Сочинение 1986 года

Недавно копался в шкафу и нашёл пожелтевшую тетрадку со школьным сочинением 1986 года. Посмеяться над собой - не стыдно. А с позиций сегодняшнего дня - и полезно. Это пожизненная прививка от пошлого дурновкусия, когда не то что из великой русской литературы, но уже из Писания делают идеологию под сиюминутные нужды и запросы власти. Великие произведения ей, конечно, не поддаются - потому суть не поменялась бы, будь это всё изложено более искусным языком.

А не стыдно ещё и по той причине, что пожизненно буду благодарен учительнице русского языка и литературы, Людмиле Сергеевне Журавлёвой, взявшей в 27 лет наш класс вплоть до окончания школы. И по-настоящему познакомившей меня с миром литературы без голосов зомбирующих идеологов. Всего год спустя я стал писать совсем иначе, в 1990 году мой реферат о творчестве Высоцкого вошел в шорт-лист эссе на городской олимпиаде, а она назвала его лучшим сочинением из всех, что написали её ученики за 10 лет педагогической деятельности.

Так что - да, не стыдно. Скорее, поучительно. Улыбнитесь и держите детей подальше от идеологического хлама.



***



Сочинение "Герой Нашего Времени"



Когда я читаю "Герой Нашего Времени", я всегда очень жалею Печорина. Ведь мы, счастливые советские люди, знаем труды Маркса и Энгельса, гениальные работы Ленина. А на уроках литературы познакомились с разбуженным декабристами Герценом, вестником революции Горьким М. ("Буревестник").

Я вспоминаю моих любимых героев - Спартака Рафаэлло Джованьолли, поднявшего бунт против царских устоев Дубровского. Если задуматься, против этого протестует и Печорин! Ведь трагедия Пушкина и Лермонтова в том, что зная и отображая гнилость царизма, они не могли предложить другое устройство общества. Но их огромный талант, при всей классовой ограниченности, ощущал надвигающиеся перемены и эпоху великих свершений социализма.* Поэтому, мы помним и читаем их сегодня.

Я хочу сказать о Печорине. Да, он Герой - для своего времени. Фаталист, томимый несправедливым обществом. Храбрец, чья отвага никому не нужна, потому что не служит светлому будущему! Ведь именно на Кавказе сам Лермонтов ощутил неизбежность падения царизма; знает о нём и Печорин.
 
Наш Герой очень одинок в том обществе. Рядом с ним - глуповатый Грушницкий, любящая его, но ещё более ограниченная Вера. А юная Мери... Что ей от него надо?** И что она может предложить такому Герою, кроме мещанства и надоедливого этикета той разжиревшей знати? Все отношения с ней Лермонтов задумал в романе только для того, чтобы показать: Печорин родился не в своё время! Да и сам Михаил Юрьевич родился слишком рано.

Одним из заданий для сочинения было изложить свои ассоциации с Печориным в сегодняшней жизни советских людей. Я подумал, что Печорин похож на талантливого хоккеиста, у которого нет команды, тренера, партии, флага и гимна. Он играет в одиночку.*** И Лермонтов это показал очень хорошо. Будь Печорин в настоящем коллективе - стал бы советским человеком. И это понимает мудрый Максимыч, но наш герой его не слышит.

Мне грустно завершать своё сочинение. Наш Герой не дожил до великой эпохи, не понял свои ошибки. Зато мы помним его и сегодня. И я всегда ему сочувствую, когда читаю Лермонтова.


- Жибуртович К, 6-й Б, 1986 год



***


Примечания:

*фразы стырена из советской лит.хрестоматии для средних классов

**когда я повторил этот вопрос, выйдя к доске, девчонки в классе ржали так, что невольно засмеялась и учительница

***жесть просто - хорошо, что не скатился в разговор о чемпионате Мира по хоккею, который в тот год шёл в Москве


Комментарий Людмилы Сергеевны:

- Костя, пять я поставлю. Только, поверь, что все личные вопросы и проблемы Печорина никак не связаны с отсутствием торжества социалистической революции. Как и у Дубровского с Марьей Кирилловной - тоже. Подойди ко мне завтра после уроков, и мы поговорим о Лермонтове. А пока подумай о линии Печорин - Мери без всяких идеологий. Расскажешь мне, я дополню.

:)


Рецензии