурных  газет,


             Подписчик  обо  мне  не   зарыдает,


             Прости - прощай ,  Центральный   комитет,


             И  гимнов  надо  мною  не  сыграют.


 


             Всю жизнь  носил  я  драные  носки,


             Кассиры  мне  не  додавали  сдачи,


             Не  жизнь, а  Каракумские  пески,


              Пусть  обо мне  товарищи  заплачут !   


 


             Я  никогда  не  ездил  на  слоне


              В любви терпел  сплошные  неудачи


              Не  жизнь,  а Каракумские  пески


              Пусть  обо  мне хоть  кто-нибудь  заплачет!


Рецензии