Найман

      Есть посёлок на юге Кыргызстана. Посёлок который до сих пор снится многим его бывшим обитателям,которых разбросала судьба по всей необъятной Земле. Бывшие найманцы живут в России,Канаде,Америке,Франции,Греции,Швеции,Австралии,Турции, Германии,Испании и можно ещё долго перечислять. Называется этот посёлок Найман.  Поселок Найман был образован в 1960 году и развивался на базе рудника"Улуу-Тоо" Хайдарканского ртутного комбината. Главной достопримечательность посёлка было водохранилище. Оно даже привлекало туристов из других городов и районов нашего региона. Мы проводили там все дни напролёт во время летних каникул. На берегах этого искусственного озера располагались 3-4 пансионата разных ведомств нашего посёлка. Водохранилище также было привлекательным для рыбаков. У нас был даже рыбнадзор, который осуществлял контроль над браконьерами. Каким райским местом был наш посёлок, утопающий в зелени. Тогда не было высоченных кирпичных заборов, а были деревянные штакетники, выкрашенные во все цвета радуги. Мы проходили по улицам и могли любоваться у кого, что растёт. У кого черешня, у кого абрикосы, у кого яблоки, какие цветы у кого посажены. Хозяева садов громко здоровались со всеми проходящими ротозеями и завистниками по-белому.
      У Юрия Антонова есть песня, которая называется: "Есть улицы"...Каждый раз когда я слышу её, я вспоминаю о своём посёлке. Напою лишь припев: "Пройду по Абрикосовой сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени. Вишнёвые грушёвые зелёные прохладные, как будто в детство давнее ведут меня они".
      Мы с мамой также были заядлые огородницы. У нас был хороший огород. Ухоженный и благоустроенный. Мы сажали помидоры, огурцы, чеснок, лук, картошку, морковь, баклажаны, болгарский перец. Моими любимыми овощами были баклажаны и болгарский перец. Самые неприхотливые и плодовитые. 

    Мои три сестры родились в Алайском районе. И приехали в посёлок уже в возрасте 5-10 лет. Я родилась в посёлке. Папу отправили в посёлок в колонию поселения после 2.5 лет пребывания в тюрьме. Куда его посадили за растрату. Он в Алае был директором заготконторы. Мама приехала с детьми к нему в колонию поселения. Вначале они жили в бараке. Потом нам дали хороший дом. У папы в посёлке был заслуженный авторитет. Он был комендантом посёлка. 98% населения
 В поле зрения директора школы Пшеничниковой я оказалась в 1982 году, когда она пригласила меня в свой кабинет и вручила почётную грамоту победителя областной Олимпиады по химии. По крайней мере я не помню знаков внимания с её стороны к моей тогда ещё супер скромнейшей персоне, чего не скажешь обо мне сегодня, теперь я слышу часто: " Однозначно, от скромности ты не умрёшь ", да слава богу я смогла избавиться от этого комплекса, от этого ненужного качества, которое мне лично, чуть не загубило жизнь...Так вот с 1982 года я уже начала ощущать на себе внимание и положительное восприятие меня со стороны директора школы и впоследствии я отвожу ей в своём детстве значительное место в становлении меня как личности, именно Лидии Константиновне удалось поправить моё психологическое состояние и восприятие жизни в унылых красках(последствия "террористических" действий классной руководительницы Корешковой Екатерины Степановны( "рыжая" ), она отвела 1-2 часа своего времени на разговор tet-a-tet .
Лидия Константиновна, объяснила мне, что всё лучшее впереди...И потом всё плохое забывается, а остаётся в памяти лучшее....Так вот Лидия Константиновна это частица из всего того лучшего в моём детстве, что я вспоминаю...О ней у нас был стишок: «Директриса-это крыса которая бегает по углам и делит угол пополам » глупый конечно стишок, но удивительно точно воспроизводящий образ Пшеничниковой Лидии Константиновны , которая была маленького роста, ходила по школе быстрым шагом, можно сказать бегом, преподавала нам историю и обществоведение, вела уроки замечательно. Помню один урок, она рассказывала нам про какой-то индийский чай, которым кто-то где-то торговал, не помню и вот она подошла к Юре Савичеву и спрашивает у него: «Нужён им был этот чай или не нужён?» Юра молчит как партизан, а она неиствует: «Нужён или не нужён?» и так раз 5 , весь класс уже не шёпотом, а почти криком подсказывает: «Нужён», и тут Юрочка соизволил буркнуть, басом:«Нужён» и Лидия Константиновна погладив его по головке, выдохнула: «Правильно, нужён, молодец!».  Лидия Константиновна была соседкой через забор нашего одноклассника Азади Маматова, а он и его братья и сёстры одно время по семейным обстоятельствам вынуждены были проживать одни без родителей, Лидия Константиновна его очень жалела и я узнала позже, что она их хорошо поддержала в то трудное для них время. Однажды на уроке истории он уснул, мы начали похихикивать, а она нас пристыдила и объяснила, что он в своём доме за хозяина, когда он проснулся, она спросила у него: «Почему не спал ночью?», на что он ответил, чистосердечно: «Коза рожала», а мы дурные от хохота некоторые из нас сидящие на камчатке катались по полу, потом некоторое время Азади обзывали акушером.Этим я хотела сказать, что Лидия Константиновна к тому же была хорошей и внимательной соседкой,да и человек не побоюсь этого слова с большой буквы. Низкий ей поклон.
      
      Моя первая учительница- Маслякова Надежда Ивановна. Я испытала в глубине души ревность когда Анжела Карабагазова и Оля Ермолина написали мне, что она и их учительница...Все эти годы я ощущала, что она только наша...Любимая и незабываемая...Мягкая, добрая...я воспринимаю её как маму...Вот я с сыном и дочерью стою у той же калиточки, перекосившейся от времени...Открываю и иду в глубь двора...Вот она...Надежда Ивановна...Обнимаемся, целуемся...Я спрашиваю: "Надежда Ивановна, вы меня помните?"...Она не задумываясь ни на секунду уверенно отвечает: "Ну что ты Эльмирочка, как я могу тебя забыть?"...Разговаривали 3-4 часа...Надежда Ивановна несмотря на свои 80 с лишним лет...В прекрасной, умственной форме, помнит многие казалось бы мелочи, может и сейчас охарактеризовать безошибочно всех своих учеников...Получает письма от Ирины Перетятькиной...Старенькая...Проблемы со здоровьем...Годы беспощадны...Но верность Найману непоколебима...
       Мои одноклассники удивлены, как я могу помнить такие мелочи...Помню день...Торжественный и радостный...В первый раз в первый класс...Мои сёстры меня ведут за руки...Помню линейку и мне кажется это Серёжа Ермолин несёт Ирину Перетятькину на плечах и первый звонок...И мы направляемся в класс...Парты старого образца ещё как у Володи Ульянова слитные вместе со скамейками, коричневого цвета...с чёрной крышечкой, очень удобные...Новые голубые парты для меня до конца школы так и остались дискомфортными...Чернильницы из которых не выливалось чернило...Надежда Ивановна жила напротив школы и мы все караулили её возле калитки и когда она выходила мы повисали у неё с двух сторон на руках и буквально тащили её в школу...Обожала её чтение нам книг...Её голос, её неизменная прическа и стальной цвет волос...Помню как сейчас...Помню как мои старшие сёстры подшучивая надо мной, дразнили меня и говорили, что моя любимая первая учительница полная...Боже какие горькие слёзы я проливала...Надежда Ивановна осталась для меня...на всю жизнь...Педагог № 1...Шедевр советской педагогики и педагогики вообще..
      
Дубинина Ангелина Васильевна – мисс Гармония, невозмутимая,

справедливая, держалась всегда с достоинством. Помада неизменно оранжевого

цвета и удивительно шла ей. Уроки географии были у нас любимыми. У Ангелины

Васильевны был свой особый подход к каждому ученику и свой особый способ

проведения урока. В конце четверти когда она подводила итоги и зачитывала нам

по журналу оценки за четверть, 90% моих одноклассников оказывались отличниками

по географиии, которую она нам преподавала. Это было так торжественно и традиционно из четверти в четверть,

что наши детские сердца наполнялись гордостью и радостью и мы с нетерпением

ждали этого дня в конце каждой четверти и стремились попасть в этот список

отличников по географии Помню как стоя у карты мира с линейкой в руках мы

показывали ей без заминки те страны которые она нам называла и называли их

столицы безошибочно. Уже потом учась в институте меня поражали студенты которые

 не знали о существовании таких стран как Уругвай, Парагвай, Мали, Бенин,

Кения...У нашей «Гели», так мы её иногда называли

между собой, любя, был заслуженный авторитет среди учителей и учеников.

Ангелина Васильевна была в нашей школе завучем-организатором, потом её сменила

на этом посту Галина Григорьевна. Ангелина Васильевна однажды была даже нашим

классным руководителем, на то время когда наша «Рыжая» болела, это были для нас

счастливые дни и мы мечтали, чтобы она осталась нашим классным руководителем до

окончания школы.Урок географии проходил в следующем порядке:

вначале выступал основной докладчик по теме, когда его знания по данной теме

иссякали, Ангелина Васильевна обращалась к классу: «У кого будут дополнения?» и

вот тут взмывался лес рук, мы подпрыгивали с места и буквально умоляли её:

«Можно я ? Можно я ?», выступить давалась возможность всем желающим, главное не

повторятся. Таким образом за урок наш класс умудрялся получить в общей

сложности  до 15 пятёрок. Так что стимул учить и любить  географию

был огромный. У Ангелины Васильевны было

удивительное сочетание очень тонкого юмора и строгости...Вообщем это была женщина с достоинством...и мне лично очень

приятно её вспоминать...
   
      Юдина Галина Григорьевна приехала к нам в посёлок из Ленинграда вслед за мужем которого партия и Правительство направили инженером на рудник Улуу-Тоо. Преподавала она нам английский язык и звали мы её соответственно англичанкой.Помню как вошла она к нам в класс в первый раз вслед за директрисой. Лидия Константиновна представила нам её и вышла, мы смотрели на неё как козы на новые ворота. Губы домиком, накрашены бледно розовой помадой в тон розового трикотажного костюма хорошего качества импортного производства. Галина Григорьевна села за стол, открыла журнал и объяснила нам как мы будем знакомиться, она должна была называть наши фамилии по классному журналу, а мы должны были подниматься с места и называть свои имена. Так она благополучно дошла до фамилии Сапаров, он медленно раскачиваясь, небрежно и нехотя поднялся с места,встал облокотившись на парту и пробурчал себе под нос: «Махмуд», Галина
Григорьевна не расслышав переспросила: «Как? Как?»
Махмуд опять пробурчал : «Махмуд», она естественно

опять переспрашивает: «Как?Как?» он также повторяет: Махмуд», тут её лицо

заливается розовой краской в тон её красивого костюма и она извиняясь

переспрашивает в очередной раз: «Как? Как?» в классе устанавливается тишина

такая, что если бы была в это время в классе муха то мы бы услышали как она

летает. Пауза…и тут Махмуд громко и чётко


выпалил: «Не сказу!» Класс взорвался от хохота, те

кто сидели на камчатке попадали со стульев, первый урок новенькой учительницы кажется был сорван, но зато в

Галину Григорьевну мы влюбились прямо с первого урока, она обладала наверное

английским чувством юмора и её уроки проходили очень весело. Она до сих пор

ассоциируется в моей памяти с розовым цветом. Сейчас кажется она проживает в

Нижневартовске. Она тоже внесла свою лепту в становление нас как личностей.
Часто вспоминая те семьи, которые проживали в те времена в Наймане я думаю о том, что  многим из них можно посвятить целую главу книги, но об этой семье или точнее об этом человеке, главе семьи Керимкуловых сказать необходимо обязательно. Кочконбек Керимкулов – бессменный директор рудника Улуу-Тоо в течении 16 лет. Я думаю не ошибусь,если скажу, спасибо Кочконбеку Керимкулову за наше счастливое детство. Это звучит примерно так как говорили наши отцы: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», но в нашем случае это звучит искренно и заслуженно. Как руководитель Кочконбек Керимкулов ассоциируется в моей памяти как самородок, непревзойдённый идеальный руководитель, я таких встречала в жизни не так много. Он до сих пор ведёт активный образ жизни, успешный фермер в Таласской области, но при встрече сразу заводит разговор о Наймане, от воспоминаний глаза загораются и чувствуется,что Найман в его судьбе знаменательная веха на службу людям найманцам. Я хочу остеречь его от мыслей что он  и его заслуги забыты, возможно наши власти и забыли, но он и его дела в сердцах простых тогдашних найманцев. Низкий поклон вам, Кочконбек ака ! Вы и ваша семья всегда была примером в нашем посёлке. Ваших детей ставили нам в пример родители и на Вашу жену равнялись многие женщины посёлка. Словом Ваша семья была образцовая. Долгих Вам  лет жизни, а место в раю я уверенна вам уже забронировано… Я и моя мама ездили в гости в Талас к Керимкуловым на юбилей...Летом 2007 года наш уважаемый Кочконбек ака справлял свой 70-летний юбилей...В его адрес было сказано очень много лестных и приятных высказываний...Он был награждён грамотой Президента страны...Приехало очень много народу и официальных лиц...Выразить ему своё почтение...Он и теперь на коне...И вырастил себе достойную смену...Своих детей...Эмиль, Кадыр и конечно Джамилька...Им наверное сейчас как раз столько сколько было Кочконбек ака в Наймане...Они каждый по-своему вносят свою лепту в развитие Кыргызстана...И прекрасные люди и достойная смена своих родителей...
      Сейчас я расскажу о Ларисе Вебер – моей одноклассницы…Лора появилась в нашей школе где-то примерно в 5 классе…Необычная…Уже через месяц у  нас было такое чувство…что мы её знаем давным давно…Энергия неуёмная…Вулкан!!! Юмор, приколы, шутки, розыгрыши, сюрпризы лились через край…
В те дни когда класс был плохо подготовлен к уроку, Лора заводила с учителями разговор, рассказывала анекдоты или задавала отвлекающие вопросы и оттягивала время почти до звонка…Особенно на мой взгляд очень дружеские у неё отношения сложились с нашим физруком Иваном Евстафьевичем, который свою симпатию к ней и не скрывал…Наверное любил анекдоты…Она обладала редкой для найманцев врождённой аристократичностью…Лариса, тесно дружила с Людочкой Юрковой. Но отношения со всеми нами у неё были очень дружелюбные…Помню как у Ларисы появился мешочек со смехом, при надавливании из него раздавался дикий  мужской басовитый хохот…Сколько курьёзов было связано с ним…Помню, как на уроке химии, Лариска нажала на него и ошарашила Рыжую…, а мы веселились на полную катушку…А ещё мы сидели на скамейке перед клубом и когда проходила очередная цаца, вслед раздавался этот хохот, цаца оглядывалась в недоумении, а мы ржали как лошади…К слову …весь наш класс были огненные лошади…Кошмар!!!...Вы только представьте себе «табун» 25 огненных лошадей…Наверное поэтому в истории нашей школы именно наш класс остался  как самый лучший…Об этом нам говорили многие учителя…Лорочка, была пышненькой девочкой с белоснежной кожей и ярким розовым румянцем на щеках…Наверное её можно было обозвать «Пышкой»…Я смотрела на неё всегда с детским обожанием и очень хотела быть похожей на неё…Она это наверное чувствовала и ценила мою внимательность и умение слушать…Она часто приглашала меня к себе домой…Играла на фортепьяно и пела песни собственного сочинения…Это были я вам скажу совсем не шуточные песни…Философские и с очень глубоким смыслом…Я слушала с раскрытым ртом…и смотрела на неё как на звезду…Наверное ей это льстило…Она обладала не по-детски, женской мудростью…Это у неё наверное от мамы…Ларисы Александровны, заведующей детским садом рудника «Уллу-Тоо»…Красивая была женщина…И мудрая!!!...Она не кичилась посидеть с нами, пошептаться…между нами девочками…Вообщем Лариска и её мама были как подружки…Я очень любила бывать у неё дома…потому что гостеприимство было у них семейной чертой, помню как даже папа Юрий Августович потчевал нас чаем с заморскими тогда для меня, диковинными конфетками, кругленькими, обёрнутыми в красивые золотистые фантики, трюфеля, но тогда я этого не знала…Её сестрёнка и братишка в отличии от Лорочки, запомнились  мне лично скромными, застенчивыми и тихими детишками. Юрий Августович был начальником СМНУ или ПМК-2, на работе я его никогда не видела, но о нём слыла слава как об очень гармоничном руководителе…Он мог и строгость проявить и человеческий фактор очень чтил…Особенно в восторге от него была женская половина посёлка…Помню слышала такие возгласы как : «…Ах, какой мужчина!!!»…Нет, серьёзно…Говорили, что он очень внимателен был к женщинам и женским проблемам…Да и для посёлка он сделал немало…Этот район в посёлке, за каналом…новый и я бы даже сказала ставший впоследствии  элитным…появился благодаря ему…
Мы советские люди привыкли говорить высокопарные слова на поминках и воздвигать памятники и петь дифирамбы после смерти человека…Я часто думаю, почему мы боимся или стесняемся сказать приятное, тёплое, благодарное…Юрий Августович, к сожалению, уже никогда не прочтёт и не услышит мой рассказ о нём. Пусть Земля будет ему пухом!


Рецензии