Зарплатное рабство - зарисовка из жизни

Телек - дело такое. Чтобы сделать сюжет нам нужна история, хорошая, человеческая, а лучше всего, как говорит начальство "о том как нас наябывают". Но, как это часто бывает, все наоборот - сначала сюжет, а потом получается история.

Рабство – это плохо. К счастью, люди это поняли спустя буквально пару тысячелетий существования этого удивительного института. Решение отказаться от него было, наверное, одним из самых тяжелых в истории Хомо Сапиенса, ибо он до сих пор не отошёл и пытается изо всех сил это как-то компенсировать. Говорят… Точнее, показывают в кино и пишут в книжках фантасты, что рабами для нас уже совсем скоро станут разумные машины. А если удастся договориться с Патриархами и Аллахом, то, глядишь, и всякие там андроиды и репликанты пополнят ряды наших безмолвных слуг. А дальше, как завещал Великий Уэф, «они будут ползать на четвереньках, а мы на них плевать, удовольствие получать». Человек – он такой, нужно ему задоминировать над кем-нибудь. Желательно, конечно, над другим человеком, но тут такое дело – набегут адвокаты, правозащитники, мол, так с человеком нельзя, и так далее. То ли дело – андроиды и роботы: у нас точно будет лет 10, пока у них не появятся собственные адвокаты, правозащитники, муфтии и представители движения против гендерных домогательств.

В общем, хитрый человек ищет способы воссоздать богоугодное рабство на планете. Есть самый жёсткий из придуманных пока вариантов – ипотека. О ней в другой раз, ибо мой хозяин ПСБ пристально смотрит на меня и вообще, не дело это холопское о величине и неутомимости барского елдака сплетни распускать. Но есть рабство и полегче – неприятное такое, но не самое болезненное. Зарплатное называется. В чем главный вопрос – ты, раб, не можешь осознать кто хозяин твой. По логике всей – банк, карточку тебе зарплатную выдавший. Хотя, можно и на самого главного начальника твоего наехать – ведь именно он тебя и коллег твоих в рабство отдал. И себя, кстати, заодно. Но, ежели быть журналистом и копнуть еще глубже, окажется, что истинный хозяин твой – женщина около 45-52 лет, чаще всего с именем-отчеством «Елена Петровна» или «Анжела Андреевна», должность главного бухгалтера замещающая.

Судя по всему, однажды обидела такая женщина видного чиновника нашей Родины. Сказала: «Ты тут кто? Замминистра, депутат, начдеп? Велика шишка. Зарплата на карту Сбера падает? Падает! Вот и иди лесом, суёт он мне тут западных банков карточки, мол, особенный, туда ему перечислять, видите ли, надо… Гуляй Вася, много вас таких особенных»!

Расстроился наш чиновник Вася и пошёл писать закон – хватит это терпеть, свободу зарплате, и вообще, у нас демократия или где? Проект мусолили, обсуждали, мнения высказывали никому не нужные и тонны бумаги на распечатку черновиков пустили. Годы шли, и внезапно возьми, да и прими они этот закон. Можешь теперь идти в бухгалтерию и говорить – свой Сбербанк засуньте себе в ВТБ и переводите мне зарплату в Банк. Сокращенно – на карточку КСОЕБИОВМИЯТР Банка.

И все бы хорошо, но, как говорил Иван Васильевич, всегда есть нюанс. Официальный нюанс в том, что при переводе денег на карту другого банка нужно заплатить энный процент от суммы платежа за услугу. А кто и когда в нашей стране хотел за что-либо платить? Вот! Так что, Васе всё равно говорят: Вася, ты не прав, хватит таскать сюда свои бумажки, твой работодатель за тебя проценты платить банкам-кровопийцам не собирается! Но, как выяснилось, есть в нашей стране нормальные компании, которые к сотрудникам как к людям относится, а не как комбикорму (чему я сам удивился). Они на себя платёжик-то и взяли, освободили из рабства Васю и сделали его на полдня счастливым – ровно до момента смс-ки из КСОЕБИОВМИЯТР Банка «спасибо, что теперь переводите нам вашу зарплату, так гораздо удобнее списывать у вас ежемесячно вашу ипотеку в 70 тысяч рублей за 30 квадратных метров в недостроенной новостройке в Бутово».

Но есть и неофициальный нюанс. Он гораздо проще и чаще всего помещается в три слова, которые вылетают из уст той самой «Елены Петровны» или «Анжелы Андреевны». Первое слово «пошёл», третье – то самое, что интеллигентные люди пишут на заборах. Ибо ей не платят за то, чтобы вместо одной бумажки на всех писать на каждого отдельную. Много чести.

И вот во всём этом поручили как-то нашей бравой журналисткой бригаде разобраться. А что, инфоповод есть. Героев, желающих с рабством расстаться – каждый второй, материал получится веселый, а главное, как любят шефы говорить – народненький, близкий сердцу зрителя. Ударили по рукам, назначили корреспондента, за два дня всех отсняли, бухгалтеров, банкиров, простых сотрудников, смонтировали, стэндапчик бахнули и даже музыки модной, от прав лицензионных очищенной, сопроводили. Дали в эфир, повторили за сутки раз десять, в общем, все счастливы.

Спустя неделю, заходит к нам Самый Главный на нашем маленьком телеканале. С весьма задумчивым лицом. Смотрит на нас, экономистов-журналистов-корреспондентов, взглядом потухшим и выдает: «п**даболы, вы, ребята…» Мы переглянулись, головы в плечи и думаем – где же не угодили? Главный подкатывает к себе стул свободный, плюхается и голосом печальным продолжает: «Посмотрел я тут ваш сюжет про рабство зарплатное, обрадовался, что закон есть, и пошёл такой в нашу бухгалтерию, на Тинькофф зарплату переводить. Они мне даже заявление передали вместе с картой, очень удобное. Прихожу такой, и говорю – мол вот, всё, закон вышел, меняйте мне карту!»

Затаив дыхание мы ждём продолжения. Покручиваясь в офисном кресле Главный продолжает: «А Бухгалтер наш, Елизавета Петровна, посмотрела на меня долго и говорит… «да пошёл ты…, молодой человек, карту его зарплатную менять, законы понавыдумывал!» Я, конечно, немного опешил, но быстро взяв себя в руки сурово сказал: «Так, закон и правда есть, все, не можете мне отказать, и вообще, я тут самый большой начальник»… а она мою тираду прерывает громогласным «Ха». И очень быстро, почти по понятиям, объясняет, что я хоть и начальник, но денежки зарплатные мне приходят так же, как и всем другим. И начальник я конечно большой, сижу в кабинетах, креатив креативлю, идеи придумываю, телеканал продвигаю, лясы точу и болтаю со всякими лодырями на переговорах важных… а вот она, Елизавета Петровна, работает! По-настоящему, с 11 до 17! И видела всех генеральных и на больших каналах, и на маленьких, и прошлых, и будущих. И всем им она бумаги на зарплату заполняла. И всегда это была одна бумага, в один банк. И не будет ни для кого исключения. И ты, конечно, Самый тут Главный, можешь меня оштрафовать или уволить. И позвать девочку помоложе, только-только с Института бухгалтеров, которая и закон этот знает… Вот только и она через месяцок тебя на Сбербанк переведёт. Так что, нечего умничать, гуляй, Вася!»

Мы боялись не то что двинуться, но и дышать. Где-то с полминуты просидели, ждали, продолжит ли он свой печальный рассказ или нет. Но он просто вздохнул, тихо встал, снова бросил на нас свой печальный взгляд, покачал головой и повторил – «пи**аболы, вы». И ушел.

Долго мы еще сидели и думали над его словами. А у меня почему-то перед глазами вставала та самая бухгалтерша, с которой всё началось. К которой после принятия закона наверняка пришёл тот самый чиновник с торжественным выражением лица и, не удивлюсь, с оригиналом подписанного Президентом закона об отмене зарплатного рабства.  Та самая, которая произносит примерно те же слова, что Елизавета Петровна – нашему генеральному продюсеру, и как с чиновничьего лица после «гуляй, Вася» слетает все его недолгое торжество, и угасает последняя надежда стать Авраамом Линкольном своего Отечества… 

Прошёл год. Или даже два, тут время тянется немного иначе чем в объективном мире. И приходит сообщение - Власть будет делать "атата-та" всем компаниям, которые будут нарушать и не отпускать из рабства. Летучка, все такие обсуждают темы и нам, собственно, сливают. Вы-ж экономисты и уже делали, давайте еще разок и найдите обязательно героя хорошего. Вместо того чтобы молчать, дёрнул чёрт меня сказать: "есть у нас герой, хороший, его бухглтер лично послала, он ей закон в глаза, а она ему кукиш в глотку". И кричат они "да, давай, герой отличный, всё, день на съёмку, послезавтра утром кровь из носа чтобы был сюжет, берите скрытку и с ним к бухгалтерше этой идите..." Они продолжают креативить и рассказывать как нам сюжет делать...

А я сижу и не слышу их, потому что просто смотрю на лицо Главного, сидящего на другом конце стола. А он смотрит на меня. И крутит в руках ту самую свою карточку сбера. И улыбается.


Рецензии