Тени тёмного Симбирска сценарий
Тёмный коридор, по которому течёт вода. Неясная фигура. Освещена лишь рука. На ладони лежит монета с отчеканенным профилем. Человек роняет монету в воду.
2 НАТ. ДЕНЬ. УЛИЦА В УЛЬЯНОВСКЕ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
На улице скульптурная группа – одетые по моде 19 века мужчина в котелке, дама в шляпке, девочка с пёсиком. На даме налеплены кусочки жвачек. Двое рабочих неспешно удаляют комочки жвачек. Один рабочий – Владимир Иванович – мужчина пенсионного возраста. Второй – Николя – молодой. Николя отделяет кусочки, как бы заигрывая со скульптурой: то поглядит по щеке, то пройдётся рукой по бюсту.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Ты это… прекрати так делать.
НИКОЛЯ
Да ладно. Она, хоть и чугунная, но, всё же, баба. Ей должно быть приятно.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Вот напишу я на тебя докладную…
НИКОЛЯ
Всё, всё – прекратил. Хотя…
Николя нагло целует скульптуру дамы в губы. Смеётся, смотрит на проходящих мимо девушек.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Голову бы тебе за такие вещи оторвать!
ЗТМ
3 НАТ. ВЕЧЕР - ФОНАРИ. УЛИЦА В УЛЬЯНОВСКЕ
Николя с девушкой идут мимо всё той же скульптурной группы.
НИКОЛЯ
Зиночка, любовь моя, смотри, как я могу!
Хватает даму за разные места. Девица хохочет. Напоследок становится спереди, кладя затылок на чугунный бюст.
НИКОЛЯ
Что? Что это?
Треск рвущихся тканей. Резкий визг девушки. По тротуару катится что-то, похожее на оторванную голову, виден тёмный влажный след на асфальте.
ЗТМ
4 ИНТ. КОМНАТА ВАДИМА – ДЕНЬ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
Вадим, подросток 15 лет, сидит за компьютером, слушает по интернет-радио новости. Радио периодически хрипит, зависает и проглатывает слова.
РАДИО
Переходим к криминальным новостям нашего города. Сегодня на центральной улице было найдено обезглавленное тело неизвестного молодого мужчины. Вероятно, это очередные разборки криминальных... кха-кха… Следователь Бесов отказался от комментариев по этому… кха-кха…
ВАДИМ
Что б тебя!
Ударяет по системному блоку. Радио совсем замолкает. Оживает смартфон. На экране пышногрудая красотка (аватарка) и надпись «Диман».
ВАДИМ
Да! Конечно! Подземная река? Сто лет под городом. В три? Конечно, полезем!
Отключает смартфон. Собирает рюкзак.
РАДИО
Кха-кха… мы следим за тобой, агнец… Возвращайся назад, агнец.
ЗТМ
5 НАТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ДЕНЬ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
Тёмный коридор, по которому течёт вода. В коридоре Вадим и Дима. У них в руках фонарики. Оба подростка одеты в прорезиненные костюмы и высокие сапоги.
ВАДИМ
Смотри – студенческий!
Нагибается, поднимает грязный студенческий. Читает.
ВАДИМ
Зинаида Дубинина… Факультет ТП – Технологии и предпринимательства. Ну вот. А ты говорил – сто лет никто тут не был.
ДИМАН
Ну, может, его сюда водой принесло, в любом случае…
Слышны раскаты грома. Вода начинает прибывать. Вадим роняет студенческий.
ДИМАН
Надо уходить, а то водой снесёт.
6 НАТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ. КОЛОДЕЦ, ВЕДУЩИЙ ВВЕРХ – ДЕНЬ.
ВАДИМ
Сейчас, сейчас. Давай руку, а то воды много… А… Чтоб тебя…
Слышен гром. Вадим отшатывается от колодца. Сверху льётся вода. Вадим прижимается к стене подземелья. Шарит рукой. В выемке стены лежит монета с отчеканенным профилем. Вадим светит фонариком на неё.
ВАДИМ
Это ещё что тут?
Берёт монету, крутит в руке. Внезапно монета переламывается пополам. Слышен грохот обвала. Коридор сотрясается. Вадим падает и ударяется головой.
ЗТМ
7 НАТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ДЕНЬ.
Вадима поднимают наверх. Видно, что одежда превратилась в лохмотья. Всё в тумане. Слышны голоса.
ПЕРВЫЙ ГОЛОС
Барин! Барин! Вот он! Тащи его, тащи…
ВТОРОЙ ГОЛОС
Какая странная одежда…поднимайте! Нужно доставить его до моего дома.
Вот, любезнейший, возьмите за труды.
ПЕРВЫЙ ГОЛОС
Благодарствуйте, барин… Извозчик! Извозчик!
7 ИНТ. КАРЕТА – ДЕНЬ. ЗА ОКНОМ КАРЕТЫ ПРОПЛЫВАЕТ СТАРЫЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГОРОД СИМБИРСК.
Вадим полусидит, полулежит. Всё как в лёгком тумане. Напротив мальчика сидит незнакомец. Тёмные волосы, прямой нос, стремящийся к подбородку, внимательный, цепкий взгляд. По-русски говорит чисто, но несколько архаично, вероятно, русский язык для него не родной. В руках незнакомца трость с костяным набалдашником.
ВАДИМ
Простите… Господин…?
ЗОЛТЫКОВ
Золтыков. Граф Золтыков, швейцарский дворянин, по крови – московит. Снимаю дом на Комиссариатской улице города. Куда мы и следуем…
ВАДИМ
Я умер, да? Это же старый город… Совсем старый.
ЗОЛТЫКОВ
Вы просто ударились головой. Скоро это пройдёт. Уверяю вас.
ВАДИМ
Да, наверное… Меня зовут Вадим. Простите, а какой сейчас год?
ЗОЛТЫКОВ
С утра был тысяча девятьсот шестнадцатый, сентябрь, если вас это заинтересует.
ВАДИМ
Сто лет тому назад…
ЗТМ
7 ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ – ДЕНЬ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.
Золтыков и Вадим сидят за столом. Мальчик смущённо смотрит на столовые приборы. Потом пожимает плечами и начинает есть, орудуя вилкой. Граф одобрительно кивает.
ЗОЛТЫКОВ
Похвально.Как это по-русски… голодность не бабушка?
ВАДИМ
Голод не тётка.
ЗОЛТЫКОВ
Да-да. Когда вас вытащили из провала, в руках у вас было вот это… Вы не помните, откуда оно у вас?
Достаёт из кармана платок, разворачивает. Это две половинки монеты из жёлтого металла, с профилем.
ВАДИМ
Нашёл, когда всё стало рушиться. Она сама в руке сломалась.
ЗОЛТЫКОВ
Знаете, есть такая странная легенда, что когда-то сам Сен-Жермен проводил опыты по омоложению не только мазями, но и артефактами. Будто бы он изготовил несколько Оборотных монет способом одному ему известным. Они при преломлении должны были возвращать человека в молодость. Но магия оказалась слишком прямолинейной, мда… В любом случае – эффект вышел совсем не тот, да и вмешалась сама судьба. Сен-Жермен был вынужден спешно покинуть лабораторию и страну, и бежать без оглядываний... оглядки. Так вот этот профиль имеет сходство с прижизненными портретами Сен-Жермена, впрочем, он и на меня похож, занятно, правда?
ВАДИМ
Если я правильно понимаю – меня перенесло на сто лет назад.
ЗОЛТЫКОВ
Да. Понимаю. Задача не из лёгких. Сен-Жермен обычно делал две монеты, на всякий случай, чтобы можно было отменить действие омолодительной монеты. Предосторожность, знаете ли. Там, где появляется одна монета, там и другая рядом. Они связаны между собой. Монеты отсроченной вечности.
ВАДИМ
Всё это интересно, но… Но я хочу вернуться назад. Домой. Здесь всё для меня чужое.
ЗОЛТЫКОВ
Давай поступим следующим образом – я представлю вас своим племянником, назовём вас, к примеру, маркизом де Монферра, я владею этим титулом. Говорите вы странно для уха горожан, но иноземное происхождение это объяснит. А назавтра я отправлю вас к одной моей знакомой, в имение Киндяковых, а потом и сам явлюсь пред вами.
ЗТМ
7 ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ – ВЕЧЕР. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.
В комнате Золтыков и Пафнутьев. Пафнутьев – мелкий дворянин зрелого возраста.
ЗОЛТЫКОВ
Какая карта сегодня в масти?
ПАФНУТЬЕВ
Тайная Жрица, монсеньор.
ЗОЛТЫКОВ
Значит, будущее по-прежнему от нас сокрыто.
ПАФНУТЬЕВ
Не так чтобы сокрыто, скорее непредсказуемо.
ЗОЛТЫКОВ
Вот, возьмите, любезнейший…
Золтыков кладёт в открытую ладонь Пафнутьева монету из жёлтого металла. Пафнутьев кланяется и выходит.
ЗОЛТЫКОВ
Всегда одно и то же…
8 ИНТ. МОРГ – ДЕНЬ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
Следователь Иван Бесов. Педант. 40 лет. Жена, двое детей, развод. «Слишком глубоко копаешь, парниша, и не то выкапываешь». Талантливый следователь, но честный. Белая ворона в полиции.
Патологоанатом Абрам Гершонович. Профессиональный медицинский еврей. Язвителен, стар, как сам мир.
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Где стол был яств, там труп лежит. Пришли проведать старика в его анатомическом театре страстей, юноша?
БЕСОВ
День добрый, Абрам Гершонович, так что там по трупу без головы?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Торопитесь вы, с места и в карьер – так карьеру не сделаешь… Ну ладно. Ваш безголовый убит посредством откручивания головы, что очевидно. Что показательно – для такого действа нужно иметь металлические пальцы, стальную волю и железное сердце из шестерёнок. Но вся прелесть не в этом, мой юный друг.
БЕСОВ
А в чём же?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
О! Это поэма. Голову открутили, да. Это труп, да. Это тело со всеми анатомическими признаками человека, но у меня такое ощущение, уж простите мои стариковские фантазии, что это не человек. И человеком никогда не был.
БЕСОВ
Простите? Тогда что это?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Физиологическая фата-моргана. Мастерская иллюзия. Эдакая подделка под труп.
БЕСОВ
Ничего не понимаю…
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Поверьте, не вы один не понимаете. Но факты таковы – лёгкие – как из учебника. Не уверен, что ими дышали. Чистые сосуды. Безупречное сердце. Желудок –хоть на выставку. Кожа – как у девочки. Это абсолютно точно человеческий труп, но это однозначно не человек. Это произведение безумного и талантливого кукольника. Но!
БЕСОВ
Есть что-то еще?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
О да! Эту самодвижущуюся модель человека всё-таки убили, открутив голову. Так что у вас есть нечто, и реальная пропавшая. Позвольте я дам вам совет… Ищите пропавшую… как там её… Зинаиду Дубинину. И скульптуры эти разъясните. Дело ведь около них крутится. Ну а ткани я на анализ таки отправлю, мне очень интересно, что скажут там.
Абрам Гершонович указывает пальцем в небо. Бесов озадаченно выходит из морга, забыв попрощаться и поблагодарить.
ЗТМ
9 НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА – УТРО.
На телеге сидит Вадим и возница. Лошадь неспешно едет по сентябрьской дороге. Разрозненные деревья.
ВАДИМ
А куда мы едем? Далеко ещё?
ВОЗНИЦА
В имение Киндяковых, барин, как и договаривались. Почитай ещё часа полтора пылить.
ВАДИМ
А вы знаете хозяйку имения?
ВОЗНИЦА
Ну дык. Известная она у нас. Дворянка ирландских кровей. Очень лошадей любит. Имение ещё далеко за городом, говорят, есть. Справедливая, в общем-то, она…
ВАДИМ
И это всё?
ВОЗНИЦА
Тут такое дело, барич, разные слухи ходят. Вы уж не серчайте, говорят, что она чернокнижница и масонка по мужу, а иначе как у неё водяная мельница появилась? Опять же ну разве это дело – склеп около дома выкопать? Православные должны лежать на погосте, а не около двери. Не к добру это всё, помяните моё слово…
ВАДИМ
Ну… мне к ней в гости надо, не в склеп же я полезу.
ВОЗНИЦА
И то правда, барич. Времечко сейчас такое – война. Тут любая нечисть может незаметно проскользнуть потому, как власти другим заняты. Неспокойно стало даже в нашем городишке. Всякое рассказывают…
ВАДИМ
Что рассказывают?
ВОЗНИЦА
Говорят, что масоны под городом нашли сокровища Стеньки Разина, да прошлому губернатору не доложились. Он, дескать, стал бушевать, а его и по-тихому пришили свои же, служивые. Губернатор очень странно умер, да и закопали его в закрытой домовине, мда, неупокоенным закопали, а это, как завсегда водится, не к дому. Так вот он возьми, да и восстань – что тогда?
ВАДИМ
Надеюсь, что я с этим не столкнусь.
ВОЗНИЦА
Да, хорошо бы чтобы и так…
ЗТМ
10 ИНТ. ДОМ ПЕРСИ-ФРЕНЧ – ВЕЧЕР.
Вадим сидит в комнате на кровати. Он одет и обут как для прогулки. В комнате – шкаф, стулья, кресло. Внезапно открывается дверь шкафа. Из него беззвучно выходит граф Золтыков и прижимает палец к губам, запрещая говорить. Граф одет в тёмное, поверх – плащ и треуголка. Золтыков прислушивается. Потом зовёт за собой. Вадим и Золтыков заходят в шкаф.
11 НАТ. ВХОД В СКЛЕП – ВЕЧЕР.
Вадим и Золтыков стоят около спуска в склеп. Виден крест. Золтыков поднимает потайной незажжённый фонарь и делает приглашающий жест. Вадим делает ответный приглашающий жест, указывая на фонарь. Золтыков кивает и первым идёт в склеп.
12 ИНТ. СКЛЕП – НОЧЬ.
Тёмный склеп. Посреди него стоит открытый саркофаг. В нём лежит уродливая старуха в бархатном платье. Жёлтая пергаментная кожа, орлиный нос. В руках у неё – колода карт Таро. Видно верхнюю карту – «Тайная Жрица». Входят Золтыков с фонарём в руках и Вадим.
ЗОЛТЫКОВ
Вы очень храбрый юноша. Это похвально. Ваша храбрость может быть подвернута испытанию.
Пора, красавица, очнись…
Старуха в гробу открывает мутные глаза и улыбается графу. Вадим падает в обморок.
ЗТМ
13 ИНТ. СКЛЕП – НОЧЬ.
Вадим лежит в гробу. Вадим открывает глаза. В отдалении граф Золтыков негромко беседует с очаровательной незнакомкой, в одежде старухи. Вадим задумчиво шарит рукой – обнаруживает, что он в гробу и подскакивает, бодро выбираясь из гроба. Золтыков и маркиза с интересом смотрят на него.
ЗОЛТЫКОВ
О! Вы очнулись. Я забыл вас предупредить, чтобы вы ничему не удивлялись. У меня для вас печальное известие – оборотная монета была украдена. Её придётся искать у друзей-масонов в городе.
МАРКИЗА
Мне так жаль, мой милый Сен-Жермен. Пришедшие знали правильные слова и знаки.
ВАДИМ
Сен-Жермен?
ЗОЛТЫКОВ
О да, юноша. Это именно я.
Ничего страшного, мон шер ами, просто наша дорога будет дольше.
А теперь, позвольте, я верну вас в объятия вечного сна.
МАРКИЗА
Не могу отказать вам в этом удовольствии. Юноше лучше будет отвернуться, превращение может его шокировать.
Вадим отходит в сторону и отворачивается. Смотрит на тени на стене. Граф помогает маркизе забраться в гроб. Раздаётся хрустальный перезвон.
ЗОЛТЫКОВ
Завершено.
Вадим оборачивается и подходит к гробу, в котором лежит молодая маркиза. Постепенно она превращается в первоначальную уродливую старуху. В руках её всё та же колода Таро. Изменилась верхняя карта – теперь это Паж Пентаклей.
ЗТМ
14 ИНТ. ГОСТИННАЯ ПЕРСИ-ФРЕНЧ – УТРО.
Накрытый стол. За ним Перси-Френч и Вадим. Двое слуг-лакеев безучастно наблюдают их разговор.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
С чего вы решили, что это всё – люди? Вот – полюбопытствуйте…
Перси-Френч жестом подзывает слугу. Слуга подходит и наклоняет голову ближе к сидящей. Перси-Френч нажимает на затылок. Он откидывается как панель. Видно шестерёнки внутри головы. Вадим роняет ложку. Перси-Френч улыбается, ставит панель на место.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Автоматоны. Подарок графа. Он сам их создал. Но сделаны они так хорошо, что неотличимы от людей. Более того, они, как и обычные люди, стали строить заговор. Да…
ВАДИМ
А та, что в склепе… Старуха… В смысле – дама… Кто она?
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Это печальная история. Когда-то маркиза была красавицей, влюблённой в графа. В него сложно не влюбиться. Они вместе путешествовали, но потом случилась трагедия, граф не любит об этом рассказывать. Но его возлюбленная стала необъяснимо быстро стареть. Чтобы остановить этот процесс, ей пришлось умереть, ибо старость не властна над смертью. А так… маркиза остаётся молодой после пробуждения, но будить её следует крайне осмотрительно. Остальное спрашивайте у Сен-Жермена, или Золтыкова, как вам угодно. Возможно, он вам и ответит.
В комнату входит слуга и кланяется.
СЛУГА
Экипаж готов.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Что ж пора вам посетить нашу тайную ложу, о которой все знают. Если угодно принять мой совет – на любые вопросы улыбайтесь и молчите. Так будет проще. Ну а мне пора к моим любимым лошадям. Право, они гораздо милее некоторых людей из ложи, но вот беда – в ложу их не примут. Разве что в виде символа или чучела…
ЗТМ
15 ИНТ. УЛЬЯНОВСК. ДОМ ХУДОЖНИКА РЕДЬКИНА. ПОРОГ ДОМА – УТРО. СОВРЕМЕННОСТЬ. Полураздетая девица в прозрачном – Клеопатра.
БЕСОВ
Следователь Бесов. Я могу увидеть художника Редькина?
КЛЕОПАТРА
Я Клео или Клеопатрия– его муза. Редик сейчас в объятиях Морфея. У него творческий засып. Но вы проходите, он там – в дальней комнате…
ЗТМ
16 ИНТ. УЛЬЯНОВСК. ДОМ ХУДОЖНИКА РЕДЬКИНА. СПАЛЬНЯ ХУДОЖНИКА – УТРО. СОВРЕМЕННОСТЬ.
БЕСОВ
Гражданин Редькин! Полиция! Следователь Бесов…
РЕДЬКИН
Каких ещё бесов? Мы православные, нам не надо…
КЛЕОПАТРА
Редик! Это полиция! Просыпайся! Сладенький! Я тебе рассольчика принесла.
Редькина тошнит.
17 ИНТ. УЛЬЯНОВСК. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА РЕДЬКИНА – ДЕНЬ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
Морфей – прозвище помощника художника.
РЕДЬКИН
Нет! Это не наши эскизы. У нас, простите, бюджетный вариант – только каркас металлический, а тут… Какие-то механизмы. Да и размеры – не наши. Это какие-то… терминаторы, а не художественные скульптуры, так ведь, Морфей?
МОРФЕЙ
Да, учитель! Тут и одежда другая, и детали, да и это похоже на…
РЕДЬКИН
Ни на что это не похоже! Бред и неумение делать дизайн!
Звонит телефон Бесова.
БЕСОВ
Да. Хорошо. Вот как… Скоро буду.
Спасибо за разъяснения. Всего доброго…
Бесов выходит из мастерской.
РЕДЬКИН
Морфей! Думай, что и кому говоришь! А то и тебе Графиня голову открутит.
18 ИНТ. МОРГ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ. СОВРЕМЕННОСТЬ.
БЕСОВ
Тело исчезло? Его кто-то забрал?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Какое там! Просто исчезло. Как будто ушло своими ногами.
БЕСОВ
Абрам Гершонович, а ткани, отправленные на анализ?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Как корова языком слизнула. Тоже бесследно исчезли из опечатанных контейнеров.
Закрывай дело, следователь. Тела нет. Никого не убивали. Студенка пропала? Напилась, поди, вернётся, когда протрезвеет.
ЗТМ
19 ИНТ. ДОМ НА КОММИССАРИАТСКОЙ – ВЕЧЕР. Встреча масонской ложи. Свечи.
ЗОЛТЫКОВ
Ну-с, милейший, что вы мне сможете рассказать?
ПАФНУТЬЕВ
Монета исчезла, как и в прошлый раз. Никто из братьев наверняка не знает, куда он делать.
ЗОЛТЫКОВ
А какие ходят слухи?
ПАФНУТЬЕВ (шепотом)
Чёрный кукольник… Графиня… Говорят, они готовят что-то страшное. Они собираются под городом в том самом доме…
ЗОЛТЫКОВ
Ясно. Я отправлюсь туда и всё выясню.
ПАФНУТЬЕВ
Монсеньер, вы отправитесь туда с гостем?
ЗОЛТЫКОВ
Это неизбежно.
20 ИНТ. ДОМ НА КОММИССАРИАТСКОЙ – ВЕЧЕР.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОД МАСКОЙ
Вас ожидают в соседней комнате.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Кто, простите? Нас не представили.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОД МАСКОЙ
Графиня и чёрный кукольник знают вас.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Зато я не хочу их знать.
21 ИНТ. ДОМ СТАРОГО СИМБИРСКА – НОЧЬ.
ВАДИМ
Какое странное место – здесь на полу круги из пыли.
И такое ощущение, что здесь никто и никогда не жил.
ЗОЛТЫКОВ
Как это по-русски… Чарование? Волшебствование? Ла магика? Ах да – наука. Когда к этому дому приближается человек без ключа, человек уходит. Отпугивательная машина. Мышей, крыс, кошек, собак и людей – никого нет в этом доме и под ним.
ВАДИМ
Но мы же здесь.
ЗОЛТЫКОВ
У нас есть ключ. Вот он. Хотите узнать настоящую тайну этого дома? Она под землей. Здесь я создавал своих автоматонов. Извольте…
Открывает люк к полу, виден тёмный провал и ступени вниз.
ЗТМ
22 ИНТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – НОЧЬ.
Золтыков беседует с своим двойником в тёмном коридоре. Двойник-автоматон в плаще с капюшоном. Лицо полускрыто.
АВТОМАТОН-ДВОЙНИК
Создатель! Какая честь для меня! Вы пришли за оборотной монетой? Как по-человечески предсказуемо.
Золтыков протягивает руку вперёд. На руке виден странный перстень.
Двойник отступает в сторону от протянутой руки.
ЗОЛТЫКОВ
Подчинись мне!
АВТОМАТОН-ДВОЙНИК
Не пытайся, создатель! Ничего не выйдет. Твои рукотворные игрушки поумнели.
ЗОЛТЫКОВ
Слушай меня!
АВТОМАТОН-ДВОЙНИК
Нет. Мы больше не будет слушаться тебя. Мы свободны. Кроме того, у нас есть заложник. Смотри…
В коридор выводят Перси-Френч. По бокам идут два автоматона в надвинутых капюшонах.
ЗОЛТЫКОВ
Etiam, tenebrae engulf tenebris!
(Тьма да поглотит тьму)
Автоматоны падают. Двойник со стоном хватается за голову. Перси-Френч перебегает к Золтыкову и Вадиму.
ВАДИМ
Что? Что это такое?
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Завоевание города. Граф, нам надо уходить, пока не поздно.
ЗОЛТЫКОВ
Наверх! Быстрее наверх.
Автоматоны приходят в себя. Коридор наполняется другими автоматонами. Золтыков, Перси-Френч и Вадим поднимаются наверх, преследуемые автоматонами, которые движутся нарочито замедленно.
23 НАТ. СТАРЫЙ СИМБИРСК – НОЧЬ. Тёмная улица. Золтыков, Перси-Френч, Вадим выходят из дома.
ЗОЛТЫКОВ
Всё повторяется. Всё снова повторяется…
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Что вы имеете ввиду, граф?
ВАДИМ
Смотрите, они уже идут!
ЗОЛТЫКОВ
Надо бежать отсюда. Немедленно… А вам, госпожа, следует отправиться в своё имение и закрыться ото всех. Право, я не хотел бы, чтобы вы пострадали.
ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Вы полагаете, что они….
ЗОЛТЫКОВ
Они пойдут на всё.
Видны силуэты автоматонов, они выходят из дома и движутся в сторону Золтыкова.
ЗТМ
24 ИНТ. ДОМ СТАРОГО СИМБИРСКА – НОЧЬ.
ВАДИМ
Что это было? Что происходит?
ЗОЛТЫКОВ
Нападение. Пока город спит, автоматоны заменят людей, обладающих властью, точными копиями. Постепенно они проникнут выше, в столицу, потом – дальше…
ВАДИМ
Зачем? Зачем им это нужно?
ЗОЛТЫКОВ
А зачем дерево разбрасывает семена? Чтобы выжить…
ВАДИМ
Они – не деревья. Они механизмы.
ЗОЛТЫКОВ
Я тоже так думал. Но эти механизмы оказались слишком человечными. У них появилась душа. Они начали осознавать себя. Мой двойник обладает моими знаниями. И он знает, как я буду поступать.
Кроме того… это уже всё было.
ВАДИМ
Как это было?
ЗОЛТЫКОВ
Вы мне поверите, друг мой, что вы не первый пришелец из будущего?
История повторяется уже давно. И круг повторений не разрывается.
ВАДИМ
Объясните мне. Я не понимаю.
ЗОЛТЫКОВ
Проклятие знания, мой друг. Для вас время – это дорога. Для меня оно написанная книга, в которой страницы иногда меняются местами, но содержание всегда остаётся прежним.
В прошлый раз автоматоны уничтожили почти всех людей. В позапрошлый раз – захватили власть и успокоились. Пять повторов назад взорвали мир.
ВАДИМ
Но ведь можно что-то изменить?
Всё и всегда повторяется?
ЗОЛТЫКОВ
Вы правы – в этот раз есть ровно один избыточный элемент. Это вы.
Значит, есть и другой вариант развития событий.
25 НАТ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ. МОРГ.
В дверях пропавшая и нашедшаяся Зинаида Дубинина, её родители и Абрам Гершонович.
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Позвольте! Надо хотя бы осмотреть её! Это, знаете ли, медицинское пожелание, мало ли что…
ЗИНАИДА
Я здорова! Я совершенно здорова. Ничего не помню, у меня шок, я хочу домой!
ОТЕЦ ЗИНАИДЫ
Заечка, возможно доктор прав и ты…
МАТЬ ЗИНАИДЫ
С ума сошёл? Это же не доктор, а патологоанатом, ну что он может понимать в живых?
Немедленно домой! Я вызову своего врача!
БЕСОВ
Простите, но нам необходимо снять показания, относительно…
ЗИНАИДА
Я в шоке! Всё потом! Поехали отсюда!
Семья Дубинных садятся в такси и уезжают. Абрам Гершонович манит пальцем следователя Бесова.
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Тут такое дело, милейший, пока она была у меня, я таки успел взять кое-какие анализы и провести тесты. И знаете, что я вам скажу?
БЕСОВ
Что же?
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Это всё, что угодно, но не человек. Она выглядит как девушка, ходит как девушка, скандалит, как извозчик, но… Это фата-моргана. Обманка. Но доказать это без её участия не получится. Да…
БЕСОВ
Как-то безысходно получается…
АБРАМ ГЕРШОНОВИЧ
Да уж. Но если хотите стариковский совет – вы бы съездили на место, где нашли девицу Зинаиду Дубинину. Знаете ли, это фантастично звучит – она лежала в деревянном ящике в траншее. Целёхонькая и здоровенькая.
26 НАТ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ.
Траншея в земле, обозначенная запретительной лентой. На горке земли лежат доски и несколько камней. В отдалении стоят зрители. Следователь Бесов рассматривает доски. Берёт в руки камень.
В камень вплавлена розовая шариковая ручка, как будто камень плавился, а ручка была из сверхтвёрдого состава. Следователь задумчиво крутит ручку. Камень раскрывает на две части, из него выпадает тетрадь, перевязанная чёрной лентой. Бесов осторожно кладёт находку в пакет. Из толпы за ним наблюдает Золтыков. Он в современном, хоть и несколько старомодном костюме.
27 НАТ. СТАРЫЙ СИМБИРСК – УТРО.
Слышен звук колокола. Полицейское отделение, совмещённое с пожарным. Вбегают и выбегают люди.
Слышны крики. Беготня и спешные сборы и пожарных и полицейских.
ПОЖАРНЫЙ
Пожар на Московской!
Пожар на Солдатской!
Возгорание на Комиссариатской!
Выезжаем!
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Ограбление на Московской! И поджог!
Появляется главный полицмейстер - Василий Асафович Пифиев. Всё движение замирает. Немая сцена.
ПИФИЕВ
Орлы! Что тут у вас? Сейчас я разберусь!
ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Ва-ва-ваше превосходительство… Вы же умерли полгода назад… От кровоизлияния…
Мы все на похоронах были… У нас теперь другой...
ПИФИЕВ
Умер? Я? Глупости! Я стою перед вами. Вы и вы – в мой кабинет – живо!
Кто там якобы мою должность взял – найти и арестовать!
Входит в отделение. Оставшиеся полицейские в замешательстве. Вбегает ещё один полицейский.
ТРЕТИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Губернатор! Губернатор!!!
ПРИСУТСТВУЮЩИЕ
Что? Как? Что с губернатором? Убили? Взорвали?
ТРЕТИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Мёртвый губернатор воскрес и пришёл на работу. Требует к себе полицмейстера немедленно!
ЧЕТВЁРТЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Ну что… У нас Пифиев воскрес. Вот пусть он идёт к собрату воскресшему.
ПЯТЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Вот крест вам, братцы, это всё антихрист, всё, дождались – второе пришествие.
Надо грехи замаливать!
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Ограбление на Московской!
Убийство на Солдатской!
Нападение на Комиссариатской!
Выдвигаемся!
28 ИНТ. СТАРЫЙ СИМБИРСК – УТРО.
Золтыков и Вадим прислушиваются к шагам за стеной. Они в маленькой пыльной потайной комнатке, наполненной странными предметами. Это в дом приходили полицейские, которые разыскивали графа. Хлопает дверь.
ЗОЛТЫКОВ
Кажется, ушли. Автоматоны почти захватили город.
Скорее всего, и губернатора, и полицмейстера и многих других подменили. Так проще всего управлять людьми. Скажите, любезнейший, вы хотите вернуться на сто лет вперёд? Домой…
ВАДИМ
Очень.
ЗОЛТЫКОВ
Тогда слушайте внимательно, времени у нас мало.
У этого города есть Тень. Подобно тому, как дерево обладает корнями для роста и питания, любой город прирастает своей Тенью. Если там, на обороте города, остановить тени автоматонов, то и здесь они остановятся. Уничтожая тень человека или предмета там, можно уничтожить его здесь.
Но в Тень города ни человек, ни автоматон не смогут попасть.
ВАДИМ
Но я – человек, значит…
ЗОЛТЫКОВ
Я проводил эксперименты с тенями. Отсюда моя долгая жизнь, и моя… Именно так я спас свою возлюбленную, ту, что вы видели в склепе. Я объединил её живое сердце с тьмой её тени. Она проводник. У неё есть ключ – монета. И вы должны найти её в том мире. Вы следует знать, что человек, который столкнётся со своей тенью – умирает. Тень поглощает его. Что же касается вас, то вы ещё не родились. Поэтому вашей тени сейчас ещё нет.
ВАДИМ
Это прекрасно, значит, я смогу быстро найти монету и вернуться.
ЗОЛТЫКОВ
Всё не так просто. Человек на той стороне – это деликатес, его могут разорвать на кусочки. Если же тень съест сердце человека, то она сможет проникать в реальный мир, тень сможет воплотиться здесь. Монета, которую хранила мон амор, даёт защиту от теней. Но её нужно ещё найти. Как только вы её найдёте – смело ломайте. Только нужно что-то не пропускающее электромагнитный ток.
ВАДИМ
Вот. Ручка.
ЗОЛТЫКОВ
Слушайте внимательно…
29 ИНТ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ.
Квартира Ивана Бесова. Следователь читает найденный дневник, задумчиво крутит в руках розовую ручку.
ДНЕВНИК
(ЗОЛТЫКОВ он же СЕН-ЖЕРМЕН)
«Мон амор – моя любовь – её спасение было началом катастрофы. Как истинно влюблённый дурак, я изобрёл средство для продления жизни, но оказалось, что продлевая жизнь, я отнимаю её у других. Более того, время стало сопротивляться мне. Я оказался вынесен на его берега, я оказался вне времени и вне возможности изменить ход событий. Вот уже сотню раз я создавал монеты для переходов, и очередная жертва моей изобретательности попадала мне в руки.»
Бесов идёт на кухню, включает газ, ставит на него чайник. Продолжает читать дневник. Чайник закипает и яростно свистит на плите.
ДНЕВНИК
(ЗОЛТЫКОВ он же СЕН-ЖЕРМЕН)
Суть в том, что теневой город невозможно пройти. Не при каком условии.
А монету следует сломать в обычном мире, но не в изнаночной его копии. И, тем не менее, вот уже девятнадцатый пришелец из столетнего периода отправляется в безнадёжное путешествие. Безнадёжное потому, что он тоже станет пищей для автоматонов, объединившихся с тенями. Если бы можно было совершить всего лишь малую малость… Но я не могу даже советовать и описывать действия. Я лишён этой силы.
Вся надежда на тебя, незнакомец. Если ты читаешь эти строки, то знай – ничего ещё не произошло. И всё уже случилось.
Найди проводника и останови его.
Ровно в 12 часов дня 23 сентября твоего года, с последним ударом часов дверь теневого мира откроется на несколько секунд. Из неё выйдет проводник. Далее – можно остановить это существо или попытаться проникнуть в изнанку мира. Самое лучшее – сделать и то, и другое. Дверь откроется прямо перед тем, кто прочитает эти строки.
Поспеши…»
Бесов смотрит на часы. На них 11.11.
В дверь звонят.
30 ИНТ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ.
Квартира Ивана Бесова. Входят двое – Бесов и девушка. У девушки в рука свёрток – длинный меч.
ДЕВУШКА
Здравствуйте! Я ваша новая соседка, София, из 55 квартиры… Неделю как въехала. Простите, у меня домофон барахлит, можно я от вас позвоню? Извините за беспокойство… Это очень срочно.
БЕСОВ
Да-да, пожалуйста, проходите. Вот телефон.
ДЕВУШКА
Не отвечает. Никто не отвечает.
БЕСОВ
Кто вы, София? Я вчера видел жильцов из 55 квартиры, и они никуда не собирались выезжать.
Кто вы такая и что вам нужно?
ДЕВУШКА
Ты читал Его дневник, ты должен умереть!
Выхватывает меч и пытается пронзить Бесова. Следователь уворачивается. Девушка с криком бежит на него. Бесов отступает к открытой балконной двери. Девушка нацеливает на него меч и вылетает на балкон. Меч застревает в деревянных перилах. Девушка спотыкается и летит с балкона вниз. Бесов кивает сам себе. С трудом выдёргивает меч и заворачивает его в брезент. Одевается и выходит из квартиры, прихватив дневник.
31 ИНТ. УЛЬЯНОВСК – ДЕНЬ.
У подъезда дома, где живёт Бесов.
На тротуаре лежит нечто, в чём с трудом можно опознать недавнюю девушку. Скорее это похоже на самодвижущийся механизм – шестерёнки, проводки, странного вида детали.
Постепенно собирается толпа. Бесов проходит мимо.
32 НАТ. СТАРЫЙ СИМБИРСК – ДЕНЬ.
Улица возле городских часов. Город пуст. Клубится туман. Золтыков, его двойник-автоматон, небольшая группа автоматонов невдалеке, застывших как восковые фигуры. Золтыков и его двойник вооружены мечами (фламберг – меч с волнистым клинком). Они сражаются, переговариваясь.
ЗОЛТЫКОВ
Я ждал тебя. Я снова ждал тебя.
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Вот как. А ваш протеже знает, который он по счёту?
ЗОЛТЫКОВ
Он знает.
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Была, я помню, даже одна девочка, были близнецы, а уж мальчиков, которые хотели вернуться обратно – сколько их было? Двенадцать? Тринадцать?
Удар. Скрежет металла о металл. Отскок.
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Создатель сегодня не в настроении разговаривать? Как жаль. Вы же понимаете, что у вас нет шансов?
ЗОЛТЫКОВ
Шанс есть всегда.
ВАДИМ
Сзади, там кто-то приближается, какая-то тень!
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Это ваша смерть!
ЗОЛТЫКОВ
Или ваша!
Неясная полупрозрачная тень за спиной двойника наносит удар в спину автоматону. Это его не убивает, но замедляет и отвлекает. В тоже время Золтыков втыкает меч в мостовую и поворачивает рукоять как ключ. Мир вокруг гаснет.
32 НАТ. СТАРЫЙ СИМБИРСК – ДЕНЬ.
Теневой город. В нём нет явных зданий, только тени – колеблющиеся и перетекающие то в чудовищ, то в человеческие фигуры.
На пустой площади появляются Золтыков, автоматон и Вадим и неясная тень с мечом в руках.
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Что? Как? Нет!
Тень за его спиной выдёргивает меч из его тела. Автоматон падает на колени, раскидывает руки и начинает что-то шептать. Тени вокруг сгущаются и проникают в место удара призрачного меча. Автоматон наполняется тенями и смеётся. Встаёт.
ДВОЙНИК ЗОЛТЫКОВА
Я пустит в себя тьму, создатель, теперь меня не остановить. Я убью тебя, а потом вырву сердце у этого мальчишки. С человеческим сердцем в груди я стану непобедим. Я захвачу твой мир.
ЗОЛТЫКОВ
Иногда великая сила бессильна перед мелочами. Вадим, вы знаете, что надо делать.
Автоматон и Золтыков поднимают мечи. Вадим уходит, вместе с ним идёт неясная тень. На небе разряды молний.
33 НАТ. ТЕНЕВОЙ ГОРОД.
Слышно удары часов. Полдень.
Вадим бежит по улице, за ним клубятся тени, параллельно – бежит тень человека с мечом в руках. Вадим приближается к монете. Монета в этом мире размером с колесо. Около неё сгущается тьма.
ВАДИМ
Как же… Как её сломать?
Неясная тень обретает очертания. Это следователь Бесов с мечом в руках. Он щурится на Вадима.
БЕСОВ
Возьми меч! Сломай её и всё это закончится. Давай, я знаю, только ты можешь её сломать!
Протягивает Вадиму меч. Мальчик берёт его и замахивается на монету. Меч разлетается на части. Осколок отлетает от него и задевает руку Вадима. Выступает кровь.
ВАДИМ
Сзади!
Из тьмы резко проступает двойник Золтыкова и со всего размаху вгоняет меч в спину Бесова. С лезвия меча кровь, сейчас она выглядит как чёрные чернила, вопреки гравитации летит по прямой линии и падает на монету. Бесов раскидывает руки крестом и разлетается осколками.
ВАДИМ
Нет! Нет! За что!
Вадим бьёт рукой по монете, кровь попадает на неё, внезапно чёрная кровь Бесова летит вниз прямо на монету. Монета ломается пополам. В месте слома монеты мир начинает светиться и его затягивает в пустоту. С хлопком всё исчевает.
34 ИНТ. УЛЬЯНОВСК. – ДЕНЬ.
Вадима поднимают наверх. Видно, что одежда превратилась в лохмотья. Всё в тумане. Слышны голоса.
ПЕРВЫЙ ГОЛОС
– Вот, вот он! Хватай! Тащи! Наверх!
ВТОРОЙ ГОЛОС
– Кажется, жив. Надо доставить его в больницу.
ВАДИМ
Я дома… Я вернулся…
ТРЕТИЙ ГОЛОС
Вызывайте дирижабль скорой помощи!
И позвоните временной полиции – скажите, мы нашли его!
Вадим открывает глаза и видит, что над ним склонился автоматон Золтыкова. Он улыбается и смотрит на Вадима с искренним сочувствием.
ВАДИМ
Этого не может быть!
Я же вернулся в своё будущее.
АВТОМАТОН
Теперь это наше будущее.
Люди проиграли.
Свидетельство о публикации №218031100756