Концерт The Doors Санкт-Петербург 26 июня 2012

Как известно, на небесах звучат музыкальные инструменты и сегодня я узнал какие. Это клавиши. И клавиши эти — Манзарека.

(как эпиграф)

С самого начала были большие опасения против посещения этого концерта Полу-Дорз. Самое большое, разумеется, — нет Джима. Заменить Джима невозможно и, вообще, правомочность концерта была сомнительной. Далее из опасений — отсутствие Денсмора. Ударные в "The Doors" не то чтобы критически важны, но очень уместны и «чужой» барабанщик может испортить всю «малину» группе.

Вызывал опасение и возраст музыкантов (73 года Манзареку! да и остальные музыканты не намного моложе), и место (не люблю спортивные сооружения в плане звука). Беспокойство вызывала и неизвестность: очень не хотелось приехать за 1500 км и получить, как это нередко бывает, разочарование - от возможно неадекватного состава слушателей в зале, внезапной болезни музыкантов и отмены концерта и, даже, плохой питерской погоды, в конце концов.

Что обнадёживало. Малый зал в Ледовом дворце. Это всегда лучше, чем Большой. Есть, думается, какая-то интимность, клубность в малых залах даже Дворцов спорта.

Второе — приезжают два оригинальных музыканта с солирующими инструментами, а ведь проигрышей инструментальных у Дорз немало и поэтому, даже если вокалист "залажает", можно надеяться на «фирменные» соляки.

Ну, и что?

Отсутствие оригинального барабанщика незаметно. Ваааще. Ty Dennis отработал как надо: и ритм, и звук, и рисунки — всё хорошо.

Вокал... есть ощущение, что взяли актёра играть Джима, а актёр взял, да и оказался ещё и певцом. И певцом подходящим. Когда на сцену выходит актёр, работающий под Джима, чувствуешь себя не то в фильме, не то в театре, но и в том, и в другом случае странно. Реальность и условность гармонично не стыкуются в сознании. Особенно когда раз-два в минуту вокалист нарочито застывает в позах Джима известных по фотографиям и документальным фильмам. С другой стороны поёт Дэвид Брок похоже и, хотя не таким баритоном как Джим, но временами очень даже точно передаёт его тембр. Тембр, но не полную атмосферу.

И тут первый момент, который не исправить ничем. Группа полностью потеряла думовую мистическую мрачность песен. «Alabama Song» стала драйвовой фанковой заводной вещицей и строгость и саспенс сохранились не дольше третьей строчки первого куплета. Оно и понятно, все парни весёлые и позитивные и мрака такого не задают, а задавать его надо искренне, и тут выходит второй неисправимый момент. Вокалист изображает Джима качественно, но харизму и магнетизм изобразить нельзя, а магнетизма у Брока нет. Просто нет. Если в оригинале Джим разделял лидерство с Манзареком, то на этом концерте было видно, что Брок - не лидер данной группы.

Кригер стар. Иногда выглядит даже дряхло, хотя потом кажется, что прикалывается. Но он на шоуменство не тянул, в общем, даже в 60-е. Партии свои играет хорошо. Но импровизации его мне показались общим местом. Так, пробежкой по струнам.

Другое дело Рей. Даже не так. Пока есть Рей на "The Doors" ходить можно и нужно. Он затмил всех. Играл сам и управлял другими, давал энергии песням и шоу. Заводил зал и коллег на сцене. Временами концерт под его управлением разгонялся так, что мне казалось, что я раньше никогда и не был на рок-концертах. То что испытывал там, я не испытывал никогда раньше. Все! импровизации Манзарека были живые, всё что он делал - указывая темп, очерёдность партий, паузы, устраивая дуэль с Кригером, или Броком, представляя музыкантов, вовлекая их в общее движение - просто завораживало, заставляло петь, танцевать и хлопать. Иногда я обнаруживал себя качающимся в такт музыке с высунутым от удовольствия языком или подпевающим текст или приседающим перед прыжком перед кульминационным моментом песни. И мне нравилось и делать это, и обнаруживать себя таким.

Импровизации Рея и есть концерт "The Doors". Песни ожили, они стали современнее прошлых записей. Они словно родились прямо сейчас - вместе с музыкантами и со слушателями. И тут сильно повезло с залом. Он пел и откликался на всё происходящее на сцене. Когда после закулисной «Кармины бураны» участники группы заняли свои места и прозвучало «Леди и джентельмены... Лос-Анжелес Калифорния... Дорз» (да-да, как на "An American Prayer" ) и после этого "Roadhouse Blues" - зал взорвался. Пели текст, орали, танцевали. И на второй половине песни Рей ожил, ожили и остальные музыканты, они поняли, что попали к фанам и дальше был кайф.

Помню, как человек с фан-зоны в перерыве между песнями завопил на английском: "Мы ждали вас с 1967 года!" Рей, обычно пропускавший комменты, повернулся и с удивлением и удовольствием спросил, мол: "Что? с 1967 года? Ты наверное наелся грибов!"

Малый зал тоже оправдался. Звук настроили нормально, и клубность была. Сет-лист тоже способствовал удовольствию от концерта.

"Roadhouse Blues"
«Break on Through»
"Strange Days"
"When the Music’s Over"
"Soft Parade"
«Alabama Song»
"Spanish Caravan"
"Touch me"
«Back Door Man»
«The Crystal Ship»
"People are Strange"
"L.A. Woman"
"Love me Two Times"
"Summer’s Almost Gone"
«Light My Fire»

всё в вариациях, с развитием, с импровизациями. У тут выходит третья неисправимая черта новых Дорз. Там где импровизации оставались в старо-Дорзовской, Моррисоновской канве, песни жили, всё было уместно: ожил "Soft Parade", жил, как не жил раньше «Light My Fire» (самая рисковая импровизация Рея, закончившаяся просто триумфом). Там же где импровизации словно заходили из сольных работ Манзарека или песен с альбома "Full Circle" песня задыхалась (так "Strange Days" и «The Crystal Ship» увяли в этих версиях).

Но как раскрыли "Soft Parade". Я терпеть не мог эту кусочную утомительную длиннющую композицию и тут... семь человек на сцене. Два барабанщика выбивающих то общий ритмический рисунок, то разный. Дикий вокал Брока на фоне запредельных партий Рея и Робби. Всё это напоминало управляемый ядерный хаос и было просто ошеломительно. Композиция, ещё раз скажу, родилась на наших глазах от нас и с нами, и мы её любили. Набившая оскомину «Light My Fire» тоже стала новорожденной и понравилась даже тем, кому обычно вязла в зубах. Два часа... просто волшебно. Всё-таки есть даже сейчас, даже в полу-Дорз такое, чего больше нет ни в какой другой команде. Даже сейчас я не могу полно высказать своё ощущение от концерта, написанные слова кажутся слабым и жалким подобием пережитого. Будет возможность — идите. Все, кто любит "The Doors" — на этом концерте надо побывать!

P.S. Поразмышляв ещё какое-то время над концертом мне кажется я понял, в чём причина такого воздействия. Именно в том, что зал - люди в зале - являются ещё одним музыкальным инструментом. Группа ловит ритм и акценты отклика слушателей и, в свою очередь, откликается усиливая эти акценты и попадая в ритм. Сцена и зал заводят друг друга, музыка становится "здесь и сейчас" - своей для каждого! И вот это объединение желаний группы и зала и даёт такой ошеломляющий эффект, как на этом концерте.

Теперь понятно, почему этого эффекта лишены даже многие лучшие группы стадионного рока. Стадион - трудный инструмент, тяжело заводить и откликаться. Такой отклик, видимо, клубное явление. И ещё. Профессиональный подход к делу тоже не гарантирует такого результата: профессионал может играть одинаково как в полном зале, так и в пустом - играть без оглядки на аудиторию, для себя.

И ещё я понял зачем фронтмены делают эту свою "анимацию": "Не слышу вас...., поднимите ручки...., ножки..... и т.д." Они, просто напросто, имитируют этот диалог сцены и зала, музыкантов и слушателей. Теперь для меня такие призывы -
 яркая черта непрофессионализма.

И ещё: не всякий жанр годится для импровизаций и изменений по ходу концерта.

И ещё; не всякие музыканты смогут импровизировать под настроение зала даже в подходящем жанре.

"The Doors" могут!

P.S.S. у меня теперь на душе и радость, и грусть. Радость от того, что побывал на таком концерте, а грусть... мне ж теперь будет хотеться только таких концертов, только такой подачи. А это, как я понимаю, бывает не всегда.


Рецензии
А кто это вообще такие? Доорс какой то...

Валера Алматинский   13.03.2018 00:28     Заявить о нарушении
Да так, рок-группа, из Америки.

Станислав Ларионов   13.03.2018 01:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.