Мои космические приключения или назад в будущее. 9

                Наивный я был человек, когда,  выписавшись из санчасти,  предполагал, что через месячишко сдам тома «технических предложений…» в библиотеку, а исполненную сопроводиловку в «дело текущего года». Работа затянулась и затянула лет на пять- шесть, а закончилась в октябре 1992 года моим нечаянным триумфом на Первой международной авиакосмической конференции, «ЧЕЛОВЕК-ЗЕМЛЯ-КОСМОС» и  посвященной, в частности, проблемам развития и эффективности применения авиакосмических систем.

                Проходила конференция на базе научного центра, что в Менделеево, под  Москвой, а организатором форума было НПО «Молния».  Ездили мы туда на автобусе в гражданском.

                Конференция оказалась представлена самым разнообразным народом. Во-первых – наши, с кем, так или иначе, пересекались по работе, специалисты из ЦНИИ МО- 26-го,13-го, 30-го, 31-го ГПИ,  РКА, ЛИИ, ЦАГИ, ЦНИИМАШ,  НПО Энергия, Молния, КРИОГЕНМАШ, КБТМ и др. Во-вторых - англоязычные европейцы, от которых за версту припахивало спецами из NASA (ракетчик ракетчика - видит издалека) и наконец,  ребята из Юго-Восточной Азии – южнокорейцы, китайцы с Тайваня,  индусы.

                Там мне случилось вживую сделать  большой  доклад  от Минобороны на первом пленарном заседании, без бумажки и слайдов, почти перед тысячной международной аудиторией,  где мне впервые, наверное, в жизни, долго аплодировали.

                А дело было так.  Поскольку  меня вообще не планировали выступать, я лишь подготовил свои тезисы для так называемого «стендового сообщения».  А тут какой-то наш босс, то-ли опоздал,  то-ли  от высокого давления  заклинило его, короче, выступающего нет, а паузу от Минобороны  надо обязательно  заполнять. Большие начальники не захотели бы сдвигать время  своего  выступления. Вот один из наших  руководителей, начальник управления и попросил меня слёзно: «Давай Дима, выручай! Ты же всё и так хорошо знаешь»!  Уняв дрожь в коленках и освоившись с микрофоном, я почти двадцать минут без бумажки развлекал публику проникновенным рассказом о своём видении проблем наземных комплексов в интересах создания МАКС горизонтального старта. Поскольку вопрос я знал досконально и был идеологом многих организационно-технических решений, не противоречащих здравому смыслу, с одной стороны и поддержанных и принятых руководством за основу – с другой, поэтому в своём выступлении я ни на кого не оглядывался. От того мой  рассказ получился объемным, многогранным  и интересным.  В  заключении своего выступления, я  выразил уверенность, что в недалёком будущем все станут свидетелями первого полёта российской МАКС.

                На следующий день я был узнаваем,  подходили даже незнакомые люди и пожимали мне руку, всем нашим моё выступление понравилось, западникам – не знаю, а азиаты при встрече низко кланялись и почтительно шипели.
 
                На второй день народ разделился по секциям, где было заслушано более 300 докладов и выступлений из 63-х организаций и фирм.   Приметой времени явилось то обстоятельство, что многие доклады были посвящены вопросам коммерциализации космической деятельности.

                Через некоторое время мне позвонили из НПО «Молния» и попросили подвезти свой доклад для публикации в сборнике трудов конференции, последний  был издан под эгидой авиакосмической секции Российской инженерной академии и вышел небольшим тиражом, спустя два года на русском и английском языках.
 
                Годы спустя, к юбилею, мне от федерации космонавтики будет вручена с пространной формулировкой маленькая медалька Циолковского, а я почему-то связываю эту космическую награду именно с этой своей работой.
             
                Вот, пожалуй, на этой позитивной ноте я и закончу это несколько затянувшееся воспоминание  или  повествование о буднях военного научного работника.

                Кое-кто может меня спросить: «А где же здесь наука? Где эксперименты, формулы и расчёты?».  Отвечу так, что за каждым организационно-техническим решением, как правило, стояли и расчёты и формулы и эксперименты и анализ, словом огромная работа многих специалистов, которые зубы съели в своей области, которые имели не просто сумму базовых и специальных знаний и умели считать не только деньги. Они обладали огромным опытом, широчайшим кругозором,  оптимизмом и одновременно ответственностью. И  пусть то, что было задумано двадцать лет тому назад, оказалось сегодня нереализованным, не их вина, да и что  зря искать виноватых? Зато налицо их заслуга в том,  что  они с кажущейся простотой  заглядывали в будущее, чтобы  рассказать нам с вами, какое оно.


Рецензии
Замечательный ваш путь от наземного технаря до ученого, активно продвигавшего страну в Космос.
Горжусь знакомством с Вами на страницах Прозы Ру.
Желаю здоровья и долглолетия, новых публикаций по темам, которые помогают нам познать что-то новое.
Евгений Щукин.

Евгений Щукин   02.03.2021 15:03     Заявить о нарушении
Доброго Вам здоровья, уважаемый мой однополчанин по иркутскому ВАТУ. Здоровья Вам и Вашим близким. Радуюсь, что Вы есть, читаете, пишите. С удовольствием читал Ваши мемуары про перелеты северные и прочие воспоминания. Дай Вам и Вашим близким крепкого здоровья, удачи и успехов во всем.
С уважением, Дмитрий. Спасибо, что не забываете и читаете...

Дмитрий Ансеров   02.03.2021 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.