Лес столбов на площади Тверской заставы
Не могу не написать об одной архитектурной особенности площади Тверской заставы в Москве. На которой расположен всем известный исторический памятник - Белорусский вокзал. Прямо руки чешутся. Да и кто ещё напишет, если не я?
А речь пойдёт о следующем. Недавно эта площадь была заметно преобразована. Вернули на прежнее место из парка Искусств памятник писателю Максиму Горькому. Высадили деревья, поставили лавочки, создали гранитное обрамление клумбы. Запустили до самой площади современный низкопольный трамвай. Раньше его маршрут заканчивался в переулке на Лесной улице, теперь он довозит пассажиров до привокзального сквера.
Получилось уместно, современно, красиво. Наконец-то закончилось то разорение одной из уникальных московских площадей, которое тянулось ещё со времён правления бывшего городского головы мэра Лужкова.
Радуют глаз элегантные бесшумные трамваи, красивые навершия на столбах освещения, круглые дружелюбные плафоны и мягкий свет диодных ламп. Всё вроде бы хорошо, и местами даже здорово. Но… В бочке мёда, как известно, может затеряться и ложка дёгтя. И речь вот о чём.
С какой стороны ни посмотреть на эту неповторимую московскую площадь, всюду видится частокол каких-нибудь столбов. И я имею в виду не те архитектурно выверенные в своей декоративной форме мощные и высокие столбы освещения, нет. Помимо них поставлено ещё великое множество различных столбов, столбиков и мачт. Одни поддерживают провода, другие несут на себе контактную сеть троллейбусов и трамваев, третьи предназначены под дорожные знаки, четвёртые под светофоры. В-общем, каждая из возможных городских служб отметилась установкой своих опор, мачт и оцинкованных труб под дорожные знаки. И усиленно за ними ухаживает.
Горожане и многочисленные гости столицы видят перед собой лес из металлических труб разного диаметра, загораживающий собой и старинную архитектуру вокзального здания, и старообрядческий храм, и деловой центр за ним, и дореволюционной постройки доходные дома, обрамляющие восточную часть обновлённого сквера.
И тут поневоле вспоминаешь, как подобные проблемы решали в предыдущие (советские) десятилетия. К их решению пришли не сразу, через дискуссию, заметки в прессе, через волевые шаги городского руководства. В результате было принято следующее. Каждый столб городского освещения, каким бы красивым он ни был, одновременно нёс на себе и троллейбусные или трамвайные провода, и дорожные знаки, и, при необходимости, светофоры. И тогда на той же самой площадке располагались не 60 – 70 различных столбов, а всего 25 – 30, расположенных по её периметру и возле трамвайных путей. И площадь тогда становилась прозрачной и воздушной, приобретала строгий и цивилизованный вид.
Скажу несколько слов и о новой городской скульптуре. Представляется вполне удачной находкой разместить несколько динамичных спортивных фигур на новой станции метро «ЦСКА». Где каждая из них является и памятником конкретному спортсмену и воплощает тот или иной вид спорта. Уместным можно считать и возвращение памятника М. Горькому, где писатель изображён в элегантном плаще в расцвете сил.
Но, к сожалению, не всё так безоблачно и в этом направлении. Так, удивляет многих наблюдателей статуя конструктора вооружений Калашникова. Она чересчур крупная по отношению к небольшому пьедесталу. Конструктор показан на закате дней своих, сутуловатым, в затрапезной кургузой робе. Как будто он и не великий конструктор вовсе, а измотанный жизнью простой рабочий.
Расположился он почему-то боком к грандиозному высотному зданию – реплике советских сталинских высоток. Вместо того, чтобы встать перед зданием, сообразно его оси симметрии. С оружием наперевес известный оружейник хмуро всматривается в сторону Белого Дома – здания правительства РФ. Хорошо, что в автомат не вставлен рожок с патронами, иначе смысл памятника получился бы совсем печальный.
Сравнивая элегантный плащ Горького с рабочей одеждой Калашникова, понимаешь, что то ли скульптор не очень-то любил знаменитого мастера, то ли погнался за изображением малоценной сермяжной правды. Ведь памятники являются украшением города и бытовые «физиологизмы» здесь совершенно не уместны.
Кстати, огромную «сталинскую» высотку, что рядом с памятником, очень своевременно дополнили характерным суживающимся кверху шпилем. Есть предложение: использовать символ атомного ядра (электроны, вращающиеся по круговым орбитам вокруг протонов) в качестве навершия данного шпиля, для его архитектурной завершённости.
Продуманные и уместные решения проектировщиков радуют и восхищают, неудачные и аляповатые – удивляют и настораживают.
Господа, давайте жить дружно! Чаще объявлять конкурсы на установку того или иного памятника и выбирать самое лучшее. Лучшее из лучших. И тогда у нас на улицах и площадях меньше будет изображений дряхлых стариков и больше будет гениев в своей лучшей одежде в расцвете сил.
Впереди – масштабное наведение порядка на площади у Павелецкого вокзала. Формирование скверов у Савёловского вокзала после завершения строительства там станции метро. Пожелаем архитекторам и строителям, чтобы привокзальные площади города стали чище, светлее, современнее, радостнее. И тогда они превратятся из разорённых территорий в любимые места встреч горожан и гостей столицы. Ведь Москва у нас одна. И другой такой не будет. Желаю счастья!
Свидетельство о публикации №218031301613