Сила поэзии

                Моей любимой подруге

Кто из нас не знает, что такое поэзия? Погружаясь в нее, душа уносится куда-то вдаль, в заоблачный мир грез, а реальность перестает существовать, уступив место созданному воображением миражу. Поэзия Серебряного века, наверное, оказывает особенно мощное воздействие на человека благодаря резкому контрасту между очарованием поэтического мира и ужасом мира грядущих событий, мира реального, стремительно вторгающегося в Поэзию. Губительное противоречие двух миров ощущали многие поэты начала двадцатого века: символисты, акмеисты, футуристы, крестьянские поэты, а также не связанные с каким-либо определенным направлением русского модернизма авторы; все они воспринимали современную им жизнь как вызов и вызов этот принимали:

    Я жизни не боюсь. Своим бодрящим шумом
    Она дает гореть, дает светиться думам.
    Тревога, а не мысль растет в безлюдной мгле,
    И холодно цветам ночами в хрустале... И.Анненский "Прелюдия"

Еще в студенческие годы появилась у меня подруга, каждую встречу с которой я бережно храню в своей памяти. Выросшая без отца, Марина всю жизнь была поддержкой и опорой для матери-инвалида, а затем стала главным человеком для мужа и детей. Чем бы она ни занималась, все у нее выходило с азартом, в любое дело умела она вложить частичку себя: преподавание, наука, восточная философия, походы, моржевание, Аргентинское танго, наконец, поэзия. Она не только загоралась сама, она передавала свой азарт другим, и в первую очередь младшему сыну, который был особенно ей близок.
Когда сын еще не был женат, приобщила его Марина к занятиям Аргентинским танго, да так приобщила, что, выступая с ним в паре, заняли они первое место на районном конкурсе бальных танцев. Примерно в это же время занимались они фигурным катанием, ходили по выставкам и музеям, посещали литературно-художественные вечера.

Как-то зимним вечером кто-то из знакомых пригласил Марину с сыном на вечер поэзии Серебряного века, проходивший в переоборудованном для подобных вечеров подвале многоэтажного дома, с небольшой сценой. Марина приехала туда к семи часам, отменив все дела, приехал после работы и сын. Вначале плохо работал микрофон и ведущий довольно долго его налаживал , в то время как собравшиеся терпеливо ждали. Объединенные силой любви к Поэзии, люди ждали начала вечера молча или вполголоса переговариваясь между собой. Зал был полон пришедшими сюда после работы уставшими людьми, входных билетов не было, пропуском служило знакомство с организаторами вечера и заявленное желание выступить со стихами. С получасовым опозданием вечер все же начался и - полилась музыка стихов, остановившая течение времени. Звучали И.Анненский, А.Белый, К.Бальмонт... чьи стихи только не звучали!

     Рыдай, буревая стихия,
     В столбах громового огня!
     Россия, Россия, Россия, -
     Безумствуй, сжигая меня!

 и сразу же после:

     Закрывая глаза, я целую тебя, -
       Бестелесен и тих поцелуй.
     Ты глядишь и молчишь, не губя, не любя,
       В колыханье тумана и струй.

Боясь нарушить лившуюся музыку стихов, собравшиеся здесь лишь изредка аплодировали выступавшим, а приготовившаяся читать стихи Марина так и не отважилась в тот раз выступить. Слишком велика была магическая сила звучащих слов и не хотелось ее ничем нарушать, слишком много чувств поднималось в груди и требовало осмысления. Вечер затянулся за полночь, так как никто не хотел расходиться, а по окончании вечера Марина с сыном решили пройти пешком до метро, другого транспорта уже не было. Молча шли они, мать и сын, по опустевшим зимним улочкам с домами, в которых оставались освещенными одно-два окна: назавтра был будний день. Падал мягкий снег, серебрившийся на свету; стояла тишина... Говорить не хотелось, потому что в ушах все еще звучали стихи. Так незаметно и подошли они к метро.

Метро встретило их шумом спешащих в этот поздний час поездов, ослепило потоком света, однако Поэзия, все еще жившая в их душах, была сильнее. Она продолжала жить в их душах и тогда, когда они вошли в один из пустых вагонов пришедшего поезда и опустились на свободные сиденья. Поначалу взгляд Марины был устремлен куда-то вдаль, но потом нарастающий шум и толчки набиравшего скорость поезда заставили ее посмотреть ниже и она вдруг обратила внимание на единственных пассажиров, сидевших прямо напротив них.
Это была молодая пара, он и она. Они держали в руках по банке с пивом, которые тут же и опустошали. Девица хихикала, ее кавалер что-то ей рассказывал - были слышны обрывки их разговора и мат. Марина теперь пристально посмотрела на сидевшую перед ней девицу и с растущей неприязнью рассмотрела ярко-рыжие патлы, одутловатую, с тройным подбородком физиономию с маленькими хитрыми глазками, ничуть не помешавшие их обладательнице смерить презрительным взглядом мою подругу. Марину охватило омерзение: "Как ее вообще земля носит?" И в тот же момент она услышала ее визглявый голос:

     - Ты чё? Какого вааще? Паш, она чё на меня уставилась?
     .....



Судьба большинства из них сложилась трагически, что, наверное, не удивительно, так как историческая эпоха влияет на судьбы всех людей без исключения, поэтов в первую очередь. Погружаясь в поэзию Серебряного века, не перестаем принимать  вызов жизни и мы.


Рецензии
С интересом прочитал ваши размышления о месте поэзии в нашей, порой неприглядной жизни. Но она и существует для воспитания в людях чувства прекрасного.Оговорюсь, она- поэзия высокая и нравственная,бунтующая и орущая, но выражающаяся литературным языком.
Спасибо вам!

Николай Шмаков-Горячев   13.05.2019 14:27     Заявить о нарушении