Сказание о Сыргыле -девичьей воде
ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ
СКАЗАНИЕ О СЫРГЫЛЕ-ДЕВИЧЬЕЙ ВОДЕ
Сибирь нашу великую не всегда нерусские народы заселяли. В старые времена еще до нашествия татар и монголов жили в этих краях добрые и красивые люди славянского племени, голубоглазые и светловолосые.
Помнят старожилы предание о русском охотнике. Пришел славянин в Сибирь задолго до жестоких джунгаров. В самые древние времена. Когда еще разбойниками проникали в Енисейские края круглолицые джунгары и кызылы. Тогда пришел в наш край русский человек и поселился здесь на притоке Кана. Охотник он был отважный, всегда выходил один на промысел. Боролся и с медведями и с волками. Всегда побеждал любого врага и никого не боялся. Удалой и могучий богатырь. Готовый к жизни в суровом краю. Успокоила русского человека своим бережком чистейшая речка Сыргыл.
Красота этих мест великая . Переливаются осенью от красного да к золотому здешние березы на склонах мохнатых перевалов. Отзываются им желтые высоченные лиственницы. Уходят в даль по горным гривам голубые кедровники. Течет внизу у горных подножий блестящая небесной лазурью Девичья вода- Сыргыл. Представь, что стоишь на вершине и видишь как под горою в воде рыба играет. И сверкает у осетра серебряный пояс вдоль хребта. Играют молодые осетры со старыми и видно все издали. Такая прозрачная вода и воздух чистый хрустальный.
Поставил богатырь на берегу хрустального потока просторную избу из самой лучшей лиственницы. Такой богатырской избе и сроку - времени нет. На нынешней речке Сыргыл стояла усадьба. В той усадьбе жил русский человек- промышленник. Имя его забыли, непростое оно было, старинное. Росла у него дочка Ульяна и сын Аким. Ждала добытчика с промыслов да трудилась в просторной избе добрая жена его, хозяйка и помощница.
С детства ходила девочка с отцом на все таежные промыслы . И среди зверей таежных были у нее друзья и товарищи по детским играм. Открылся в прекрасной девушке удивительный дар. Научилась Ульяна с детства понимать язык зверей и птиц и даже речных рыб. Запевала она чистым голосом прекрасную песню над серебристой речкой.
В те времена плескался благородный осетр в наших реках. Водилась стерлядь и хариус. Когда подходила девочка к бережку голос ее знали рыбы. Могла Ульянка голосом позвать к берегу рыбу и легонько плескала белой рукой по воде. Приплывали к ней хариусы и стерляди им она сама гладила их белыми ручками. И кормила домашним пшеничным хлебушком.
Был ее брат Аким очень силен и высок. Уходил он с отцом далеко в лес на промысел. Вместе били они пушных зверей. Валили рогатиной медведей. Охотились на рогатых лосей и благородных оленей - богунов.
Собирали в мешки дорогие шкурки шустрых соболей и норок.
Водилась тогда на Сыргыле промысловая черная норка. Жила там чернобурая лисица, как и рыжая в лесу запросто. Не удивлялся на нее никто.
Добывался в те времена мед диких пчел бортничеством, прямо из древесного дупла. Собирали с древесной коры смолистую живицу. Копали люди корни бодрящего женшеня и левзеи и марьин корень. Называли его простудным корнем. лечились им от простуды.
Жили добытчики всей семьей счастливо. Но пришла большая беда. Объявилось в наших местах злое племя меднолицых разбойников.
Приплыли по реке на усадьбу промышленника злые грабители. Подкрались к усадьбе нехристи незаметно. Отца и брата дома тогда не было. Охотники в тайге промышляли.
Ворвались не прошенные гости хищниками в дом . Убили злыдни старую добрую мать и дедушку. Забрали со стен самострелы и луки. Похитили меха заготовленные из амбаров. Украли пышных соболей и куниц. Набили мешки черными норками да чернобурыми лисицами.
В то время красавица Ульяна в огороде ходила. И ничего не слышала. Вернулась она голубушка в дом. Вдруг видит чужих людей пирующих в родной горнице.
Когда самый главный злодей приказал помощникам связать девушку. Стали грабители ее пытать где же золото у ее батюшки спрятано.
Не знала молодушка Ульяна где у старого отца золото. Но сказала злыдням, что если они оставят в покое их дом, даст она иродам желанное золото.
Привела красавица злодеев на берег реки и стала петь печальную и красивую песню. Белой рукою плескала она по тихой воде. И на голос ее золотой приплывали серебристые рыбы . Стерляди, хариусы, молодые осетры. И каждая рыба и многие из рыб держали во рту золотых тараканов -самородки наши плоские такие золотые бляшки с ножками и глазками. И выкладывали рыбы самородки на ручку девушки Ульяны знавшей их язык. Так набрала она множество золотых тараканов и отдала их злодеям на выкуп.
Но подлым врагам было все мало. Пропела Ульяна несколько часов и наконец устала. Стали тогда разбойники без жалостно колоть девушку ножами и нанесли ей много смертельных ран. Бросили они раненную на берегу и унесли золотую добычу далеко. Истекла прекрасная Ульяна чистой горячей кровью.
Вернулись отец и брат вечером . Прогнали богатыри вместе рогатинами подлых разбойников. Разыскали дорогую сестрицу на бережке едва живую. Стала Ульяна от жестокости людской еще прекраснее. И словно подраненная птица перья рассыпала красавица свои волнистые волосы по плечам. Но спасти дорогую сетрицу Ульяну безутешные брат и отец не смогли. Разболелась голубушка от ран. И вскоре она умерла.
Похоронили ее рядом с матерью. Отправился могучий брат Ульяны искать змеиное гнездо разбойничье. Нашел его в монгольских степях.
Назвали в память дочери охотника нашу речку Девичья Вода. А когда налетели на Сибирь жестокие джунгары, то не понравились им русские слова, русские названия. Пересказали они все по своему, по татарскому наречию. Сыр или сырь по ихнему вода, а гыл или гюль означает девушка. Стала Девичья вода Сыргылом.
До сих пор водятся в Сыргыле серебристые хариузы. Да находят у них иногда под плавниками драгоценные самородки- золотые тараканы. Донного песка речного природные клады. Плоские золотые бляшки с обозначенными рукой Создателя глазками с одной стороны и насечкой на тараканьем брюшке с другой ...
Присядешь на берегу, посмотри на хрустальную чистую воду, как плавают и резвятся в ней серебристые хариузы. Играет в песке придонном рыбная молодь. Не боятся прекрасные рыбы людей и подплывают к берегу смело. Хариуз тем и отличается. Ловят его даже на голый крючок без наживки. Рыба эта общительная с человеком.
Но не унесла вода быстрого времени память о прекрасной Ульяне. Является над Сыргылом голос , поющий призывный напев, что звучал над рекой в последний раз. Иногда слышат охотники в тишине эту печальную и тихую песню над девичьей водой. Слышится священная песня над хрустальным Сыргылом.
Потому и не забыто имя прекрасной Ульяны. Спрашивают новые люди чей это голос звучит на чистой водой. Рассказывают им старожилы предание о Девичьей Воде.
Красота этих мест великая . Переливаются осенью от красного да к золотому здешние березы на склонах мохнатых перевалов. Отзываются им желтые высоченные лиственницы. Уходят в даль по гривам сизые и голубые кедровники. Течет внизу у горных подножий блестящая небесной лазурью Девичья вода. Посмотришь с вершины горы на реку да увидишь как плывет по реке крупная рыба и сверкает на солнышке серебряная чешуя.
Течет среди желтых лиственниц хрустальная речка. Девичья вода - Сыргыл.
А недавно вновь услышала я о Сыргыле. Рассказала мне знакомая такое дело.
Муж мой был охотник и друзья его были тоже охотники.
С охоты всегда возвращались, как говориться, на ушах, крепко випивши.
И тогда я решила хотя бы летом ходить вместе с мужем на охоту и рыбалку.
У мужа был товарищ Николай большой любитель природы. Однажды в августе мы стали выбирать место для похода в лес. И мой муж предложил пойти на Сыргыл. Но вдруг Николай возразил;» На Сыргыле живет дух Сыргыла! Местные охотники рассказывают о девушке, которая там погибла может сто, а может и много больше лет назад... Она приходит на Сыргыл, да именно в то время когда случилось с ней это несчастье... если кому случиться попасть тем днем на речку, рыба из реки прямо сама выпрыгивает без удочки, будто тогда, когда девушка голосом вызывала рыб из воды Сыргыла.
Но приходит на Сыргыл в это время дух, ее дедушка, убитый вместе с нею. Мой муж рассмеялся, мол, неужели вы верите этим басням? Где это видано, чтобы девушка убитая сто лет назад пришла.
Однако Коля не рассмеялся и отсоветовал;»Давайте выберем другое место для отдыха, полно здесь хороших рек и озер и зачем нам этот Сыргыл».
Но муж не хотел менять свои желанья и настоял на том, чтобы мы отправились именно на Сыргыл.
Ранним утром в субботу, двенадцатого августа пятьдесят седьмого года, она даже дату запомнила, захватив с собою всю снасть, спальные мешки, котелки да удочки, отправились мы на Сыргыл.
В те времена туда ни на чем доехать было нельзя и мы добирались пешком. Хотя мы вышли затемно, но добрались часов в десять утра.
Коля начал разжигать большой костер. Укрепил над огнем широкий котелок. А мой муж занялся рыбалкой. Через пять минут муж позвал меня на помощь. Я увидела чудо чудное. На крючке с наживкой висел хариус, его схватила другая рыба, а ту рыбу схватил огромный таймень. Вместе мы вытащили все это на берег. И муж стал ловить снова и часам к трем дня мы заполнили рыбой всю тару, какая только у нас была. И решили больше не ловить, а просто позагорать на берегу. До вечера мы загорали и играли.
А потом взялись устраиваться на ночлег. Николай сдвинул костер, обнажив горячую землю. На нее положили еловый лапник а сверху спальные мешки.
Перед сном мы еще раз поужинали ухой из тайменя. И отправились отдыхать.
Мы с мужем забрались в спальники. А Николай развел новый костер на другом месте и лег спать рядом с ним.
Непередаваемая радость спать в этом аромате тайги, когда подогретый углями лапник дышит хвойной смолою. Все было замечательно и я уснула быстро и крепко.
Я проснулась от того, что почувствовала чей-то взгляд. Этот взгляд был недобрый и тяжелый. Такой, что меня всю пронзил страх. И я хотела открыть глаза, но боялась. Наконец преодолев страх я открыла глаза. И увидела рядом с собой огромный темный столб, уходящий в небо. Рядом с этим столбом чуть поодаль стоял другой столб, такой же огромный и также уходящий в небо.
Уже светало и я хорошо рассмотрела оба столба. Первый столб был темно синий из неведомого вещества, на вершине его находилась голова старика с седыми волосами и пронзительными глазами, которые сжигали меня пламенем.
Второй столб был светло серый, будто бы из облака, легкий и заканчивался головой юной девушки с добрым и нежным лицом. Все это было просто ужасно.
В это время у костра зашевелился Коля у костра. Он начал читать молитву которую почти не знал, какие-то несвязные слова, видимо все, что он припомнил от бабушкиных слов. И тут столбы зашевелились. Старик отвел от меня взгляд и огромный столб вместе с ним пошел в воду. Следом за ним двинулся и серый столб. Крутой берег для них был нечувствителен. Столбы прошли по склону как по равнине. И стали медленно погружаться в Сыргыл. Я еще видела некоторое время голову старца и косы девушки. Но затем они скрылись в волнах.
На том месте где они исчезли еще некоторое время видно было водяные вихри. Потом все стихло. Больше спать мне не хотелось, я быстро встала и засобиралась домой. Николай был грустен и когда я стала его спрашивать не отвечал мне ничего. А когда мы уже сложили заплечные мешки, вдруг сказал;»Будешь разговаривать, они снова придут, беги отсюда по быстрей».
Прошло с тех пор десять лет. Жизнь сложилась так, что мы разошлись с моим мужем. Жили врозь. Но однажды встретились в гостях на чужом празднике
Мой муж любил на даровую. Неожиданно он разговорился и сказал;» А ты помнишь Сыргыл? Я ведь тогда не спал и все видел. И синий столб и серый! Но я боялся об этом говорить. Среди зырян ходит такое поверье. О духе Сыргыла нельзя говорить просто, как о забаве.
Слишком велико несчастье, которое он охраняет. Когда я узнал, что здесь будут делать водохранилище завода, я подумал, что не получиться ничего, не быть здесь заводу. Дух Сыргыла не позволит тревожить свою внучку и ее погибший дом».
Вот и я думаю, что, если нашей волоконной фабрике не просто так удачи нет?
Не любит дух Сыргыла, чтобы нарушали его покой.
Оказывается мы, все трое, видели одно и тоже. Но даже боялись признаться друг другу в этом.
Местные зыряне, которые ушли, говорили, мол, посмотрите, на Сыргыле нет ни одной деревни! С тех пор, как убили лесную девушку, там никто не селился и не живет там никто, кроме духа Сыргыла. Не надо его тревожить. Не может быть такая богатая, такая изобильная земля просто пустой. Обитает там дух речки Сыргыла – хранитель Девичьей Воды.
Свидетельство о публикации №218031201156