Тетя Геня и дядя Миша

  Сколько я помню, у моей мамы с тетей Геней всегда были близкие, теплые отношения, несмотря на большую разницу в возрасте - десять лет. Да и как могло быть иначе? Они были родные сестры и привыкли помогать друг другу, поддерживать в трудную минуту и радоваться в радости.
  Когда фашисты в 1941г. напали на Советский Союз, моему старшему брату было десять месяцев. Нашему папе дали трехдневный отпуск, чтобы он отправил свою семью в эвакуацию. Поезда в то время брались штурмом, несмотря на наличие билетов. Папе удалось протолкнуть в вагон мою маму, бабушку и тетю Геню, а десятимесячного Борю и вещи он передал им через окно. По дороге на восток поезд с женщинами, стариками и детьми периодически бомбили вражеские самолеты. Во время бомбежек поезд останавливался, пассажиры выскакивали из него и прятались в канавы вдоль железной дороги. Тетя Геня ложилась на Борю, прикрывая его собой, и говорила:
  - Если осколок попадет, пусть в меня, но только не в него.
  Ей тогда было четырнадцать лет.
  Надо ли говорить обо всех трудностях пути? Три года эвакуации мои родные прожили в городе Златоуст на Урале, где мама и тетя Геня работали на металлургическом заводе, а бабушка с маленьким Борей оставались дома.
  Вернувшись в 1944г. в свой родной город Канев на Украине, начали налаживать быт. Однажды на улице к маме подошел очень худой молодой парень в военной форме и сказал, что его только что выписали из госпиталя, он чужой в этом городе и не знает, что ему делать и куда податься. Это был дядя Миша. Он был ранен в ногу, рана беспокоила его всю оставшуюся жизнь. Мама привела солдата домой, там он познакомился с тетей Геней. Они полюбили друг друга и через некоторое время поженились.
  После войны папу оставили служить в Германии, он забрал к себе маму с братом. Там, через два года, родилась я. У нас сохранились фотографии, где мы: мама, брат и я (я - у папы на руках или в коляске) на фоне Магдебургских улиц. Демобилизовавшись, папа с семьей поселился в родном городе, где жили два его брата и сестра. Все это время мама поддерживала тесную связь с бабушкой и тетей Геней. Когда мои родители обосновались на новом месте, тетя Геня с дядей Мишей и дочкой Лилечкой приезжали к нам в гости, а мы ездили к ним. Дядя Миша был веселым и остроумным человеком. Кроме того, он был музыкантом, играл на всех струнных и клавишных инструментах, пел. С ним было весело и интересно.
  Вместе с тем, дядя Миша был человеком рассеянным. Когда он торопился, иногда делал ошибки. А торопился он часто. Тетя Геня рассказывала такие истории. У Лили родился младший братик, когда ей было уже одиннадцать лет, назвали его Славик. Через год его отдали в детские ясли, так как родители работали. Причем тетя Геня уходила на работу рано утром, и отводил ребенка в ясли, вернее относил на руках, дядя Миша. В этот день дядя Миша, как обычно, одел Славика в рубашечку, кофточку и штанишки, взял его на руки и принес в ясли. Там он поставил мальчика на ножки, а тот упал, отец поднял своего ребенка, тот опять упал. Воспитательница забеспокоилась:
  - Может, он у вас заболел? Надо поставить градусник.
  Температура у ребенка была нормальной, больным он не выглядел, но на ножках стоять не хотел.
  Тогда воспитательница сама занялась ребенком и обнаружила, что обе ножки его просунуты в одну штанину. Отец ребенка, второпях, этого не заметил.
  Тетя Геня работала недалеко от дома и обедать ходила домой. Как-то раз, перед тем, как уйти на работу, дядя Миша приготовил обед и оставил для жены записку в двери. В записке было написано: “Генечка! Борщ в холодильнике, котлеты на плите, ключ на столе.” Оставалось только достать его со стола. К счастью, они жили в одноэтажном доме, и через распахнутую форточку удалось открыть окно.
  Помню, я училась в пятом классе, а Лиля в шестом. Мы гостили у тети Гени и дяди Миши. Тетя Геня уложила нас с Лилей спать в одной кровати, а сама ушла к взрослым. Они сидели за столом в другой комнате и беседовали о своих делах. Мы с Лилей тоже не торопились уснуть, и завели свой разговор на интересующие нас темы. Я уже не помню, как это получилось, но мы стали выяснять, чья мама красивее. Каждая из нас с пылом и жаром, приводя неопровержимые доводы, доказывала, что именно ее мама самая красивая. Поскольку вторая сторона не внимала никаким доводам и настаивала на своем, наш спор закончился тем, что мы обе расплакались. На наш рев пришла тетя Геня. Узнав, что случилось, она улыбнулась:
  - Разве об этом спорят?! Своя мама всегда самая красивая.
  - И твоя мама, наша бабушка тоже? – спросили мы в один голос.
  - Конечно, - ответила тетя Геня и развела нас по разным кроватям.
  Когда я училась в седьмом классе, наша учительница украинского языка и литературы решила поехать с нашим классом (около тридцати человек) в Канев, посетить музей и могилу известного украинского поэта Тараса Шевченко, закрепить пройденный материал и проникнуться духом того времени. До Канева надо было ехать на двух автобусах, и мы не успевали в тот же день вернуться. Поэтому наша учительница договорилась с завучем одной из каневских школ, что мы переночуем у них в спортзале на матах, а утром уедем.
  Тарас Шевченко похоронен на высокой горе, с которой видны воды Днепра, как он просил в своем стихотворении «Завещание». Там же построили музей, куда возили школьников из разных городов Украины.
  После того, как мы осмотрели музей и побывали на могиле поэта, учительница повела нас в школу, где мы должны были ночевать. По-видимому, мы пришли слишком поздно. Школа была закрыта и в ней никого не было. Учительница не знала, что с нами делать. Мы шли по улицам города. Некоторые девочки начали плакать, говорить, что они устали. Тогда я сказала, что у меня в Каневе есть тетя. Учительница ухватилась за это, как утопающий за соломинку. В то время в редких квартирах имелись телефоны, и наше появление было для дяди Миши с тетей Геней полной неожиданностью. Учительница просила тетю Геню взять к себе на ночь пятерых девочек, которые больше всех устали.
  - С остальными мы как-нибудь перебъемся.
  - Куда же вы пойдете? Оставайтесь у нас. В тесноте, да не в обиде, - ответила тетя Геня.
  Она постелила в большой комнате на пол старые одеяла, пальто, все что могло в какой-то мере заменить матрацы. Так мы и спали. Учительнице тетя Геня постелила на раскладушке. Рано утром дядя Миша пошел в магазин, купил много хлеба. Тетя Геня вскипятила чайник. Нас напоили чаем с хлебом, и мы поехали домой. Я до сих пор с огромной благодарностью к тете Гене и дяде Мише вспоминаю этот случай. Думаю, немного нашлось бы людей, готовых на такой поступок.
  Дядя Миша был музыкантом. Он преподавал в музыкальном училище. Его уважали коллеги и студенты. Тетя Геня рассказала мне такой случай. Группа студентов была недовольна своим преподавателем сольфеджио и попросила директора училища, чтобы этот предмет вел у них дядя Миша. Директор предложил дяде Мише вести в этой группе сольфеджио, но он отказался:
  - У них есть преподаватель.
  Студентам, все-таки, удалось добиться, чтобы именно дядя Миша обучал их этой дисциплине. Когда он зашел в аудиторию, чтобы провести первое занятие, все студенты встали.
  Дядя Миша мечтал, чтобы его дети стали музыкантами. Когда Лилечке было четыре года, он начал учить ее игре на скрипке, но она сказала, что у нее пальчики болят, и не стала учиться. Младший сын Славик тоже не хотел серьезно заниматься музыкой. Даже ни один из четверых внуков, к сожалению, не пошел по стопам дедушки.
  Прошли годы. Ушел из жизни дядя Миша. Через пять лет вслед за ним ушла тетя Геня. Вместе с ними ушел их мир, такой добрый и светлый, чистый и высокий.
  Мечта дяди Миши все же осуществилась. Его правнучка играет на фортепьяно и поет. Начиная с садикового возвраста она пела в детских концертах. В школьные годы ее уже приглашали выступать на городских мероприятиях, она принимала участие в песенных конкурсах и занимала призовые места. Сейчас она учится в старших классах школы, серьезно относится к учебе. Вместе с тем, ее постоянно приглашают петь в концертах. Много времени занимают репетиции, но она справляется. А недавно она заняла четвертое место на международном конкурсе молодых певцов. Как жаль, что дядя Миша этого не увидел. Хотя, как говорит его младшая маленькая правнучка:
  - Бабушка Геня и дедушка Миша смотрят на нас с неба и радуются.
  Кто знает, может быть, это, действительно, так.


Рецензии
Сколько доброты и любви в Вашем рассказе! Спасибо!!!

Нонна Незлобина   24.06.2018 03:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.