6. Закон и Правило

Мой шеф с немецкой педантичностью встал на букву закона и выжил Альберта с квартиры. Это было против правил, и шеф проиграл. Чем отличается Правило от Закона? Правило – это тот же Закон, только неписаный, но сила его иногда выше, чем у у закона писанного. Правила и законы в течение столетий постоянно менялись, да что там столетий, даже на моей жизни они много раз менялись. Вчера за спекуляцию сажали в тюрьму, сегодня этому учат в школах. Раньше картошку сначала сажали, а потом окучивали, сегодня фермеры делают всё наоборот, сначала окучивают, потом садят.

Правила и законы меняются, но проблемы взаимоотношений между людьми остаются теми же, что были и сто, и двести и тысячу лет назад.

Законы издаются, а правила создаются. Правила - это шоры для нашего поведения. Переступишь закон, обложат штрафами или посадят за решётку. Нарушишь правило, станешь изгоем. Свободы не лишат, но появятся ограничения. Где-то придётся молчать в тряпочку, а где-то после всего лучше вообще не показываться.
Закон - что дышло, куда повернёшь, туда оно и вышло. Правило не повернёшь и не вывернешь. Приведу несколько примеров.

Почти в каждом сельском доме есть самодельные ножи. Их куют и вытачивают из стальных рессор. Иной нож кинжалу ровня. Таким тесаком свиней кололи. В Уголовном Кодексе есть статья за изготовление холодного оружия. Есть статья за скрывательство. Под статью закона подпадает полдеревни. Подай бы кто жалобу в суд или в милицию. Ножи отдать, штраф заплатить. И как бы это выглядело?

Взятка – это не традиция чиновников, это общенародная русская традиция. Нарушишь закон - потеряешь свободу. Нарушишь традицию – потеряешь имя. Будешь всеми проклят. В русских селениях народ живёт очень хлебосольный. Напоить тракториста за оплаченную услугу – это не взятка, это - традиция! Напоить надо не абы как, а до умопомрачения. Если меньше вольёшь – прослывёшь жадюгой. Заправишь тракториста до горлышка, его проутюжит чей-нибудь забор или задавит ребёнка. Как быть? Стать жадюгой, который «сам не живёт и другим не даёт» или быть для всех хорошим. Даже на похоронах. Пожимать плечами, сочувствовать, мол бывает, задавил трактором по пьянке товарища, так ведь же нечаянно.

В 1980-х годах экскаваторщику угольного склада давали десять рублей откровенной взятки. Сначала давали по рублю, потом по тройке, потом по пятёрке и вот такса остановилась на десяти рублях. Даёшь деньги тебе насыпают в кузов блестящий комковой антрацит. Не даёшь – получаешь пыль с землёй. В кабине экскаватора полный бардачок денег. Купюры форсисто торчат из-под крышки инструментального ящика. Обозлился я донельзя и написал заявление в крайисполком. Среагировали моментально. Запретили школам выдавать уголь с угольного склада и обязали совхозы обеспечивать свои школы на местах. При этом почему-то забыли увеличить совхозные фонды. Пошла неразбериха и мы вообще остались без угля. Когда фонды совхозу увеличили, нам привезли всю ту же пыль. На меня смотрели как на больного: «Сам не живёшь и другим не даёшь!»

Тогда мы ещё и слыхом не слыхивали о плане Даллеса. Говорят, что такого плана вообще не было. Может быть и не было, но психологическое оружие было и на мне оно сработало очень изящно: „Сам не живёшь и другим не даёшь!“

К чему это привело? Десятки тысяч ферм и гаражей превращены в руины. Молочных коров отправили на мясокомбинат. Попала бы авиационная бомба в коровник меньше бы разворотило. Из ста коров хотя бы десять в живых осталось. А тут ни одной. Так была война или нет? А если была, то где? Когда началась? Кто из нас тогда на чьей стороне был? И последний вопрос - она кончилась или нет? Если да, то когда?


Рецензии