Путешествия по Пермскому краю. Рерихи

 
    Продолжаю свои воспоминания о путешествии по Пермскому краю.

   Я уже третий день в гостях в семье урождённых петербуржцев, волею судеб заброшенных на Урал, где они обрели свою малую Родину.

   Я проснулась от тихой возни в квартире: кто-то шепотом разговаривал, погромыхивала в кухне посуда, шумела вода в ванной. Но меня не будили, поэтому я сладко потянулась, так, чтобы почувствовать напряжение всех мышц и снова расслабилась. Я стала думать о том, что в этой семье я чувствую себя  дома, где меня любят, холят и лелеят. Именно так было дома у меня, и я была чрезвычайно рада таким ощущениям здесь, за тысячи километров от родного дома. Чужие люди с первого дня стали мне родными и близкими. Я не задавала себе вопроса :"Почему так?" Уже хотя бы потому, что я быстро находила контакт с людьми разных возрастов и категорий, люди меня интересовали всегда сами по себе.  Я умела слушать, и задавать правильно вопросы, после чего я практически всегда получала исповедь попутчика или собеседника о многих периодах его жизни, которые он скрывал от самых близких своих людей. Вот такой у меня Дар Божий. Я считаю, что разные люди имеют разные таланты в жизни: от самых возвышенных до самых низменных.  Именно поэтому я и поступила в университет на биофак, чтобы изучать людей и всё живое!
   Я вспомнила, как мой старший брат Евгений, инженер-электромеханник хотел, чтобы я поступала в его институт, и я даже сдала туда документы в приёмную комиссию. Это было утром, и он после этого целый день таскал меня по институтским лабораториям, с кем-то знакомил, что-то рассказывал взахлёб, показывая новую технику, и объясняя её работу...  Я смотрела на мигающие лампочки на стендах и аппаратах, и с тоской думала о том, что я должна буду провести полжизни на работе в компании железяк! В  душе росло раздражение и неприятие.
   Поэтому, рано утром следующего дня я уже была в приёмной комиссии политехнического института, и забрала свои документы обратно. Брат, который сделал из меня весьма неплохую чертёжницу, ради облегчения моего учения в техническом Вузе, только руками развёл. Но никто не оспаривал моего личного выбора. И так было всегда!

   В дверь постучали , и голос Николая из-за двери "оповестил" меня, что ванная комната совсем освободилась и теперь она в полном моём распоряжении.
  -"Причём вставай сразу, потому что мама уже завтрак готовит!"
  -"Уже бегу",- засмеялась я в ответ, и схватив одежду, выскочила из комнаты в ночнушке, с разбегу чмокнула Колю в щёку, как это всегда делала с братом и мамой, и юркнула в ванную.
   За завтраком Лидия Михайловна, хозяйка дома, сказала, обращаясь ко мне, что Сергей с отцом уехал, и мы завтра должны встретиться с ними в Кунгуре, выезжаем мы туда рано утром и поэтому сегодня нам надо прийти домой пораньше, чтобы приготовиться к поездке. На мой вопрошающий взгляд, она ответила коротко:
  -"Коля всё объяснит,"

   И вот мы теперь уже с одним Николаем топчем улицы Перми. Коля рассказывает мне об их замечательном театре оперы и балета, и я про себя замечаю, что он любит театр так же, как и я. Начиная с открытия сезона, я обязательно хожу во все театры по очереди: от драмы, до музкомедии, и даже театра кукол. В те годы была популярна "Божественная Комедия" по сюжету Данте, но с таким юмором, что взрослые с удовольствием шли в кукольный театр.)
 
   Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского-один из старейших в России.
   Он был открыт в 1870 году. Покровителями театра были Сергей Дягилев и П.И. Чайковский. На строительство театра выделил крупную сумму дедушка Сергея Дягилева. В Пермском театре были представлены все оперы и балеты П.И. Чайковскгого.
   Постановки Пермского театра неоднократно удостаивались престижной премии "Золотая маска"
     Справедливости ради, надо сказать, что особенный рывок к вершинам творчества, театр  сделал, когда сюда,в Пермь, был эвакуирован Мариинский театр Ленинграда.
 С этого момента город обрёл ещё и свою балетную школу. Она считается самой лучшей, и её называют "Жемчужиной Пермского края." Её высший уровень признан даже за рубежом. Отсюда вышли Надежда Павлова, Моисеев, и нынешние кумиры: Полина Булдакова, Инна Билаш, Дарья Тихонова...
     Поскольку был август, здание театра было закрыто,и я осмотрела его только снаружи....
    Теперь нам предстояло знакомство с Пермским музеем изобразительного искусства.

   Мы подходили к Подворью очень красивого Кафедрального Свято-Троицкого Собора... С возвышенности, которую занимало обширное подворье была видна река Кама и ее низинное Закамье! И новый мост через Каму. Сейчас это уже старый мост, ведь столько лет минуло...
  Я была очень удивлена, что в зданиях Собора расположен Пермский художественный музей изобразительных искусств и художественная галерея...
  Коллекция музея составляет 50 000 произведений искусств от древнейших времён до современности, и представляет собой различные виды искусств русского и европейского, 15-20 столетий, а также экспонаты из Египта и Японии.
   Этот музей с такой огромной экспозицией является крупнейшим на Урале, и одним из крупнейших в России.

   Я решила начать свой осмотр с того, что ни в одном музее не видела - с коллекции русской скульптуры из дерева - около 400 экспонатов. Улыбающиеся ангелочки с крылышками, у которых каждое перо выглядит, как живое, потому, как на нём есть и пушок, и мелкое оперенье. Маленькие пальчики, живой взгляд, немного хитроватая улыбка! Скульптуры на религиозные мотивы, где все все фигуры людей кажутся и живыми, и тёплыми! Почти возле каждой скульптуры, я хватала за руку Колю, чтобы он не уходил, и замирала в восторге. В конце концов руку Николая я уже не выпускала из своей, и сама вела его по музею уже в моём темпе.
   Возле резного позолоченного иконостаса, подаренного музею сами Николаем Рерих, я остановилась, как вкопанная. Такой красоты я ещё не встречала!   Николай обнял меня за плечи, и слегка прижав меня к себе, прошептал на ухо:"Таким темпом и к вечеру не выберемся отсюда". Он был прав.
  -"Тогда посмотрим старинные иконы и пойдём сразу к Рерихам",- тоже прошептала я ему в ответ.
   На старых досках икон Иисус Христос выглядел несколько необычно. Его изображения  с узкими, косоватыми глазами, высокими скулами напоминали то-ли башкирцев, то-ли народ коми, то-ли эвенков. Короче, это были совсем другие лица.
   И я вспомнила, что бывая в церкви в Грузии, я видела на иконах Христа "орлиный" нос грузина.  Так что всё правильно. Никто не рисовал Христа с натуры, и каждый народ, считая его своим, привносил в его облик национальные черты личности. Икон было много, но я уже достаточно много раз видела старинные иконы на досках, поэтому здесь мы не задержались. Однако Пермский музей может гордиться своей раритетной  коллекцией икон ещё со времён Древней Руси!
    
     Наконец - зал, где выставлены картины обоих Рерихов: отца и сына, Николая и Святослава.
     Вначале я "зависла" прямо посредине зала, медленно вращаясь по часовой стрелке, и видела плывущие кучевые облака непреодолимой силы, туманы между пиками гор, горные долины и перевалы, кое-где люди, кони, хижины. А вот по реке плывут древние корабли с высокой кормой и красочным носом, которые рассекают прозрачную воду такой чистоты и естественности, что хочется зачерпнуть её в горсти и напиться всласть.Николай Рерих! Его не спутаешь ни с кем! Он, как житель нирваны, точно был там, в этих ярких, прекрасных, порою грозных местах. Точно, он всё это видел, и Шамбалу видел, и эти высокогорные монастыри: всё-всё! И этот  разряжённый воздух, и поэтому такие яркие краски всего мира там. Выше к Всевышнему человеческий глаз зорче, чем внизу, в суете житейской.   Выдумать такое невозможно! Потом уже я подходила к каждой картине и наслаждалась изображённой вечностью!
     Картины Святослава Рерих также насыщены красками, также фантастичны, но в них уже есть обнаженка, библейские факты, реальность становится более прозаичной. Однако все его картины завораживающе прекрасны. Картины этих мастеров, пропитанные тем, что есть только в тонком плане Бытия, и поэтому такие притягательные. Ведь многим, а уж мне точно, хочется заглянуть при жизни в другую реальность...
    Короче, Коля чуть не силой увел меня из музея. По дороге, он мне объявил, что завтра у нас поездка к Ледяной горе (это в августе-то!).Сказал, что Сергей уже ждёт нас там, и мы  пойдём в ледяную пещеру, поэтому  надо подготовить экипировку
уже сегодня, завтра с раннего утра мы будем уже в дороге...
 Значит знакомство с Уралом продолжается...

на фото : 2 и 3- Работа Святослава Рерих
          1 и 4- Николай Рерих
   


Рецензии