Психологизация философии и истории

         Психологизация философии связана с её персонализацией и индивидуализацией, с появлением таких терминов, как «платонизм», «аристотелизм», «гегельянство», «марксизм», что вызвано влиянием на развитие философии таких маститых философов, как Платон, Аристотель, Гегель, Маркс. Индивидуальность этих мыслителей, то есть их мышления сказалась на особенностях их философских концепций.
         Однако в этих философских концепциях наряду с особенностями есть и нечто общее. Все они решают основной вопрос философии, отношение идей к вещам. Так у дуалиста Платона идеи спрятаны за вещами, стоят на втором плане: трансцендентны вещам, которые являются их копиями. У Аристотеля идеи спрятаны в вещах, имманентны вещам, но не являются подлинными вещами. У Гегеля идеи первичны, вещи вторичны; идеи и трансцендентны и имманентны вещам, так как отчуждаемы в вещи. У Маркса вещи первичны, идеи вторичны. Идеи – отражение вещей; тождественны, но не аутентичны, не относятся к подлинным вещам.
         Хотя Платона и Гегеля относят к идеалистам, а Аристотеля и Маркса к материалистам - все они монисты, хотя, решая основной вопрос философии, не могут обойти дуализм: прямо сказать, что идея не есть вещь, А не есть Б (А есть А). Также не могут они сказать, что идея есть и не есть вещь, А есть и не есть Б, или заявить, что идея есть вещь, А есть Б. Все они мудрствуют в стремлении освободиться от дуализма, амбивалентного и паранойяльного мышления, но не могут до конца избавится.
         К чистым монистам относится ирландский субъективный идеалист Д.Беркли, отрицавший существование материального мира. В субъективном идеализме вещи, это мои ощущения – идеи. Поэтому весь мир во мне, в моём Я. Есть только субъективные идеи.
         К чистым плюралистам относится Эмпедокл,  в философии которого есть множество не имеющих единства начал, принципов, основ. Плюрализм есть в эклектике. Термин «эклектика» ввёл в научный и философский оборот Потамон (2 век), назвавший свою школу эклектической. Под эклектикой понимают соединение вместе множества разнородных вещей, идей, концепций. Одним основанием эклектики служит хаос и разнообразие мира. Другим основанием служит специфическое восприятие и мышление. Это мышление называют паранойяльным, а восприятие симультанным. Мышление и восприятие отличаются непоследовательностью, разорванностью.
         Получается, что мир предстаёт перед нами таким, каким мы способны его воспринимать и мыслить. При этом эпоха политеизма подсказывает, что в это время люди  склонялись к дуалистическому плюрализму с богами и атлантами, а эпоха монотеизма и монархизма подсказывает, что в это время люди склонялись к монизму.
         Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Периодизация истории может использоваться для прогноза.
         Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Например, древнегреческий философ Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что история циклична. Цикл состоит из трёх фаз: зарождение, расцвет, гибель общества. Ему стали вторить цивилизационисты, в частности, английский историк А.Тойнби.
         У О.Конта  в основу периодизации легла смена типов мышления в соответствии с «Законом интеллектуальной эволюции человечества  или Законом трех стадий». Конт писал: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная. На последней стадии строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным». [c.1]
         Если сознание (мышление) не только определяет социальное бытие, но и имеет развитие, то его, мышление, можно будет обнаружить в  развитии социального бытия, социальной действительности. Так в основе существования общественно-экономических формаций находят разные типы способа производства. Эти типы способы производства не возникли сами собой, хотя  Маркс с его последователями марксистами склоняются именно к этому. Они возникли не объективно. Их изобрели люди. В каждом деле есть первооткрыватели и подражатели. Имён первооткрывателей или изобретателей способов производства история не сохранила. Только и всего. Дело в том, что люди, как правило, не фиксируют внимания на том, где, от кого они восприняли бесплатную информацию и заразились идеей, став подражателями. Идеи заразны, ими можно индуцироваться.
         В общем, то мнение, что используют алгоритмы мышления лишь те, кто рассматривает их в качестве основания для периодизации истории, верно только частично. Всё это от того, что люди делятся на тех, кто может делать, если им объяснить, как делать, и на тех, кто способен объяснить, как делать, но не делает. Есть теоретики и практики, изобретатели и миметики. Мимесис – подражание.
         В общем, людям подсказали и люди сделали из себя рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуазию и наёмных рабочих, создали рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй. Но только советские марксисты открыли в основе формаций способ производства пяти типов. Имён советских марксистов, открывших «пятичленку» не отыскать, так как вера в марксизм и Маркса превратила марксистское учение в догму, подобную христианской догме. В христианстве всё творилось во имя Христа и от имени Христа, хотя основали веру святые отцы.
         Обратимся, однако, к смене типов (алгоритмов) мышления в основании периодизации истории.  Для этого повторим то, о чём говорилось ранее.
         В зависимости от используемой логики, существует три типа мышления:
• основанное на традиционной логике истинное, нойяльное мышление,
• основанное на кривой логике ложное, паранойяльное мышление,
• основанное на обеих логиках амбивалентное мышление.
В зависимости от типа мышления различают три типа личности:
• паранойяльное мышление предпочитает паранояльный тип личности,
• амбивалентное мышление предпочитает шизоидный тип личности,
• нойяльное мышление предпочитает рациональный тип личности.
         Тип мышления для конституционного типа личности является врождённым. Тип мышления влияет на мировоззрение, его методологию. Три основных типа мышления – три основных типа философии: монизм, дуализм и плюрализм.
• Лица, предпочитающие в мышлении традиционную логику склонны к метафизике, монизму и рационализму.
• Лица, предпочитающие амбивалентное мышление склонны к диалектике, дуализму.
• Лица, предпочитающие в мышлении кривую логику склонны к плюрализму, эклектике, софистике, иррационализму.
         Тип мышления, влияя на мировоззрение, влияет через него на поведение человека, на практику. Человек не только видит мир через призму мировоззрения. Он стремится, чтобы реально социальный мир отвечал его мировоззрению, а не наоборот. Он не хочет «прогибаться под изменчивый мир», а пытается  сделать его своим сообразно собственному видению, мышлению и логике.
         В соответствие с типологией мышления могут создаваться проекты мироустройства трёх типов: монистический, дуалистический и плюралистический.
• В чисто монистическом проекте должен присутствовать монизм экономический, политический и культурный. Это проект с одним классом, одной нацией, одной культурой: одной религией, одним языком, одной историей. Такого проекта не было в истории.
• В чисто плюралистическом проекте должен присутствовать эклектический плюрализм в экономике, политике и культуре с разными религиями, языками и историями. Такого проекта не было, если не брать во внимание весь мир в его истории.
• В дуалистическом плюрализме может сочетаться: 1) классовый монизм с национальным и культурным плюрализмом (был при социализме), 2) национальный и культурный монизм с классовым плюрализмом (был при фашизме).
Если экономический плюрализм это многообразие форм собственности, культурный плюрализм – многообразие культур, то политический плюрализм – многообразие форм государственного устройства, которое встречается в истории и в настоящем времени в мире, но не встречается в одной отдельной стране. Поэтому либеральность государства оценивают по тому, стоит ли индивид над ним.
         Поскольку фашизм объявил войну либерализму, фашистское государство можно мыслить противоположным и либеральному государству. Холодная война, в свою очередь, свидетельствует о противоположности либерального государства коммунистическому государству. Думается, государство должно оцениваться по проекту, который оно охраняет. В то же время, если Ленин назвал вооружённый пролетариат пролетарским государством, а Муссолини назвал либеральное государство «ночным сторожем», то фашистское государство стоит назвать вооружённой «арийской расой», нацией, хотя идеологи фашизма относили своё государство к национальной идее.
         В общем всё дело в том, кто создаёт или учреждает государство как институт по охране социального проекта и что у учредителей в голове, следовательно, в проекте. Ну и, конечно, при этом имеет значение, насколько грамотно был составлен проект его составителями, сильны ли они в теории и истории.


Библиография
1. Конт О. Дух позитивной философии.- СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001


Рецензии