А музыка звучит...

                Памяти невролога Оливера Сакса, автора книги «Человек, который принял жену за шляпу».

             Максим Сергеевич проснулся под утро от того, что у соседей звучала музыка. Это было необычно в столь ранний час, и сама музыка была не во вкусе соседей. Обычно молодой сосед сверху ставил даже не музыку, а какой-то размеренный бой барабанов, утомляющий своей монотонностью. А тут «Времена года» А. Вивальди. Причём его любимая первая  часть «Зимы» Allegro non molto. На концертах симфонических оркестров обычно исполняют самую популярную у слушателей третью часть «Лета» Presto, имитирующую грозовые тучи, гром и набегающие волнами ливни ужасной бури.
   Первая часть «Зимы» трогала его больше. Невозможно описать музыку, разве что мысли и образы сопутствующие музыке. Он чувствовал холод, видел мальчика, старающегося согреться на бегу- ритмические звуки имитирующие движение. Затем вырывается пение скрипки, уносящее ввысь. Ритм движения и пение сливаются, становясь единым порывом в зимние пространства космоса. Перед его мысленным взором проплывали звёзды, туманности и галактики. А музыка уносила всё дальше и дальше. Пение и ритм разделялись, но теперь  это было уже не важно. Каждый в отдельности они всё равно продолжали представлять компоненты единого целого. Просто это был ещё один способ выразить невыразимое, то о чём невозможно рассказать словами.
    Максим Сергеевич какое-то время с наслаждением слушал, но потом его охватило сомнение. У молодого соседа сверху недавно родился ребёнок, и трудно было поверить, что папаша гоняет музыку в столь неурочный час. Тогда откуда же эта музыка?  Соседка за стеной? Отпадает. С этой стороны он никогда не слышал никаких звуков. Снизу жила многодетная большая семья абхазцев, которые тоже не включали никакой музыки. Откуда же это идёт? Он дождался, когда прозвенит будильник и проснётся жена.
-Люся, доброе утро. Ты слышишь музыку?-спросил он
-Доброе утро, дорогой - ответила жена, всё ещё не открывая глаза- Какую музыку? Ничего не слышу.-
   Она не слышала. Он встал, позавтракал, собрался на работу. Музыка всё звучала. Он слышал её и в газельке, пока ехал на работу и у себя на рабочем месте. Из-за музыки приходилось напрягать слух, чтобы расслышать разговаривавших с ним сослуживцев.
     Он сильно изменился за это время: стал нервным и раздражительным. Музыка звучала то тише, то громче. Иногда замолкала, но и в этом не было ничего хорошего. Максим Сергеевич в такие минуты не мог ничего делать. Он был очень напряжён и ждал, когда опять раздадутся эти мерные удары молота в его голове. На смену ударам молота придёт циркулярная пила, которая своим визгом просто распилит окружающий мир на отдельные куски. Затем остановится,  чтобы передохнуть. А в это время опять начнёт стучать молот по его мозгам. Молот-пила -молот и пила-молот-пила. От этого можно было сойти с ума.    И Максим Сергеевич не выдержал однажды –стал биться головой о стену чтобы расколоть её и выпустить, наконец, музыку.
  Обеспокоенная жена записала Максима Сергеевича на приём к неврологу.
   Невролог провёл  энцефалографическое обследование головного мозга Максима Сергеевича и сообщил Люсе, что у больного наблюдается высокая электрическая активность  височных «музыкальных» долей мозга вследствие кровоизлияния в этой области.
- Такая реминисценция –обычное дело в подобных случаях. Надо ждать. Она закончится когда-нибудь- объяснил доктор.
Люся не вполне поняла слово «реминисценция», но уловила главное- музыка должна закончиться.
-Доктор, а когда музыка смолкнет? –спросила она- Мой муж так тяжело это переживает. Эта мелодия просто уже сводит его с ума.-
-Не могу сказать точно- ответил доктор- Может это произойдёт завтра, может через месяц.-
-Знаете  доктор, месяц я не протяну,-  угрюмо произнёс молчавший до сих пор больной. – Может, операцию сделаете?-
   - Операцию на мозг! Знаете, это очень опасно и последствия непредсказуемы. Пароксизмальная реминисценция, вызванная анормальной стимуляций височных долей и  лимбической системы мозга может привести к обширной эпилепсии и ухудшению состояния здоровья! –воскликнул доктор.
-Хуже, доктор, уже и быть не может- возразил Максим Сергеевич.
   Доктор задумался.
- Знаете, можно попробовать одно средство. Препарат. Оно ещё не прошло полную апробацию, поэтому я могу выписать его Вам, только если Вы подпишите документ о том, что ознакомлены с риском его применения и не будете иметь претензий в случае негативных последствий- произнёс он.
  Максиму Сергеевичу было уже наплевать на всякий риск. Это было даже здорово, если он умрёт в ходе эксперимента. Смерть его не будет напрасной, он, так сказать, послужит науке.
И он согласился, не смотря на протесты жены.
                *****
     Максим Сергеевич просыпается каждое утро от того, что у соседей звучит музыка. Это  его любимая -первая  часть «Зимы» Allegro non molto Антонио Вивальди.
-Люся, доброе утро. Ты слышишь музыку? – спрашивает он жену.
-Доброе утро, слышу, дорогой- ответила жена. И поворачивается на другой бок. Рано ещё. Хочется  досмотреть прерванный сон. Уже два месяца каждый вечер она выдаёт мужу препарат, выписанный доктором. Они живут как в петле времени- всё время один и тот же день, потому что экспериментальный препарат, выписанный доктором, стирает за ночь воспоминания о прошедшем дне. Благодаря этому Максим Сергеевич слушает звучащую в его голове музыку как в первый раз, и она не успевает надоесть ему. Попыток суицида больше не было. Люся ждёт. Однажды, как сказал доктор, музыка смолкнет и ей не придётся больше давать мужу таблетки.


Рецензии
В мире, в природе, в человеке ещё столько тайн.
И это одна из них. Хорошо, что лекарство помогло
Спасибо за рассказ. С добрыми пожеланиями!

Любовь Кирсанова   12.11.2023 06:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.