Дети и внуки

Детство и отрочество моих детей выпало на Перестройку.
Дети (зарисовка)
Андрей - старший сын- восьмиклассник. Собирается в школу.   На голове волосы дыбом. С вечера "укладывал" сахаром. На дворе перестройка - лак купить невозможно. Я беру его за руку, веду в ванную, мою голову остатками шампуня. Он пытается сопротивляться, но понимает, что может схлопотать по шее - из кухни выглядывает папа. Пока сын завтракает, сушу ему волосы феном. Андрей  спрашивает:
-Сталин вел народ ленинским путем?
-Ага, отвечает муж, давясь яичницей.
-А Хрущев?
- И Хрущев!
- А Брежнев?
- И Брежнев, кивает отец.
- Если всегда шли ленинским путем, что тогда Горбачев собрался перестраивать?
Мы с мужем смотрим друг на друга и не знаем, что ответить. 
-У тебя сегодня история,- говорю я. Спроси у Елены Семеновны.
Лечу на работу, надо посмотреть кое-какие бумаги перед совещанием. Подходя к кабинету, слышу, как заливается телефонный звонок. Открываю дверь, одной рукой листаю документы, другой беру трубку: учительница истории Елена Семеновна не могла ответить на вопросы сына, сорвалась с урока, чтобы воспитывать меня.

Через несколько дней Андрюха спрашивает:
- Что может вырасти на разрушенном до основания?
- Бурьян, отвечает ничего не подозревающий муж.
- Сынок, умоляю, - вступаю я – никого не спрашивай об этом. После работы мы с папой тебе все объясним.

У Андрея не проводятся уроки физики: нет учителя. И вдруг он приносит дневник, полный троек по физике за период, когда уроков не было. Мы с мужем возмущаемся, Андрей передает наше возмущение учителю. Меня вызывают в школу. Беру дневник, ищу фамилию, имя и отчество учительницы. Написано Колобок Мария Ивановна, учительница физики. На странице стоит подпись классного руководителя. Иду в школу.
В учительской много людей – перемена. Я сообщаю, что мне нужна Колобок Мария Ивановна. В комнате повисает тишина. Многие учителя отворачиваются и улыбается. Некоторые спешат к выходу. Такое впечатление, что воздух насыщен электричеством. Как у Горького: «Скоро грянет буря». Вдруг встает со стула совершенно круглая женщина и объявляет:
- Я учитель физики.
Я протягиваю ей дневник с тройками и прошу объяснить, откуда они взялись. Она что-то говорит, но вдруг появляется директор и приглашает меня к себе. Иду в другой кабинет. Она у меня спрашивает, почему вместо фамилии учительницы физики произнесла ее прозвище? У меня пол выползает из-под ног, и я буквально падаю на своевременно подставленный стул.
Открываю дневник на странице, где прописаны предметы и учителя, с подписью классного руководителя. Директор улыбается, я извиняюсь и буквально задом выхожу из кабинета.
Через некоторое время в школе появился настоящий физик.

Младшему, Димке пять лет. Он очень любит, когда ему читают  книжки. Я занята приготовлением ужина, а он стоит с новой книжкой, подаренной ему на день рождения, и ноет:
-Мам, почитай, почитай... Ну, пожалуйста!
 Я объясняю ему, что смогу почитать только  перед сном. Он канючит еще больше. Тут открывается дверь: это муж пришел с работы. Я говорю:
-Папа пришел. Сейчас он разденется и почитает.
-А он умеет? - удивляется сын.
И вот они сидят на диване и читают. Проходит немного времени, и муж говорит Димке:
- Иди к матери и спроси, когда будет ужин.
- А кто такой «матерь»? - спрашивает сын.

Дима - первоклассник. Он участник эксперимента - в школу с шести лет. Так как набралось семь первых классов, а школа уже работает в две смены,  три первых класса решили оставить в близлежащих садиках. Удобно всем: и учителям, у которых появилась дополнительная ставка, и воспитателям, и конечно родителям. Правда,  дети никак не поймут, что надо делать домашние занятия. Этим мы занимаемся дома. Сегодня надо написать две строчки слова «роза». Ни «р», ни «з» у Димки не получаются. То, что получилось, ему не понравилось, и он прокатил по домашнему  заданию машинку. Маленькую такую, коллекционную. На заляпанных пастой строчках (шариковые ручки в ту пору текли) появились отпечатки протектора.
Я строго смотрю на сына. А Дима говорит: «Давай, я напишу слово «шиповник»: у меня крючки хорошо получаются, а растение очень похоже на розу. Никто даже и не заметит».

Дети как-то незаметно выросли, и в конце двадцатого века уже в другой стране у нас появились внуки.
  Внуки
Мне на юбилей подарили торшер. С оранжевым абажуром, на литой латунной ножке.  Кирюша, старший внук двух с половиною лет от роду, ходит около этого светильника, сопит, пытается нажать на выключатель. Но у него ничего не получается. Потом берет из корзины зонтик, расправляет его, изучает внутренность и спрашивает:
-Бабушка, а зачем лампочке зонтик?

Кирилл – подросток спрашивает, знаю ли я, что такое отрицательное ускорение.
- Конечно, отвечаю я. Это просто.
- Ничего себе просто, - отвечает внук, - у нас в классе никто это не понимает.
- Неси учебник, - говорю я.
Он принес. Читаю… и не понимаю ничегошеньки. Человек с высшим техническим, я не могу уловить смысл в множестве слов определения.
Рисую автомобиль. Объясняю, как когда-то объяснили мне в моей поселковой школе:
автомобиль стоит – скорость = 0. Трогается, набирает скорость – ускорение положительное. Какое-то время едет равномерно – ускорение = 0. Потом решил остановиться, тормозит – ускорение  отрицательное.  Внук смотрит на меня и спрашивает
- И все? Так просто.
Назавтра весь Кирюшин класс знал, что такое отрицательное ускорение.

Средний,  Лёшик, философ.  Ему уже четыре. Я копаюсь в огороде, он мне «помогает». Над  деревьями гудят майские жуки. Вдруг один из них садится внуку на курточку.
-Это кто? - спрашивает Лёша.
- Майский жук, - говорю я.
Лёша долго рассматривает жука и спрашивает:
-А майский  жук знает, что он – майский жук?
Я не знаю, что ответить, но мне на помощь приходит сосед:
-Да, Алексей, - говорит он, - конечно знает.
- Кто ему сказал? - не унимается Лёша.

Лёша занимается танцами. Когда он пришел в первый класс, на линейке пары танцевали вальс.
- Я тоже так хочу, - заявил внук.
И 11 лет занимался танцами. Даже в ущерб учебе. Они с партнершей Настей занимали первые места не только в нашей стране, но и на различных международных соревнованиях. Особенно хорошо у них получались классические танцы, вальсы.  И вот однажды на отборочных соревнованиях Настя и Леша заняли первое место и готовились поехать на первенство Европы.  Но на соревнования представлять страну отправилась пара, занявшая пятое место. Лёша собрал свои танцевальные наряды и попросил убрать их подальше.

Младший внук Даня  – Даниил- вещь в себе. Он всегда улыбается, что невозможно понять, плохо ему или хорошо.
Гуляем с ним в парке. Подошли к скамейке. Я села. Внук, которому два года, увидел муравья.
-Это фто? –спросил он.
- Муравей.
-  Куда пазёт мумувей?
- Не знаю, посмотри сам.
Муравей ползет по скамейке. Данила следует за ним, ведя пальчиком по муравьиному пути. Муравей прополз по скамейке и спустился на землю.
- Ты куда, мумувей?- спросил внук.
Муравей не отвечает.
- Пахой мумувей,- говорит Даник.
Приходим домой, Даня рассказывает  деду, что гулял по парку с "мумувеим", но к нам его не пригласил, потому, что он "пахой".

Даня подрос: ему четыре года.  Дома  прохладно. Собираемся с ним печь пироги.  Я одеваю фартук. Даня спрашивает:
- Бабушка, ты зачем свитер такой смешной надела, и так холодно, а он без спины и без рукавов?

Время идет. Внуки выросли. Теперь они совершеннолетние парни, студенты разных вузов. А три года назад появилась внучка.

Ярослава – младшая дочь старшего сына – родилась, когда ее брату Кирюше исполнилось 17 лет. Красивая в меру балованная девочка трех лет очень любит колыбельную С. Пожлакова  с четырьмя дождями.
Я спела раз 10. Яся просит еще. У меня ни слуха, ни голоса. Да и работы полно. Даю внучке наушники, ищу песню на youtube, включаю. Свободна! Через несколько минут слышу:
- Включи еще, лазок, бабушка! (буква Р у нее еще не получается).
Включаю. И так раз пять в исполнении разных певиц и  самого композитора. Вдруг Ярославка заявляет, что я пою лучше, просит спеть еще «лазочек». Я завожу песню.
- Не спеши, бабушка, за лебенка я буду говорить. (В песне дважды мальчик задает вопросы, так что моя внучка действует строго по сценарию).
Я пою:
 Осень озеро остудит,
Клен озолотит...
В сентябре приходят к людям
Желтые дожди.
Желтый дождь
Протянет руки
К той судьбе и к той.
Желтый дождь - он для разлуки,
Он пока не твой.

- Мама, а бывают чёлные дожди? – продолжает Яся.

Я пою дальше. Песня окончена. Внучка молча лежит на диване и вдруг спрашивает:
-Бабушка, а к тебе уже плиходили желтые дожди?


Рецензии