Императорские туры в Бахчисарай

Императорские туры в Бахчисарай

Мы продолжаем с Вами углубляться в историю Бахчисарая.
Нас, естественно, интересуют места, связанные с пребываниями русских Императоров в этом историческом крымском регионе.
По мнению Д.А. Прохорова:
"Описание обстоятельств визита на Крымский полуостров императрицы Екатерины II после присоединения Крыма к России сопровождалось в литературе различными непроверенными фактами. Например, сообщения ряда авторов о том, что российская императрица Екатерина II в 1787 году посетила Чуфут-Кале, очевидно, является не более чем домыслами".
Действительно, в материалах писем, воспоминаниях сопровождающих императрицу Екатерину II отсутствуют упоминания о том, что она поднималась в горы к Чуфут-Кале. Нет даже намёка на то, что она осматривала Успенский Бахчисарайский монастырь, так как в то время он, по-видимому, был лишь скитом.
Напомним: "кортеж императрицы прибыл в Бахчисарай вечером 20 мая 1787 г., а спустя день согласно разработанного и заранее утверждённого маршрута путешествия, Екатерина II должна была выехать в направлении Севастополя...
...21 мая 1787 года, в день тезоименитства великого князя Константина Павловича и великой княжны Елены Павловны Екатерина II присутствовала на литургии в походной церкви Старооскольского пехотного полка; после окончания обедни она "благоволила жаловать к руке воинский генералитет, штаб-офицеров, гражданских чиновников, дворянство и мурз, в хорунге служащих".
Затем в нижней дворцовой зале Бахчисарайского ханского дворца она "изволила иметь обеденный стол" с сопровождающим её графом Фалькенштейном (под этим именем скрывался император Священной Римской империи и король Германии Иосиф II, инкогнито путешествовавший вместе с императрицей по России) - на обед были приглашены высшие генеральские чины, а также крымскотатарский муфтий Мусалаф-Эфенди и кадиаскер Мехмет-Сеид эфенди.
22 мая в 10 часов утра кортеж Екатерины II отбыл из Бахчисарая в Инкерман..."

На плато Чуфут-Кале поднялся лишь австрийский император Иосиф II - он побывал в караимской кенасе, был приглашён в дом знатного караима Биньямина-Ага и, по-видимому, посетил богатую караимскую усадьбу, в которой позднее жил газзан Шеломо (соломон) бен Авраам Бейм.
Биньямин (Вениамин) бен Самуил Ага являлся управляющим финансами и заведующий монетным двором Шагин-Герая. В его обязанности входили, в частности, переговоры с представителями местной администрации (а при необходимости, и с вышестоящим начальством). Бывший ханский казначей также вошёл в состав делегации, отправившейся в 1795 году в Санкт-Петербург и уполномоченной представлять интересы караимов. Скончался Вениамин бен Самуил Ага в 1824 году.

В фондах Бахчисарайского историко-культурного заповедника сегодня хранятся фрагменты двух шлифованных плит, изготовленных из мраморовидного известняка розово-жёлтого цвета с прожилками. На одной из них была выполнена посредством резьбы и последующим нанесением на буквы позолоты, надпись на русском языке:
"Возрадуется Израиль о Создателе своём и сыны Сиона восторжествуют в честь Великих Царей и Августейших Фамилий удостоивших своим высоким посещением древнее обиталище Караимов. В приезд в Тавриду Её Величества Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II в 1787 году посетил Чуфут-Кале и <...> Римский Император ИОСИФ II, Его Величество Великий Князь НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ в 1816 году, Его Высочество Великий Князь МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в 1817 году, Его Величество Государь Император Александр Благословенный в 1818 и 1824 годах, Его Величество Государь Император НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ и Её Величество Государыня Императрица АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА, Его <...>  <цесаревич> наследник АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, Её Высочество Великая Княгиня МАРИЯ НИКОЛАЕВНА и Её Высочество Великая Княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА в 1837 году, Её Высочество Великая Княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА и Её Высочество Великая Княгиня МАРИЯ МИХАЙЛОВНА в 1841 г., Его Высочество Великий Князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в 1845 году".
На второй плите, изготовленной из такого же мраморовидного известняка, надпись, повторявшая текст на первой плите, была выполнена на иврите.
В память о посещении императрицы Екатерины II Бахчисарая, недалеко от ханского дворца, рядом с мостом через р. Чурук-Су, была установлена "Екатерининская миля". Надпись на ней выполнена на русском и крымскотатарском языках:  "Благородной памяти императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае 1787 года, мая 14".
Миля была украшена двуглавым орлом с "железных", или "посольских" дверей Ханского дворца - там он был установлен вместо мусульманского полумесяца ранее, во время ремонтных работ.
Дата визита Екатерины II была также выбита на "Триумфальной" арке каменных ворот при въезде в город: "мая 1787 года", специально сооружённой в 1787 году в ознаменование визита государыни.

Благодаря "Запискам" А.И. Михайловского-Данилевского мы можем познакомиться с деталями путешествия Александра I на юг России, с посещением Бахчисарая.
"В начале марта 1818 года, император Александр Павлович отправился из Москвы в Варшаву, откуда намерен был ехать в Бессарабию, Крым и землю Донских казаков, не видав ещё никогда областей сих, и на пути осмотреть вторую армию, состоявшую под начальством Беннигсена..."
Мы перенесёмся сразу к эпизодам нашего внимания - Бахчисараю.
"Наше трёхдневное путешествие верхом по южному берегу кончилось в Байдарах. Поутру 16-го мая сели мы в приехавшие к нам из Симферополя коляски и отправились в Севастополь. Государь намерен был посетить лежавший на дороге монастырь св. Георгия, причём князь Волконский предупредил нас, что государь желает быть в монастыре один, и чтобы мы туда не входили.
В полдень мы прибыли в Севастополь. После обеда император осматривал казармы, больницы, военно-сиротское отделение и адмиралтейство, где спускали 14-ти пушечное судно.
На следующее утро было представление. Потом государь присутствовал на разводе, объезжал в катере Севастопольскую гавань, обозревал укрепления, входил на корабль "Бриенн" и обедал на стопушечном корабле "Париж". Бриенн и Париж - какие воспоминания для Александра!
После обеда он ездил в катере осматривать развалины генуэзского города Инкермана, и оттуда отправился сухим путём в Бахчисарай, посадив в свою коляску графа Милорадовича.
Не доезжая пяти вёрст до сего города, множество татар в глазетовых кафтанах, на прекрасных лошадях, окружили его коляску и провожали его до Бахчисарая. По прибытии своём туда, он осматривал дворец бывших ханов и потом пошёл в мечеть, где происходило торжественное богослужение по случаю высочайшего приезда в Бахчисарай. По окончании молитв, во время которых государь стоял на хорах, дервиши начали вертеться, произнося громкие восклицания. Из мечети государь ходил смотреть татарскую свадьбу и пожаловал новобрачным 1000 рублей и дервишам 500 рублей.

Мая 18-го поутру было представление. Сперва ввели к государю муфтия и 12 духовных. Никому из нас не было позволено находиться при сем представлении, даже переводчику князю Балатукову. Вместо него на время аудиенции духовных избрали другого переводчика из простых татар. После представлялись беи, или князья, а потом император поехал на Чуфут-Кале.
Осмотрев синагогу, он пошёл пешком в дом богатого жителя, у которого был приготовлен завтрак, состоявший из орехов, сотов, масла, сыра, плодов и цареградских конфект.
Изъявляя благодарность за сделанную ему честь, хозяин просил государя посетить его гарем. Войдя, мы увидели женщин до десяти, от 15 до 50 лет. Не ожидая посещения, они крайне перепугались и закрыли лица руками. Потом, когда муж объяснил, что перед ними государь, они изумлённо смотрели на нас.
Удостоив их приветствием и уходя, государь сказал переводчику (по-французски):
 -  Скажи этим дамам, что я в восторге от знакомства с ними.

Из Чуфут-Кале государь поехал в греческий Успенский монастырь, к вечеру прибыл в Симферополь и на другое утро, 19-го мая, отправился ночевать в Перекоп. Здесь кончилось наше путешествие по Крыму..."
После этого путешествия Александр I ещё дважды посещал Бахчисарай в 1824 и 1825 годах.
К визиту монарха в 1825 году для него в Бахчисарайском дворце были приготовлены апартаменты в отдельном флигеле, где к тому времени был проведён ремонт под руководством архитектора И.Ф. Колодина. В самом флигеле, в котором останавливался император, "была сделана новая лестница, из тёсаного камня с поручнем на столбах; в комнатах устроены были диваны, обитые шёлковыми материями, повешена люстра".
                ***

В путеводителе по Бахчисараю в разделе, посвященному Ханскому дворцу, можно прочитать следующее:
"В противоположном от входа конце двора, у лестницы, которая прежде вела в дворцовые сады, а ныне в сквер с мемориалом героев Гражданской и Великой Отечественной войн, возвышается еще один фонтан — в виде небольшой башни с куполом.
Он установлен в 1828 г. в память о посещении Бахчисарая русским императором Александром I, скончавшегося в 1825 г. Памятник воздвигнут  на средства, собранные крымскотатарской общиной. Автор проекта - архитектор Эльсон, занимавшийся в это время реставрацией Бахчисарайского дворца.
Архитектор сохранил основу в виде четырехгранной каменной башни, дополнив ее мотивами крымскотатарского зодчества, которые охотно использовались русскими архитекторами, строившими в Крыму. Башня, украшенная фигурными зубцами по всему периметру, увенчана каменным куполом, напоминающим купола местных дюрбе. По четырем углам башенка украшена тонкими изящными колонками со «сталактитовой» капителью. С трех сторон стены прорезаны высокими стрельчатыми арками, покрытыми стилизованными лепестками цветущего лотоса. На четвертой, глухой стене, над ныне заложенной нишей — плита с арабской надписью с упоминанием имени Александра I. Вероятно, фонтан имел по сторонам раковины для струй воды и другие детали, ныне утраченные".

_______________


Рецензии