Вольная

       Плакала Дуняшка не от боли, роды прошли легко, здоровая она девка – молодая. Только заберу, сыночка ее в имение, и будет она ему кормилица, а не матушка родная! Да хоть так дитя,свое кровное видеть будет! Других  девок крепостных, что барин старый «пользовал», как только тяжелыми стали за косы тащили в бабе  Маланье, чтобы  от дитя избавила. И каждая вторая девка крепостная так на полатях в баньке и оставалась не живая.


       Повезло Дуняше! Хороша она была, пригожа, роста высокого, косы толщиной с мужескую руку  заплетала, сильная, ловкая, здоровая. В горничные ее хозяин Пшеховский, взял по совету супруги своей. Не ведала Дуняша, что нужна  им ее  сила женкая, чтобы дитятю родить  здорового. Девять детей родила хозяйка – все девки, и все умирали после рождения не прожив и месяца. Хворь у хозяина была – как рана какая, то кровоточила  она месяцами и дочки наследовали ее. У хозяев жены были то кузины, то  еще, какие, из богатеев, а там тоже – богатые на богатых женились, а сколько-то всего их в губернии?


       Пришла хозяйка, позвала Дуняшку, заставила все снять с себя. Руками не касалась тела ее, все хлыстом, где ткнет, где  наотмашь  плеткой ляжет. Ревновала значит, отправляя ее к барину в опочивальню. Обещал  барин, если сына ему родит, Дуняшка – вольную ей отпишет.

       И матушка и батюшка горевали вместе с Дуняшей… Барин-то старый, а ей семнадцатый годочек всего, одна она у них. Конечно, найдет барин Дуняшке мужа, да будет он Дуняшку бить за обиду, что прогуляную сучку барин на  него повесил, хотя знает и понимает, что,крепостная девка - бесправная и безголосая! Вина ее лишь в том, что красавицей писаной на свет родилась.


       Позволила барыня мужу спать с Дуняшкой только до той поры, как тяжелая она стала. Потом к родителям  ее отправила, еду присылала со своего стола, пять рублей в месяц родителям, чтобы смотрели за ней и не утруждали – деньги немалые!


     Прошла молва, что барыня тоже при надежде… Не знала Дуняша, что обман это, и живот у барыни - ложный!Как родила Дуняша сыночка, так и барынька «разродилась», а ее в кормилицы взяли…


      Опять осень пришла - рыжая, да золотом кованная, листьями  цветными, украшенная! Небо из синего серым стало, а облака тучками сменились. Поля опустели , всё в закрома убрали. Нынче,год щедрый, урожайный! Лето с грозами было, с дождями - покос был отменный, худобина,вес набрала на сочных травах, значит к весне и приплод знатный, будет.


      Вот,  в аккурат, на Покрова сыночку ее Адаму  Юрандовичу Пшеховскому, исполнится годик! Вчера позвала барыня Дуняшу, сказала, что грудью кормить, Адамчика уже не надобно. Пусть идет Дуняша к барину -  за расчетом. Целую ночь ныло сердце молодой матери! Но одно тешило ее – сын не будет крепостным и никто не будет знать тайну его рождения, и будет расти он  в любви и достатке, станет образованным шляхтичем! Это и будет ее счастьем!


      Старый граф сидел у камина и читал новые газеты, привезенные из Варшавы. Не подняв глаз, сухо  сказал, что завтра ей нужно с рассвета идти в дальнюю сторожку и снести еду егерю. Потом вернется  барин с охоты и получит она вольную…


       Как на крыльях летела Дуняшка к дальней сторожке! Вот и солнышко взошло! Сегодня последний день она крепостная – завтра вольная! И любовь сама себе выбирать сможет и работу, и в город поедет учиться шить платья красивые, как у барыньки!  Она ловкая, смышленая! Вот и приработок хороший! Потом родителей  у барина выкупит и сможет, хотя, бы издали сыночка видеть. А вырастет Адамчик, он узнает, кто его настоящая, мама…!


      Бегут ножки резвые по тропинке лесной! Вот и рожок охотничий слышится и лай собачий. Видно загоняют барину  зверя егери. Скоро и сторожка уже! Не тяжела поклажа-то, да далече…, притомилась  Дуняша. Присела на ствол павшего дерева – передохнуть, как услышала рядом лай собачьей стаи и смрадное дыхание собачьих пастей на своем лице.


     Свора накинулась на девушку, отрывая от тела ее куски мяса. Кричала, Дуняша, на помощь звала! Подъехал барин с барыней . В руках у барина, к уздечке привязанный платок ее был…, до ног коня свисал, собаки его обнюхивали и под бодрое «Ату, ее!» -, бежали помогать сородичам…!


       Захлебываюсь собственной  кровью слышала Дуняша слова, барина: «Вот, теперь, ты вольная! Пусть летит,душа твоя куда, хочет! Я слово сдержал!»- и рассмеявшись, ударив шпорами коня в крутые, лоснящиеся бока, ускакал в чащу, к своим гостям…!


Рецензии
Впечатлена!

Ирина Полонская   02.01.2019 21:03     Заявить о нарушении