54. Небесное воинство

Однажды на канале Союз краем сознания ухватила передачу о православных психологах - что это за профессия, какие люди в ней работают, чем они отличаются от обычных психологов, и очень удивилась зачитанному ведущим письму некоей женщины: "Много лет страдаю депрессией. В церковь хожу, молюсь, но ничего не помогает".

Удивилась самоочевидному противоречию посылов: "хожу в церковь" и "страдаю депрессией" - как так-то? Там же душу на руках ангелов улавливают из любого темного места, омывают таинствами покаяния и причастия, и она - свежеотмытая и как снег убеленная, сияет из человека во все окружающее мироздание... Удивилась, взалкала правды, которую Господь тут же и подал через книжку "Изречения Оптинских старцев": "Ты пишешь, что испытываешь тяготу и томление душевное - это от нечистой исповеди!". Грубо говоря - присосался к душе грех, этакий недиагностируемый паразит, и вместо того, чтобы благодать через причастие человеку поступала - ее высасывает нечистый дух.

Потом стала изучать этот феномен более тщательно - а не все грехи и исповедать можно, есть же, например, грехи, как нарушения заповедей, а есть то, что называется "пригрешениями", "согрешениями", то есть "при грехе", "со грехом" = рядом, около. Не убил, не украл, не спрелюбодеял, не позавидовал, не оболгал, но - вызлобился. Не уступил. Сравнил. Смолчал. А как понять - угодно это Богу или нет? Одному не уступил, чтобы другому дать - а правилен ли выбор? Кто ты, чтобы это решать? Тонкая граница, которую только тем и можно почувствовать, что называется "сердцем": если "и, вроде, всё правильно делаю", но "за душу что-то тянет", то, значит, не всё правильно.

И что? Донимать батюшку пересказом своей жизни до масштаба "пяти минут", чтобы он смог разобраться - какое из слов, сказанных свекрови в беседе у кухонной плиты, является "со-грешением", какой из пинков, выданных мною собаке, является "при-грешением" и так далее? Этого ни один батюшка не выдержит.

Причащаться по принципу "Бог все видит, Бог простит"? Это, конечно, можно, но Бог в первую очередь умножит "со-грешение" до размеров греха (разругаться со свекровью, например, "до развода") - исключительно по милосердию Своему, чтобы показать больное место, чтобы человек осознал и понял - что именно там за душу тянуло, потом заставит покаяться, и только потом вменит этот принцип в праведность. То есть, как бы, удобнее избегать и со-грешений тоже.

Как? Застрелиться и не жить?

Да, в какой-то степени. Например, добавить к утренним молитвам канон Архангелам и Ангелам. Что это дает на практике?

Очень странное.

Сначала канон читается с той же степенью осознания смысла, как и надписи на китайском, потому что там вообще полный бред написан. В отличие от канона, например, Пречистой Деве - в нем все понятно, в нем излагаются фрагменты Ее жития, Ее отношений с людьми и Ангелами, просьбы к Ней - единообразные, наполняемые собственными чувствами, а вот канон Архангелам и Ангелам - там вообще ни одного абзаца с привычными людям смыслами. И даже чтение Ареопагитиков, в частности, О Небесной Иерархии, то есть - именно что об Архангелах и Ангелах не помогает понять смысл написанного в песнях канона Им.

Но - читаешь. С усердием. Пусть не понять, так хоть просто прикоснуться своим телом (мозгом) к тайне, которую разгадать невозможно. Единственное, что доступно хоть какому-то осмыслению в каноне - это "Господи! И ведь написал же кто-то такое?!". То есть - по крайней мере один человек, тот, кто написал канон, точно понимал смысл написанного. И уже читаешь со внутренней молитвой вот этому неизвестному автору: "Господи! Если тот человек ЭТО написал, значит, ну, хоть как-то ЭТО возможно уразуметь человеческим мозгом!". Господь, видя такие старания, идет навстречу страдальцу и подает совсем из другого места: не понимаешь текст канона - постарайся сначала уразуметь КОМУ ты его читаешь.

А кому?

Себе в первую очередь. Для себя, то есть. 

Еще там понятно про Ангела-Хранителя, ему вообще так-то существует отдельный канон, и в нем как раз все понятно: кто такой Ангел-Хранитель, зачем Он дан нам Господом, что делает, какие просьбы исполняет.

То есть, во вторую очередь, канон я читаю ПОНЯТНОЙ Личности: Ангелу-Хранителю. Я к нему и помимо канонов много прибегаю с простой просьбой: "Ангел-Хранитель, сходи ко Господу, пусть Он мне что-то даст!".

В третью очередь, я же еще словарь читаю. Церковно-славянских слов. И там целая статья есть, посвященная Архангелам. У Дионисия Ареопагита написано много об Архангелах, но в Словаре статья подготовлена протоиереем, хорошо знавшим Священное Писание, и он сделал выборку на тему "что люди знают о каждом из Архангелов", и оказывается, что Архангел Михаил - это такая Божественная сущность, которая дает СРАВНЕНИЕ кого бы то ни было с Богом.

Архангел Гавриил - это крепость Божия, Он дает БЕЗВАРИАНТНОСТЬ: либо по Слову Бога, либо - "сделает тебе Бог то и то!".

Архангел Рафаил - это врачевание Божие, то есть по нашему - ДИАГНОСТИКА. Он показывает в чем именно со-грешение, при-грешение, и как избегать их.

Архангел Салафиил - это молитвенник Божий, то есть Тот, кто на собственных крыльях поднимает нас к Богу, помогая формулировать просьбы так, чтобы они были угодны Богу. Можно же молиться либо о пустом, либо - неправильно. А прибегая к Архангелу Салафиилу со временем научаешься формулировать просьбы правильно.

Про Архангела Варахиила не так давно писала, но повторюсь: Он - благословение Божие. Ответ Бога на молитвы, но ответ не то, чтобы "и увидел Моисей куст горящий, и услышал оттуда голос", мы живем не в ветхие времена, мы уже знаем и Бога Слово, и Духа Святаго. Ответ Бога - это СИЛЫ на исполнение вымоленного по общей для всех схеме исполнения: по образу и подобию Бога Сына. Это сложно понять, но для достижения целей, особенно личных, нужно уметь отказываться от них, предоставляя Господу сражаться за себя: если уж даст просимое, то можно быть уверенным, что дал - Бог, а не сатано. А если не даст - ну, значит, а от сатаны-то мне зачем?

Архангел Уриил - это свет Божий. Если, например, Архангел Михаил проливает свет на тьму, которая в нас, чтобы показать нам нашу немощь и ничтожность, то Архангел Уриил проливает свет на то, что нам "интересно по немощам нашим", на то, в чем мы - осознанные тупицы, и именно про Него написано в пятидесятом псалме: "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Архангел Уриил просто открывает нам тайны, не унижая нас, не тыкая в наше незнание.

Архангел Иегудиил - славитель Бога. Тот, "прицепляясь" к Кому, мы в состоянии испытать экстаз от благодати Божией, от милости Его к нам, от щедрот. Тот, кто помогает нам обретать неокрадываемую радость, ничем не омрачаемую.

Архангел Иеремиил - возвышение Божие: ставят ли свечу под кастрюлю? Какой смысл? Архангел Иеремиил - это Высшая Логика Справедливости: труждающий достоин вознаграждения, иначе никто работать не будет. Труждающий достоин поощрения - иначе ни у кого не будет стимула стремиться к чему-то. Достойных Господь возвышает, и невозможно их не возвысить, как невозможно беременной женщине не родить, коли пришел срок. По крайней мере, именно так описывается состояние возвышения в Священном Писании.

Узнав Личности Архангелов - уже проще читать канон. Слова и смыслы, в нем изложенные, все так же непонятны, но, в конце концов, новорожденный просто плачет, когда ему что-то надо, а родители на то и родители, чтобы понимать потребности ребенка. Чтение канона - это такой вот "плач" в сторону Архангелов и Ангелов, и Они, являясь Небесными Умами, не сравнимыми с нами, но близкими к Богу - Логосу, Всезнанию, просто понимают - Кто из Них нам нужен в конкретной ситуации.

И - помогают, каждый своими свойствами.

Например, состояние депрессии - это невозможность прилепиться к Архангелу Иегудиилу, как бы "постоянно от него отваливаешься", даже если и получается "хоть за что-то прославить такого жадного, злого и немилостивого ко мне Бога", то это настолько мимолетно...
Осознание этого дает увеличение света в душе - оказывается, я МОГУ прилепляться к Архангелу Иегудиилу?! К Самому Архангелу! Да, на минуточку, например - солнце проглянуло после дождей, и это подало мне радость, и я могу сказать "Слава Богу! Наконец-то солнце!", так это ж я - не просто так сказала! Бог - Слово, я словом и чувствами потянулась к Богу и угодила - куда? К Архангелу Иегудиилу. Дело за малым: постараться передать через Него сообщение Архангелу Рафаилу, пусть Он что-то для меня сделает, чтобы я исцелилась от депрессии! Архангел Иегудиил, удивленный такой просьбой, тем не менее идет мне навстречу, потому что "Царствие Небесное нуждою дается" - это Слово Бога, его нарушать нельзя. Но обращается, например, не к Архангелу Рафаилу, а к Архангелу Михаилу, и тот, грозно нахмурившись, указывает мне мое место: собаку кто злобно лупил поводком за то, что она в доме гадит?! Ты сотворила эту собаку? Ее тебе Господь дал для того, чтобы ты на ней зло срывала?! По делам твоим и наказание: создала собаке невыносимые условия жизни - Бог тебя в депрессию и засунул.

Это - "писательская обработка" прочитанного  в Священном Писании. По крайней мере, складывается впечатление, что пророки как-то так и общались с Богом.

То есть, это для нас - просто пища для ума, а вот на практике очень удобно понимать, что "функции" унижать (ты кто?!), сравнивать, возвышать, лечить словами (дай подую! У волка заболи, у зайца заболи, у Николашеньки - перестань), просветлять, открывать тайны и так далее - это удел Архангелов.
Не наш, потому что мы все делаем в корыстных целях. Например, эта статья написана с целью:
- выслужиться перед Богом в рамках притчи о талантах, мол, я - потрудилась, талант преумножила, Господи, дай награду;
- "засветиться" перед читателями на тему "какая я умная" = тщеславие;
- как результат обрести себе иллюзию блаженства, наверное, в качестве наказания, и кто знает - не угожу ли я за эту статью по результатам Страшного Суда в геену огненную? Ну, как бы при жизни накушалась "святого блаженства", этого и достаточно...

Если еще ближе к делу: но мы постоянно сравниваем. Унижаем. Учим друг друга уму-разуму. Подражая Архангелам - мы же подобие Бога, это и наше свойство тоже, коли уж Небесное Воинство суть домашние Бога, а не сатаны, да? Нам что - застрелиться и не жить? Перестать быть подобиями Бога?

От каких-то таких мыслей старцы и сбегали в пустыни. Чтобы - ну, не учить никого. Не обижать, не сравнивать. Беседовать - с Архангелами, с Богом, самому чему-то учиться, потому что вечность - это долго, надо же уметь чем занять себя в вечности.

А мы - плотские, земные. Мы можем ВЫБИРАТЬ - какому Архангелу доминирующе подражать.

Например, вместо Архангела Михаила уподобиться Архангелу Уриилу, и подавать просветления НЕ СРАВНИВАЯ никого не с кем. Находя в каждом - уникальное ни с чем несравнимое ЛУЧШЕЕ. Такой была Мелани в книге М. Митчелл "Унесенные ветром", такой была Эллин ОХара - это литературные герои, но были такие и среди живых людей, не придуманных.

Вместо Архангела Иеремиила подражать Архангелу Салафиилу, и не пытаться кому-то воздать должное, восстановить какую бы то ни было справедливость, а - молиться Богу, да восстановит Он все что считает нужным восстановить, и да возвысит Он тех, кого Сам полагает достойными.

То есть, мы можем "переключаться со спутника на спутник", выражаясь языком астрологов.
Для чего? Для того только, чтобы избежать при-грешений и со-грешений. Чтобы носить свой мир с собой, чтобы не впускать в себя депрессию, чтобы стараться прилепляться преимущественно к Архангелу Иегудиилу, и славить Бога - за все, и за доброе и за злое, потому что - а кто сказал, что снег, упавший на голову - это зло? Упал - стряхнула, ужаснулась весу глыбы, и тут же восславила Бога: "Жива! Надо же!".

"На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия"...


Рецензии