Психологизация философии и истории
Однако в этих философских концепциях наряду с особенностями есть и нечто общее. Все они решают основной вопрос философии, отношение идей к вещам. Так у дуалиста Платона идеи спрятаны за вещами, стоят на втором плане: трансцендентны вещам, которые являются их копиями. У Аристотеля идеи спрятаны в вещах, имманентны вещам, но не являются подлинными вещами. У Гегеля идеи первичны, вещи вторичны; идеи и трансцендентны и имманентны вещам, так как отчуждаемы в вещи. У Маркса вещи первичны, идеи вторичны. Идеи – отражение вещей; тождественны, но не аутентичны, не относятся к подлинным вещам.
Хотя Платона и Гегеля относят к идеалистам, а Аристотеля и Маркса к материалистам - все они монисты, хотя, решая основной вопрос философии, не могут обойти дуализм: прямо сказать, что идея не есть вещь, А не есть Б (А есть А). Также не могут они сказать, что идея есть и не есть вещь, А есть и не есть Б, или заявить, что идея есть вещь, А есть Б. Все они мудрствуют в стремлении освободиться от дуализма, амбивалентного и паранойяльного мышления, но не могут до конца избавится.
К чистым монистам относится ирландский субъективный идеалист Д.Беркли, отрицавший существование материального мира. В субъективном идеализме вещи, это мои ощущения – идеи. Поэтому весь мир во мне, в моём Я. Есть только субъективные идеи.
К чистым плюралистам относится Эмпедокл, в философии которого есть множество не имеющих единства начал, принципов, основ. Плюрализм есть в эклектике. Термин «эклектика» ввёл в научный и философский оборот Потамон (2 век), назвавший свою школу эклектической. Под эклектикой понимают соединение вместе множества разнородных вещей, идей, концепций. Одним основанием эклектики служит хаос и разнообразие мира. Другим основанием служит специфическое восприятие и мышление. Это мышление называют паранойяльным, а восприятие симультанным. Мышление и восприятие отличаются непоследовательностью, разорванностью.
Получается, что мир предстаёт перед нами таким, каким мы способны его воспринимать и мыслить. При этом эпоха политеизма подсказывает, что в это время люди склонялись к дуалистическому плюрализму с богами и атлантами, а эпоха монотеизма и монархизма подсказывает, что в это время люди склонялись к монизму.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Периодизация истории может использоваться для прогноза.
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Например, древнегреческий философ Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что история циклична. Цикл состоит из трёх фаз: зарождение, расцвет, гибель общества. Ему стали вторить цивилизационисты, в частности, английский историк А.Тойнби.
У О.Конта в основу периодизации легла смена типов мышления в соответствии с «Законом интеллектуальной эволюции человечества или Законом трех стадий». Конт писал: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная. На последней стадии строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным». [c.1]
Если сознание (мышление) не только определяет социальное бытие, но и имеет развитие, то его, мышление, можно будет обнаружить в развитии социального бытия, социальной действительности. Так в основе существования общественно-экономических формаций находят разные типы способа производства. Эти типы способы производства не возникли сами собой, хотя Маркс с его последователями марксистами склоняются именно к этому. Они возникли не объективно. Их изобрели люди. В каждом деле есть первооткрыватели и подражатели. Имён первооткрывателей или изобретателей способов производства история не сохранила. Только и всего. Дело в том, что люди, как правило, не фиксируют внимания на том, где, от кого они восприняли бесплатную информацию и заразились идеей, став подражателями. Идеи заразны, ими можно индуцироваться.
В общем, то мнение, что используют алгоритмы мышления лишь те, кто рассматривает их в качестве основания для периодизации истории, верно только частично. Всё это от того, что люди делятся на тех, кто может делать, если им объяснить, как делать, и на тех, кто способен объяснить, как делать, но не делает. Есть теоретики и практики, изобретатели и миметики. Мимесис – подражание.
В общем, людям подсказали и люди сделали из себя рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуазию и наёмных рабочих, создали рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй. Но только советские марксисты открыли в основе формаций способ производства пяти типов. Имён советских марксистов, открывших «пятичленку» не отыскать, так как вера в марксизм и Маркса превратила марксистское учение в догму, подобную христианской догме. В христианстве всё творилось во имя Христа и от имени Христа, хотя основали веру святые отцы.
Обратимся, однако, к смене типов (алгоритмов) мышления в основании периодизации истории. Для этого повторим то, о чём говорилось ранее.
В зависимости от используемой логики, существует три типа мышления:
• основанное на традиционной логике истинное, нойяльное мышление,
• основанное на кривой логике ложное, паранойяльное мышление,
• основанное на обеих логиках амбивалентное мышление.
В зависимости от типа мышления различают три типа личности:
• паранойяльное мышление предпочитает паранояльный тип личности,
• амбивалентное мышление предпочитает шизоидный тип личности,
• нойяльное мышление предпочитает рациональный тип личности.
Тип мышления для конституционного типа личности является врождённым. Тип мышления влияет на мировоззрение, его методологию. Три основных типа мышления – три основных типа философии: монизм, дуализм и плюрализм.
• Лица, предпочитающие в мышлении традиционную логику склонны к метафизике, монизму и рационализму.
• Лица, предпочитающие амбивалентное мышление склонны к диалектике, дуализму.
• Лица, предпочитающие в мышлении кривую логику склонны к плюрализму, эклектике, софистике, иррационализму.
Тип мышления, влияя на мировоззрение, влияет через него на поведение человека, на практику. Человек не только видит мир через призму мировоззрения. Он стремится, чтобы реально социальный мир отвечал его мировоззрению, а не наоборот. Он не хочет «прогибаться под изменчивый мир», а пытается сделать его своим сообразно собственному видению, мышлению и логике.
В соответствие с типологией мышления могут создаваться проекты мироустройства трёх типов: монистический, дуалистический и плюралистический.
• В чисто монистическом проекте должен присутствовать монизм экономический, политический и культурный. Это проект с одним классом, одной нацией, одной культурой: одной религией, одним языком, одной историей. Такого проекта не было в истории.
• В чисто плюралистическом проекте должен присутствовать эклектический плюрализм в экономике, политике и культуре с разными религиями, языками и историями. Такого проекта не было, если не брать во внимание весь мир в его истории.
• В дуалистическом плюрализме может сочетаться: 1) классовый монизм с национальным и культурным плюрализмом (был при социализме), 2) национальный и культурный монизм с классовым плюрализмом (был при фашизме).
Если экономический плюрализм это многообразие форм собственности, культурный плюрализм – многообразие культур, то политический плюрализм – многообразие форм государственного устройства, которое встречается в истории и в настоящем времени в мире, но не встречается в одной отдельной стране. Поэтому либеральность государства оценивают по тому, стоит ли индивид над ним.
Поскольку фашизм объявил войну либерализму, фашистское государство можно мыслить противоположным и либеральному государству. Холодная война, в свою очередь, свидетельствует о противоположности либерального государства коммунистическому государству. Думается, государство должно оцениваться по проекту, который оно охраняет. В то же время, если Ленин назвал вооружённый пролетариат пролетарским государством, а Муссолини назвал либеральное государство «ночным сторожем», то фашистское государство стоит назвать вооружённой «арийской расой», нацией, хотя идеологи фашизма относили своё государство к национальной идее.
В общем всё дело в том, кто создаёт или учреждает государство как институт по охране социального проекта и что у учредителей в голове, следовательно, в проекте. Ну и, конечно, при этом имеет значение, насколько грамотно был составлен проект его составителями, сильны ли они в теории и истории.
Библиография
1. Конт О. Дух позитивной философии.- СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001
Свидетельство о публикации №218031200658