Сватовство майора

Поскольку мы обладаем знаниями, которые нам были предложены, остаётся домысливать, изучая мемуары, исторические документы, художественные произведения.
Взять, к примеру, картину Павла Андреевича Федотова "Сватовство майора".

Что можно констатировать?
Картина датирована 1848 годом и отображает быт того времени.

Современные критики отметили:
- НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.
- КОМНАТА. Создается впечатление, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».

- КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.

- СКАТЕРТЬ.  «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
(Павел Синичкин. "Майор на фейсконтроле")


Что хочется сразу пояснить. Те давние времена имели свои особенности, в том числе и в приёме гостей. Так, например, встречали пленных  французов  в купеческом Саратове.
"У русских, как и в других северных странах: в Швеции, Норвегии и Дании, в обычае за четверть часа перед началом обеда или ужина подавать особо сервированную закуску, назначение которой сводится, в сущности к тому, чтобы вызвать аппетит.
Слуги внесли на подносах маленькие тарелочки с паюсной икрой, с копчёной рыбой, сыром, солёной говядиной, морскими сухарями и другими сладкими и обыкновенными печеньями; были поданы так же горькие ликёры, полынная водка, французская горькая, лондонский портер, венгерское вино и др., и все принялись пить и есть поданное стоя или даже прогуливаясь..." Настоящей трапезой француз не стал себя утомлять, как в жизни, так и в описании, перечислив обилие мясных блюд и пирогов.
(Виктор Тотфалушин "Волжские пленники", стр.  87. Саратов, ООО Приволжское издательство", 2012 г.)

Выходит, что на картине не обеденный стол, а закусочный. Об этом говорит и ненарядная скатерть и оформление зала.

Поскольку жених военный, то немного расскажу об особенностях трапезы военных, а именно - гусар. Слева на картине можно  увидеть портрет генерала Якова Кульнева - героя войны 1812 года.
Характеризуя Я.П. Кульнева, отмечали "Питейным он, - подобно того времени гусарским чиновникам,  - не пресыщался: стакан чая с молоком по утру, вечером - с ромом; чарка водки перед завтраком, чарка - перед обедом, для лакомства - рюмка наливки, а для утоления жажды - вода или квас; вот всё питейное, которое употреблял Кульнев в продолжении суток".
(Алла Бегунова "Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I" Изд.АО "Молодая гвардия" Москва. 2000 г.)

Картина П.А. Федотова "Сватовство майора" вызвала бурное одобрение, особенно у классиков литературного жанра. Ведь в то время всё определялось внешними приличиями, а тут такое.
Дворянское или же светское общество придавало большое значение внешнему виду, изяществу манер, ловкости движений. Всякая неловкость считалась признаком дурного воспитания. Манеры состоят в умении кланяться, ходить, стоять, сидеть и танцевать. Непринуждённость наряду с французским языком стали главными критериями в оценке светских талантов.
Внешний вид зависит от умения одеваться, правильно держаться и двигаться. Важная роль отводится позе.
«Когда садимся, надо держать спину вертикально. Начинать движение следует со сгибания коленей, а не со сгибания в тазобедренных суставах и отведения таза назад. Сесть удобно посередине стула. Все движения свободные и плавные, руки следует держать непринуждённо и хотя бы одну из них расслабить. Спину держать прямо, можно лишь слегка прислониться к спинке сиденья, но ни в коем случае не наваливаться на неё, иначе сразу же опустятся плечи.
Прямая спина, изящество движений являлись признаками хорошего воспитания.
Светский юноша обязан был строго следить за своими походкой, осанкой, жестами и мимикой.
В.И. Танеев рассказывал о своём отце «В одном из пансионов, в которых он учился, воспитанникам было строго воспрещено облокачиваться на стол, прислоняться к спинке стула, прикасаться друг к другу. За нарушение этих правил били по рукам линейкой, секли розгами. Отец отличался сдержанными и изящными манерами. Он всегда говорил, что обязан этим той дисциплине, которой подвергался в пансионе».
****
Мы можем предположить развитие сценария. Жених входит в комнату и приветствует даму поклоном. Поцелуй был допустим лишь в том случае, если женщина «изволила» сама протянуть руку, в ином случае ограничивались поклоном.
Поцелуй руки должен быть формальным, «сухим» - уместно лишь лёгкое, едва заметное прикосновение, либо его имитация, когда мужчина прикасается губами не к руке, а к воздуху над ней. Неприличным считался поцелуй ладони или запястья, он воспринимался как знак интимной связи и мог скомпрометировать женщину. Неучтиво так же высоко поднимать протянутую руку дамы, следовало склониться над ней.

Использованный материал – «Исторический этикет» М.И. Козьякова. Москва, изд. «Согласие», 2016 г.

 Этикет запрещал девушкам украшать пальцы рук кольцами, за исключением безымянного пальца на левой руке. Главным украшением невесты считалась молодость.
И, если в первом варианте на невесте два кольца, в том числе на указательном пальце, и массивный браслет с камнем на левой руке, то во втором варианте картины невеста освобождена от украшений на этой руке.


Рецензии