Просвещенность

Просвещённость как качество личности – это способность пропустить через свой разум знания, полученные от хорошего образования, достигнуть образованности, высокого уровня развития личности, культурности и нравственности!

                «Знающий людей благоразумен.Знающий себя просвещен.»            
                (Лао-цзы)

                «Ныне требуется просвещенный духовник,
                ибо человек все ещё не умеет идти сам,
                полагаясь на свой разум.»
                (Лууле Виилма)

…Всё знать человеку невозможно, да и не нужно. Однако принятие любых решений всегда связано с информацией. При этом информация здесь рассматривается в бесконечно широком смысле, потому что даже чувство голода являются информацией сенсорного характера, поступление которой в мозг заставляет человека заниматься поисками пищи.
Сколько и какой информации нужно человеку для желанной жизни?
Многое всегда зависит от индивидуальных потребностей.
Что-то ещё зависит от персонального воспитания (семья, близкие, друзья – всем мы друг для друга воспитатели!). Еще на количество информации может влиять среда, дающая воспитание общее (церковь, общество, государство) или воспитание групповое (знакомые, соседи, трудовой коллектив – место, определяющее уклад нашей жизни).
И, наконец, сознательные усилия человека, направленные на поиск информации, её анализ и классификацию, также весьма серьезно влияют на её количество и её качество (человек либо ищет полезную информацию и развивается, либо – ровно обратное!)
Однако даже собранная или полученная информация может быть востребована или не востребована человеком. Многие философы, накапливая информацию о человеке и среде его обитания, разрушают собственную мотивацию к активной жизни и прекращают заниматься активной деятельностью, рассуждая по принципу  «Всё проходит!», т.е. многие знания – это ещё и многие печали…
Неумение ценить и собирать полезную для собственного развития информацию, делает любого из нас заложником непоследовательны своих действий, когда рассуждения перестают соответствовать поведению. Почему?
Потому что рассуждения и убеждения – это разные вещи! Информация влияет на желательное для нас собственное поведение тогда, когда мы убеждены в правильности выбора и верим в реальность целей, достижение которых приводит к «сбыче мечт». Одних рассуждений о рациональном осмыслении тех или иных фактов с целью принятия нужного решения здесь явно недостаточно, потому что рациональность, осмысленность, вдумчивость – это, конечно, важно, однако на качество жизни это может и не влиять.
Пример – проблема бедности и нищеты миллионов россиян, о которой так много говорится на просторах интернета. Когда читаешь, как порой живут у нас люди, возникает понимание того, что либо все это ложь, либо людей такая жизнь устраивает, либо люди просто не знают, что делать, чтобы изменить свою жизнь, не понимают и не умеют этого.
А ведь если верить официальной пропаганде, россияне – это великая нация умнейших людей!
*    *    *
Ум, конечно же, человеку помогает. Но он же ему мешает, запутывает!
Если не понимать, как он работает...
*    *    *
…Сын живет Достоевским, его идеями. Поверху наслоилось и медленно просачивается вглубь всего этого идеология христианства. Мои доводы о том, что неплохо бы еще почитать и психологию, воспринимаются вяло, если вообще воспринимаются…
*    *    *
…А психология полезна, как и математика в современной эпохе тотальной человечества! Математика помогает сосчитать количество рублей в ладони, чтобы понять, хватит ли их, чтобы купить буханку хлеба, а психология неизбежно приводит к выводу о том, что в основе личности  имеется  матрица и человек в связи с этим управляется Законом.
Суть этого закона изложена, в том числе и в учении Христа, однако без психологии он не может быть понят, а вера будет мертва, даже при наличии ощущения её наличия…
*    *    *
…Не хочу, чтобы мой ум мне мешал. Поэтому задаю себе вопрос – а чем, собственно, он мне мешает? Как?
И снова, и снова отвечаю – запутывает, зараза эдакая! И как мастерски запутывает!!! – Иногда на годы… Этим и мешает. По форме – все правильно, а по сути своей на выходе – бред сознания…
*    *    *
…Анализирую свои знания. Не сразу, но понимаю, что все гораздо проще, чем есть на самом деле… Не логично? – Так и это всё знакомые проделки сознания, склонного к бреду!
Ум говорит, что для того, чтобы в кошельке что-то было, нужно работать!
Как с этим поспоришь? – Трудно! Почти невозможно, если не брать в расчет воровство, лотерею или наследство.
Но «нужно работать» - это слишком общё! Потому что большинство из нас работает, а благополучие у нас разное!
Разум же, в отличии от ума (ум, рассудок, разум – это все не одно и тоже, но и это понимается не сразу, не всеми да и не всегда!) говорит, например, следующее.
Мне для работы необходимо знать:
- что есть юридическое и физическое лицо;
- в чем их разница;
- что есть финансово-хозяйственная деятельность предприятия;
- что такое рынок;
- что представляет собой рынок банковских услуг;
- суть бухгалтерского учета;
- понятие баланса предприятия;
- чем отличается кредитор от дебитора;
- что такое “ООО”, “АО”, “ПАО”, “ГУП” и пр.;
- как пользоваться компьютером;
- где и в каком порядке получить интересующую меня информацию о контрагентах;
- какая информация является государственной, коммерческой, банковской и др. тайной;
- что есть обеспечение по кредиту;
- что есть кредит;
- чем кредит отличается от займа или лизинга;
- принципы кредитования;
- отличие инвестиционного кредитования от проектного финансирования;
- в чем суть возобновляемой кредитной линии и невозобновляемой кредитной линии;
- что такое овердрафтный кредит;
- кто такой акционер и чем он отличается от участника общества;
- назначение кассы и расчетного счета;
- “плюсы” и “минусы” “обналичивания” денежных средств;
- “обналичивание” и “отмывание” - что общего и в чем различие;
- почему закон об “отмывании” нужен, а о запрете “обналичивания” нет;
- техника предупреждения потенциальных угроз конкурентов;
- политика работы с просроченной задолженностью.
А еще мне важно знать, как связаны между собой Иванов Иван Иванович, занимающийся банковским бизнесом, с Петровым Петром Петровичем, занимающимся строительством и торговлей, а также - с Сидоровым Сидором Сидоровичем, занимающим кресло топ-чиновника, курирующего строительную отрасль в городе, потому что именно решение последнего определяют поведение Иванова И.И., который будет думать, дать или не дать кредит Петру Петровичу, и если дать, то по какой схеме, потому что бизнес П. Петрова сегодня, увы, в большом минусе и имеется риск невозврата кредита.
Кроме этого, моя задача одновременно понимать то, что …
И в том числе мне необходимо обязательно ориентироваться на такой фактор, как…
А работа с этой информацией никак не может вестись в отрыве от... и без учета …
Важно также учесть, что у меня моей должностной инструкцией предусмотрена такая моя обязанность, как …
А формальные обязанности всегда дополняются и неформальными функциями, включая …
Ну а заканчивается всё это принятием некоторых решений, оформляемых документально или выражаемых устно с выводами «Да», «Да, но...», «Возможно лишь при условии...», «Нет в ближайшем отчётном периоде...», «Нет» или « Никогда нет!».
Оформляемый мной мой документ может иметь форму справки, заключения, докладной, информационной или служебной записки. Информация может фиксироваться на бумажном или электронном носителе. Если она уходит за пределы подразделения, то в обязательном порядке документ подписывается руководителем и регистрируется в установленном порядке…
Разумеется, я изложил здесь далеко не всё из того, что мне нужно знать по сути своей работы. Более того,  это даже и не суть, потому что работа моя имеет специфический характер и требует конфиденциальности в своей конкретике…
Очевидно, что всё изложенное выше – это не просто некое абстрактное «...нужно работать...»
В определённой степени, работа – это своеобразный творческий процесс...
Если быть посвященным ей, или - просвещённым в ней?
*    *    *
…Зигмунд Фрейд – имя, известное как специалистам, так и многим обывателям. Его последователей Эрика Берн и Карен Хорни знают уже не так хорошо. Уильяма Джемса вспоминают обычно как классика психологической науки. Милтон  Эриксон – это кумир достаточно узкого круга специалистов, хотя аббревиатура “НЛП” - это широко употребляемый и достаточно модный термин.
И.П.Павлов знаком нам больше как физиолог, а труды психолога Льва Семёновича Выго;тского (имя при рождении — Лев Си;мхович Вы;годский; 5 [17] ноября 1896, Орша, Могилёвская губерния — 11 июня 1934, Москва), практически не встречается при интернет-коммуникациях.
Также и фамилия Д.Узнадзе, разработавшего основы психологической установки, у многих пользователей интернета ни с кем не ассоциируется и он им не знаком.
А вот Владимира Леви мы в своей стране знаем больше как писателя-психолога, чем как врача-психотерапевта…Но и он медленно тает в своей известности в лавине информационного блуда, суть которого в чем угодно, только не в том, что полезно для развития интеллекта... Впрочем, потому он и блуд, что умнейших людей на первых страницах в нём почти не видно...
А ведь названные выше люди, как многие и многие другие, изучающие душу человека, его сознание, мозг и влияние души на тело, а тело на дух и душу (как ум, рассудок, сознание и  разум, - тоже разные понятия!), между тем жили или живут и изучают самую главную ценность нашей планеты – Человека!
Почему же сам человек не изучает себя? А если изучает, почему он это делает примитивно, почти разово и практически спонтанно? Почему самоизучение заканчивается на стадии самоотчета “ем - не ем”, “приятно - не приятно”, “имею - не имею”, “больно - не больно”, “я и не-я” и так далее и тому подобное?
*    *    *
…Мне сегодня очень интересно не только то, как информация влияет на мое поведение.
Читая как любитель, как обыватель, как дилетант литературу на тему психологии, все сильнее укрепляюсь в том мнении, что невозможно без знания быть результативным, эффективным, а значит – конкурентоспособным и успешным. А такая «невозможность» значит одно: человек  всегда будет неудачником или жертвой, если задача просвещённости не станет для него одним из приоритетов в ряду других, о которых я сказал ранее.
Человек без патологии не может испытывать радости от своего ощущения “снова не получилось”, а без радости – нормальный человек с чистой совестью даже себе самому объявить не сможет, не говоря уже о большем.
*    *    *
Знаю, что мы себя обманываем довольно часто!
Чтобы не думать о грустном, придумываем себе игрушки. Игрушки разные (пьянство, супружеские измены, хобби, насилие, развлечение, сволочизм, трёп, самоуничижение и жалость к самому или самой  себе, еще что-то...),  но суть их одна – сделать всё, чтобы имеющееся свободное время  потратить привычно-механистическим образом  без раздумий о том, а как это – изучать себя?
Про самообман я очень давно прочитал у А.С. Пушкина в его «Герое»: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...»
*    *    *
…Залез в Интернет. Навскидку набрал “Джемс” и сразу вывалилась масса сайтов. Среди них страничка с заголовком “Воля”. Ниже, в скобках – “(Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 313-332, 351-354)”.  Читаю.
“…Волевые акты. Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия…
Два различных рода идей о движениях. Идеи о движениях бывают двоякого рода: непосредственные и опосредованные. Иначе говоря, в нас может возникать или идея о движении в самих двигающихся частях тела, идея, осознаваемая нами в момент движения, или идея о движении нашего тела, поскольку это движение видимо, слышимо нами или поскольку оно оказывает известное действие (удар, давление, царапанье) на какую-нибудь другую часть тела…
Конечный повод к движению. Назовем конечным поводом к движению ту идею в нашем сознании, которая непосредственно предшествует двигательному разряду. Спрашивается: служат поводами к движению только непосредственные моторные идеи или ими могут быть также и опосредованные моторные идеи? Не может быть сомнения в том, что конечным поводом к движению могут быть равным образом и непосредственные, и опосредованные моторные идеи. Хотя в начале нашего знакомства с известным движением, когда мы еще учимся производить его, непосредственные моторные идеи и выступают на первый план в нашем сознании, но впоследствии это бывает не так…
Идеомоторное действие. Нам предстоит ответить на вопрос, может ли до наступления движения идея о чувственных его результатах сама по себе служить достаточным к нему поводом, или движению должен еще предшествовать некоторый добавочный психический элемент в виде решения, согласия, приказания воли или другого аналогичного состояния сознания? Я даю на это следующий ответ…
Обдуманные действия. Теперь мы можем приступить к выяснению того, что происходит в нас, когда мы действуем обдуманно или когда перед нашим сознанием имеется несколько объектов в виде противодействующих или равно благоприятных альтернатив. Один из объектов мысли может быть моторной идеей. Сам по себе он вызвал бы движение, но некоторые объекты мысли в данную минуту задерживают его, а другие, наоборот, содействуют его выполнению. В результате получается своеобразное внутреннее чувство беспокойства, называемое нерешительностью. К счастью, оно слишком хорошо знакомо всякому, описать же его совершенно невозможно…
Пять главных типов решимости. Первый может быть назван типом разумной решимости. Мы проявляем ее, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место одной альтернативе, которую мы принимаем без всякого усилия и принуждения. До наступления рациональной оценки мы спокойно осознаем, что необходимость действовать в известном направлении еще не стала очевидной, и это удерживает нас от действия. Но в один прекрасный день мы вдруг начинаем осознавать, что мотивы для действия основательны, что никаких дальнейших разъяснений здесь нечего ожидать и что именно теперь пора действовать. В этих случаях переход от сомнения к уверенности переживается совершенно пассивно. Нам кажется, что разумные основания для действия вытекают сами собой из сути дела, совершенно независимо от нашей воли. Впрочем, мы при этом не испытываем никакого чувства принуждения, сознавая себя свободными. Разумное основание, находимое нами для действия, большей частью заключается в том, что мы подыскиваем для настоящего случая подходящий класс случаев, при которых мы уже привыкли действовать не колеблясь, по известному шаблону…
Чувство усилия. Когда я утверждал, что сознание (или связанные с ним нервные процессы) по природе импульсивно, мне следовало бы добавить: при достаточной степени интенсивности. Состояния сознания различаются по способности вызывать движение. Интенсивность некоторых ощущений на практике бывает бессильна вызвать заметные движения, интенсивность других влечет за собой видимые движения. Говоря: "на практике", я хочу сказать: "при обыкновенных условиях". Такими условиями могут быть привычные остановки и деятельности, например приятное чувство dolce Far niente (сладкое чувство ничегонеделания), вызывающее в каждом из нас известную степень лени, которую можно преодолеть только при помощи энергичного усилия воли; таково чувство прирожденной инертности, чувство внутреннего сопротивления, оказываемого нервными центрами, сопротивления, которое делает разряд невозможным, пока действующая сила не достигла определенной степени напряжения и не перешла за ее границу...
Вопрос о свободе воли. Выше мы заметили, что при волевом усилии нам кажется, будто в каждую минуту мы могли бы сделать это усилие большим или меньшим по сравнению со сделанным нами. Другими словами, нам кажется, будто усилие не зависит постоянно от величины сопротивления, которое оказывает известный объект нашей воли; будто по отношению к окружающим обстоятельствам (к мотивам, складу характера и т. д.) оно представляет то, что на математическом языке называется независимой переменной.
Если степень усилия представляет независимую переменную в отношении к окружающим условиям, то наша воля, как говорится, свободна.
Если же, наоборот, степень усилия есть …”.
*    *    *
Ну как можно заниматься ремонтом автомобиля, не зная его устройства?
Почему же можно жить, мечтая о счастье и успехе, не зная при этом ни своего устройства, ни истинных причин своих неудач и своей несчастливости?
Стоит ли заниматься самообманом, ради самоуспокоения, самое главное – ради самооправдания собственного невежества, нерадения или безделья и обвинения всех и вся вокруг себя?
*    *    *
… Чтобы не терять драгоценное жизненное время, я сегодня пользуюсь телефоном, автомобилем, компьютером, факсом; чтобы оптимизировать свою жизнь, я слежу за состоянием финансового рынка, политической составляющей в своей стране, расстановкой персоналий на ключевых постах в государстве, состоянием экологии и внешнеполитическим курсом; чтобы быть в курсе событий, информационные и развлекательные радио и телепрограммы смотрю избирательно, исходя из единственной задачи – чтобы было полезно, выгодно или приятно…
*    *    *
…Есть во мне и все остальное – школьные знания, быт, сплетни, философские идеи Достоевского, Толстого, Конфуция и соседа Кузьмича, а также прочее, прочее, прочее…
*    *    *
Вывод: мой ум больше не может меня увлечь, обмануть и запутать!
Мне посчастливилось создать универсальную матрицу личности и универсальную матрицу сознания!
Какая бы мысль не звучала, я сегодня знаю, в каком информационно ящике моего сознания она лежит – всего таких шесть!
В частности, в одном  из них - информация, приносящая доход!
Мне платят не за мою работу, а за ту работу, которая качественна и потому приносит компании прибыль. Компания вознаграждает за это...
И это уже не совсем то, что «работать нужно для того, чтобы в кошельке что-то было», а если быть точным – совсем не то!
В равной степени это относится и к другим «ящикам» сознания, в которых живет информация о том, как управлять собой, что в жизни главное и что экономит время, какие вещи ослабляют, а какие укрепляют Личность и делают жизнь желанной.
Все, что я делаю, - это достаю или, добывая новую, укладываю эту информацию в свои ящики сознания. Больше никаких проблем с умом: он теперь послушен, потому что управляем, потому что приручен и подчинён! Не он управляет мною, а разум управляет им!
*     *     *
Закончить хочу словами, приписываемыми И.Канту:«... Просвещённый человек - это человек зрелый, ставший совершеннолетним, имеющий смелость жить своим умом, не подчиняясь слепо авторитету, традиции, догме."
*     *     *
 «Просвещение» - это заключительная статья о цельно-завершенной Личности, повествование о которой было начато мною более 10 лет назад.
Сегодня многое доработано и «отшлифовано», но суть осталась прежней.
Не вижу причин не рассказать о том, с чего все начиналось.
Учитесь, люди!
Учитесь личной силе, если ищете для себя счастья, ибо «...От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его!»
Желаю усердия и терпения тебе, Друг, если решишься на это!
*     *     *
Справочно специально для Тебя, потому что ты дочитал.
Константин Эс – это мой творческий псевдоним.
Я - коуч!
Моё направление – это практические вопросы работы, жизни, отношений, общения.
Коучинг – это способ обучения, задачей которого является достижение конкретной цели.
В коучинге акцент делается на результате и задаче его достижения!
Коучинг проводится коучем и предполагает его тесную работу с учеником.
Коуч помогает не просто получить определенные навыки, но и обрести позитивный взгляд на жизнь, научиться побороть психологические барьеры, лень, страх и действовать.
https://www.b17.ru/article/101883/
Возможно, тебе это не пригодится, но пусть у тебя будет.

C теплом и пожеланием лучшего из возможного, - К.Эс


Рецензии