Свекровь

    Ей захотелось девушке сказать,
    Чтоб всё-таки она не забывала,
    Что жениха ей вырастила мать,
    Что мать его в морозы укрывала.
       И, если мальчик стал большим мужчиной,
       Который ей сейчас милее всех,
       Пусть помнит - тут и мать была причиной.
       Старухе поклониться бы не грех...
                \Константин Симонов\

   Что заставило меня вспомнить именно эти строки поэмы Симонова "Первая любовь", которую, прочитав впервые много лет назад, запомнила на всю жизнь?
   А дело было так. Вожу я внучку в музыкальную школу, где она учится игре на фортепиано и занимается вокалом. Уроки идут друг за другом, и обычно я жду конца занятий в фойе школы, как и другие родители. При мне всегда книжка, которая помогает скоротать время.

   В тот день мне не было суждено читать: рядом сидели три молодые мамы, которые очень громко, перебивая одна другую, с пеной у рта, активно жестикулируя,  изливали  душу. По всему было видно, что женщины делали это не впервые: речь каждой лилась, как хорошо заученный текст, а предметом разговора была ...свекровь.

   Слышали бы вы, какие слова, с какой интонацией произносили они! Выходило, что живут они с фуриями, которые им, белым и пушистым, отравляют жизнь. И захотелось мне посмотреть в интернете, что говорит народ о свекрови? Это же уму не постижимо! Сколько злости, нетерпимости, какая невоздержаннось, полное отсутствие такта, этики. А сколько  прямых оскорблений в откровениях невесток!

   У меня просто кипело всё внутри. Захотелось посмотреть им  в глаза и спросить:
 - Вам не стыдно? Вы понимаете, что, и о ком вы говорите? И КАК ТАКАЯ МЫМРА могла вырастить и воспитать мужчину, которого вы предпочли всем остальным?
   Я испытала чувство, свойственное детям: любят они хвалиться родителями, старшими братьями и сёстрами, подарками, которые им делают. И так подмывало меня желание похвастаться непохожестью моей свекрови на их фурий, хотя, откровенно говоря, глядя на этих женщин, я сильно сомневалась в справедливости их слов.

   Перефразируя Маяковского, скажу: - "Смотрите, завидуйте - у меня замечательная свекровь!" И это не фигура речи, а факт. Эта женщина воспитала ТАКИХ четырёх детей, каких желала бы иметь каждая мать. Умная, начитанная, мудрая, спокойная, тактичная, большой внутренней культуры человек - она не только любима, но и уважаема зятьями и невестками. Всё это могу сказать и об отце моего мужа, добавив его музыкальность и потрясающее чувство юмора.

   Чтобы не быть голословной, приведу пару - тройку случаев из нашей жизни. Все вы знаете, что дети, желая в процессе игры убедить товарищей в своей правоте, обычно клянутся родителями. А восемь внуков моей свекрови в этих случаях клялись бабушкой и дедушкой...

   Мама моей свекрови в своё время была прекрасной портнихой, заказать платье у которой мечтали модницы города. Моя свекровь помогала матери и многому научилась. Когда я вошла в дружную семью мужа, свекровь обшивала не только своих домочадцев, но и соседей, с которых не брала денег.
   Кроме того, она хорошо вязала, и научила вязать меня. Мне так понравилось это, что я всех одела - кого в шапочки, кого в свитер или жакет, кого в пуловер и юбку. Мои внуки делают мне заказы: внуку связала свитер Гарри Поттера, дочкам - свитера с орнаментом, внучкам пончо... А как завидовали моему мужу коллеги, когда он щеголял в "моих" толстой вязки свитерах или пуловерах под цвет сорочек! И за всё это - спасибо свекрови.

   Из четырёх детей, со свекровью жили мы: муж, двое наших детей, и я. Не потому
что у нас не было своей квартиры. Квартира была, мы в неё наведывались, но считали, что, когда дети растут без бабушки и дедушки, они много теряют...

   Прошу прощения за интимную подробность: первая беременнось у меня проходила очеть тяжело. Был страшный токсикоз, меня без конца тошнило. За первый месяц я похудела на 11 кг, была так слаба, что не могла ходить и всё время лежала. Не было даже сил расчесать свои густые, длинные волосы. Делала это моя свекровь: отделит небольшую прядь, обмакнёт расчёску в заварку чая и осторожно расчешет, потом другую и т.д. Расчесав все волосы, заплетала косички.
   Меня не раздражали запахи, как это бывает обычно, не было каких - то особых гастрономических желаний, но ничего сеъденое во мне не оставалось. Как моя свекровь старалась разнообразить меню, убеждая меня, что что - то всё - таки остаётся, что кушать надо, что я не одна...

   Приходит как - то мой муж с работы, сразу подходит ко мне, не решаясь даже спросить, как я себя чувствую. И тут моя свекровь - просящим голосом - говорит ему: - "Посмотри, как девочка мучается, жалко её. Может быть, ... "
   Она не закончила фразы, но мы поняли, ЧТО она хотела сказать.  Муж растерянно посмотрел на меня, на маму, не в силах что - то произнести. Я первая пришла в себя: - "Нет, нет, родной,... я... потерплю,... я... рожу ребёнка. Доктор сказал,... что всё будет хорошо, когда ребёнок зашевелится".
   Забегая вперёд, скажу, что мне стало хорошо на третьем месяце, что родила я прелестную дочку, а через два с половиной года - вторую. Правда, все последующие "интересные положения" тоже были токсичные, иначе я родила бы ещё и сына. Бывало, муж, с улыбкой говорил: -"Убила ты, Натульчик, моих сыновей". Шутка - шуткой, но доля правды в ней была.
   Я немного отвлеклась, но мне хочется спросить: - "Какая свекровь, пожалев невестку, предложила бы избавиться от ребёнка?!" Скорее шепталась бы по углам, ругая невестку, которая не может родить...

   Свекровь всегда и во всём помогала мне. Когда болел ребёнок, температурил, капризничал,  именно свекровь его успокаивала,"спасала меня". Она не качала ребёнка на руках. Во - первых, качая на руках и прижимая к себе ребёнка, дышишь на него, создаёшь  дискомфортное состояние, во - вторых, сама устаёшь, нервничаешь, передавая нервозность ребёнку. Что делала моя свекровь: садилась с ногами на кровать, слегка отводила ноги в стороны, на них клала большую подушку, а на неё укладывала ребёнка. Двигая только ступни, спокойно качала подушку с ребёнком. Свекровь моя могла часами держать ребёнка на подушке, периодически слегка качая. Она уверяла, что совершенно не устаёт. Меня это поначалу удивляло, но потом я освоила такой метод качания ребёнка и убедилась, что это легко для мамы и удобно для ребёнка.

   Когда подросли наши дети, бабуля с ними играла, разрешая при этом (как сокрушался мой муж!) "переворачивать квартиру вверх дном": в процессе игры в ход шли бабулины платья, подушки, кастрюли, половники, стулья... Правда, по окончании игры дети всё складывали по местам.
   В молодые годы бабуля пела в церкви. Слышали бы вы, как красиво звучали в её исполнении мелодичные украинские песни под мандолину, на которой играл дедуля!

   Помню день, когда не стало моей свекрови. Прожила она долгую, содержательную жизнь, в которой было всё: войны и тяжёлые послевоенные, голод и холод, работа до седьмого пота и светлые, радостные дни. Ушла она из жизни в 103 года, но для всех, кто её знал, это было невосполнимой потерей. Особенно тяжело перенесли её  внуки. И сегодня стоит перед глазами заплаканное лицо моей старшей дочери, которая тихо говорит: - "Я... больше... не внучка,... нету моей бабули..."

   О свекрови своей я могу долго рассказывать, а мои дети рассказывают своим детям о прабабушке и поют им песни, которые пела она. И часто, очень часто мы смотрим на фотографии, с которых улыбается красивая седая женщина, оставившая о себе добрую память. 

  P.S. На фото - моя замечательная свекровь.
 

   
         
               
   


Рецензии
Магда, моя тетя точно так укачивала всех своих детей, внуков и правнуков.

Сусанна Давидян   22.03.2021 22:33     Заявить о нарушении
Хорошо, когда встречаются молодым ТАКИЕ свекрови. Им не грозит забвение.

Магда Кешишева   23.03.2021 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.