Ласточка ты моя, рыжая

Любой, хоть немного сведущий в орнитологии, скажет, вот еще придумал – рыжая ласточка. Ласточки бывают двух типов: городская и деревенская. Внешне различаются формой хвоста, а цветом оперения они похожи: иссиня черная головка, белая грудка и коричневые надкрылья. А рыжих перьев у ласточки нет. Совершенно верно, никаких возражений. Рыжих перьев нет, а рыжая шерсть есть, и не птичка моя ласточка, а спаниелька, русский охотничий спаниель по кличке Ласточка, или попросту Ласта.
     Родившись в семье охотника, я рос вместе с охотничьими собаками отца. Разнопородные, чаще всего просто беспородные, полугончие, как я их называл, собаки были моими первыми друзьями и верными спутниками во время постоянных походов в лес, на речку, а с двенадцати лет и на охоту.
     Уехав в неполные 17 лет в большой город, я окунулся в совсем другую жизнь. Работа, учеба в институте, женитьба, рождение детей, а главное отсутствие собственного жилья не позволяли даже думать о приобретении охотничьей собаки. Но в начале 1982 года моя строительная судьба привела меня в Казахстан, в Кзыл-Ординскую область. Многотрудная, но интересная работа в тех краях дополнялась прекрасной охотой по перу и по зверю.
     На второй сезон, не раз убедившись в бесполезности погони за подранком фазана, я решил завести собаку для охоты. Семейный совет в составе жены, двух пацанов шести и четырех лет, поддержал меня единогласно. Вопрос о породе обсуждался. Небольшая двухкомнатная квартира, четверо членов и готовящийся к появлению на свет пятый как-то не очень стыковались с большой собакой. Поэтому выбор быстро остановился на спаниеле, при том не на каком-нибудь коккере, а на нашем, русском охотничьем спаниеле.
  Так в июне 1983 года у меня появилась прелестная рыже-белая собачка, которую япривез из Москвы. В памяти стерлась фамилия заводчика, но приобретал я ее по всем правилам через Московское общество охотников и рыболовов согласно плана вязок секции спаниелей. Так что это была  хороших кровей чистопородная собака. Ласточка, Ласта, так мы назвали это длинноухое чудо.
     Уже в три месяца я стал брать ее на охоту. Бывало идешь по заросшей тамариском низине, а она бредет следом, попискивая от уколов верблюжьей колючки, но не отстает, хотя и вперед не суется. Росла она быстро, в еде была неприхотлива, но, если в миске не было воды, требовательно била по ней лапой, гремя на всю квартиру. Ребятишки мои, а в конце октября этого года появился на свет третий сын, что только с ней не делали, разве только уши морским узлом на макушке не завязывали. Хотя иной раз эти хулиганы и переходили границы дозволенного, она ни разу не огрызнулась, тем более ни кого не укусила А вот прораба Алексея Постричева, который всю неделю  жилна площадке в гостинице, носившейнепонятно откуда взявшееся имя «Бухенвальд», а на выходные частенько приезжал в город и ночевал у меня, любила ночью, играя цапнуть острыми щенячьими зубами за лоб, так как Алексей не признавал раскладушек и спал на надувном матрасе прямо на полу.
     К годовалому возрасту Ласта выросла в красивую компактную спаниельку и стала легко выполнять те охотничьи задачи, которые я на нее возлагал. Фазанам от нее пощады не было. Как ни улепетывал от нее красавец петух, виляя хвостом в камыше или в колючках, Ласта обязательно его догонит и поднимет на крыло, норовя завернуть дичь так, чтобы она взлетела на охотника. Несомненно, количество потерянных сбитых птиц резко устремилось к нулю. Работала она и с анонсом. Идешь и слышишь, как она шуршит где-то в стороне, а потом выскакивает на чистое место, чуть приседает на передних лапах в пол оборота к зарослям и смотрит на меня вопросительно, словно говорит: «Я знаю, где он сидит, пойдем»? Конечно, пойдем! Ружье стволами вверх, и вперед, в заросли. Через непродолжительное время раздаются резкие хлопки крыльев, выстрел, легкое облачко пестрых перьев, и очередная птица повисает в тороках.
     А на зайцев-толаев мы с ней охотились так. Приходишь в низину, заливаемую водой по весне, выбираешь самый большой куст тамариска, или жингила по-казахски, там обязательно, ну процентов на восемьдесят, сидит заяц. Показываешь собаке, делая полукруг рукой, обойди мол, и она тотчас обегает куст и ныряет в его средину. Через пару секунд оттуда стремглав вылетает длинноухий толай прямо на стволы. Хоть сапогом его бей.
Чего не хватало моей спаниельке, так это давиловки-душиловки. Догонит бывало подранка фазана или того же зайца, прижмет лапами к земле, отвернет морду в сторону, сморщит смешно нос и словно говорит: «Ну иди же скорей, забери это от меня».
      А вот с охотой на уток было все сложнее. Озера в тех краях обширные, но мелкие. Зайдешь на край камышей, правильнее тростников, раскинешь, с учетом направления ветра, резиновые чучела, чем больше, тем лучше, вдвинешься спиной в заросли, манок в зубы, и стреляй, не хочу. Сбитых в процессе охоты птиц ветром прибивает к соседнему тростниковому островку, остается только после охоты собрать чучела и добычу и добраться до берега. При наличии собаки хотелось бы и ее использовать, но в данной ситуации как? Пытался брать с собой. Стоишь в воде выше колена в вейдерсах, в штанах от комплекта химзащиты Л-1, а несчастная псина, стоя на задних лапах, опирается передними на твою ногу, только голова торчит поверх воды. Какая бы теплая погода ни была, через 20-30 минут собаку начинает бить дрожь от холода. Какая уж тут охота!
     Выбираешься на берег, привязываешь любимицу за первый попавшийся куст, и снова в озеро, сопровождаемый отчаянными собачьими воплями»: «Предатель, бросил, без меня ушел!» Сами понимаете, обстановка малоприятная. Я пробовал приспосабливать плотики, детские пластиковые лодочки, но без малейшей пользы. С плотика она сваливается, а тонкий пластик лодочек быстро рвется под острыми коготками спаниеля. Пришлось оставлять помощницу в машине, а машину прятать за бугор. Оттуда собака хоть не видит процесс охоты, да и выстрелы не так слышны.
     Любимая собака в семье – огромное счастье для всех ее членов. Когда бы ты ни пришел с работы, тебя встречает сгусток радостной энергии. Негромкое поскуливание, а то и приветственный лай, блестящие глаза, преданно заглядывающие в твое усталое лицо, словно говорящие: «Я здесь, я тебя так ждала, я тебе так рада!» И уходит напряжение дня, забываются неприятности последней оперативки, на душе светлеет, и жизнь уже не кажется такой уж беспросветной.
      Тем острее трагедия при потере этого, несомненно полноправного члена семьи. Как- то раз в январе мы отправились на рыбалку-охоту. Мороз отпустил, и машины весело бежали по еще твердой колее, разбрасывая из нее подтаявший лед. Переправившись через Сыр – Дарью по понтонному мосту, мы быстро добрались до крепости. Крепость-это русское название, а правильное название «Асара». В нашем понимании крепость – это замок и жилые дома, окруженные прочной крепостной стеной. А сооруженная из глины «асара», это и есть сама толстенная стена вокруг определенной площади. Толщина стены такова, что жилые помещения находятся внутри ее, а окна – бойницы направлены как наужу, тау и вовнутрь. Такие асары во множестве разбросаны в междуречье Аму и Сыр – Дарьи. Им по две тысячи лет и более, и территория их расположения находится под охраной Юнеско.
     Возле такой асары мы и остановились перекусить, выпить чайку из термосов, так как смогли выехать только после обеда. Все были бодры и веселы в ожидании удачной рыбалки, и моя Ласта вместе со всеми весело прыгала по раскисшей глине. Небольшой перекус, и по машинам, короток январский день. Смотрю на собаку – ее мохнатые лапы и даже живот в липкой глине. Ну, куда сажать такую грязную в салон автомобиля, перемажет все вещи и одежду пассажиров. И я сам, собственноручно взял собаку за шиворот и посадил ее в кузов УАЗика-головастика. Ничего, осталось немного, доедет и там. Как я в последствии корил себя за этот поступок. Тоже мне, чистюля, не во фраках ведь на рыбалку едем, да и грязь не сало, потер и отстало. Но близок локоток…
      Быстро загрузились и поехали дальше. Две машины по короткой дороге, а УАЗик-бортовичок своим, охотничьим маршрутом. Договорились встретиться на знакомой скважине. Примерно через час прибыли на место встречи. Минут через двадцать видим, летит «головастик», расплескивая лужи по сторонам. По довольным лицам экипажа вижу – задание выполнено успешно, но мой вопрос, где собака, быстро стер улыбки с их лиц. Стоят переминаются с ноги на ногу, недоуменно поглядывают друг на друга, мямлят что-то несуразное. Наконец выясняются обстоятельства произошедшего. Оказывается, они просто забыли о пассажире в кузове, и когда на скорости выскочили на Т-образный перекресток, чтобы не потерять передний мост при ударе о перпендикулярную колею, сильно тормознули и резко повернули влево. Один из них признался, что видел в зеркало нечто, мелькнувшее над кузовом. Стало очевидно, что это « нечто» было моей любимой собачкой. Уже смеркалось, и ехать в ночь искать собаку туда, не знаю куда, не было никакого смысла.
      Проклиная все на свете, я забрался в кабину своего «469-го», и наш трехмашинный караван отправился к месту назначения – безымянному озеру вблизи реки Куан-Дарья, что в переводе с казахского, если правильно помню, означает «голодная река». На этой «голодной» реке такая прекрасная рыбалка, а в прибрежной долине, заросшей камышом и саксаульником столько дичи! Вам и не снилось!
     Но в тот вечер ни перспектива отличной рыбалки или охоты меня совсем не радовала. Пропала собака, и этим все сказано!
     В довершение ко всем бедам к ночи начался сильнейший буран, и резко упала температура. Ни о какой рыбалке не могло быть и речи, со льда прямо-таки сдувало. Мы забились по машинам, которые даже шатались под порывами ветра, и в полудреме ожидали утра, в надежде, что буран прекратится. А я, не дожидаясь утра, еще затемно отправился в предполагаемый район потери. До самого обеда я колеси по пустыне, не пропуская ни одной зимней стоянки чабанов. В голове постоянно вертелись слова: «Иголка в стогу сена». Убедившись в тщетности поисков, я доехал до точки встречи с остальными участниками столь неудачного предприятия, и мы вместе вернулись в город.
      Всю обратную дорогу я ломал голову, как я сообщу семье о произошедшей трагедии. Какую подобрать формулировку, чтобы хоть немного оправдаться в глазах сыновей и жены. Так ничего не придумал и в ответ на недоуменные взгляды, ищущие у моих ног собаку, безо всяких предисловий прямо с порога брякнул: «А я Ласту потерял!» Что тут началось, словами не передать. Вся семья две недели со мной не разговаривала. Мои бытовые просьбы выполнялись, но из- под палки, или всем видом показывая их отношение ко мне.
     Так прошло три недели. И вот ранним утром в воскресение послышалось тихое поскребывание. «Наверное, какой-нибудь непротрезвевший с вечера перепутал квартиры,» - подумал я, приоткрывая дверь. Бог ты мой! В образовавшуюся щель буквально просочилась …Ласта! Худющая, с сухим простуженным носом, с какой-то клокастой шерстью, вместо обычной элегантной прически. «Ребята, заорал я во весь голос, Ласта вернулась!» Тех словно ветром сдуло с кроватей, но собака встретила их угрожающим рычанием. Отвыкла! Но постепенно она успокоилась, позволила себя погладить и сразу же отправилась туда, где обычно стояла ее миска. Мы начали ее осторожно кормить, хотя остановить процесс кормления, глядя в ее голодные глаза, было очень трудно.
     Собачка быстро оправилась от пережитых потрясений, и в нашей семье вновь поселилась прежняя веселая  рыже-белая бестия.
     А я до сих пор не могу представить, как эта чисто городская маленькая собачонка три недели выживала в ледяной пустыне. Чем питалась, как ее не сожрали волки и шакалы, в обилии водившиеся в тех местах. Как она перебралась через трехсотметровую незамерзшую Сыр-Дарью и как она вообще нашла дорогу домой, ведь более половины пути туда, а это не менее 70 километров, она проехала в закрытой машине.
     Это зимнее приключение прошло для собаки практически бесследно. Но с той поры собака приобрела стойкую привычку – стоило только подумать о начале сборов к отъезду или произнести слово «собираемся», она тотчас оказывалась в машине. С этим связан случай, за который ядо сих пор не могу себя простить.
     В последний редкий «казахский» отпуск мы отправились всей семьей на новенькой, с огромным трудом, всеми правдами и неправдами приобретенной «Ниве». Представьте,2838 км дороги, экипаж из трех сыновей, меня, жены и собаки. А дорога еще та. Между Аральском и Актюбинском более трехсот километров гравийки, украшенной здоровенными булыжниками в колее и дорожными знаками типа: ямы на дороге-30 км, или силуэт бензоколонки, а внизу табличка: 280 км. Впечатляет? Поэтому каждый кубический сантиметр кузова был занят, при том в строго определенном порядке.
     Ночевки на пути мы устраивали следующим образом: трое пацанов вполне комфортабельно укладывались в салоне автомобиля, для этого я перевернул петли задней спинки, и появилась возможность, приподняв заднее сиденье, завести спинку за колесные арки и уложить ее в заранее освобожденный багажник. Оставалось чем-либо мягким накрыть рычаги подключения переднего моста и понижайки и спальное место размером 1400х2000 мм было готово. А мы с женой ставили небольшую палатку и прекрасно отдыхали на широком надувном матрасе. А ласковая маленькая спаниелька, ночуя снаружи, моментально превращалась в грозного сторожа. Конечно, загрызть она никого бы не смогла, но ее настойчивый лай всегда дал бы мне возможность проснуться, а уж снаряженное ружье всегда у меня было под рукой.
     А утром начинались сборы. Сиденье на место, две(!) канистры с бензином в багажник, спальники ребят стопкой на заднее сиденье и так далее в самом строгом порядке. Проснувшиеся и позавтракавшие пацаны носятся по поляне, не обращая внимания на мои грозные окрики, еще не совсем проснувшаяся жена бродит как сонная муха, и каждую просьбу надо повторять, как минимум, трижды. А тут еще собака раньше времени заняла свое место в салоне и на просьбы выйти только смотрит на тебя своими умными глазами и никак не реагирует, а под нее еще надо что-то положить. Ах так, черт вас подери, психанул я, схватил Ласту за шиворот и с силой швырнул от машины. Собачка, кувыркаясь, пролетела несколько метров, шлепнулась на спину, не кошка ведь, смешно дрыгнула ногами, перевернулась и ТАК(!) взглянула на меня. Прошло почти тридцать лет, а я до сих пор помню этот полный укоризны взгляд, и чувство вины за тот бездушный поступок до сих пор не покидает меня.
     Повязать Ласту удалось только один раз. Я в ту пору и не подозревал, что рыже-белую суку можно вязать с черно-белым кобелем и получить трехцветных щенков. С трудом отыскал рыжего кобеля, и, хотя ему было уже десять лет, свое кобелиное дело он выполнил исправно. Родившиеся в положенный срок семь щенков разлетелись, словно горячие пирожки со сковородки. К сожалению, в городе не было секции охотничьих собак и получить документы на щенков и проследить их дальнейшие судьбы, не представилось возможным.
     По возвращении из Казахстана мы с Ластой прекрасно охотились уже в привычных условиях. Вытаптывали августовских уток из кочкарников, стреляли их на перелетах и с подхода. Прекрасная картина, когда после длительного преследования по камышам, спаниель добудет подранка и гордо несет заслуженную добычу хозяину через всю водную гладь озера. Распластанные по воде уши, словно рули глубины у подводной лодки, широко раскинуты в стороны. А морда довольная, довольная. Беда, если на пути окажутся заросли тины, а них еще ствол дерева поперек! Карабкается через него собачка, держа в зубах добычу, почти с нее размером, скулит, плачет, утонуть готова, но из последних сил стремится доставить птицу на берег. Душераздирающая картина.
     Поэтому после того, как в возрасте десяти лет Ласта ушла, как говорится, в «царство вечной охоты», сейчас мне кажется, что по неопытности я проморгал пироплазмоз, я завел себе дратхаара. Теперь у меня уже четвертый кобель этой породы. Эти усатые и бородатые чудовища преград не знают, успешно охотятся, начиная от крохотного гаршнепа, заканчивая лосем и кабаном. С ними мы завоевали массу призов и почетных званий на состязаниях самого высокого уровня, добыли множество птиц и зверей. Но умница, красавица спаниелька Ласта занимает достойное место в моей охотничьей биографии.

                Александр Косульников.                Г.Москва.          январь 2018 г.


Рецензии
Приятно читать Ваши охотничьи рассказы, Александр!
Вы в таких подробностях и красках описываете всё происходящее, что оторваться от рассказа, пока не закончишь чтение, практически, невозможно.;~)
Творческого вдохновения Вам и успехов во всём!
С уважением, ВГ

Виктор Грецкий   17.04.2018 10:43     Заявить о нарушении