На нельму с наплавной сетью

                На нельму с наплавной сетью.
               
                Фото из интернета, спасибо автору.

         В том сентябре мы с приятелем гостили в его «родовом имении» – небольшой деревушке на берегу реки Сосьва. Насчёт «имения» я подшучивал, так как название деревни соответствовало его фамилии. Видимо, кто-то из передков основал.
         Рыбачили на старицах, охотились на рябчиков в тайге и на местных уток, на тех же старицах. В ожидании перелётной утки строили скрадки и приводили в порядок подсадные чучела крякв.

         Как-то приятель предложил порыбачить на редкую рыбу нельму, –  подошёл срок её подъёма по реке на нерест. Ловят её по ночам с помошью наплавной сети, закреплённой между двух долблёнок, сплавляясь по течению. В общем, лов этот – целая наука.
         Лодки-доблёнки здесь у каждого жителя. И каждый умеет виртуозно ими управлять, двигаться и с помощью однолопостного весла, сидя в этой душегубке, и даже стоя, орудуя шестом.
         Мне долблёнка не давалась: не получалось плыть не то что стоя, но даже садясь в неё я рисковал перевернуться. Их дастоинство в том,что они настолько лёгки, что можно переносить в одиночку.
         Я читал у Федосеева, что в Саянах их выдалбливали из кряжей тополя и были они довольно вместимы, здесь же используют осину и лодки небольшие.

         Начали готовиться: достали с чердака сеть, починили порванные местами ячейки, навязали дополнительных берестяных поплавков, подготовили две «летучие мыши». Фонари будут стоять на носу лодок, чтобы контролировать расстояние между ними и плыть, не опережая один другого.
         Ширина реки здесь невелика и наша сеть, длинной чуть более 50 метров, перегородит реку почти полностью. Сеть будет плыть перекрывая воду на глубину почти 2 метра (такова шерина сети), нижнюю бечеву будут оттягивать вниз грузила.
         Можно и заглубить сеть, убрав часть поплавков. Но это чревато: на сплаве встретятся и отмели, а какие коряги могут там лежать, – не известно.

         И вот впереди ночь рыбалки. До сумерек успеваем перенести челноки и снаряжение на берег и подняться против течения до места, где намечено отчаливать. Быстро темнеет.
         Зажигаем свои лампады и я залезаю в свою лодку. Пасадка в ней непривычная: банка низкая и засунутые под неё ноги коленями касаются днища. Грести можно сидя или стоя на коленях
         Встать можно только высвободив ноги из-под сиденья-банки. Но мне вставать опасно – могу опрокинуться, для меня устойчивое положение, – это когда сижу и весло держу на воде.

         Володя вяжет к носу моего челна конец сети и отталкивает от берега. Тут же отчаливает и сам.
         Я гребу к противоположному берегу, а Володя плывёт вдоль своего и вытравляет сеть метр за метром.
         Наконец кричит: «Правь по течению!» – значит, сеть вытравлена и моя дальнейшая задача – отгребаться, держа сеть в натянутом состоянии. Володя будет идти вдоль своего берега, контролируя изгибы реки.

         Стемнело настолько, что я уже не вижу силуэт его лодки, а только носовой огонёк. Заплыв начался без осложнений. Но что будет дальше?
         Пошевеливая веслом, я начинаю фантазировать о том, что буду делать когда между нами ударит рыбина. А ударить она должна обязательно, как только уткнётся в невидимую преграду остановившую её бег на нерестилище. Как далеко оно? Где-то в верховьях, за сотню километров отсюда. А может и ближе, в одном из малых притоков

         Над водой иногда проносится лёгкий, но уже пахнущий морозцем ветерок.  Немного знобит. Немудрено: уже конец сентября и по утрам на траве вместо росы искрится иней.
         Хорошо, хоть дождей нет, погода стоит ясная. В иные годы в это время на Северном Урале бывает и дождь со снегои и метель с морозом.
         Повезло нам с погодой, да и с отпуском в целом. И всё же жаль, что не взял меховую куртку, ветерок продувает.

         Мне кажется, что прошло уже много времени. Смитрю на свои фосфорисцирующие «Командирские» и вижу, что на воде мы всего-то 10 минут!  Как медленно тянутся минуты. Может часы встали? Нет, тикают.
         Володя изредка подаёт короткие команды, он следит за поворотами русла и чтобы не удалиться от берега. Или не заскочить в прибрежный тальник. 
         Периодически подгребаем чтобы сеть не плыла дугой вперёд, – в центре реки течение быстрее.

         Наконец время сплава истекло. Словно в подтверждение этому где-то очень далеко впереди блеснул огонёк.
         Володя предупреждает, что в конце прямого участка будем причаливать и начинает понемногу выбирать сеть. Чувствую подёргивание моего челна и вижу медленное приближение фонаря лодки напарника, расстояние между нами сокращается.

         Причаливаем к вроде бы пологому берегу. Вначале в береговой откос утыкается приятель, затем маятником прибивает и меня. Я несколько раз ещё и гребанул, чтобы выползти из воды повыше.
         Активность тут же наказывается: нос лодки лезет на крутой склон, а корма вместе со мной уходит под воду.
         Сижу по шею в воде и ни как не могу освободить из под банки отёкшие ноги. Подходит Володя и, поддёрнув челн выше на склон, даёт возмодность выползти из полузатопленого судёнышка. Хватаю плащь-накидку и поднимаюсь на берег.

         «Костёр впереди, – говорит Володя, – Беги пока не замёрз!» Меня действительно бьёт колотун и я мокр до подмышек. Накидываю плащь, нахлобучивю капюшён и трусцой устремляюсь к поблескивающему впереди огоньку.
          Костёр оказался совсем рядом и я неожиданно вступил в освещённый круг. У костра трое, о чём-то беседуют
         «Здравствуйте, – Не очень уверенно говорю я. – Можно к вашему огоньку?»  Мужики что-то мычат в ответ, а один из них шустро уползает из освещённого пространства. Их реакция на моё появление непонятна. Явно уклоняются от контакта.

         В это время подходит Володя. Его местный говор более близок мужикам, они отвечают на его приветствие и вступают в разговор. Хохочут, узнав что я тонул в лодке уже на берегу. В это время снизу, видимо от лодки, подходит третий с ружьём в руках.
         Я раздеваюсь до трусов, вешаю свои мокрые доспехи на вбитые колья и лезу к костру.
         Володя обсуждает с рыбаками рыбалку. У них тоже неудача – нельма «убегла мимо» и их сети. Может, она совсем покинула эту реку? Но нет, рыбаки говорят, что сутки назад они взяли двух нельм, через сутки собираются ещё сделать один заплыв.
         Из разговора узнаю, что меня в моём офицерском плаще приняли за рыбнадзор и один из них побежал к лодке за ружьём. То ли припугнуть меня, то ли...

         «А чё, – сказал позже Володя. – Могли и стрельнуть! Здесь часто стреляют, ежегодно кто-нибудь гибнет».
         Только сейчас я начинаю понимать, что охота на нельму, идущую на нерест – чистейшей воды браконьерство. И рыбнадзор борется с этим злом, не стесняясь применять оружие. Рыбаки отвечают им тем же.
         Нет, такой расклад меня не радует. Лучше рябцов гонять.
                Сентябрь 1964г

П.С. Нельму я «пощупал» только через несколько лет. На другой реке.


Рецензии
В 1990 году пришлось мне сдавать технику своего разведбата размещавшегося в Прикарпатье на спешно организованую под забором Карагандинского металлургического комбината базу хранения, стоила техника несколько миллионов рублей.

Часовым там оружия не выдавали....

Зато то, что в речке плавает, будь то хоть пескарь, караулят с автоматическим оружием....

Страна "чудаков" в общем.....

Андрей Бухаров   17.03.2018 20:22     Заявить о нарушении
"Страна чудаков" исчезла в 1990-е. Вместе с ней исчезли и рыб и охот надзоры. А вслед за ними исчезли и редкие рыбы. В том числе и нельма в Сосьве и таймени в Сибирских реках. А на Среднем Урале выбили электроудочками и обычных чебаков, окуней и щук.
Зато - СВОБОДА! Каждый жулик и вор стал "предпринимателем".

Анатолий Емельяшин   19.03.2018 21:39   Заявить о нарушении