Господа фармазоны 5

КАРТИНА  ЧЕТВЁРТАЯ.

Приёмная губернатора. Длинный ряд стульев. Поодаль письменный стол. Над столом парадный портрет возможного Президента. Возле стола ГУБЕРНАТОР. Оглядываясь, достаёт из-за портрета бутылочку, прикладывается к ней и снова прячет. Появляются СУПРУГА губернатора и СЕКРЕТАРЬ.

Губернаторша (принюхиваясь):  Опять здесь подозрительно пахнет!         (Подходит к столу, открывает ящики, заглядывает под стулья). Ну, ведь все заначки давно обезвредила, а  он,  тем не менее, откуда-то достаёт! Анатолий Борисович, не твоя ли работа?

Секретарь. Что вы, что вы, Анфиса Романовна! Разве б я посмел? Да и Борис Никодимович, мне кажется, ничего такого... Возможно, эти эфиры...  так сказать, эфемеры… мм... просто отголоски вчерашнего банкета?

Губернаторша. Не знаю, не знаю. Но если что-то замечу и накрою с поличным,  всем не сдобровать! (Подходит к ГУБЕРНАТОРУ, поправляет на нём галстук). Соберись, подтянись... прими
государственную позу! Анатолий, кто там у нас следующий?

Секретарь.        По заявке господина мэра. Депутация местных финансовых воротил.

Губернаторша.   Буржуи! Денежные мешки! Сколько дают?

Губернатор.      Ээээ... мэр, понимаешь, обещал содрать по полной!  Поёт:
Взятки сладки, хоть и кратки. Взятку взял, и ты в порядке.
Да и тот, кто взятку дал, ничего не прогадал.
Для чиновного решенья очень важно подношенье.
Пробуждая интерес, взятки двигают прогресс.

Взятку дать - святое дело. Взятку важно взять умело.
Хочешь в дружбе с нами жить - постарайся ублажить.

Все вместе:                Взятки гладки, взятки сладки.
Взятку взял и ты в порядке.
Развивая интерес,
Взятки двигают прогресс!

Губернаторша. Ну, если с подношением, то прими их поласковей. Да только не предлагай выпить. С утра ведь уже приложился!

Губернатор.   Так это же со вчерашнего! Толя подтверждает. Но
не буду, не буду!..  Э-э, меня вопрос терзает, чем их    отблагодарить? Орденов у меня нет, хотя некоторые мои коллеги их у себя начеканили.

Губернаторша.      Сувенирами одарим. Из тех, что подарили тебе. И именными благодарностями, а на каждой автограф.

Губернатор.    Шта-а?.. Э-э-э, понимаешь... да, пожалуй, неловко. Они мне, считай, золото, а я им бумажки. На такое уважение нужно красиво ответить. Чтоб не шептались по углам, что губернатор - скупердяй.  Шта-а-а?
 
Губернаторша.   Ничего. Тогда присвой им всем звания «Ветеранов труда». Пусть бесплатно попользуются отдельными льготами. Вечно мне приходится тебя учить. Анатолий Борисович, беги, готовь приказ!.. Хотя постой... Сколько их, подносителей... то есть посетителей?

Секретарь. Сейчас уточним... Где список?.. Во-от!  (Берёт со стола бумагу, читает).  Четверо! С мэром будет пять. Так мэру тоже «ветеранское»?

Губернаторша. Нет! Этот обойдётся. Со всех сторон на него жалуются. И если дать, будет конфуз. Ну, давайте, зовите... А я пока побуду в комнате отдыха. 
           ГУБЕРНАТОРША и СЕКРЕТАРЬ уходят.
ГУБЕРНАТОР на цыпочках подскакивает к портрету, достаёт бутылку и, сделав очередной глоток, прячет её в стол. Затем усаживается в кресло, принимая различные позы. Наконец застывает, якобы в глубокой задумчивости.
Появляются СЕКРЕТАРЬ, АНАНАСОВ, РОСОМАХА, БАНДЕРОВИЧ, ПЕРЕКОПСКИЙ и МЭР.
         
ГУБЕРНАТОР  МЭРУ жестом: «Ну, как?»

МЭР так же жестом: «Не извольте беспокоиться, всё в порядке!»

Губернатор.     Ээээ, располагайтесь, господа! С чем пожаловали? (Выходит из-за стола, поочерёдно здоровается, представляясь): Ммм, Березняковский. Рад познакомиться. Шта-а?

Ананасов.        Ананасов Тимофей Ильич.

Губернатор.       Березняковский. Э-э-э...

Бандерович.      Бандерович. Извините, можно сказать, почти ваш тёзка. Повезло!

Губернатор.      Шта-а? Не понял. Но похвально!.. Березняковский.

Росомаха.        Росомаха Викентий Степанович.

Губернатор.      Ээ, шта-а? Очень приятно. Экая фактура! Да и фамилия... мм... того... впечатляет. Ну а вы?

Перекопский.    Перекопский. Даниил Исидорович.

Губернатор.       Ооо! Революционный псевдоним? Потомок бравших
  Перекоп? Или от бежавших с него?

Перекопский. Ни-ни! Ни в коем случае! Не от тех, не от других. Просто данная наследственность от тех, кто перекапывал. В смысле копать вам, не перекопать, носить вам, не переносить!

Губернатор. А-а, могильщики, значит? Ну, вот и познакомились. Надеюсь, теперь будем часто встречаться. Так с чем вы пожаловали? Мэр доложил, что с благотворительной целью. И это очень похвально, когда от ваших щедрот кое-что перепадёт и малоимущим. Ну, я весь внимание. Шта-а?

Росомаха. Не откажитесь принять... Как говорится, в  ваш личный фонд помощи бедным и сирым!  (Передаёт ему чек). От всего нашего сообщества.

Губернатор. Э-э-э... сколько?

Ананасов. Миллион. Правда, рублями. На предъявителя.

Губернатор. Ну что ж, на безрыбье и  рак рыба. (Берёт чек, рассматривает, прячем себе в карман)  Анатолий Борисович, потом оприходуешь. Указ готов?

Секретарь. Готов.

Губернатор. Что ж, господа. За ваш вклад в экономику и посильные пожертвования хочу ответно поощрить каждого из вас. Все вы с нынешнего дня объявляетесь меценатами и получаете от меня благодарственные грамоты. Анатолий! По такому случаю всем шампанского!

СЕКРЕТАРЬ уходит и возвращается с подносом, на котором стоят бокалы с вином и лежат грамоты. ГУБЕРНАТОР вручает их, затем берёт бокал.

Губернатор. Выпьем, господа, за наше общее процветание. Да ведь вы и процветаете! И не только сами. Говорят, искусству весьма покровительствуете. Обществу мадам... этой... как её?

Мэр. Сиракузы!

Губернатор. Вот- вот... и ещё этой... бесподобной... мадемуазель... Ээээ... напомните!

Мэр. Чичи!

Губернатор. Да, да, Чичи! Какое милое имя! И шта-а она поёт? Воспроизведите!

Мэр. Ну, я вам уже изображал.  (Встаёт в позу, поёт):

Ах, в этом мире всё продаётся -
Такое время, такой искус.
Хотите солнца - предложат солнце,
Хотите звёзды - на всякий вкус.

Нас шоколадом дарят «Миньоном»,
Душист и сладок на вкус «Миньон».
Но кто одарит нас миллионом?
Ах, кто подарит мне миллион?

Губернатор. Прекрасно! Интересно! Актуально! Жизненно! Особенно про миллион! А как там дальше? Ну-ка, господа, все вместе... Прошу вас! Шта-а?

Мэр начинает, олигархи подхватывают, пританцовывая:
Хором.         
Кружите, крошки, правей, левей!
Поднимем ножки, да поживей!
Смелей, голубки! Вперёд - назад.
Повыше юбки, пониже зад!

     Кордебалет  - шальной балет
     Сведёт с  ума - и ваших нет.
     Кордебалет! Уж столько лет  
     Весь мир - сплошной кордебалет!

Губернатор. Браво! Браво! Благодарю вас! Я доволен. И при первой же возможности постараюсь к вам выбраться. А пока прикажу телевизионщикам сделать фильм. Ведь это то, что нужно народу! Особенно в наше смутное, прекрасное время. Ну что ж, до следующей встречи! Прощайте, господа!

Олигархи (хором):  До свидания, господин губернатор! С нетерпением ждём вас в гости!   
СЕКРЕТАРЬ и олигархи уходят. ГУБЕРНАТОР достаёт из стола бутылку, прикладывается и снова прячет её за портрет. ГУБЕРНАТОРША застаёт его на месте «преступления».

Губернаторша. Ах, вот значит как! И что же это такое?

Губернатор. Шта-а? Не знаю. Водичка, наверное. И как она сюда      попала?

Губернаторша.     Водичка?  (Нюхает): Фу-у, какая гадость! Сплошная      сивуха! Ты уже потерял всякое чувство меры! И куда ты      прячешь эту дрянь? Не дай Бог, донесут  е м у (кивает на     портрет) и  о н  вышвырнет тебя без орденов и без пенсии!
   Ты понимаешь, что нам может грозить? А ну, дай сюда чек!

Губернатор. Но, цыпуленька, деньги подарены мне!

Губернаторша. Не тебе, а нам. Кто посоветовал тебе организовать этот фонд? Отдавай! Я немедленно обращу их в евро и переведу в женевский банк. Надо же что-то откладывать  на приданое и праправнукам! Ты не можешь навести в губернии порядок. И тебя этот с портрета может прогнать. Так что, вытряхивайся и не возражай! Господи, чтобы ты делал без меня?

Губернатор. Ну-у... эта... Ээээ... понимаешь...

Губернаторша. Не «эта»! Не мычи!  (Залезает к нему в карман, достаёт чек, рассматривает) Миллион! Даже если перевести на доллары, то получается всего-то тридцать тысяч! Тоже мне, благодетели! «Олигархи!»  Да с такой мелочишкой и в банк соваться стыдно. Тьфу!.. Да, кстати, какую шлюходранку ты тут поминал? Кто это - мадемуазель Чичи?

Губернатор. Ээээ... ну-у... да  я её не знаю! Певичка... исполняет народные песни. Вот мэр и напел.

Губернаторша. Мэ-эр?  Развратник  и сводник! Не мог организовать   достойного подношения. Надо его прогнать!

Губернатор. Прогоним, душа моя! Тебя на его место выберем! А та-ам... муж и жена - одна сатана!

Губернаторша. Ну, уж нет. Мне и без мэрства неплохо. И тебя без пригляда не оставлю, не надейся. А теперь кто у нас на очереди? Анатолий!
Появляется СЕКРЕТАРЬ.
Кто ещё на приём?

Секретарь. Шеф полиции оставленный. Культура, писатели, дамы из Общества призрения сирот...

Губернатор. У-у, просители! Налетело вороньё! Каждый сейчас начнёт чего-то клянчить! Та-ак, отказывай всем! Извести, что я  уехал. Меня срочно вызывает к себе президент! Уходим, Анфисочка, поедем на дачу. Там нас доченьки с внучатками заждались. Вот я и повеселю их новой славной песенкой!         Поёт:

Для дочурок и внучаток надо дедушке брать  взяток.
И пока я на коне, пусть народ подносит мне.
Не паршивыми щенками, а достойными деньгами.
Хочешь в дружбе с нами жить? Постарайся ублажить!
Не уверен я, что лично буду избранным вторично
Но, пока я на коне, буду драть со всех втройне.

Все вместе.            Взятки гладки, взятки сладки.
  Взятку взял и ты в порядке.
            Разжигая интерес,
  Взятки двигают прогресс!

   З А Н А В Е С.

На авансцене перед занавесом «олигархи».

Росомаха. Дьявол! Я надеялся, что он к ордену представит, о проблемах наших поговорит. А он бумажкой отделался. Да на кой она мне? Разве что для туалета...

Перекопский. Эх, мы! Ни за что ни про что миллион  профукали! Да и на мэра потратились, душа из него вон!

Ананасов. Да-а, прогадали. Обвели нас вокруг пальца, ободрали, как липку. И жаловаться некому. Сами виноваты! Поинвестировали !

Бандерович. Дураки вы, дураки! Да я за эту грамотёшку ещё пятьдесят миллионов себе в мошну положу! Это же, как охранная грамота! Указ на вседозволенность за наш неоценимый вклад в нашу экономику. А вы копеек пожалели. Вернём эту мелочишку...    Выше головы! Вперёд!

Росомаха (задумчиво) Вернём... Вы, может, и вернёте. А мне что сейчас делать? Работягам полгода зарплату не выплачиваю, того и гляди, на вилы поднимут. Юрисконсульта  нанял, вроде пройдошливый малый. Обещал как-то вывернуться, и неплохо дело начал. С моих же инвесторов мои долги взимает! Однако, пока суд да дело, надо что-то предпринимать. Ведь того и гляди, фабрики остановятся. Хотя мэр любую стачку обещал придушить.

Ананасов. А с кем он её теперь придушит? Мы же сами себе свой сук подпилили. Полицмейстера выгнали, и во власти - безвластие. Самое время для всяких беспорядков. Поехали, господа, развеемся у Сиракузы!
Трое уходят. РОСОМАХА остаётся, что -то    прикидывая в уме.  Появляется  ЖАН. Напевает:

Ах, эти ключики в умелых ручках,
Как канарейки запоют.
В любых конторочках
Любых запорчиков
Они легко и просто вскроют
в пять минут.
Заметив РОСОМАХУ, круто разворачивается.
Но тот его тоже увидел.

Росомаха. А-а, господин юрисконсульт! Легки на помине! Вы-то мне и нужны!

Жан. Ооо, господин фабрикант! Какая  встреча! (В сторону):
Бо-оже! На кой он мне сдался? Его сейф я уже дочистил!.. Ммм... слушаю вас. Всегда к вашим услугам.

Росомаха. Ну,  как у нас дела? Есть надежда на выигрыш?


Жан. Можете не сомневаться. Я консультировался в суде и в  инстанциях. Все, кому мы должны, с воплями заплатят нам! То есть вам! С компенсацией за моральный ущерб.

Росомаха. А  какой у нас моральный?

Жан.    Ну-у... хотя бы тот, что они давали вам деньги. А вообще-то, не всё ли равно? Главное - давить и орать, как можно громче. Кто истошней всех всегда орёт: «Держи вора!»? Сам вор, это аксиома.
Ну-у... мы с вами, конечно же, порядочные... Но, тем не менее.
Если этим возможно поправить дела, то почему бы не крикнуть? Ату их, ату! Кстати, меня пытались перекупить. Эти ваши заимодатели. Обещали в пять раз больше. Однако профессиональная этика, незапятнанная репутация, моё честное имя и преданность вам не позволили мне банально переметнуться. Так что... будем надеяться.

Росомаха. Благодарю вас! Благодарю! Я ведь сразу в вас поверил! И заверяю, обижены не будете. Я сторицей возмещу все ваши затраты.

Жан (в сторону): Интересно, чем? Какими шишами? Если все они уже в моей вокзальной камере хранения.

Неожиданно раздаётся тревожный фабричный гудок. За занавесом шум толпы, выкрики ораторов.

Голоса.                До каких пор будем терпеть произвол?
Долой новоявленных капиталистов!
Вернём народное достояние!
Да-а-аёшь!..

Росомаха. Началось! Я так и чувствовал!.. Это же моя суконная фабрика! Идёмте туда! Надо их успокоить, пообещать, что не сегодня, так завтра...
Хватает ЖАНА за рукав. ЖАН упирается.

Жан. Но зачем рисковать? Лучше нам в другую сторону! Во всяком случае, мне!.. Отпустите меня! Я на это не подписывался!

Росомаха. Нет, нет, вы должны им объяснить! Ваше красноречие... ваш благородный облик... Не заставляйте меня применять к вам силу!

Жан. Да что же это за наказание? Из огня да в полымя! Ладно, подчиняюсь! Куда мне деваться?

Уходят. Шум толпы усиливается.   
 
Голоса: -Вот они, кровопийцы! Глуши их,  народ!..
-До каких пор гады  будут пить нашу кровушку? 
-Долой! До-о-олой !
-Господа, успокойтесь!.. Мы вам обещаем!..
-Хватит!
-Надоело!
-На тачку их!
-На та-ачку-у!
-А-а-а-а!  Не надо! Не на-а-адо-о!
-Аааааааа!..
          На авансцену двое рабочих выталкивают большую тачку, в которой барахтается расхристанный ЖАН.

Жан. Вввааа... ввваааааа... ввввааааа-а-а-а-а!.. Помилуйте! Я больше не буду! Я же свой! Я же за вас!

1-й рабочий.         Все вы за нас, когда спите! Эх, чем бы их накрыть?

2-й рабочий. А вон какие-то щиты! (Выволакивает из-за занавеса афиши, которые носил на себе Бенцион) «Мадам Сиракуза! Шантан и канкан!» Самое подходящее!.. Канканьте, господа!
Рабочие накрывают тачку афишами и уходят.
Появляется СИРАКУЗА с девицами. Увидела афишу.

Сиракуза. Какой пассаж! Какая идиллия!

Мими. Ах, как это мило! Как возвышенно!

Жизель. Всюду наши афиши!

Сиракуза. Это всё мосье Жан! Такая популярность!  Плевать нам теперь на любых полицмейстеров! Мосье Жан мои афиши по всем губерниям расклеит. И мы ещё станем поставщицами Государственной Думы!

Чичи. Прелестно! Ах, мосье Жан! Он такой душка!

Сиракуза. Ну-ну, вы не очень-то! Это мой мосье. Я за него любой    глаза выцарапаю! Но где же он сам? Жанчик? Жа-а-анулик? Ау!.. Эй, кто-нибудь!.. Ау-у-у-!.. Хм... там, на площади, шум, а здесь словно все повымерли. Никого нет... тишина. И Чичи запропала. Куда она могла деться?

Мими. Мы и сами интересуемся.    

Лили. Гудки фабричные орали. Может, началась война?

Сиракуза. Скорее, забастовка. От этой голоты всего можно ожидать. Но тогда где же Жан?

Жизель. Не знаем.

Сиракуза. А ну хором... три, четыре... Ау-у! Мосье Жа-ан!

Девицы. Мо-осье Жа-а-ан!

Жан (из тачки, сбрасывая с себя афишу): Здесь я... здесь! Помогите мне!

Девицы бросаются к нему. Мадам  заламывает руки.

Сиракуза. О-о, Жанок! Это ужасно! Вы в таком обличье! Что это за маскарад?
Поддерживаемый девицами, Жан распрямляется. На шее у него, как кусок жабо, кусок афиши. В руке шляпа.

Жан. Как выражается наш Бенцион: роковое стечение роковых обстоятельств! Видели бы вы, какой вид был у меня в начале ихнего цирка! Эти росомаховцы не дали мне даже слова сказать. Да-а, с таким народом шутки плохи. Он всё терпит, терпит, а потом ка-ак понесёт!

Сиракуза. Так это рабочие вас загнали сюда?

Жан. Увы! У них стачки, а нам тачки! Вспомнили исторические глупости своих прадедов! Тачка! Квадрига революции... бессмысленное  колесо Фортуны!.. Ну, помогите же мне выйти! Что-то ноги не держат. Совсем, как некогда в Дурындове, когда я исчезал от кредиторов. Тогда вся данная местность рыдала оттого, что не смогла дотронуться до меня даже пальцем.
   
Сиракуза. Если ноги не держат, тогда там и сиди. Мы довезём тебя сами.  Не волнуйся!  (Хватается за ручки тачки, кряхтит) Что-то ты потяжелел! В тебе сейчас не меньше, чем два, три центнер.

Жан (возмущённо):  Потяжелел? Да я и сейчас продолжаю терять вес! Это в таратайке устроился ещё один тип! Эй вы, олигарх! А ну, вылезайте!
Из тачки появляется РОСОМАХА.

Росомаха (озираясь): О-о, мадам Сиракуза!.. Господин Жан!.. М-м-м-мы
с вавававами какакажется вывыпутались? О-о-они уже  у-ушли?

Жан. Ушли. Но могут скоро вернуться. А вы - кыш отсюда! Это из-за вас я попал в такой переплёт! Так что рву с вами отношения. И пошли теперь вон!

Росомаха. Да я и сам очень спешу. Извините, мадам, что вынужден вас покинуть.

Жан. Так мы же на этом и настаиваем. Прошу!

РОСОМАХА вылезает из тачки и убегает. ЖАН вылезает за ним. Надевает шляпу.
Да-а, отсюда надо бежать. И как можно скорее.

Сиракуза. Убежим, Жанэ! Нас ведь ждут Сиракузы!

Жан. Какие Сиракузы? Марсель! В Марсель! Но у меня ещё остался господин Перекопский. Где мои ключики?.. Где же они?.. Ах, вот! Извините, красавицы, я ненадолго отлучусь. Свободное предпринимательство не терпит задержки!

Сиракуза. Но возвращайся, возлюбленный! Мы ждём тебя с победой!

Охорашиваясь и прихрамывая, ЖАН уходит. МАДАМ забирается в тачку.
Поскольку лимузина у нас в данный момент нет, покатим на этом колесе Фортуны! Беритесь, кошечки, дружно. Раз - два, по -о- ехали! Только крепче держите, чтобы я не выпала!  (Как полководец, подносит руку к глазам, озирая окрестности)
Выше ножки, малютки! Не сбейте дыхание! Делайте ваши    ставки! Где  наша не пропадала!  (Запевает):
Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой!

Девицы. Братский союз и свобода -
Вот наш девиз боевой!

      Удаляются.

Снова звучат гудки фабрик. Шум толпы усиливается. Появляется ЖАН с чемоданами  в руках. За ним, повизгивая и  спотыкаясь, бежит ЧИЧИ с саквояжем и баулом.

Жан. Скорее! Скорее, пока нас не хватились! До отхода поезда всего полчаса! А мне ещё необходимо почистить камеру хранения!

Чичи. У меня каблук сломался! Я ногу подвернула! Не могу-у!

Жан. Брось к чёрту туфлю! Беги босиком! Не то Сонька, если догонит, устроит та-акой цирк!  (Слышен звук мотора машины) Э-эй, такси! Та-а-акси-и! Сюда! Скорее!.. Садись, Чичи! Вот так... Господи, неужели и в этот раз повезёт? (Исчезают за кулисами) Шеф, гони на вокзал!.. Тройная такса!
По-о-оехали-и!..
    Рокот отъезжающей машины. Затем гудок тепловоза.


Рецензии