Глава 1

 Глава 1.

В которой майор Милютин ещё раз
убеждается  в правильности народных примет.

17 февраля,  2004 г. Время 8:05.

Майор Милютин – следователь Череповецкого районного управления внутренних дел –  неторопливо шагал в сторону родного заведения, то есть районного управления, опять же внутренних дел. Зима медленно и логично шла на убыль, но, со свойственной ей настырностью, уходила очень неохотно – то и дело одаривала город дневными снегопадами и ночными морозами. Бывало, снегопад и мороз менялись местами, но ещё чаще они действовали совместно, отчего город утопал в сугробах, дороги покрывало грязное снежно-соленое месиво, а тротуары – ледяная неровная корка с добавлением песка и шлака. Фонари освещали скользкий тротуар, и в их желтом свете пушистый снежок, который сегодня даже не падал, а буквально висел в морозном воздухе, создавал сказочное настроение. Однако Милютину было не до сказок. Вчера он в третий раз посетил школу колдунов и целителей в пятом поколении братьев Карамазовых и сейчас, шагая на работу, использовал счастливые минуты для практического применения пройденного материала. Он двигался с полуприкрытыми глазами, глубоко вдыхая морозный воздух по системе потомственных колдунов. Система простая, но дорогая – за вчерашнее занятие майор выложил пятьсот целковых – и сейчас ему не терпелось опробовать полученные знания в надежде на скорый результат.
Суть системы заключается в том, что вдох делаешь не торопясь, через нос, с наслаждением, словно вдыхаешь аромат свежей розы. При этом живот выпячиваешь вперед, затем воздух задерживается на три секунды в легких, живот втягиваешь под рёбра и лишь потом делаешь выдох через губы, сложенные буквой «О», с усилием – словно задуваешь свечу. Далее пауза три секунды, живот вперед, вдох – пауза, выдох – пауза и так далее.
Милютин так и подошёл к дверям родного заведения с полуприкрытыми глазами и выдыхающий, с веселым свистом, морозный утренний парок.
- Да… Видать вчера вы, товарищ майор, чёрте чем занимались, - и после короткой паузы, - и сегодня по вам это видно... Аккуратнее надо...
Милютин открыл глаза. Перед ним стоял капитан Панкрушев – следователь его же отдела, его подчиненный и старый друг по жизни. Засунув руки в карманы куртки, он сочувственно смотрел на действия майора. На  лице капитана играла такая улыбка, словно Милютин только что поклялся сесть на изнуряющую овощную диету.
- Да это я тренируюсь, - попытался оправдаться майор, - для здоровья.
- Ну, если для здоровья, - важно протянул Панкрушев, заговорщецки прищуривая глаз и кивая головой, - тогда конечно.
- Вот надышался, даже голова закружилась, - словно извиняясь, подвел итог майор и продолжил уже более серьезно, - Валера, ты в приметы веришь?
- Э, брат, тебе еще и привиделось что-то, - капитан хмыкнул в кулак.
- Ты с этими вещами поосторожнее, - серьёзно сказал майор, - я вот в последнее время начал замечать, что приметы-то сбываются. Иногда человека словно кто-то предупреждает приметами, а он не видит предупреждения и попадает…
- Куда?- не сдержавшись, хохотнул капитан.
- В непонятное, - коротко отрезал майор и, открывая дверь, добавил, - пошли, время уже.
- Олег Николаевич, может тебе завязать с этими, как их – братьями Маразматиковыми?
- Карамазовыми, - поправил майор.
- Да хоть Ульяновыми, главное –  братья.
- А чем я, по-твоему, на пенсии буду заниматься?
- Да с такой братвой дожить бы до нее, до пенсии-то, - Панкрушев снова улыбнулся, придерживая дверь управления.
- Да, я почти дожил,- негромко проговорил майор, сокрушённо вздыхая. Входя в управление, Милютин почувствовал давящую усталость, которая наваливалась каждый раз, когда он открывал дверь родного учреждения. Надо срочно отдыхать, думал майор, припоминая, когда он последний раз был в отпуске. Получилось три года назад. Он вспомнил, что написал заявление на отпуск ещё месяц назад, но никак не получалось переговорить с руководством.
Увидев входящих, дежурный по управлению майор Пронин вскочил и, постучав в стекло, отгораживающее его от посетителей, нарочито громко проговорил:
- Товарищ майор, кажется, вас разыскивает милиция, - лицо дежурного расплылось в глупой улыбке.
- Еще один шутник выискался,- раздражённо процедил сквозь зубы Милютин,- говори толком.
- Не далее как четыре минуты назад в здание вошёл заместитель начальника управления.
- И что?
- Он попросил вас, как придёте, сразу направить к нему, а просьба начальника, как известно, есть наивысшая форма приказа! – дежурный, довольный своей философской мыслью, уселся в кресло.
- Зачем? – непроизвольно вырвалось у майора.
- А я знаю? - дежурный пожал плечами.

- Олег Николаевич, - монотонно бубнил замначальника управления подполковник Бизякин, - вы должны понимать всю полноту ответственности, которая ложится на нас в связи с возможным приездом премьер министра.
- Конечно, Константин Тимофеевич - Милютин кивнул, - но я не был в отпуске три года...
- Олег Николаевич, - подполковник взял в руки заявление майора, - я тоже давно не был в отпуске  и очень хорошо понимаю вас. Но сейчас, перед приездом премьера, каждый сотрудник у нас на счету. Давайте вернёмся к вопросу об отпуске после визита Касьянова. – Он положил заявление в лоток для бумаг. - Я уверен на сто процентов, что мне удастся уговорить начальника управления предоставить вам заслуженный отпуск. А сейчас я полагаюсь на вас. Задача вашего отдела – сократить сроки ведения дел, чтобы как можно скорее очистить район от криминальных элементов, которые, по имеющимся данным, собираются наводнить наш родной Череповец. Мы не должны допустить перетока преступности из района в город. Вы только представьте себе, старинный русский город Череповец и всякого рода мошенники, уголовные элементы и прочий сброд... Такого быть не должно!
Подполковник рубанул рукой воздух и глубоко вздохнув, продолжил:
- Вы с коллегами должны обеспечить не просто высокую раскрываемость, вы должны действовать на упреждение. И неотвратимость наказания, должна прочно сочетаться с быстротой раскрытия правонарушений.
- Конечно, - вновь кивнул майор, - только у меня в производстве более…
- Олег Николаевич, - прервал его Бизякин, повышая голос, - это ваш долг.
И тут же поправился:
- Наш с вами долг… До приезда премьера почти две недели. Этого должно быть достаточно, чтобы закончить все начатые дела. К новым я вас привлекать пока не буду, но начатые надо закончить. Если потребуется помощь – сразу ко мне. Сразу!
- Да я и сам…- вяло заговорил Милютин, но начальник строго перебил:
- Я еще раз повторяю, никакой самодеятельности. Ваша задача – максимально снизить уровень правонарушений до приезда Касьянова и тогда  мы серьезно подумаем о вашем повышении. Я открою вам небольшой секрет, – подполковник понизил голос, - в областном управлении  в ближайшее время может освободиться должность заместителя. И вы, при  определенных условиях, вполне можете… Ну, вы сами понимаете. Тем более что и пенсия там о-го-го…
«И этот про пенсию заговорил» - невесело вздыхая, подумал просебя Милютин.

- С чего начнем? - спросил Панкрушев, когда майор вернулся в кабинет, - может это? Он извлек из сейфа, стоящего в самом углу кабинета, тощую папку и неторопливо открыл ее.
- Так, так, - капитан принялся читать, - ограбление сельского магазина в деревне Ягницы, Череповецкого района, и что характерно – украден ящик водки, четыре банки тушенки, три блока «Беломора» и буханка черного. Так, что тут у нас еще. Собака с милицией была, взяла след и привела прямо к дому злоумышленника. Тот был взят с поличным.
В этом месте Панкрушев хихикнул и, перелистнув страницу, продолжил собственный рассказ:
- Мне Ефимов из экспертного отдела рассказывал, как они нашли грабителя. Поначалу собака след не взяла, потому что этот чудак весь пол  в магазине усыпал табаком из «Беломора» – ломал  папиросы и крошил табак на пол. Да она и потом ничего не чуяла, - снова рассмеялся капитан, - а Сашка Ефимов вышел покурить на крыльцо, глядь под ноги, а там табак. Сделал два шага по дороге – и там табак, вот так они с кинологом пол деревни и прошагали по табачному следу. Впереди - Ефимов, за ним - кинолог, за кинологом - собака упирается. До калитки дотащились и давай собаку дразнить – чтобы голос подала. А та ни в какую. Хвост поджимает и скулит – видно беломорского табаку нанюхалась. Минут пять бились. Наудачу мимо местный барбос пробегал и облаял всю компанию, ну, они под шумок и вломились в дом. А там воришка пьяный в дым…
- Ты бы лучше это дело закончил, чем трепаться, - прервал его Милютин.
- Конечно лучше, - Панкрушев закрыл папку, - а премия будет?
- Будет, - буркнул майор, - глубоко проникающий поцелуй тебе будет…, если  захочешь.
Послышался робкий стук в дверь.
- Войдите, - вздохнул Милютин.
Дверь приоткрылась, и в образовавшуюся щель просунулся высокий худощавый молодой человек лет двадцати, или чуть больше. У него было узкое бледное лицо со впалыми щеками, обильно усыпанными юношескими прыщами. Одет он был в темно-коричневую куртку с капюшоном из грубой ткани. Под курткой виднелся толстый серый свитер с высоким воротом. Довершали костюм светло-голубые джинсы, висевшие на нем словно мешок. Вокруг шеи намотан длинный шерстяной шарф. На груди болтались наушники от плеера. Движения у него были замедленные, на губах дрожала застенчивая улыбка.
- Я не знаю с чего начать… - молодой человек робко оглядел кабинет.
Следователи молча изучали неожиданного посетителя. Юноша набрался храбрости, сделал глубокий вздох и выдохнул:
- У меня пропала девушка! – высокий голос его дрожал, и в нем слышались какие-то виноватые нотки.
- Она…- молодой человек снова стеснительно замялся, – в общем, я не знаю, куда она исчезла.
Милютин с интересом смотрел на вошедшего. Его застенчивость была настолько естественной, что майор просебя пожелал ему не трусить и даже слегка улыбнулся, подбадривая юношу. Он указал на стул, предлагая молодому человеку присесть.
- Кто исчез? – не совсем поняв слова странного посетителя, переспросил Милютин.
- Эллочка…- Молодой человек присел на краешек стула.
- Эллочка? – переспросил майор. Юноша закашлялся в кулак.
- Да. Я ее так называю. Вообще-то ее зовут Эльвира… Эльвира Щеглова. Она студентка Череповецкого пединститута. – И почему-то смутившись, молодой человек продолжил, слегка заикаясь:
- Из Кадуя приехала…  учиться… На иняз…
- Может быть, для начала вы представитесь?
Молодой человек мгновенно вскочил со стула, да так неловко, что чуть не опрокинул его.
- Да, извините. Я так волнуюсь, – оправдываясь, пролепетал паренёк. - Я должен был вам сразу представиться. Я Лобанов… Владимир Лобанов.
Он снова присел на стул и исподлобья взглянул на следователя.
Следователь удовлетворённо кивнул.
- Майор Милютин! – отчетливо представился он. Молодой человек нервно улыбнулся.
- Мне сказали, что вы меня выслушаете.
Правая бровь майора дрогнула от удивления, но взгляд его оставался, по-прежнему бесстрастен.
- Кто сказал?
- Один мой знакомый. Он сказал, что если вы не возьмётесь за это дело, то уже никто не возьмётся.
- За дело о пропаже Эльвиры Щегловой?
- Ну, да. Сначала я обратился в городское управление, что на бульваре Доменщиков. Но дежурный не пустил меня. Он спросил, кем я прихожусь Эльвире… А когда узнал, что я просто друг, то сказал, что заявлять должны родственники.
- А почему вы обратились в  городское управление?
Лобанов сокрушённо вздохнул.
- Я не знаю, куда можно сообщить о пропаже человека. Но ведь розыском людей занимается милиция, - не то спрашивая, не то утверждая, выдохнул он, - ну, я и подумал, что именно в городском управлении должны этим заниматься!
- С какой стати? – спокойно спросил майор.
-  Потому что случилось-то все в медицинском центре «Асклепий», что на улице Парковой, мне сказали, что этот район относится к городскому управлению.
Милютин откинулся на спинку стула.
- Но мы не занимаемся розыском людей, тем более пропавших, как вы говорите, в городе. Мы занимаемся правонарушениями в Череповецком районе.
Нижняя губа Лобанова предательски задрожала. Он сглотнул и упавшим голосом сказал:
- Если вы не поможете, то я её больше никогда не увижу…
Было видно, как молодой человек пытается сдержать себя, чтобы не разреветься. Его поведение было столь искренним, что майор более дружелюбным тоном спросил:
- Так что же случилось в  медицинском центре «Асклепий»?
- Она вошла туда и не вышла…
- Вот так просто вошла и не вышла? - Милютин недоверчиво покачал головой.
Лобанов беспокойно заерзал на стуле.
- Да-да, я понимаю, что это очень странно. – Он безнадёжно опустил голову. – Я рассказываю очень плохо… Но прошу вас меня понять – я просто никак не могу прийти в себя, после всего случившегося… Может, я начну сначала?
Милютин ободряюще кивнул:
- Давайте поподробнее: кто вы и какое отношение вы имеете к гражданке Щегловой.
- Она моя невеста.- Лобанов энергично потёр глаза и тихо добавил, -  я так думаю...
- А она так не считает? – майор поставил локти на стол и положил подбородок на руки.
- Я сделал ей предложение, и она обещала мне ответить на этой неделе, и вдруг…
Нижняя губа его снова задрожала.
- Воды хотите? – спросил Панкрушев, наливая в стакан из пластиковой бутылки.
- Спасибо, не надо,- ответил юноша и уже более спокойно продолжил,- я живу в общежитии на Комсомольской, а Эллочка снимает однокомнатную  квартиру у вокзала на Горького. Выходные мы чаще всего проводим вместе: в кино ходим и на дискотеки и в отпуск ездили вместе на Черное море в Лазаревское…, - зачем-то уточнил молодой человек, видимо полагая, что такая подробность придаст его рассказу большую достоверность.
Он порылся в карманах куртки, достал записную книжку и, вытащив из неё фотографию, протянул Милютину.
- Это Эльвира, моя невеста!- с гордостью сообщил Лобанов.
С фотографии смотрела улыбающаяся молодая девушка с коротко подстриженными светлыми волосами. Лукавая улыбка, ямочки на щеках – все говорило о весёлом характере. Майора удивило некоторое несоответствие между угловатым и нескладным верзилой и симпатичной девчушкой. Он посмотрел на обратную сторону фотографии. Там ровным девичьим почерком было написано: «Любимому Вовику».
- Возьмите, фотография может пригодиться вам для расследования. У меня есть и другие фото и видео, если понадобится, я все принесу.
Милютин положил снимок на стол.
- Каким образом Эллочка оказалась в этом центре? – спросил он.
- Её направил туда врач из городской поликлиники, доктор Борменталь.
- Она что, была больна?
Вовик  неуверенно пожал плечами.
- Эллочка ведёт здоровый образ жизни. Не курит, не пьёт... Естественно – ни каких наркотиков... Увлекается спортом, играет в настольный теннис, входит в сборную команду института. Но в последние дни её словно подменили, она стала какой-то грустной, вялой. Я думал, что она просто устала от напряжённой учёбы, от тренировок. Знаете, так бывает, когда много занимаешься...
Милютин понимающе кивнул, вспомнив о своем отложенном отпуске.
- Она сказала, что устала, что ей надо отдохнуть. Я предложил ей встретиться, но она отказалась… Впервые за время нашего знакомства... Тогда я предложил вызвать врача на дом, но она отказалась. Сказала, что ходила в поликлинику. А потом добавила, что доктор посоветовал ей обратиться в этот медицинский центр.
Милютин с любопытством посмотрел на молодого человека.
- Доктор из поликлиники направил её в медицинский центр «Асклепий»?
Лобанов утвердительно кивнул.
- А почему не в больницу?- рассеянно спросил Милютин.
Молодой человек пожал плечами.
- Я как-то не думал об этом.
- Ее направили к конкретному специалисту?
- Нет, просто к заведующему этим центром. В направлении так и было написано – заведующему...
Милютин положил на стол руки.
- Она очень просила, чтобы я пошел вместе с ней. День был плохой.
- Это почему?
- Так ведь пятница тринадцатое, - Лобанов недоумённо взглянул на следователя, словно тот был обязан об этом знать. Милютин сморщил лоб, как от резкого запаха нашатыря.
- И что потом?
- Я зашел за ней домой и оттуда вызвал такси.
- По какому номеру?
- 052, это самое экономичное.
- Что дальше?
- Она была так подавлена, что не разговаривала со мной всю дорогу и даже не смотрела на меня. Я спросил её, что случилось, но она только отрицательно помотала головой и отвернулась. Она просто молчала. Видя её состояние, я и сам начал пугаться, что с ней что-то не так. На ней просто лица не было, словно её совершенно подменили. Она как-будто ушла в себя и ничего не замечала вокруг. На вопросы не отвечала или отвечала невпопад, выходя из квартиры, не закрыла дверь, дороги не видела – постоянно спотыкалась. Я даже подумал, что её сглазили. Это, конечно, смешно, но такие мысли посещали меня в тот день. А тут ещё эта кошка…
- Какая кошка? – не понял Милютин. Панкрушев громко вздохнул, а Лобанов пояснил:
- Черная такая. Она прошмыгнула прямо перед Эллочкой и исчезла в подвале, а Эллочка ее даже не заметила, так и прошла дальше. Я даже сделать ничего не успел.
- А что вы хотели сделать? – вновь удивился Милютин.
- Ну, там, перекреститься, плюнуть через левое плечо…
- Понятно.
Панкрушев вздохнул еще громче и исподлобья взглянул на шефа.
- Я только сейчас понимаю, почему в тот день всё пошло наперекосяк. Вначале – пятница тринадцатое, потом – эта кошка, потом… - Лобанов замолчал, собирая воспоминания и  пытаясь высказать переживания того дня, - в самом медицинском центре фойе как в пятизвездочном отеле, все сверкает дорогим ремонтом, а народу - никого. И еще эта, - Лобанов умолк на несколько секунд, подбирая нужное слово,-  регистраторша смотрит на тебя и не видит, словно ты не человек, а пустое место. Я даже хотел отговорить Эллочку и поехать в больницу. Я ей так и сказал, что мне здесь не нравиться, но она молча подошла к регистраторше и протянула направление.
Майор не отрывно следил за говорившим.
- Я так боялся за Эллочку, что хотел пойти вместе с ней. Но она меня остановила и сказала, что  с ней все будет хорошо и ушла, а я остался ждать.
- Она знала куда идти?
- Нет, из кабинета выглянула медсестра и жестом позвала ее.
- И вы ждали ее у регистратуры?- Милютин взглянул на Панкрушева – капитан усердно писал что-то в документах, и, казалось, не обращал на беседу никакого внимания.
Лобанов утвердительно кивнул и продолжил:
- Насколько я знаю, в этом центре нет стационарного лечения. Это та же поликлиника, только платная. Ну, я думал, что она пробудет там недолго… Ну, минут пятнадцать… может, полчаса… Однако я прождал целый час. – Он удивлённо пожал плечами. – Я не знал, что делать. Было как-то неудобно соваться в кабинет. Мне стало как-то не по себе, очень беспокойно. Я не мог больше сидеть и смотреть на пустой коридор. Я вышел на улицу и принялся ходить вокруг здания центра. Я хотел высмотреть что-нибудь в окнах, но они все были плотно зашторены.
- В этом центре есть другие выходы? – перебив Лобанова, спросил майор.
- Да. С обратной стороны есть дверь, а перед ней небольшая площадка для машин. Я сильно замерз, да и волнение мое все усиливалось, и я решил, наконец, выяснить что происходит. Я зашел в фойе и хотел обратиться к регистраторше, но тут появилась медсестра и пригласила меня пройти с ней. Я думал, что она ведет меня к Эльвире или к ее врачу, который объяснит мне, что с ней такое, но медсестра привела меня в комнату, похожую на лабораторию, и там мне предложили сдать кровь на анализ.
Милютин удивленно округлил глаза, его рот слегка приоткрылся.
- Вы хотите сказать, что у вас взяли кровь на анализ? – удивился он.
Лобанов кивнул:
- Да.
- Вам объяснили, для чего?
- Нет. – Со вздохом сказал он.
- Вам не кажется, что вы поступили, - майор запнулся, подбирая выражение помягче,- несколько опрометчиво?
 Молодой человек нервно усмехнулся.
- Поймите, - проговорил он с мольбой в голосе, - я… я подумал,… что это как-то связано с лечением Эльвиры… может, им было важно знать, нет ли у меня какой-нибудь заразной болезни.
Милютин глубоко вздохнул.
- И потому вы разрешили им без объяснений взять у вас кровь! – с укоризной воскликнул майор. Владимир кивнул. Помолчав несколько секунд, он продолжил:
- Когда они закончили, медсестра, которая привела меня, сказала, что теперь я могу идти домой. Я ответил, что никуда отсюда не пойду и буду ждать Эльвиру Игоревну Щеглову. Медсестра как-то странно посмотрела на меня и удивленно повторила: «Эльвира Игоревна Щеглова?..» Я объяснил, что так зовут девушку, которую  она увела с собой. Медсестра поджала губы и покачала головой. «Молодой человек, я никого никуда не уводила!»
Милютин спокойно смотрел на юношу.
- Вы уверены, что это была та самая медсестра?
- Совершенно! – Лобанов вскочил со стула.
Майор успокаивающе поднял ладонь и продолжил:
- Может быть, ваше нервозное состояние не позволяло вам адекватно воспринимать происходящее? – с мягкой иронией спросил он, – такие события, болезнь близкого человека… А накануне вы ничего не праздновали?
Однако, Владимир Лобанов, словно, не замечая его ироничного тона, сурово сжал губы и твёрдо заявил:
- Я понимаю, куда вы клоните! Алкоголь и наркотики я не употребляю. Если хотите – проверьте меня, – и уже более спокойно продолжил, - это лицо я хорошо запомнил! - Этот образ сохранится в моей голове навсегда, - он постучал указательным пальцем по виску. Юноша рукавом вытер пот со лба, глубоко вздохнул и, размотав шарф, положил его на колени. - Она просто ушла, – сокрушённо закончил он.
- Медсестра?
Молодой человек безнадежно махнул рукой.
- Да, эта стерва в белом халате! Она быстро пошла по коридору, но я бросился за ней и, забежав вперёд, остановил её. Я стал требовать объяснений, но она сказала, чтобы я оставил её в покое или она вызовет охрану. Она, буквально оттолкнула меня, зашла в кабинет и закрылась изнутри. Меня будто паралич разбил от такой наглости. Она врала, глядя мне в глаза! Мне даже дышать стало трудно. Короче, я пошёл обратно к регистратуре и стал выяснять, где Эллочка. Я попросил посмотреть по записям, к какому врачу направили Щеглову. Регистраторша долго листала бумаги, в компьютер смотрела, но в итоге заявила, что сегодня, ни какая Щеглова к ним не обращалась! Я ей говорю: «Да я сам её привёл к вам!» А она смотрит на меня, как на придурка, и говорит, что у них платный прием и перед посещением врача требуется произвести оплату услуги, и что никакая Щеглова не оплачивала ни одной услуги, а значит, она не приходила сегодня.
Владимир Лобанов стиснул зубы и заиграл желваками, пытаясь сдержать свой гнев. Дыхание его было глубоким и тяжёлым. Милютин спокойно смотрел на молодого человека. Панкрушев что-то писал в раскрытой папке. Паренёк постепенно успокоился и тихим, дрожащим голосом продолжил:
- Мне до сих пор кажется, что это дурной сон, - он вытер рукавом вспотевший лоб. – Всю вторую половину пятницы, субботу, воскресенье и понедельник я искал Эллочку, но безрезультатно. Вчера она не пришла на занятия в институт, а учёба для неё очень-очень важна. Она не отвечает на телефон, её нет дома, подруги её не видели и не знают где она.
- Родители, родня?- спросил майор.
- Эллочка сирота, как и я.
Лобанов встал и, прижав к груди шарф, взмолился:
- Я понимаю, что выгляжу очень нелепо, но мне на это наплевать. Пожалуйста, гражданин майор, помогите мне найти Эллочку. Я очень переживаю за нее.


Рецензии