Скульптуры одного подвига

     Возможен ли подвиг без свидетелей, вне общества, без долга перед обществом? Ну, допустим, живет человек совсем один и не подозревает об одиночестве. Ходит на охоту, рыбалку, шьет себе теплую одежду …и никто ему не нужен. Да и он никому не нужен. И какой подвиг он может совершить? Таким наверно был Адам… Действительно, зачем в Раю нужен Герой? Ещё разобьёт что-нибудь… А вот после того как людей выгнали из Рая, появилось Общество. А Общество нуждается в защите от многих проблем. И Общество, нуждаясь в защите, возвеличило своих защитников и придумало понятие – Подвиг! Правда Герой, совершающий Подвиг, обычно гибнет. И тогда вопрос – что такое подвиг? Минутный сумасшедший порыв, который сильнее, чем инстинкт самосохранения? Или разумная уверенность в своей правоте состоявшегося и сильного человека, понимающего  что он делает и какую высокую цену ему придется заплатить за своё решение? В какой момент герой становится Героем?
   А вот, пожалуй, первый пример подвига, которому уже больше 3000 лет. Он очень подробно описан в Торе. В долине ручья Сорек расположились войска евреев и филистимлян. Три дня один из великанов, Голиаф, выходит на свободное место между обеими армиями и предлагает померяться с ним силами. Вместо ожесточенного боя с большим количеством жертв, он предлагает поединок. Победа одного становится победой его армии. Голиаф могуч, высок, страшен и прекрасно вооружен…Он не боится, потому что знает - он здесь сильнее всех. Поэтому, уже три дня сыпятся оскорбления на евреев и на царя Саула. Нет человека, готового сразиться с Голиафом, все его боятся. Собственно – а кто такой Голиаф? Книга Бытия -6 - 4 « В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». Таким образом, Голиаф – исполин, переживший Потоп. Чего ему бояться???  НО… В лагерь приезжает Давид, мальчик пятнадцати лет, привозит продукты отцу и братьям; выслушав очередную порцию оскорблений, закипев от возмущения и защищая честь своего общества, он заявляет, что готов сразиться с великаном. Взяв пращу, и набрав пять камней из ручья, он выходит на бой  и отрубает голову Голиафу его же мечом. Так вот – какой он был - Давид? Вспышка храбрости или уверенность в себе? Впереди у него была целая жизнь, описание которой позволяет нам создать для себя его облик. Но это потом… А вот этот мальчик…Стал ли он примером для всего человечества?
Ни в искусстве Древней Греции, ни у римлян нет ни одного упоминания об этом герое.
Мочание продолжалось ещё долго, около 1000 лет в мрачные Средние века, при которых человеческая личность была просто неважна. Жизнь на Земле – преддверие вечной жизни на небе. Поэтому и люди и их судьбы мелки и ничтожны на фоне будущей Жизни. И Герой в этой жизни тоже не нужен. И даже опасен – вдруг все станут Героями и всё рухнет… А потом начинается Возрождение. Каждый человек и его переживания становятся единственными и неповторимыми. Каждый может быть Героем! Утесом позади уходящего средневековья стоит 1492 год. В этот год произошло так много событий, последствия которых продолжаются и сегодня – открытие Америки, изнание мавров из Европы, изгнание евреев из Испании… И в этом же году умер последний из ранних Медичи – Лоренцо Медичи «Великолепный», а вместо него пришёл к власти во Флоренции фанатичный Савонарола. А еще через 6 лет Флоренция сожгла его, обвинив в ереси.  Именно к этому периоду  относится создание самой знаменитой скульптуры с Героем. Это «Давид» Микеланджело Буонарроти. Созданный самым гениальным художником, скульптором, архитектором и поэтом, его Давид показывает нам его понимание свободы, мужественности, гармонии и красоты. А также – мысли, уважения к человеческому выбору, предчувствия подвига. Помимо невероятного воздействия скульптуры на каждого приближающегося к ней, чем так важна эта историческая или мифическая фигура для всех, интересующихся историей, философией и искусством? А чем стала эта героическая фигура для самого скульптора - гениального Буонарроти? Образованнейший Микеланджело, знавший наизусть «Божественную комедию», «Сонеты» Петрарки, друживший с Пико делла Мирандола, который написал о Предназаначении Человека, сам многократно размышлявший и над Старым и над Новым Заветом, почему он показывает нам Давида перед подвигом? Ведь уже появилась традиция изображения Давида с отрубленной головой Голиафа – гигантская голова великана (согласно реконструкции - рост Голиафа 2м 87см) лежит под левой ногой победителя. Торжествующий Давид опирается на громадный меч, которым он только что отрубил голову поверженного врага. Собственно, это ведь уже конец истории Давида в эпопее с Голиафом. И пусть впереди у него целая жизнь, полная приключений и подвигов, но первый – главный - подвиг завершен. Он уже стал Героем! Но кто же совершает подвиг – Герой или Тот, кто поволил Герою его совершить? Ведь и до Давида наверняка были попытки сразиться с потомками великанов. Но и следов от этих попыток не осталось в истории. А Давид остался – не он выбирал, а его выбрали: этот достоин Подвига и памяти в истории не только своего народа, но и в истории всего мира! И все это -  в самом первом подвиге. Именно эта история говорит нам о богоизбранности Давида.
     У Микеланджело – Давиду все еще предстоит: Давид еще не знает результата, но он готов с достоинством встретить или поражение и смерть или торжество победы. Ничто не сможет его остановить – победа или смерть! Но даже смерть - это уже смерть Героя!  Мужество и достоинство Героя!
     Прошло всего 25 веков и во Флоренции появился вечный, каменный Давид! Именно к концу 15 века подходит к концу бурное развитие Флоренции и государи многих соседних стран  хотят подчинить себе богатую республику. А она, маленькая и богатая Флоренция, сопротивляется!  Гильдия торговцев шерстью отвечала за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Вся Флоренция гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля на контрфорсе собора, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Был сделан заказ Давида знаменитейшему Донателло, но его двухметровый «Давид» оказался слишком мал для гигантского собора.
Донателло создал Давида-победителя.
 
Мраморный Давид Донателло 1408- 1409 гг.
 
Бронзовый Давид Донателло 1430-е годы.

 Хотели создать большую скульптуру, но не знали,  как её поднять на высоту собора. В середине XV века было принято решение - создать скульптуру из цельного куска мрамора, а осуществить ее подъем на огромную высоту с помощью новейшей техники (того времени).
Специалист по созданию рельефов, Агостино ди Дуччо должен был обтесать мраморную глыбу, а Донателло создать заветную скульптуру. Но, Донателло умер в 1466 году. Лишь спустя полвека, в  июле 1501 года, Микеланджело Буонарроти было поручено создание статуи Давида для кафедрального собора Флоренции, с условием, что скульптор использует огромную глыбу мрамора, которая почти полвека пролежала заброшенной в мастерской при соборе, и которую уже обтесал Агостино ди Дуччо. Для 26-летнего Микеланджело, с триумфом вернувшегося в родную Флоренцию из Рима, где он создал свой первый настоящий шедевр - “Пьету”, этот заказ был настоящим вызовом и проверкой таланта. Заказ, изначально носивший религиозный характер, предполагал установку “Давида” на одном из контрфорсов собора. Но затем было решено, что “Давид” может стать символом республиканской власти и защиты отечества от тирании.
Сделав множество набросков и несколько небольших восковых моделей, Микеланджело приступил к работе в 1502 году. Он работал один, без помощников, передвигаясь вокруг гигантской мраморной глыбы по строительным лесам. Согласно свидетельствам современников, Микеланджело потратил 18 месяцев на создание статуи, работая без помощников, спрятавшись за занавесом, чтобы никто не мог увидеть “Давида” до того как он будет окончен.
     Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. В январе 1504 года статуя была закончена. «Давид» — самая грандиозная скульптура Микеланджело. Размер, конечно, не определяет художественной ценности произведения искусства, но сколько усилий он требует от автора, даже сложно представить. Можно попытаться поставить себя на место художника. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) представлен слепок скульптуры, заказанный еще основателем музея Иваном Владимировичем Цветаевым. Специально установленный постамент позволяет приблизиться к скульптуре как раз на то расстояние, на котором работал мастер, высекая вручную каждую деталь. Находясь на таком расстоянии, видишь лишь незначительную часть фигуры. Скольких усилий стоило Микеланджело сотворение целостной прекрасной статуи Давида из этих малых фрагментов известно лишь ему самому, но, вопреки всем трудностям, один из величайших шедевров мирового искусства появился на свет. Даже завершив скульптуру, Микеланджело еще 4 месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде, чем скульптура была представлена публике. Ее совершенная красота настолько поразила горожан, что  срочно был создан специальный совет, который обязали выбрать наиболее подходящее место для “Давида”. Членами этого совета были самые выдающиеся граждане Флоренции, в их числе Боттичелли и Леонардо да Винчи. Было решено установить “Давида” на площади Синьории возле дворца правительства, куда статуя и была перевезена 8 сентября 1504 год под руководством Леонардо да Винчи.
Скульптору хорошо заплатили – он получил 400 дукатов, но наивысшей платой для Микеланджело стали признание и слава не только в Италии, но и во всей Европе.
         Местоположение статуи перед дворцом правительства придало ей политическое значение. Скульптура прославляла мужество и добродетель Флоренции, стала символом борьбы за свободу от могущественных врагов того времени...    
       “Давид” Микеланджело кажется статуей античного героя, обнаженного, стоящего в контрапосте – классической позе при которой положение одной части тела контрастно противопоставлено другой части, что придает фигуре динамичность.

"Давид" Микеланджело

Это молодой мужчина, решившийся на подвиг. В его правой руке зажат камень, через левое плечо перекинута праща – он готов к сражению с непобедимым великаном. Внутреннее напряжение и решимость видны в сосредоточенном взгляде юноши, в выступающих венах, где, кажется, действительно течет кровь, в напряженных мышцах совершенного тела.
        После открытия статуя Давида провела около трех столетий под открытым небом на площади Синьории. Первые 20 лет после создания стали серьезным испытанием для статуи. Ее обстреливали повстанцы, в нее даже ударила молния. В 1527 году во время восстания у «Давида» отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. А в 19 веке памятнику нанесли еще больший урон две непрофессиональные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты. В 1873 году статую «Давида» перенесли в главный холл Академии художеств. Ее место на площади Синьории в 1910 году заняла копия. Однако и на этом злоключения не закончились. В 1991 году психически неуравновешенный итальянец, Пьеро Канната, молотком отбил средний палец на левой ноге «Давида». Пришлось делать для статуи новый палец. В мае 2004 года, впервые за последние 130 лет, знаменитую скульптуру вымыли. Это было сделано специально к 500-й годовщине её создания. Скульптура Давида была торжественно заново открыта в Академии Флоренции после окончания процесса реставрации. А копия её – Давид -  по-прежнему стоит на площади Сеньории и при взгляде на неё, у зрителей, по-прежнему замирает сердце.

Площадь Синьории
 
   Так всё-таки – что такое подвиг? Сам поступок или рассказы о нём? Герой – он сам Герой, или Б-г позволил человеку стать бессмертным Героем? Совпадение множества случайностей – человек с необходимыми для совершения подвига качествами появляется в нужное время, в нужном месте и принимает именно то решение, которое боятся принять остальные люди. Он, Герой, все это соединил сам? И нужна ли ему слава на все времена или достаточно самоуважения – Я СДЕЛАЛ ЭТО!-?
Донателло и Буонарроти показали нам начало и конец истории этого подвига – Давид перед битвой и Давид после битвы. Но ведь был еще и сам подвиг.   
    Прошло ещё сто лет после создания «Давида» Микеланджело.  За это время многое изменилось в искусстве. Перед скульпторами и художниками явился великий Караваджо,  который заставил зрителей участвовать в изображенном им совершающемся действии. Когда мы смотрим на его «Снятие с креста» (1602 г), кажется, что мы стоим внизу, в могиле, с поднятыми руками, чтобы подхватить опускаемое тело.
 
Караваджо "Снятие с креста"

Именно это ощущение -  присутствия и личного участия в событии - удалось передать  ещё одному великому: Лоренцо Бернини в 1623 году изваял «Давида» в момент самого боя. Праща натянута, тело напряжено и развернуто…Сейчас вылетит камень и Голиаф рухнет! Лицо Давида (это лицо самого Бернини) с закушенной губой полно решимости и ненависти к врагу.  Мы просто физически ощущаем и рост Голиафа, возвышающегося над левым плечом Давида, и направление полета камня.
      Всё… подвиг подготовлен, совершен и остался позади.

     И еще…  Ведь подвиги совершают из-за любви к своим, к Родине… Меир Шалев, известный израильский писатель, рассказывает как его, мальчика, отец привел на берег ручья Сорек и попросил достать 5 гладких камней со дна ручья. Мальчик взял эти мокрые, гладкие и тяжелые камни и почувствовал себя родным тому Герою - сказочному и замечательному Давиду, а  старая История стала близкой его сегодняшнему дню.
      Кстати, а почему 5 камней? 5 книг Торы – это Пятикнижие в Библии. Вероятно, вот они - камни для победы над страшными великанами… 


Рецензии
Здравствуйте, Ремуальд!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/06/22/524 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   26.06.2018 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.