Вилково. путевые заметки

   2018 год. Ровно двадцать лет назад я был в Вилково. Можно сказать юбилей. Предлагаю читателю отредактированный вариант этой миниатюры.
               


                Как бы мне сейчас хотелось в Вилкове
                вдруг очутиться!
                Там - каналы, там - гондолы, гондольеры.
                Булат Окуджава.
                Дунайская Венеция.
               

                В общем, тихий такой городок
                В дельте мощной Дунайской трапеции.
                Я б вернулся туда, если смог,
                К этой самой Дунайской Венеции.
                Ю.Ю.
               

 Середина девяностых. Автобус, идущий из Одессы в Измаил, пересёк всю Бессарабию. От бывшего колорита воспетого Пушкиным, здесь мало что осталось. Разве что легенды, да названия местных посёлков. Оставшиеся в наследство  украинцам, молдаванам, румынам, гагаузам, цыганам и Бог весть каких еще народам населявших эту землю. Впрочем, цыган здесь и сейчас много. Давно уже они шумною толпой по Бессарабии не кочуют. Как раньше, табором.  Но постоянно крутятся на остановках и базарчиках, торгуя, жульничая, гадая, то есть занимаясь своим исконным промыслом.

        Наша цель была Дунай и только Дунай. Одним из организаторов этого совещания выступало Дунайское морское пароходство, мечтающее с помощью ученой братии решить хоть часть своих болезненных проблем. Выбраться из той ямы, в какую её затащила больная экономика незалежной Украины. Мечтать, как говориться, не вредно. И никому не возбраняется. Кой-какие конструктивные идеи у нас наличествовали. Но хозяева переусердствовали с гостеприимством. По старой и незатейливой схеме: напоить гостей до упаду.

          Начало конференции ознаменовалось грандиозным банкетом. И далее он продолжался до самого отъезда. Легкие перерывы устраивались лишь для коротких заседаний и переездов из одного дунайского города в другой. Соорудить банкет для хозяев было несложно, так как в каждом порту имеется свой ресторан. И не маленький. Готовить в этих ресторанах ещё не разучились. Было бы из чего. А из чего, очевидно, было. Во всяком случае, столы были накрыты везде по первому классу.

        Измаил блеснул изобилием шампанского и хорошим коньяком, Рени – местным сухим красным вином, подаваемым в неограниченном количестве. Всем желающим давали и на вынос. В Килии мы отделались легким испугом: сухой завтрак и тривиальная водка. Благо, что были там всего пару часов. Торопились.

       Гвоздём программы “Великого дунайского плавания” являлось Вилково. Отнюдь не порт. Но самый экзотический посёлок, который мне доводилось видеть. Основали его беглые старообрядцы, прятавшиеся в Дунайских плавнях (огромная дельта реки с множеством рукавов и протоков)  с 17 века, как от православных попов-никононианцев, так и от турецкого ятагана. Углубляя протоки, они создали выступающие над водой на полметра площадки. Потом из камыша и глины слепили себе хатки. Расширяя территорию построили некое подобие городка, где вместо улиц – каналы и ерики, а основное средство передвижения – лодки. Тротуаров как таковых нет. Забавно наблюдать как по паре кривых жердин или дощечке, где и акробату удержаться трудно, бойко, даже не балансируя, торопятся по своим делам древние старушки, перебегают маленькие дети. Взрослых почти не видно. Может давняя традиция?

        Вилково спокон веку находилось на самой что ни наесть границе. Россия – Турция. Россия – Румыния. Когда одна из сторон объявляла рекрутский набор, то вилковские мужики быстро перебегали, вернее переплывали на другую сторону. Когда обе стороны готовились к драке, они смывались в непроходимые камышовые дебри. Дунайская дельта состоит из великого множества островов, островков и островочков, общей площадью с приличное Европейское государство. Все они покрыты трёх-четырёх метровым частоколом камыша. Найти в нём человека не легче, чем иголку в стогу сена. Протоки между ними изобилуют рыбой и водоплавающей птицей. Так что с голоду там не пропадёшь.

        С момента образования в Вилково действует старообрядческая церковь. Сейчас это весьма приличный храм. Не Исаакий, конечно. Но достойный. Идеально ухоженный. Как водится, прихожане добираются к нему на лодках. Индивидуальный транспорт этот хранится в сборных гаражах, ворота которых открываются прямо в протоку. Из гаражей не выезжают, а выплывают. Кто на вёслах, кто на шесте, кто под мотором. Всяко.

        Вилковцы, не смотря на старообрядство, чрезвычайно гостеприимный народ. Они могли бы неплохо кормиться за счет туризма. Но, при советской власти здесь была погранзона. После, ещё хуже, началась депрессия. Сплошная невезуха. Хотя местная власть надеется, что когда-нибудь Дунайская Венеция составит конкуренцию Италийской Венеции. Ну, тогда держитесь, макаронники! Опять же, Италийская Венеция элементарно тонет, погружаясь на дно своей лагуны. А Дунайская растёт. Ибо каналы всё равно надо чистить. Грунт же рачительно идёт на расширение территории. Вообще, много чего удивительного в Вилкове. Например, почему там отлично растёт виноград? Практически в воде. Почему его не топят паводки? Вроде как на Дунае паводков не бывает. Почему не прикрыли старообрядческий храм? И многое другое почему.

        Наш катер (пришлось пересесть с теплохода) бороздил по Вилковским каналам строго соблюдая правила тамошнего уличного движения. Не превышал скорость. Не разводил большую волну. Ещё бы, рулевой-то местный. Попробуй развить! Гаражи и мостки к чёртовой матери снесёт. Зальёт огороды. Хозяева не посмотрят на заповедь - не убий. Башку тут же открутят. И, заметьте, никаких регулировщиков. Ни в форме, ни без.

        На обратной дороге, объевшаяся и упившаяся, ученая братия ударилась в сон. Позади остался экзотический ресторанчик с невероятно вкусной дунайской ухой. Не менее экзотично было его расположение и обслуживание. Сервировка и подача блюд и местное вино. А я смотрел на мутные дунайские волны, на удаляющееся Вилково и думал вот о чём.
 
         Здесь и земли то не было. Человек создал. И устроил на ней вполне райский уголок. А мы райский Крым (тогда еще Украинский) превратили чёрт знает во что. Всё, что было дано Богом, природой – не берегли. Испоганили. Вот если бы мы его своими руками насыпали, мешками на горбу, как вилковцы со дна моря таскали, то хрен бы эту землю дали в обиду. Ни властям, ни супостатам пришлым. Ни прошлым, ни нынешним. И был бы Крым, а ещё лучше Таврида, той жемчужиной, которую мы берегли бы пуще ока.


Рецензии
Ели, пили, а проблема осталась нерешённой?

Юрий Игнатюгин   04.07.2019 00:17     Заявить о нарушении
Юрий Владиславович! Решения любой научной конференции, совещания, симпозиума могут носить исключительно рекомендательный характер. Административные органы прежде чем проектировать серьезные объекты, многомиллионные затраты должны предоставить веское обоснование, лучше всего научно обоснованное (хотя, если они не нравятся просто похерить).Очень многие техногенные катастрофы можно было бы предупредить, если бы рекомендации ученых не клали под сукно.

Юрий Юровский   04.07.2019 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.