У зари, у зореньки...

Предисловие:
Это эссе посвящено моей любимой бабушке Дарье Лукъяновне - замечательному педагогу и знатоку русской литературы. Миллион стихов бабушка знала наизусть! Удивительная память! Она была и остаётся для меня одним из самых дорогих людей на свете!
... Вот закрою глаза, и вижу, как я, маленькая совсем еще, обнимаю её, тёплую, добрую и нежно любящую меня всей своей необъятной чистой душой. Мы сидим в потьмах и сумерничаем... Я слушаю её густой красивый голос и тоненьким детским голоском подпеваю нашу любимую...
   

Песня "У зари, у зореньки..." считается русской народной.
Однако, наше с бабушкой мнение, что, возможно, это песня на стихи замечательного русского поэта Ивана Саввича Никитина (1793—1864 г.г.)
Очень красива природа в его стихах, а звёзды являются их ярким украшением.

Вспоминается стихотворение «Утро». Оно очень мелодично и пропитано красотой летней поры.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.


Счастьем пронизано стихотворение "Ярко звёзд мерцанье...", в котором Никитин с любовью описывает картины родной природы:


Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.


Необыкновенно чудесна и любовная лирика И.С.Никитина:   

 
"В тёмной чаще замолк соловей..." 

В тёмной чаще замолк соловей,
Прокатилась звезда в синеве;
Месяц смотрит сквозь сетку ветвей,
Зажигает росу на траве.
 
Дремлют розы. Прохлада плывет.
Кто-то свистнул... вот замер и свист.
Ухо слышит, едва упадет
Насекомым подточенный лист.
 
Как при месяце кроток и тих
У тебя милый очерк лица!
Эту ночь, полный грез золотых,
Я б продлил без конца, без конца!


А сколько нежности слышится в словах песни "У зари, у зореньки..."
Она необыкновенна по звучанию и единственна в своём роде, а интерпретаций много. Вот одна из них:

У зари-то, у зореньки
Много ясных звезд,
А у темной-то ноченьки
Им и счету нет.

Горят звездочки на небе,
Пламенно горят,
Моему-то сердцу бедному
Что-то говорят.

Говорят о радостях,
О прошедших днях,
Говорят они о горестях,
Жизнь разбивших в прах.

Звезды, мои звездочки,
Полно вам сиять,
Полно, полно вам прошедшее
Мне напоминать!

Я бы целу ноченьку,
Не смыкая глаз,
Все смотрела бы, звездочки
Милые, на вас.


Существует и такая интерпретация этой песни:
http://www.neumoev.narod.ru/Texts/texts7.htm


У зари, да у зореньки много ясных звёзд,

А у чёрной ноченьки их и вовсе не счесть...

Горит звёздочка ясная, яркая горит,

Моему да сердцу бедному что-то говорит...

Моему да сердцу бедному что-то говорит...

Вот одна из звёздочек с неба сорвалась,

Пролетела по небу, в вечность унеслась

Пролетела по небу, в вечность унеслась

Кто мне мою звёздочку может воротить ?

Кто да кто мне друга милого может воскресить ?

Кто да кто мне друга милого может воскресить ?

Как заря да зоренька много звёзд зажгла,

А у чёрной ноченьки им и нет числа...

А у чёрной ноченьки им и нет числа..


И теперь самый дорогой, наш с бабушкой вариант, каким я его запомнила с детства:


У зари, у зореньки
Много ясных звёзд,
А у тёмной ноченьки
Им и счёту нет!

Горят звёзды нА небе,
Пламенно горят!
Что-то сердцу бедному
Тихо говорят...

Говорят о радостях,
О Счастливых днях!
Говорят о горестях,
О постигших нас...

Вдруг, одна из звёздочек
С неба сорвалась,
В прошлое умчалось,
В вечность унеслась!

Кто мне, кто мне звёздочку
Сможет воротить?
Кто мне друга милого
Сможет заменить?

Не заменят звёздочку
Тысячи огней!
Не заменят друга милого
Тысячи друзей!..


А я сочинила продолжение:

Звёзды, словно слёзыньки -
Чистая роса.
У зари, у зореньки
Женские глаза.


09.11.16г.


Благодарю всех, кто прочел!
Желаю Вам Счастья, Любви и процветания!


© Copyright: Королева Татьяна, 2018
Свидетельство о публикации №118021112633


Рецензии
Вот это мне очень понравилось, очень- очень...И Ваше продолжение тоже. Так надо преподавать литературу в школе. Литература должна быть главнейшим предметом, ибо если нет личности человека, то и все его знания и эрудиция никому не нужны. Бездушному человеку ничего нельзя доверять, даже полы мыть.

Анатолий Либеров   10.02.2024 16:05     Заявить о нарушении
Благодарю сердцем, Анатолий, за Вашу искренность и отзыв!
Я очень дорожу тем, что идет от души! И абсолютно согласна с Вами на счет литературы и её значения!
С уважением,

Королева Татьяна   11.02.2024 07:10   Заявить о нарушении