Занимательная Египтология. Часть 29

А теперь Эхнатон!  Часть 2

Итак, вернемся к моменту, что Эхнатон был в жизни вполне нормальным человеком, но художниками того времени создавались из песчаника,  и кварцита  необычные и гротексные изображения царя.  Причем, в первые годы правления красавица Нефертити изображалась  так же утрировано. Только у ее изображений  была  грудь.
Кстати, насчет Нефертити. Некоторые ученые до сих пор спорят, кто же играл главную роль в этом религиозном перевороте – сам Эхнатон или его красавица - жена?

На первых изображениях царственной четы из Карнакских храмов можно сделать вывод, что Нефертити играла очень важную роль в новых церемониях. Иногда даже главенствующую.

На первых рельефах она изображалась в коротком парике. Из четырех храмов один был ее. Тот, который носил в своем названии слова  «Бен-Бен». Как мы помним, Бен-Бен – это был первый холм по понятиям древних египтян, из которого все и родилось. Весь мир вышел из этого холма.

На руинах  храма были найдены только  изображения Нефертити.  На рельефах она одна поклонялась новому Богу. О первых годах правления Эхнатона известно из случайно найденного текста.  В нем содержалась речь Эхнатона, он обращался к своим вельможам, рассказывал им про нового Бога Атона.

Эхнатон был не просто мечтателем – поэтом. Он был очень жестким правителем. В первые годы его правления он убивал очень многих людей из жречества и знати, которые отказывались почитать и принимать нового Бога. Людей не просто убивали.  Уничтожались их недостроенные гробницы, разбивались пустые еще саркофаги, стирались имена со стел и памятников.

В общем-то, это случилось и самим Эхнатоном. Фараон был проклят после своей внезапной смерти. Его изображения уничтожались повсюду.  Храмы в Карнаке были разобраны.  Камни с рельефами, изображающими семью фараона - еретика  пошли на строительство других храмов, посвященных Богу Амону. 

Части таких рельефов очень долго искали ученые – египтологи среди камней других строений. Их находили даже в основании колонн гипостильного зала. Об этом узнали только в 1899 году, когда упало несколько колонн в результате землетрясения. Колонны стали укреплять, а под ними нашли неповторимые расписные рельефы времен Эхнатона. Эти блоки когда-то были частями стен храмов, посвященных Богу Атону.  Части других рельефов времен Эхнатона  были спрятаны где-то внутри стен храмов. И благодаря этому,  некоторые рельефы сохранили свои яркие краски.

Эти блоки получили название «талататы».  Учеными было вырыто более  сорока тысяч блоков. Однако не доставало так много деталей, что никто не смог восстановить из них храм.

В семидесятых годах прошлого века в течение 7 лет по фотографиям блоков ученые при помощи компьютера пытались смоделировать храм Эхнатона. Были сфотографированы все каменные блоки, находящиеся в музеях мира,  и в частных коллекциях.  Недостающие элементы дорисовали художники. 

В музее Луксора сейчас можно видеть целые стены храмов, на которых изображено почитание Бога Атона, совершение жертвоприношений.
 
Попасть в музей города Луксор – это еще одна моя большая мечта!

Высокая корона, в которой Эхнатон изображался на рельефах,  называется хеджеб.
Интересно, что изначально Эхнатон не был наследником престола. У него был старший брат Тутмос, который должен был стать Тутмосом Пятым. Он был верховным жрецом Бога Птаха. Птах – Бог покровитель искусств и ремесел. Египтологам известны изображения Тутмоса. Но юноша довольно рано умирает.

Если вы помните,  в атриуме Египетского музея в Каире в самой дальней его части стоит огромный памятник фараону Аменхотепу Третьему и его жене. Там же изображена одна из дочерей.

У царственной четы было шестеро детей, четверо из которых девочки. Пять детей упоминались в хрониках того времени. Но про принца Аменхотепа Третьего нигде не было ни слова. Может быть,  его родителям уже тогда казалось, что с ним что-то не так? Может быть,  он был странным ребенком со странными идеями? Его братья и сестры получили титулы и почет. У юного Аменхотепа ничего этого не было. Может быть,  уже тогда маленький Аменхотеп отказывался принимать участие в церемониях, посвященных Богу Амону,  и оставался во дворце?

Или этот мир сам отринул мальчика?  Эхнатон в детстве пропустил все эти ночные таинства в храме Карнака. Все эти Боги не были его Богами.

На трон Египта восходит  восемнадцатилетний Эхнатон. Этого очень хотела его мать, царица Тия. Если вы помните, она была далеко не царской крови. Она была простолюдинка.

Существовали и другие претенденты на трон Аменхотепа Третьего. Это были сыновья от других жен.

Вот такой причудливый поворот истории, как говорят египтологи, мы пожинаем до сих пор.

Итак, Тия посадила своего сына трон Египта.  И он начинает борьбу со знатью и жречеством, в руках которых была сосредоточена власть,  огромные деньги.  Все высокие  должности были в их ведении. Богатые и могущественные жрецы были везде.
Эхнатону удалось собрать вокруг себя абсолютно новых людей. Они были не богатыми и свободными. Эти люди стали славить царя. Без него бы они прозябали в нищете до конца своих дней.

Город Амарна, который, оказывается,  называется так по имени племени бедуинов, которые пришли на это место гораздо позже, был главной царской стройкой Эхнатона.
На самом деле, к тому времени, когда заканчивалось правление фараона Аменхатепа Третьего, Египет нуждался в очень сильном и властном правителе. Но не тут то было. Пока строилась Амарна, Эхнатон вообще забросил всю внешнюю политику, да и до внутренней ему не было никакого дела.

Но что интересно, оказывается, во время начала правления Эхнатона, сам Аменхотеп Третий, его отец, еще  не умер. Он просто был сильно болен. Современные исследователи  предполагают, что водянкой. Его мумия помогла понять, что он был старым, лысым, беззубым, тучным человеком с очень слабым здоровьем.  Его постоянно мучила зубная боль. Может быть,  из-за этого последние годы своего правления он плохо справлялся с государственными делами.

А всему виной была неправильная система питания в те времена. Зерно для муки в Египте размалывалось грубыми каменными  жерновами. В испеченном хлебе оказывалось много песка и гравия. Все это стирало египтянам зубы и вредило корням.
Сохранились рельефы, на которых показано, что Аменхотеп Третий и его жена Тия приезжали в Амарну на торжественную трапезу.

На решения фараона, кроме Нефертити,  продолжала оказывать большое влияние его мать Тия. Семья  появлялась  втроем на общественных и государственных мероприятиях.  К тому же почти  везде присутствовал его любимый жрец Эйя и кормилица Эхнатона. Это по одним источникам, которые так же утверждают, что Нефертити имела азиатские корни.

По другим же следует, что Эйя и кормилица,  на самом деле были родителями Нефертити. Эхнатон и Нефертити были двоюродными братом и сестрой.
Ну так вот, вместо того, чтобы собрать сильную армию и отправить ее в Азию, Эхнатон разрабатывал идеи нового божества. Он отверг две тысячи лет египетской религии.

На самом деле Бог Атон, как видимый солнечный диск,  уже начал упоминаться во времена правления отца Эхнатона. Но до сего времени ни один Бог из всего пантеона древнеегипетских Богов не был провозглашен  Богом всей империи.

Эхнатон быстро принял титул «Великого Ясноводца». Он стал Верховным жрецом Бога Атона. Древний солнечный Бог Ра был забыт.  Бог Атон действует повсюду силой своих лучей. Царь обожествил жар солнца.

Символ Бога – диск, посылающий на землю с неба множество расходящихся лучей, оканчивающих руками, из которых каждая держит знак жизни - Анх.

Эти символы были легко понятны и иностранцу и неграмотному крестьянину.  Ведь раньше тайные символы богов были ведомы не многим, чаще всего только жрецам. И все ритуалы ими совершались где-то в глубине святилищ, далеко от глаз людей. В религии же Эхнатона все было не так!

Сам город Фивы Эхнатон переименовал в – Град Сияния Атона.

Вроде бы и старые боги особо не изгонялись, но жрецы Амона пришли в неистовство и не приняли возвышение Атона, за что и жестоко поплатились.

Их величественные  храмы больше не получали колоссальных податей.  Они больше не богатели. Все подати шли на содержание новых четырех храмов Атона.

Как я уже упоминала, во времена Аменхотепа Третьего жрецы Амона играли огромную роль при дворе. Они были и главными казначеями,  и великими визирями. Как, как могли жрецы добровольно отдать эту  политическую власть? Жрецы  в те времена  даже возводили на престол фаранов. Это случилось, как мы помним, с Тутмосом Третьим.

Плюс, после смерти отца, Верховный жрец Амона бросился опекать Эхнатона. А молодой царь спешил,  во что бы то не стало,  освободиться от этой, не нужной ему опеки.


Рецензии