Про замыкающиеся круги и надежду

  На мартовский  праздник выпало  четыре  выходных  дня. Погода  стояла отличная. Надежда решила съездить на дачу: отвезти кое-какой инвентарь, убраться в домике, растопить печку да посидеть у огня. Захотелось отвлечься от одолевавших ее в последнее время тяжелых дум. С вечера достала с антресолей  сумку-тележку на колесиках, загрузила дачный скарб. Утром, по пути к пригородному автобусу, зашла в магазин пополнить съестные запасы. Надя пыталась освободиться от роящихся в  голове мыслей, но не получалось. Взгляд ее наткнулся на оставшуюся неубранной символику наступившего недавно Года собаки. Быть может, от этого в  Надиной невеселой философии возник собачий мотив:

 - «Сейчас в каждом сообществе людей, от малого трудового коллектив до государственной машины, есть человек, который может себе позволить отдавать команду «фас».  Есть те, кто реагирует на «фас», и те, кто не реагирует. Ну и, собственно те, на кого этот «фас» направлен. Тем, кто не реагирует на «фас», сначала труднее всех, так как существует большая вероятность перетечь в группу тех, на  кого  «фас» направлен. Последние находятся в ситуации: «То, что не убивает – делает нас сильнее». Исход между «убивает» и «сильнее» случается разный. Самые несчастные – те, кто реагирует на «фас», так как, пользуясь народным сленгом, «подсералы» презренны со всех сторон. Полученные ими на начальном этапе дивиденды не спасут от неизбежно направленной в их сторону критической массы ненависти с одной стороны, и брезгливости с другой. С ними, в случае чего, церемонятся меньше всего. Те, кто отдает команду «фас», как правило, защищены статусом и кошельком. Отравляет их существование постоянный страх потерять свою защиту. В нашей стране исторически сложилось устойчивое мнение (увы, слишком часто небезосновательное), что кошелек и статус зарабатываются подлостью и воровством. Сие обстоятельство рождает ропот и лозунги типа «Бей буржуев». Страх возникновения локальных и глобальных революций подвергает «буржуев» отдавать команду «фас». Круг замкнулся…   

Мне самой в таких обстоятельствах еще легче  всех. Будет совсем  невмоготу - встану да уйду.Я новоиспеченная пенсионерка. Худо-бедно, но подготовилась, говоря казенным языком, к «возрасту  на  дожитии». Но до чего  тревожно  за  детей, вращающихся в этих кругах Сансары!Как им жить, если выбирать надо между злодеем и жертвой, и третьего не дано… Кругом  тотальная, всепоглощающая власть денег. Каждый  барахтается  сам  по  себе, и никакой надежды на свет в конце туннеля...» 

С такими  мыслями Надя зашла в автобус. Протянула водителю пенсионный проездной. Водитель- таджик  коротко, но цепко взглянул на нее и опустил глаза. Потом головой, если не сказать ухом, показал на висевшее на  кабине  объявление. В объявлении значилась статья  закона, по которой пассажир обязан при требовании предъявить паспорт и документ, удостоверяющий право на  льготный проезд. Надя  никогда не видела, чтобы водители требовали у кого-либо документы и почувствовала  раздражение, но паспорт все-таки показала.
- А  пенсионный? - запросил водитель.
- А анализы из поликлиники не надо? - сострила Надя, доставая пенсионное  удостоверение. - А то у  меня  есть анализ кала  на  яйцеглист, могу  предъявить. 
По автобусу прокатился смешок.Водитель, не реагируя на это, стал тщательно  разглядывать документы, потом внимательно посмотрел на  Надежду, нехотя отсканировал проездной и, потупив глаза,  произнес:
- А бывает, что  обманывают…
Но документов больше  не требовал ни у кого.

Надя выбрала  себе  укромное  местечко, где  рядом удобно встала  сумка.
- Что я завелась? Может, он подумал, что я выгляжу моложе, чем пенсионерки, - польстила сама себе  Надя. На этом и успокоилась. Ехать предстояло до конечной остановки. Она спокойно прикрыла глаза, задремала и даже отключилась на какое-то время. Когда очнулась, предпоследний пассажир выходил на предпоследней остановке. Надю, последнюю пассажирку, водитель, похоже, не заметил, так как громко стал обсуждать со своим приятелем, сидевшим на  кресле, что рядом с водительским, наболевшие темы. Приятель спросил:

- Ну что, насобирал? Сегодня оброк сдавать…
- Да где там… Не хватает 800 рублей.
- Еще не ночь – дособерешь…
- Где тут соберешь? На маршруте одни пенсионеры, с проездными…
- Отдашь, сколько есть.
- Отдать-то  отдам. Ему даже в радость, если не хватает хоть рубля. Он же садюга! Истязать станет на «законных основаниях»… Я думал, что ничего уже не боюсь, потому что хуже, чем есть, просто не бывает... Оказывается, бывает - теперь семья в заложниках… Ему человека убить – как муху прихлопнуть…

Надежда оцепенела от услышанного. Автобус остановился на конечной остановке. Надо выходить, но ей было как-то неловко за то, что она, хотя и невольно, но подслушала чужой разговор. Надя увидела, как напрягся водитель, услышав, что кто-то идет по салону. Он колко взглянул на нее, но увидев сочувственный взгляд, понял, что уличать его никто не собирается. Тревогу в его глазах сменила тоска и безысходность. Надежда  быстро выскользнула из автобуса.

Смеркалось. Надо было поторопиться пройти через лесную дорогу. Но ноги будто приросли к земле. Надя не могла  сдвинуться с места.
- Это я на жизнь обижаюсь?  Чтобы человека и его близких не истязали – ему надо добыть сегодня 800 рублей… У меня они есть, и для меня это не бешеные деньги, и мне не жалко с ними расстаться… Почему я не могу подойти и помочь ему? Мне неловко проявить сострадание… В наше  время  это выглядит странно… Люди - человеки, что с нами стало?
Надя заметила, как тронулся автобус. Чугунная плита материализовалась из неоткуда и легла ей на сердце. Она побрела по тропинке, унося с собой новую тяжесть.
Пройдя немного, оглянулась и увидела, что автобус остановился. Водитель сидел в кабине, положив голову на руль. Его приятель вышел из автобуса и стал разглядывать заднее колесо.

Сумка на колесиках осталась ждать хозяйку на тропинке. Надя летела в сторону автобуса. Водитель поднял голову, и она протянула купюру:
- Возьмите, пожалуйста.
Сначала удивление, потом надежда отразились в глазах водителя.
- Спасибо… Спасибо!!! Я отдам! Обязательно отдам! Скажите только телефон.
Чугунная плита, что лежала на  Надином  сердце,  растворилась и исчезла в никуда.
- Не надо отдавать. Когда у  вас все наладится (а у вас все обязательно наладится!), тогда вы поможете тому, кому будет трудно…
«А потом он поможет кому-нибудь» - мечтала Надя, катя тележку по дороге. - Глядишь, и круг замкнется. Господи мой Боже, пусть замыкаются только такие круги!»
Надя подняла  голову вверх. На фоне темнеющего неба двумя ангелами глядели на нее розовые  облака. Ангелы наблюдали, как по  лесной дороге шагала Надежда.
 
 
 
 
 
 


Рецензии
Это произведение должно быть обязательно в школьной хрестоматии, чтобы ученики писали сочинения на эту тему, желательно с положительными примерами из жизни родителей или их знакомых.
Доброту, сопереживание ... нужно выращивать в новом поколении, иначе все начнут жить только лишь по понятию - " Человек человеку волк."

Спасибо, милая Наталья, за надежду - "Ещё не всё потеряно!".
С уважением -

Валентина Юрьева-50   11.04.2018 07:23     Заявить о нарушении
Спасибо,Валентина,за Вашу оценку.Говорят, что доброта это тот язык,который понимают даже немые и глухие.Такой язык в школьной программе не будет лишним...
С теплом,

Наталья Малинкина   12.04.2018 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.