Секретарь участковой

Позвонили из отдела кадров Омского облсовета профсоюзов с просьбой стать членом участковой избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу РФ. После некоторых раздумий и интересующих меня вопросов согласие дала.

Затем на официальное предложение райкома КПСС – согласилась. Пригласили на заседание  участковой комиссии, и меня избрали секретарем участковой комиссии, председателем избрали Козакова Игоря Николаевича. Комиссия в составе 11 человек. Располагались в центре города. Помещение для работы комиссии отличное. Предполагалось избирателей не более трех тысяч трехсот человек. Списки избирателей подала жилищно-коммунальная контора.

Я сама решила пойти на место и проверить, правильно ли составлены списки? Оказалось много ошибок, описок. Много выбывших, а еще больше прибывших жителей района. И уже оказалось три тысячи восемьсот избирателей. Причем в списки не были включены вольнонаемные работники пехотного училища, а членом комиссии был полковник Андреев Владимир Семенович. Я его называла «настоящий полковник», конечно за глаза. Сейчас вместо этого училища размещается кадетский корпус.

После объяснения полковнику, как составить списки правильно, уточняли несколько раз. Избирателей добавилось. Стало четыре тысячи сто человек. Несколько раз уточняли.

Перепечатывали списки машинистки совета профсоюзов, компьютеров тогда еще не было. У меня был полностью загружен рабочий день. Уезжала к 9-ти утра, а приезжала домой – в 19. Однажды на работе разболелась голова. Моя хорошая знакомая, Людмила, смерила АД. Оказалось высокое. Дала таблетку. Я немного посидела и пошла. А в декабре темно, села не на тот автобус. Вернее, направление правильное, но приехала на конечную остановку. Вышла, сориентировалась. Дошла пешком до нужной остановки с задержкой на один час.

Муж беспокоился, ходил по улице и ждал. Сотовых телефонов тогда еще не было.

Отдохнула. Утром снова поехала. Рутинная работа каждый день. Особенно много уточнений по спискам Андреева В.С. и так продолжалось до дня и в день голосования. Самое необычное, интересное и трудное состояло в том, что это выборы в Государственную Думу при свободном выдвижении кандидатов. А их набралось аж сорок два.
Представить было трудно размер избирательного бюллетеня. Списки избирателей отпечатаны. Началась проверка. По приглашению приходили избиратели, иногда вносили изменения из-за большого количества избирателей.

Очень много времени заняла подготовка бюллетеней к голосованию: нужно было поставить печать и по две подписи на каждый бюллетень, а их более четырех тысяч. Уточнение списков продолжалось, особенно по училищу. Там работали по сменам, и трудно установить человека.

Голосование  назначено на конец декабря. Я беспокоилась за свое здоровье, так как нестабильное АД. Решила в день голосования постоянно принимать рекомендованное мне лекарство. Оказалось это правильным, так как избирательная компания на участке продолжалась почти сутки.

В советское время много раз участвовала в избирательных компаниях. Секретарем и два раза председателем комиссии. Намного легче, хотя ответственности было не мало. Партийная организация руководила, направляла, помогала и спрашивала. А здесь сам за себя в ответе.

Перед днем голосования провели заседание комиссии, четко определили обязанности, кто за что отвечает. Особенно я переживала о том, как организует полковник Андреев голосование, так как у него был участок за городом. Дала ему урну опечатанную для голосования, все рассказала, чтобы каждый избиратель голосовал сам, без команды. Думала, как полковник скомандует, так и проголосуют. В общем, так почти и получилось, как предполагала.

Просила его поехать пораньше и привезти урну. В день голосования все члены избиркома прибыли задолго до начала. Дружно все разложили, расставили цветы, были готовы за час.

Вдруг появляется полковник Андреев В.С., урну несет солдат, а он несет портфель с бюллетенями, вываливающимися через верх. Я в шоке. Хорошо, что рядом были три члена комиссии. Мы быстро портфель в угол, стали в кружок и переместили бюллетени в урну. Говорить ему уже бесполезно, факт совершен. Хорошо то, что хорошо кончается. Председатель комиссии еще не появился. В день голосования редко видела его на участке. Он взял миссию: ходить по адресам по заявкам избирателей.

Я сама проголосовала заранее по открепительному удостоверению.

В 8 утра участок открыт. Началось голосование. Некоторым избирателям пожилым и молодым вручали подарки, люди шли и шли.

Подходили с просьбой разрешить голосование и внести в дополнительный список. Особенно много было обращений из училищ. Два молодых человека, водители-дальнобойщики, очень просили внести в дополнительный список. А у них, кроме командировочных удостоверений и паспортов, открепительных удостоверений не было. Я пошла на нарушение: разрешила голосовать. Они были очень довольны. И даже в обеденный перерыв оказались одновременно с нами в кафе. На наш стол послали бутылку шампанского и указали на меня. Я ответила отказом. Показала на свою голову – нельзя. А девушки выпили. Это было первое нарушении со взяткой при новой системе голосования. Такое не повторилось. А в дополнительный список не переставала дописывать, хотя уже было около ста человек.

Посетил наш участок журналист областной газеты «Омская правда». Поинтересовался председателем, но поскольку Игоря Николаевича не было на участке, он подсел к моему столику и побеседовал. Все обошлось благополучно. Рассказать о положительном я умела и была настроена на то, что у нас все благополучно. Голосование продолжается. Жалоб не было.

Голосование подходило к окончанию. Время приближалось к 20 часам. Я распределила, кто будет подсчитывать голоса и каких кандидатов. Более опытным членам комиссии поручила более сложные участки. Для себя составила таблицу на 42 кандидата. В 20 часов участок закрыли. В начале разобрали по кандидатам, а затем начался подсчет. Явка избирателей составила 90%. Время шло очень быстро, а бюллетеней еще оставалось очень много, хотя и работали слаженно. Таблица заполнялась. Занять очередь в территориальную комиссию отправили своего представителя. Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается, когда такой объем работы.

По профессии я экономист, поэтому понимала, как заполнять протоколы. Протокол составлен, все члены комиссии подписали, а было около четырех часов утра. Убрали подсчитанные бюллетени, их было несколько мешков. Помогли носить курсанты училища. В пятом часу с председателем комиссии поехали сдавать протоколы в территориальную комиссию. Уже никого на сдачу протоколов не было. Объяснять пришлось все мне, председатель сидел рядом и молча кивал. Все объяснила, протокол приняли. Мы вернулись на участок ровно в шесть часов утра. А члены комиссии сидят за накрытым столом и обмывают выборы!!!

Настоящий полковник  сразу поздравил меня и произнес речь? Он понимал, как трудно было выполнить всю процедуру. Такие дифирамбы в мой адрес произнес, что мне было неудобно. Я сидела чуть живая, так устала.

Но глоток коньяка заставили выпить, чтобы снять напряжение, закусила лимоном, немного посидела. Сказала всем спасибо, попросила отвезти домой, меня отправили на легковой машине, а сами продолжали отмечать важное событие.

Через несколько дней председатель пригласил днем встретиться в составе комиссии. Я поехала. За накрытым столом посидели, поговорили. Договорились еще встречаться, но больше случилось. С женщинами я перезванивалась. Полковника и другими мужчинами больше не видела. Прошло пол года. В июне позвонили из Райкома партии и снова предложили быть секретарем на очередных выборах, намечались выборы президента. Я по уважительной причине отказалась.

Той работы мне хватило для воспоминаний на всю жизнь.


Рецензии