Страсти по доминанте или опыт дилетанта

СТРАСТИ   ПО  ДОМИНАНТЕ   ИЛИ   ОПЫТ   ДИЛЕТАНТА

                Бабушка рассказывала: «Твой дед  увлекался охотой по               
                перу и держал собак. Купил он как-то кобелька сеттера
                гордона, назвал Русланом. Мама твоя, Людмила, на него за это
                обижалась. Когда Руслан вырос и дед взял его на охоту,
                выяснилось, что птицу на крыло он поднимает хорошо, но
                боится выстрелов. После первого же выстрела убегал домой!
                Так что, дед твой с охоты больше одной птицы не приносил. 
                Дед пса  драл, но ничего поделать с ним не смог. Оставил
                Руслана жить на дворе, а для охоты завел другую собаку».

  1. Ушастая красавица

                Чёрного кобеля не отмоешь добела, но нет для меня собаки,
                лучше ротвейлера

Моей первой собакой была сука ротвейлер Чироки Дакнис Имидж, а по-домашнему, Эльза. Как это часто бывает, собаку завели сын и дочь, а занимался с ней я.

Эльзуша была красива и обладала сильными рабочими качествами. Она успешно прошла  общий курс дрессировки. Занимались мы три месяца на площадке в Чертаново. Все навыки, кроме аппортировки и глухой стенки, освоила хорошо.
 
По защитно-караульной службе я собаку дрессировать не стал. Боялся получить терминатора!  Эльза была агрессивной к посторонним  и не ладила с собаками. Она была очень самостоятельна – очень низкий уровень инфантильности. Очень сильная  территориальная агрессия.
               
С ней было не просто гулять в городе. Обязательно – намордник, поводок и всё время  быть начеку.  Рядом со мной при Эльзе никто из посторонних не должен  был махать руками и громко говорить. Если я не видел «подозрительного фигуранта», он атаковывался! Были драки с собаками, в которых Эльза побеждала.

Я был для Эльзы богом, и она от меня не отходила ни на шаг. Иногда это раздражало. Собака была послушной, и конфликтов с ней не было.

Но у моей Эльзуши был один большой недостаток – рано или поздно она должна была уйти и разбить моё сердце. Ушастая прожила 10 лет. Мы боролись полгода, но безуспешно. Я очень переживал её уход и не находил себе места без собаки. Уже через месяц стал подбирать замену.


2.  Юкон -  «чёрный ящик»

                А бабушкин рассказ о Руслане я не вспомнил

Домашние поставили условие: новая собака должна была жить на улице. Такая возможность у нас была. В  2003г. мы переехали жить за город.

Начав с алабая, я остановился на немецкой овчарке, кобеле. Хотелось, чтобы собака не была такой строгой, как Эльза.

Для выбора заводчика просмотрел Интернет и остановил выбор на  питомнике «от Довори». Оказалось, что я служил с  мужем заводчицы у общего прямого начальника. Познакомился  с ним и решил довериться  коллеге – офицеру в выборе щенка. Порода мне была незнакома.

Я ездил в питомник, который находился в Чехове, два раза. За мной ходил буквально по пятам щенок, которого я и выбрал. А, может быть, это он выбрал меня? «Эльзасский волкодав» был самым крупным и самым бойким, предводителем щенячьей братии.

Итак, чёрный ящик назывался Юконом от Довори. Это был алиментный щенок. Отца, Армана, я видел, мать смотреть не поехал, а зря.

Арман выступал в Большом ринге и был чемпионом России. Внешне Юкон сейчас похож на отца.

Я забрал Юкона из питомника, в возрасте 11 – 12 недель. В питомник он попал на шестой  неделе.


3. Чёрный ящик приоткрывается
               
                А в прикупе - чудеса

Юкон мне показался сложной кличкой, и я её сократил до Юкки или Юки. Такой горячий финский, нет - немецкий парень. Это компьютер автоматом ставит два «к».

С первых  совместных дней я веду «собачий дневник», в котором ежедневно делаю записи о настроении Юки, питании, прогулках и физической нагрузке, болезнях и лечении, поведении и дрессировке, погоде и забавных происшествиях, связанных с собакой. Домашние смеются надо мной, а я упорно продолжаю делать записи, которые помогают понимать собаку и контролировать вопросы здоровья. Это Эльзуша научила меня вести дневник!
               
Мы с Зиной постоянно живём на подмосковной даче.  Для новой собаки я построил вольер. В нём сделан пол из толстых досок. Две стороны вольера закрыты раздвижными решётками.

До шести месяцев Юкки жил  в доме, а затем ночевать стал на  на улице в вольере. С семи месяцев полностью переведён в вольер. Бывает иногда в доме, в моей комнате, в мастерской. В дом Юкки не стремится. Гуляет он со мной и на  полной свободе  3 - 4 часа зимой и 6 – 8 часов в тёплое время года.
 
Вольер имеет площадь семь кв. метров. В нём стоит утеплённая будка   0.8 х 0.7 х 1.0 м. Впрочем, я ни разу не видел, чтобы Юкки спал в будке. С наступлением холодов я закрываю открытые стороны вольера прозрачным сотовым поликарбонатом и открывающимся окном.
 
При морозе ниже  15 градусов  перевожу Юкки в дом - в холодную мастерскую или в свою комнату. Летом в жару затеняю вольер тентом, в самую сильную жару перевожу Юкки в мастерскую, где всегда прохладно.

Когда мы уезжаем в Москву с ночёвкой, Юкки, естественно, едет с нами. В Москве он ведёт себя хорошо.

Юкки быстро освоился в новом доме. Мебель  не портил, быстро приучился проситься в туалет, хорошо себя чувствует в вольере.
               
Юкки-щенок боялся больших автомобилей, некоторых незнакомых предметов. Если Эльза нападала на такие предметы, то Юкки предпочитает от них уходить.

Он забирался на самые высокие сугробы, грыз  кусты, ел сосульки, таскал и грыз камни, копал землю, убегал, играл хвостом.

В четыре месяца Юкки начал облаивать собак, людей, автомобили, незнакомые предметы.

Он оказался упрямым парнем! Но к шести месяцам я обучил его основным навыкам: сидеть, лежать, ко мне, рядом, нельзя, прыжкам через барьер. Отучил  забираться на кровать, прыгать на меня и на Зину, грызть растения, ходить по грядкам.

Как я теперь понимаю, все поступки Юкки мотивированы, а поведение диктует самая сильная потребность. Надо уметь вызывать  потребность, которая  выдерживает борьбу с другими  нежелательными  потребностями.  Это  трудно, и мне не всегда удаётся правильно организовать доминирующую потребность. Правильный выбор потребности собаки важен  для выработки условного рефлекса.
               
Мне попалась книга о кликер – дрессировке. Я её внимательно прочёл, идея оперантного метода очень понравилась, и я стал применять его. Щёлкаю языком.

Помня опыт общения с Эльзой, с первых совместных дней приучал Юкки к тому, что мне разрешено проделывать с ним всё. У меня сейчас нет проблем с дачей собаке лекарства, могу положить его «сразу в желудок». Могу легко забрать из миски кусок мяса. С Эльзой такие номера проделывать опасался.

Юкки – очень активен, он любит бегать. Иногда бегает кругами, меняя направление, и я это поддерживаю. У нас есть несколько таких кругов в лесу и на поле. Круг имеет диаметр – 15 - 20 м, и сделан невысокий барьер для бега с препятствиями. Чтобы побудить собаку бежать по кругу, начинаю бег сам. Юкки бежит за мной, а я быстро схожу с круга. Вычитал в книге, что бег кругами является фобией, но меня такая фобия устраивает. В свои годы я много бегать не в состоянии. Конечно, собаке лучше иметь молодого хозяина! Взрослый Юкки пробегает в день, таким образом,  12 – 15 км.
 
Зимой хожу на лыжах с Юкки, летом – я на велосипеде, Юкки бежит рядом. После того, как Юкки исполнилось 1.5 -2  года, я приучил его к буксировке на шлейке.
 
В воспитании я практиковал демонстрацию сигналов вожака: прямой взгляд в глаза, наклон на собакой, рука на холке, хватка руками за шею. И Юкки быстро понял главный закон нашей стаи: подчиняйся вожаку, а вожак – строг, но справедлив, он раздаёт «пряники» и обеспечивает порядок!
Может быть, я иногда излишне придавливал молодую собаку. Но никогда не бил, не замахивался.
 
Я всё время сравнивал  Юкки с Эльзой. Он оказался малозлобным. Долго я не выдел поднятой шерсти на холке и не слышал рычания. В игре с тряпкой отнимал её неактивно. Он много играет сам по себе, наверно так привык ещё в питомнике.

К сожалению, рос мой пёс в обеднённых условиях.
Гулял по маленькому посёлку, на участке,  на поле, в лесу. Людей и собак видел мало. Правда, я вывозил Юкки в город, к магазину, к автостраде. В Москве он чувствует себя уверенно, с собаками – дружелюбен.

В автомобиле ведёт себя очень спокойно, спит или смотрит в окно. С Эльзой было сложно:  лаяла, бросалась на проезжающие мимо автомобили.
 
С собаками контактов мало. В посёлке постоянно живут восемь собак, четыре из них всегда – за забором. Собак хозяева не дрессируют.  Дружим с сукой, кавказской овчаркой, но встречаемся на прогулках нерегулярно, и Рада не любит бегать, а мой Юкки – очень активен.

В посёлке есть кобели. Гулять выходят алабай и две немецкие овчарки. С алабаем дружба не сложилась. При первой же встрече он ухватил Юкки за зад, а Юкки мгновенно ответил укусом в шею. Соседские две немецкие овчарки не социализированы, живут вместе стаей. Сначала мы с ними гуляли, потом начались драки. С двумя Юкки справиться не может, теперь еле расходимся.
С кобелями Юкки пытается доминировать. Кладёт лапу на спину.

В возрасте восьми месяцев Юкки казался мне достаточно уравновешенным, активным, но управляемым и не агрессивным. Он получал хорошую физическую нагрузку. С людьми был излишне дружелюбен, хотя с некоторыми - строг. Стремительно прибегает на свисток.

Я всё время задавал себе вопрос – кто он, Юкки? Какая потребность, реакция у него доминирует? Пищевая? Игровая? Ориентировочная? Какая у него психика? И не находил однозначного ответа.

 В обеднённых условиях дома  и посёлка он был спокойным, собак, машин не боялся, некоторых людей облаивал, громких звуков (пылесос, газонокосилка, петарды, салют) не боялся, к кобелям был агрессивен. Сильно увлекался охотой на птиц, котов, мышей. При помехах  (дети, люди, собака за забором) отвлекается.
 Понимая, что не являюсь опытным дрессировщиком, я стал искать инструктора.


 4. Начало серьёзной дрессировки

                Не бывает непогрешимых инструкторов
               
Заводчик рекомендовал мне кинолога, инструктора кинологического центра МВД. Мы три раза занимались с ним  у нас на участке по общему послушанию. Методикой инструктора была механика. На Юкки – цепь-удавка. При невыполнении команды – коррекция-механика, при огрызании – по морде.

 Инструктор оценил Юкки, как достаточно уравновешенного пса, с сильным характером, очень упрямого, с хорошей хваткой и предложил начать заниматься защитой на площадке.

 Я провёл с Юкки 10 занятий по послушанию (только выдержка) и  защите на площадке «7-е небо» в Останкино. Инструктор обращался  с Юкки - щенком достаточно мягко.
Достигли следующих результатов при общей динамике успехов: на занятиях по послушанию приходится сильно придавливать (это портит защиту), на привязи хорошо хватает мягкий рукав, жёсткий – плохо, «пусков» не делали, борьбу ведёт не на злобе, а на игре,  уверенности не хватает, абсолютно не боится выстрела из «Макарова», отвлекается на собак, сильно возбуждается.

Юкки иногда меня совершенно не слушался. Бегает вокруг, команды не выполнят. цапает. Будто я не бог-хозяин, а товарищ по играм. Эльза так себя не вела.

Объективно оценивая невысокие достигнутые результаты, и понимая, что главное – развить злобу, а не трусость, я решил сделать перерыв в занятиях по защите или вообще отказаться от неё, а пройти хорошую подготовку по общему курсу дрессировки на площадке с групповыми занятиями.



5. Общий  курс  дрессировки

                Не следует слишком серьёзно относиться к результатам
                дрессировки, работа должна быть приятна и хозяину,
                и собаке. Нужно рассматривать её, как увлечение и не
                стремиться к абсолютному совершенству.

Юкки исполнился один год. Мы были довольны друг другом, и Юкки заменил мне Эльзу. Я так полюбил Юкки, что не жалею сил и средств и времени для его воспитания, обучения и физического развития.

Я решил  заниматься на площадке в Чертаново, где проходила дрессировку Эльза. Эта площадка  в теперешнем состоянии мне не понравилась, и я познакомился с Ольгой, инструктором соседней площадки. Посмотрел, как проходят занятия. Организация занятий была такой же, как у Елены, с которой я дрессировал Эльзу. И мы с Юкки начали заниматься.
 
Перед занятиями сделал контрольную проверку. Юкки выполнял практически все навыки ОКД, кроме апортировки, но не очень чётко и без отвлекающих факторов.

Начали занятия с Ольгой. Юкки сильно отвлекался на собак. Я это отношу на его социальную депривацию. Ольга мало объясняла, собак располагала по кругу, что способствовало отвлечению собак и разборкам между кобелями. Навыки Юкки закрепились, выдержки стало больше, но он сильно возбуждается на площадке. С суками заигрывает, с кобелями – разборки.

Дома я практиковал занятия с Юкки около местных собак, находящихся за забором, для развития выдержки. И получил хороший результат.

Ольга стала болеть, и её заменила инструктор Люба. Люба – это чудо, записал я в дневнике!  Всё начали с нуля. Собаки у Любы располагаются в линию, что уменьшает их отвлечение. Юкки стал на занятиях спокойнее, прекратились разборки с кобелями.

Люба много объясняла по методике дрессировки, учила понимать, какими должны быть соотношение любви и твёрдости и правильный выбор времени подкрепления собаки.

Мне нравится её постановка:
давать собака право на ошибку и вовремя корректировать,
избегать механики,
использование оперантного метода дрессировки,
навык вырабатывается, когда смысл задачи понятен, а результат приятен,
не торопиться, быть настойчивым и последовательным,
думать – почему нет прогресса, возвращаться при необходимости назад,
развитие, динамика, новизна, интерес собаки,
команда должна быть всегда выполнена, иначе из доминанта я превращаюсь в товарища по играм.

Очень долго ставили апортировку. Я думал, что  Юкки не обучится этому сложному навыку. Но всё получилось! Прошло десять занятий, пока он стал апортировать удовлетворительно.

Люба научила пользоваться бросковой цепью. Она оказалась очень действенным отрицательным подкреплением. Ещё я использую погремушку из консервной банки с монетами – очень помогает приводить Юкки в чувство!

Дома я шесть дней в неделю отрабатывал полученные навыки и установки инструктора. Каждый день тренирую условное торможение: нет (нельзя), выдержка, неожиданная команда, комплекс, безразличие к посторонним, приём пищи только по команде «можно». Пытаюсь усилить подвижность процессов возбуждения и торможения у Юкки и уравновесить их. Но возможно ли это?

В итоге восьми месяцев занятий Юкки прошёл испытания по ОКД и даже получил диплом 1 степени, набрав 95 баллов из 100!

Люба много дала и мне, и Юкону, и я ей очень благодарен.

Результат подготовки Юкки:
послушен, с ним комфортно и дома, и на прогулке,
подзыв при отсутствии отвлечений – 99%,  от собак, ежа, людей – 95%,
не могу запретить гоняться за котами и птицами,
не могу отозвать от некоторых сук,
пищу, гадости не подбирает,
хорошо ходит рядом и на поводке, и без поводка,
команды «сидеть, стоять, лежать» и «место» выполняет на расстоянии 20 - 30 м,
хорошо апортирует поноску весом  до 900 г,
выполняет команду «сидеть» на подзыве,
выдержка удовлетворительная,
выстрелов не боится.


6. Защита

                Мы ждём, что инструктор нам скажет – надо
                делать то-то и так-то, чтобы достичь результата.
                Ждать этого  нужно, но надо думать и самому.

                Если мы недовольны своей собакой, значит
                слишком  многого требуем от неё и от себя.

Я решил вернуться к дрессировке Юкки по защитно-караульной службе.
Инструктор Виктор, посмотрев собаку, сказал, что в схему она не вписывается, и  ничего не обещает. На третьем занятии Юкки начал активно облаивать Виктора и отнимать жгут. Решили продолжать и не торопиться.

Дома я активно занимался с Юкки играми, развивающими потребность в свободе и преодолении. Ведь агрессивное поведение возникает на основе этой потребности и при угрозе удовлетворению доминирующей потребности. Играем на перетяжку, в ну-ка отними, догони, достань, «голос».

Для повышения социального статуса в день перед занятиями часто беру Юкки в дом. Ведь когда он находится в вольере или на участке, а мы - дома, его статус в нашей «стае» - пограничник.

Пограничник в собачьей стае находится на её периферии (высокоранговые собаки его близко не подпускают к местам отдыха и питания) и лаем извещает стаю об опасности. В разборках, драках с «нарушителем  границ» пограничник не участвует – это роль высокоранговых собак. Часто собаки с хорошими служебными качествами плохо работают по «защите» рядом с хозяином, чрезмерно подчёркивающим свою доминантность (передавливающим собаку). В этом случае собака ведёт себя, как пограничник, – пусть доминант разбирается с нападающим фигурантом сам.
 
На пятом занятии Юкки взял мягкий рукав хорошим хватом, а на шестом занятии Юкки работал уже на пуске. Очень сильно возбуждается, и его трудно снять с рукава фигуранта. Вскоре Юкки стал работать на жёстком рукаве.

На пятнадцатом занятии  инструктор сказал, что он доволен работой собаки, что норматив ЗКС Юкки выполняет.

На девятнадцатом  занятии Виктор сказал, что по защите для испытаний мы сделали всё и начал отрабатывать охрану предмета.

На этом занятии в моё отсутствие (ходил машину проверять) на Юкки, находившемся на привязи, напала собака. Мне об этом сообщил хозяин агрессора. Повреждений не было.

Юкки сильно возбуждается на занятиях – и на инструктора, и на собак. После нападения он стал истеричен. Я так расшифровываю его возбуждение: он лает на высоком тоне, рвётся – не может реализовать своего желания  быть в контакте с собаками, разбираться с кобелями и вместе бороться с Виктором.

На двадцатом занятии Юкки был передавлен Виктором и Любой. Они решили вытянуть его на максимум, но неудачно. У Юкки сорвался «пуск»! Он стал бояться фигуранта в лобовой атаке на пуске.

Пик пройден и мне хочется  вернуться назад,  восстановить «пуск», пусть даже при мягких условиях. Как учила Люба, конечный результат должен быть всегда позитивным. И, наверное, на этом можно закончить занятия по защите.

Удастся ли восстановить «пуск»? У меня терпения хватит, но нужно ли это мне и Юкону? Нужно!

Виктор сделал очень много для Юкки. Я и не ожидал таких успехов.!

Я понимаю, от меня мало, что зависит в развитии защитных качеств собаки. Они или есть, или их нет. И есть их предел для каждой собаки. Я могу только развивать уверенность Юкки.

Во всяком случае, демонстрировать агрессивное поведение Юкки умеет, а по жизни этого нам с ним вполне достаточно.
 
И всё-таки у меня остаётся неясность, где граница между страхом, смелостью, трусостью и целесообразным поведением собаки?

Наследием, полученным Юконом от многих поколений canis lupus и собак является страх. Не всё позволено. Юкки знает, что в его мире существует множество ограничений и запретов. Эти ограничения и запреты являются законом. Повиноваться закону – значит избегать боли и всяких жизненных осложнений. И об этом он даже не размышляет.

Существует термин «тактика лайкоидов». Я ходил на охоту с лайкой. Видел, как она нападает и тут же отпрыгивает. Она никогда не вцепится в лося, не повиснет на нём. Она уворачивается от кабана. Это ведь не трусость.

Мы продолжили занятия по защите. Пуск восстановился. Хорошая реакция и сильная хватка жёсткого рукава. Не боится замахов рукой, ногой и хлыстом. Не боится щелчка хлыста. Лобовую атаку держит, но хочется добиться большей уверенности Юкки.

В итоге Юкки заработал диплом по ЗКС 2-й степени.


7. Выборка    
               
                Обучая выборке,  развиваем  интеллект собаки

Параллельно с защитой стали заниматься выборкой. Люба провела 18 занятий.

Начинали с тряпочек. Учились занюхивать. Сначала работали на пищевых запахах, потом на моём (своём) запахе с пищевыми метками, затем без этих меток. На четвёртом занятии Юкки понял, что от него хотят.

Далее стали работать на чужом запахе с пищевой меткой. Через два занятия Юкки уже отбирает хорошо. Потом перестали ставить пищевые метки. Всё понимает, но  отвлекается и иногда просто не желает работать! На восьмом занятии отбирал хорошо, и Люба даже похвалила Юкки.

Он очень отвлекается на собак, на запахи и приходится специально включать его в занятие, настраивать на выборку, выводить из ориентировочной реакции: повышение общей активности, создание доминанты подчинения, смена мотивации на игровую, закрепление игровой потребности.

Где-то на пятнадцатом занятии  по моей оплошности сорвалась выборка! Я занимался с Юкки дома, беря чужие запахи у соседей и сорвал выборку, спутав палочки и говоря Юкки «Нет» на правильно отобранную палочку. Теперь Юкки не хочет работать и делает ошибки.

Пришлось начать всё сначала. Дома занимались на тряпочках, потом на палочках с привязанными тряпочками и на пищевых запахах. Выборка восстановилась. На занятии  с Любой отбирал хорошо.

Дома ежедневно заинтересовываю Юкки палочками. Он их носит в зубах подолгу на прогулках. Играем палочкой в ну-ка отними и найди, занимаемся апортировкой палочкой. Отбирает палочку из кучи чистых палочек. Ищет палочки и с интересом. Ну, что я только с этим Юкки не делаю!

Очень долго ставим выборку, но ведь и апортировку ставили очень долго.
Приходится делать следующие выводы: задачу выборки Юкки понимает; ориентировочная реакция подавляет выработанный навык выборки; возбуждение на собак, работающих по защите, и на привлекательные запахи срывает дифференцировку; если исключаются факторы, вызывающие ориентировочную реакцию, то Юкки,  выполняет выборку.

 
8. Ещё раз о чёрном ящике
               
                А ящик то - уже не чёрный

Чтобы управлять собакой, надо быть не только умелым дрессировщиком, но и разбираться в поведении собаки и в её характере. Собака – не механизм, который можно настроить на определённую программу действий. Собака – «личность» с индивидуальными чертами характера и индивидуальными служебными качествами.

Мне кажется, что я за два года достаточно разобрался в характере и поведении Юкки и всегда знаю, что он будет делать в следующий момент, как поступит.

Юкона я отношу к возбудимому типу с преобладанием процессов возбуждения и слабым торможением.  У него сильная ориентировочная реакция.

В литературе пишут, что у таких собак: легко вырабатываются условные рефлексы,
они не выносят повторов,  дрессировку следует разнообразить игрой, подкрепление лучше использовать случайное, выборку повторами затвердить нельзя, из ориентировочной реакции переключать на пищу или игру.

Специально по литературе ознакомился с теорией дрессировки собак.
Мне было очень важно для успешной дрессировки разобраться в характеристиках высшей нервной деятельности собаки. Вот, что я понял из теории.

Характеристики нервной деятельности:
сила нервных процессов, способность к восприятию и обработке информации,
нижний и верхний пороги возбуждения, которые при сильной нервной системе можно сдвигать путём тренировки,
уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
подвижность процессов возбуждения и торможения.

В центральной нервной системе происходят два основных процесса – возбуждение и торможение. Возбуждение – состояние активности нервной системы под влиянием раздражителей. Торможение – ослабление или прекращение деятельности. Существует несколько типов торможения.
 
Торможение, которое особенно важно в случае с Юкки, бывает:

внешнее (по отношению к выполняемому рефлексу), безусловное (гаснущее и постепенно перестающее вызывать ориентировочную реакцию, неугасающее при наличии физиологической потребности, запредельное, предохраняющее нервную систему, - отказ от выполнения команд),

внутреннее, условное или выработанное, устраняющее ранее выработанные реакции и угасающее подкрепления.

У возбудимой собаки внутреннее торможение образуется труднее, чем у спокойной «тормозной».

Может происходить срыв нервной деятельности - невроз в форме возбуждения или торможения. Как правило, невроз имеет длительный характер. Причинами невроза являются: перенапряжение, запредельное торможение из-за непосильной задачи, трудная дифференцировка, быстрая смена тормозных раздражителей.

Облегчение приносит стереотипная деятельность. Это – бег по кругу, игра хвостом, просто игра, смена обстановки, отдых. Сюсюкать с собакой не следует.

Что такое ориентировочная реакция? Это прекращение текущей деятельности или снижение её эффективности и ориентация на источник, причину реакции.

Как вывести из ориентировочной реакции?
Создать доминанту подчинения, сменить потребность, например, на игровую, пищевую, оборонительную, закрепить новую потребность.

Беспричинного поведения собаки не бывает. Любое её действие вызывается потребностью. Потребности заложены на генетическом уровне. Одновременно действуют несколько потребностей. В конкурентной борьбе побеждает доминирующая.

Имеется три основные группы потребностей: жизнеобеспечения – пищевая, оборонительная, зоосоциальные – социальная, иерархическая, тетрриториальная, половая, саморазвития – исследовательская, игровая.

На потребностях и способах их удовлетворения базируются наследственные программы поведения – инстинкты.
 
Дрессировка должна проводиться с учётом потребностей собаки и с опорой на мотивации. Потребность вызывает мотивацию, а мотивация формирует программу поведения. Вызванная дрессировщиком потребность должна быть так выражена, чтобы стать доминирующей.

Теория учит: надо управлять потребностями и нужную (удобную) сделать доминантой.

Практика показывает, что очень трудно побороть ориентировочную реакцию, особенно если она связана с зоосоциальной и половой потребностями.

Теперь мне понятно, что у возбудимого «ориентировщика» Юкки трудно вырабатывать дифференцировочное торможение на выборке. Если он возбуждается посторонними раздражителями, то сразу после этого будет плохо дифференцировать. Следует, как бы «экранировать» возбудителей и снимать (снижать) ориентировочную реакцию.

При дрессировке на защиту Юкки сильно возбуждается не только на Виктора, но и на окружающих собак – ориентировочная реакция. До невроза дело, к счастью, не доходит.

Каким бы ни был мой Юкки на дрессировочной площадке, какова бы ни была польза от него, я его очень люблю. И он меня «любит и боготворит».

По послушанию мы получили диплом 1-й степени, а испытания по ЗКС прошли с результатом - диплом 2-й степени. Большего нам  не надо. Виктор говорит, что с собакой, имеющей диплом ЗКС 1-й степени не просто жить, да я и сам это знаю по опыту  с Эльзой.

 


Рецензии
Интересно про собак почитать. Открывается целый незнакомый мир.

Наталья Ромодина   25.12.2022 00:13     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за Ваши рецензии с добрыми словами.

Владимир Минцкер   26.12.2022 11:46   Заявить о нарушении